По взглядам военного командования , успех проведения операций на театре войны может быть обеспечен лишь совместными усилиями объединённых сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил блока. При этом важная роль в завоевании и удержании инициативы в ходе операции отводится военно-воздушным силам, и в частности тактической авиации, которая наиболее эффективно может осуществлять взаимодействие с другими родами войск с применением как ядерного, так и обычного оружия. Поэтому подготовке лётного состава тактической авиации и содержанию авиационных частей в постоянной боеготовности в странах НАТО уделяют первостепенное внимание.

В учебной подготовке большое место отводится идеологической обработке лётчиков в соответствии с политическим курсом, проводимым империалистическими кругами и других стран НАТО. Для этого широко используются различные приёмы и средства оказания морально-психологического воздействия на лётный состав. Все они направлены на то, чтобы как можно лучше подготовить лётный состав для участия в агрессивных войнах, подавлении национально-освободительных движений и расправах с мирным населением, когда оно поднимает свой голос протеста против антинародной политики правящих кругов.

Хотя в данной статье эта сторона подготовки лётного состава не освещается, нужно всегда помнить, что весь процесс обучения насыщен комплексом мероприятий, рассчитанных на превращение курсантов в послушное орудие агрессивной политики НАТО.

По данным иностранной прессы, подготовка лётных кадров для тактической авиации в странах НАТО осуществляется в соответствии с принятыми в этом блоке требованиями и нормативами, по единым программам для различных родов авиации. Однако в основу обучения лётного состава положены инструкции и наставления США, в которых широко отражён опыт ведения боевых действий во Вьетнаме. Более того, на вооружении большинства стран — участниц НАТО состоит в основном однотипная авиационная техника американского производства.

В иностранной печати указывается, что процесс подготовки лётного состава в большинстве европейских стран-участниц НАТО включает четыре последовательных этапа: первоначальную подготовку в лётных школах национальных ВВС, основной курс лётной подготовки за границей, учебно-тренировочный процесс в эскадрильях ВВС своей страны после возвращения из-за границы и дальнейшее совершенствование лётного и боевого мастерства в составе эскадрилий тактических авиационных командований национальных ВВС.

Весь период обучения лётчика с момента поступления его в лётную школу и до того времени, когда он становится опытным специалистом, способным самостоятельно решать боевые задачи, занимает 4—4,5 года.

Первоначальная подготовка лётного состава. Кандидатов для первоначального обучения отбирают специальные комиссии. Помимо того что кандидаты должны быть благонадёжными и лояльными к идеалам «свободного мира», они должны иметь: подданство страны, входящей в блок НАТО, возраст 18—25 лет, рост в пределах 163—188 см, хорошее физическое развитие и образование в объёме средней школы.

Отобранные кандидаты подписывают контракты, согласно которым они обязуются служить в ВВС от 8 до 12—14 лет (в зависимости от страны). По условиям контрактов первые шесть месяцев являются испытательными. Затем кандидаты направляются для прохождения первоначальной подготовки либо в лётные школы, либо в учебные авиационные полки.

Продолжительность первоначальной подготовки в различных странах колеблется от десяти месяцев до полутора лет. Весь период обучения на этом этапе подразделяется на три самостоятельные фазы: общая подготовка (3 месяца), сержантская подготовка (3—4 месяца), лётная подготовка (4—8 месяцев).

В программу общей подготовки входит изучение уставов и наставлений (30—40 час.), стрелкового оружия (40), вооружённых сил своей страны (40—50), английского языка (60), а также специальная (100), медико-санитарная (20) и физическая (70) подготовки, караульная служба (30), стажировка в подразделениях аэродромного обслуживания (20—25 час.).

В часы специальной подготовки рекруты изучают основы радиолокации, конструкцию самолёта, самолётовождение и т. д.

