Проблему борьбы с самолётами противника, действующими на малых и предельно малых высотах, нельзя считать совершенно новой. Однако в связи с ростом скоростей военных самолётов, позволяющих им внезапно появляться над полем боя или за сравнительно короткое время достигать объектов атаки, с одной стороны, и возросшими возможностями ПВО по своевременному обнаружению и поражению низколетящих самолётов противника, с другой — перед зарубежными военными специалистами, как отмечается в иностранной печати, встают вопросы, от решения которых зависит успех борьбы с авиацией противника, действующей на малых и предельно малых высотах. Исходя из вышесказанного, военное командование в целях агрессивных приготовлений совершенствует все звенья системы противовоздушной обороны.

По мнению некоторых иностранных специалистов, поражение низколетящих самолётов противника будет во многом зависеть от умелой организации ПВО сухопутных войск и оснащения их эффективным лёгким зенитным оружием. Такого же мнения придерживается и автор публикуемой ниже с некоторыми сокращениями переводной статьи, который занимал в зенитных частях бундесвера ряд командных должностей. В частности, при рассмотрении проблемы борьбы с низколетящими самолётами противника он анализирует различные факторы, которые благоприятствуют действиям авиации противника на малых высотах и затрудняют ПВО территории и войск. В статье кратко рассматриваются и некоторые системы зенитного оружия, принятие которых на вооружение сухопутных войск бундесвера позволило бы, по мнению автора, усилить противовоздушную оборону войск в зоне боевых действий.

Благодаря достижениям в области радиоэлектронной техники защита воздушного пространства на больших высотах теперь не представляет сложной проблемы, в то время как борьба с воздушным противником, действующим на малых высотах, является слабым местом в системе ПВО НАТО.

Местность благоприятствует действиям авиации противника. Горные массивы в приграничной зоне — Гарц, Тюрингенский Лес и Богемский Лес — могут позволить самолётам противника, несмотря на большое количество электронных средств воздушного обнаружения и постоянно находящиеся на стартовых позициях объединённой системы НАТО ЗУР и , скрытно перелететь государственную границу на малых высотах и, используя рельеф местности, в течение нескольких минут достичь любого пункта передовой зоны боевых действий. В ходе проведённых крупных учений ПВО были установлены районы, которые являются наиболее слабым местом в противовоздушной обороне НАТО.

Около 60% территории ФРГ покрыто лесом или имеет гористый рельеф. Поэтому самолёты противника, совершая полёты непосредственно у поверхности земли и используя складки местности, могут очень удачно избежать обнаружения нашими радиолокационными станциями не только у границы, но и над обширными районами всей страны. РЛС, ведущие наблюдение за воздушным пространством ФРГ, способны обнаружить цели, которые летят на высотах более 1000 м, на дальностях несколько сот километров от государственной границы. Ниже этой высоты, то есть на малых или предельно малых высотах полёта, отметки от самолётов на экранах радиолокационных станций появляются на короткое время и только в тех случаях, когда цели пролетают в непосредственной близости от РЛС. Это затрудняет определение их местоположения.

Полёты на малых высотах представляют для лётного состава очень сложную задачу. Они требуют глубоких знаний аэродинамики, лётно-технических характеристик своего самолёта и физических законов полёта у поверхности земли. Чем меньше высота полёта, тем больше расход воздуха и скорость истечения газов, а как следствие этого — и расход топлива. При полёте самолёта на малых и предельно малых высотах сокращается дальность и продолжительность полёта, экипаж и самолёт испытывают максимальные нагрузки.

Несмотря на то что в настоящее время самолёты оснащены современными средствами навигации и электронными приборами, их применение в условиях полёта на малых высотах ограничено из-за сокращения дальности связи. У самолётных радио- и радиолокационных станций в результате влияния рельефа местности появляются «мёртвые зоны», что часто приводит к нарушению связи между самолётами и наземными органами управления, а также между экипажами. В таких условиях лётчику очень трудно ориентироваться, даже несмотря на наличие радиопеленгаторов. Достаточно на несколько секунд отвлечься от наблюдения за местностью и можно пропустить важные характерные ориентиры. Лётчик вынужден рассредоточивать своё внимание, наблюдая за местностью и за показаниями приборов, а это заставляет его постоянно находиться в большом напряжении. Трудность для лётчика состоит и в том, что при истинной высоте полёта 100 м высотомер часто даёт завышенные показания по сравнению с действительными. Ошибка в измерении барометрического давления лишь на 1 мм вызывает отклонение в показаниях высоты на приборе около 10 м.