Сержантская подготовка, как правило, организуется по ускоренной программе с изучением следующих дисциплин: военная педагогика и администрация (16 час.), военная психология (16), основы военной топографии (12—15), Вооружённые Силы СССР и стран Варшавского Договора (20—25), основы защиты от оружия массового поражения (40), физическая подготовка (60), тактические учения и практические занятия (20—25 час.), а также организация и тактика действий ВВС своей страны и английский язык.

В процессе прохождения сержантской подготовки производится отсев тех курсантов, которые не смогли освоить вышеназванные дисциплины, или тех, у которых проявились антивоенные настроения.

Лётная подготовка организуется на учебных поршневых самолётах. Одновременно курсанты в течение 300 час. проходят курс теоретического обучения, который содержит следующие дисциплины: самолётовождение, аэронавигация, связь, метеорология, астрономия, аэродинамика, конструкция самолёта и его оборудование, системы обеспечения безопасности полётов и английский язык. Большое внимание уделяется физической подготовке.

До начала полётов на самолёте курсант тренируется на тренажёрах. Тренировки на тренажёрах проводятся в течение 25—30 час. и заканчиваются зачётной проверкой. После овладения навыками управления самолётом на земле курсанты приступают к полётам на самолётах с инструкторами.

Программа предусматривает для каждого курсанта обязательный самостоятельный налёт не менее 25—30 час. В ходе самостоятельных полётов курсанты отрабатывают взлёт и посадку самолёта, технику пилотирования в зоне и по маршрутам, навыки в работе с наземными средствами связи и т. д.

В период первоначального обучения в зависимости от индивидуальных способностей курсанты распределяются по целевому предназначению с учётом их будущей службы в составе частей и подразделений истребительной, истребительно-бомбардировочной или разведывательной авиации.

После завершения первоначальной подготовки курсантам присваивают сержантские звания и их направляют для прохождения дальнейшей лётной подготовки в США или Канаду, либо в офицерские училища своей страны. Курсанты, успешно завершившие обучение за границей, становятся лётчиками ВВС на период действия контракта, а окончившие офицерские училища — кадровыми офицерами ВВС.

Основной курс лётной подготовки за границей. В большинстве европейских стран—участниц НАТО отсутствуют соответствующие условия для проведения подготовки лётного состава на современных боевых реактивных самолётах. Поэтому такие страны, как , , , Португалия и , направляют свой лётный состав на обучение главным образом в США, а и — в Канаду. В США для этих целей используются следующие авиабазы и учебно-тренировочные центры ВВС: Муди (штат Джорджия), Крейг (штат Алабама), Ванс (штат Оклахома), Рис, Уэбб, Рандольф, Лауглин, Ларедо и Шеппард (штат Техас), Вильямс и Льюк (штат Аризона).

Процесс подготовки лётчиков за границей делится на два этапа. На нервом этапе изучается теоретический курс (195 час.), техника пилотирования и групповая слётанность на учебно-тренировочном самолёте Т-37, на котором каждому курсанту требуется налетать 132 час. На втором этапе также даётся теоретическая подготовка (130 час.), проводятся тренировки на тренажёрах (50 час.), совершенствуется техника пилотирования и групповая слётанность на учебно-тренировочном самолёте Т-38. Необходимый налёт на этом самолёте для каждого курсанта составляет 130 час.

При отработке элементов техники пилотирования особое внимание уделяется качеству их выполнения. Каждый полёт критически обсуждается командирами и инструкторами, производится подробный разбор отдельных его этапов с выставлением общей оценки за вылет. К моменту завершения курса обучения на основании этих оценок составляется лётная характеристика на каждого молодого лётчика, в которой отражаются его сильные и слабые стороны.

Одновременно с учебной программой лётный состав может проходить переучивание на новые типы самолётов, поступающих на вооружение стран НАТО.

На завершающем этапе обучения, который может длиться до восьми месяцев, лётный состав обязан пройти курсы специального обучения, рассчитанные на 374 час. и связанные уже с выполнением конкретных задач каждым лётчиком (воздушные стрельбы, бомбометание, перехват, воздушный бой, воздушная разведка и т. д.). Например, от обучающихся в США на этом этапе требуют налетать на самолётах TF-104F и F-104C до 100—125 час.

Программа курса лётной подготовки завершается приобретением практических навыков в действиях во время вынужденного покидания лётчиком самолёта, летящего над морем.

Общее время пребывания лётного состава на подготовке в США достигает 63—64 недели. После этого лётчики возвращаются в свои страны.

Учебно-тренировочный процесс в эскадрильях ВВС своей страны после возвращения из-за границы. Этот процесс предусматривает изучение общей воздушной обстановки на Европейском театре войны, включает освоение навигационных и метеорологических условий, а также условий базирования, рассредоточения, воздушного движения и т. д.

Например, лётный состав ВВС ФРГ, возвратившись из США, направляется в 10-ю школу боевого применения самолётов в г. йевер для дополнительной лётной подготовки в сложных метеорологических условиях. В программу школы включены теоретические занятия (50—55 час.), тренировки на тренажёрах (15—20 час.) и полёты на самолётах F-104G с налётом для каждого лётчика 35 час.

Одним из важнейших факторов квалифицированного обучения лётного состава полётам на современных сверхзвуковых самолётах, по мнению командования НАТО, является высокий профессиональный уровень инструкторского состава. К нему предъявляются высокие требования. Чтобы стать лётчиком-инструктором для обучения курсантов из стран НАТО, нужно иметь налёт на самолётах не менее 2000 час. и работать в качестве инструктора в авиационных училищах национального подчинения не менее трёх лет.

Все лётчики-инструкторы, допущенные к обучению курсантов, обязаны закончить специальные курсы при учебных центрах ВВС США. На этих курсах инструкторский состав получает теоретические знания и практические навыки в обучении молодых лётчиков. Главное внимание при этом уделяется отработке методики проведения предполётной подготовки и послеполётного разбора. В целом курс по подготовке инструкторского состава длится около трёх месяцев, в течение которых выполняется около 50 полётов на самолётах с налётом до 60 час. для каждого инструктора.

После завершения курсов инструкторы через каждые полгода проходят теоретическую и лётную проверку в авиационных частях с целью контроля за состоянием их общего и профессионального уровня развития. На вопросы совершенствования предполётной подготовки и послеполётного разбора отводится 165 час. Кроме того, инструкторы осваивают методику обучения на тренажёрах, учатся оценивать результаты стрельбы из фотокинопулемётов, приобретают навыки руководителей полётов на полигонах.

Совершенствование лётного и боевого мастерства лётчиков в составе строевых авиационных частей. Прибыв по назначению в строевую часть, лётчик проходит программу ввода в строй, предусматривающую теоретические занятия около 100 час., тренировку на тренажёрах в течение 7—10 час. и налёт на самолёте 15 час. Программа ввода в строй завершается сдачей теоретических зачётов и выполнением контрольных проверок по технике пилотирования и боевому применению, после чего лётчик зачисляется в штат и приступает к выполнению заданий в соответствии с планами лётно-тактической подготовки части.

Согласно сообщениям иностранной прессы, план лётно-тактической подготовки частей включает выполнение определённых заданий как одиночными экипажами, так и в составе звеньев и эскадрилий.

Одиночные экипажи выполняют упражнения по технике пилотирования на больших, средних и малых высотах в простых и сложных метеорологических условиях, отрабатывают маневры при ведении перехватов и воздушных боев, а также упражнения по использованию средств спасения при вынужденном покидании самолёта в воздухе. Кроме того, в число их задач входит освоение аэродромной сети собственной страны и сопредельных стран—участниц НАТО, изучение радионавигационной обстановки, средств обеспечения безопасности полётов, условий ориентирования в полёте и действий в сложных условиях воздушной и наземной обстановки. Для каждого лётчика, летающего на определённом типе самолёта (истребителе, истребителе-бомбардировщике или разведчике) задачи конкретизируются в соответствии с предназначением самолёта.

Плановым годовым заданием для лётного состава тактической авиации стран—участниц НАТО каждому экипажу предусматривается налетать в среднем 150—200 час.

В основе программы подготовки лежит участие лётного состава в учениях и ежегодных состязаниях. Учения проводятся или только в составе авиационных частей или совместно с сухопутными и военно-морскими силами.

Из наиболее крупных учений войск стран—участниц НАТО с широким участием американских ВВС следует отметить ежегодные учения и «Крестид кэп». Они сопровождаются переброской по воздуху из США в Европу частей и подразделений ВВС и сухопутных сил США.

Состязания, во время проведения которых демонстрируется мастерство лётного состава, являются одним из видов боевой подготовки. В них могут участвовать не только отдельные экипажи, но и звенья, эскадрильи и даже авиационные крылья.

В иностранной прессе не раз сообщалось о состязаниях экипажей разведывательной, истребительно-бомбардировочной и истребительной авиации, проводимые ежегодно во 2 и 4 ОТАК. Например, в мае 1970 года на аэродроме Деелен (Нидерланды) во время подобных состязаний экипажей разведывательных самолётов 2 и 4 ОТАК под наименованием «Ройял флэш» проверялась эффективность действия самолётов на малых высотах по обнаружению различных наземных целей (мостов, плотин, скоплений танков в лесу, отдельных пусковых установок ракет и артиллерийских орудий). Каждому экипажу ставилась задача — разведать в ходе одного вылета не менее трёх таких целей, причём одна из целей находилась в Бельгии, другая — в Великобритании и третья — в ФРГ. На подготовку к вылету экипажам отводилось 35 мин. с момента получения задачи. Высота полёта устанавливалась в 150—200 м, скорость полёта — 800 км/час, скорость фотографирования — 15 кадров в секунду при выдержке 9/1000 сек. После посадки каждый экипаж должен был устно доложить о характере разведанных им целей, за 20 сек. снять фотокассету с самолёта и сдать её для проявления и дешифрирования. Письменное донесение с результатами дешифрирования фотоснимков должно было быть представлено командованию через 30 мин.

Несмотря на жёсткие требования, результаты ведения разведки, по оценке командования 2 и 4 ОТАК, были удовлетворительными.

В июне 1970 года на аэродроме Шпангдалем (ФРГ) состоялось очередное учение-состязание истребительно-бомбардировочной авиации объединённых ВВС НАТО с применением обычных средств поражения для проверки боевой выучки экипажей. Боевые стрельбы, пуски ракет и бомбометания по наземным целям днем и ночью выполнялись на французском полигоне Сюип. В итоге первое место и главный приз завоевала команда ВВС ФРГ.

По сообщению иностранной прессы, командование НАТО уделяет неослабное внимание подготовке экипажей самолётов к действиям в сложной обстановке, например, в случае покидания самолёта над морем, над горно-лесистой местностью и в условиях Крайнего Севера. С этой целью созданы и регулярно действуют курсы по обучению лётного состава «выживанию» на море (авиабаза Дечимоманну, о. Сардиния) и в полярных условиях (в Северной Норвегии).

В частности, на авиабазе Дечимоманну курсанты изучают использование спасательных жилетов, надувных лодок, аварийных радиопередатчиков и химикалиев для опреснения морской воды, а также различные способы преодоления жажды, голода, холода и т. д. Во время тренировок в полярных условиях лётный состав учится ходить на лыжах и изготовлять их, ориентироваться на местности, защищаться от холода, добывать пищу, строить и оборудовать ночлег, оказывать самопомощь и взаимопомощь.

В заключение следует подчеркнуть, что подготовка лётного состава европейских стран — участниц НАТО строится на определённой плановой основе с учётом различных климатических и местных условий Европейского театра войны. В значительном объёме она проводится под руководством американских специалистов и на американской авиационной технике, что, естественно, накладывает свой отпечаток и на моральное состояние лётчиков, которые также воспитываются в духе экспансионистской политики империалистических кругов США.

Добавить комментарий