Лётный состав ВВС ФРГ почти не имеет возможности тренироваться в выполнении полётов на малых высотах в зоне ответственности НАТО в Европе. Поэтому большинство таких полётов проводится над морем и в пустынных районах над территорией .

Способы поражения наземных целей с воздуха зависят от вида применяемого боеприпаса. Управляемые ракеты класса «воздух — земля» тактического назначения пускаются с самолёта на высоте несколько тысяч метров на расстоянии до цели около 4000 м, а затем наводятся на неё. В данном случае зенитные орудия прикрытия наземного объекта не успеют даже открыть огонь. Фугасные авиационные бомбы, неуправляемые ракеты и бортовое пушечное вооружение самолётов применяются с расстояния от 400 до 1200 м до цели с планирования или пикирования. Если полёт происходит на малой высоте, то перед целью самолёт должен набрать высоту порядка 1000 — 3000 м, что создаёт выгодные условия для работы средств ПВО объекта. С помощью вертолётов и транспортных самолётов противник может выбросить десант и разведывательные группы в зоне боевых действий и быстро создать опасные очаги сопротивления. Можно предположить, что авиация противника будет применять именно эти тактические приёмы.

Следует ожидать, что самолёты противника будут наносить удары по объектам как в зоне боевых действий, так и в зоне коммуникаций. Даже если бы наша авиация имела частичное превосходство в воздухе, то она все равно была бы не в состоянии воспрепятствовать вторжению воздушного противника на малых высотах.

Из состава ВВС ФРГ в систему ПВО НАТО передано две эскадры самолётов F-104G , шесть дивизионов ЗУР «Найк», девять дивизионов ЗУР «Хок» и три полка связи.

Ещё в 1969 году командование бундесвера планировало усилить противовоздушную оборону объектов на аэродромах базирования авиации ВВС и ВМС, закупив зенитные пушки и радиолокационные станции обнаружения низколетящих целей. Министр обороны заявил в бундестаге о поставках 1560 20-мм спаренных зенитных пушек для ВВС и 550 таких же пушек для ВМС, В 1970 году количество 20-мм спаренных зенитных пушек, закупаемых для ВВС, было увеличено до 1650 единиц. Они должны быть поставлены в войска до 1974 года. Однако эти зенитные средства смогут в лучшем случае усилить непосредственное прикрытие объектов от ударов с воздуха. Их использование не решит проблему борьбы с авиацией противника на малых высотах. Для того чтобы заставить самолёты противника совершать полёты на больших высотах (в результате чего они должны попасть под удар средств ПВО), необходимо огневое воздействие подразделений сухопутных войск, расположенных на передовых рубежах зоны боевых действий.

Сухопутные войска будут подвергаться нападению авиации противника во время их выдвижения, а также на передовых позициях. В состав каждой дивизии входит зенитный дивизион, который имеет батарею 40-мм зенитных пушек типа L70 и три батареи 40-мм спаренных зенитных самоходных установок типа L60. Предусматривается объединить батареи 40-мм зенитных пушек L70 в корпусной зенитный дивизион. Бригады не располагают зенитными подразделениями. Части и подразделения сухопутных войск обеспечивают свою противовоздушную оборону за счёт использования штатного оружия, предназначенного для борьбы с низколетящими самолётами противника.

40-мм спаренная зенитная самоходная установка М42, состоящая на вооружении подразделений ПВО сухопутных войск, давно устарела и требует замены. Ещё в 1957 году предусматривалось перевооружить зенитные дивизионы сухопутных войск 30-мм спаренными зенитными самоходными, установками. Однако это не было сделано по неизвестным причинам.

Уже несколько лет тому назад на выбор командования сухопутных войск бундесвера были представлены проекты фирм «Рейнметалл» и , предлагающих соответственно 30-мм и 35-мм спаренные зенитные самоходные установки на базе танка . Эти образцы имеют РЛС кругового обзора, радиолокационную станцию для обнаружения и слежения за целью, а также станцию управления огнём. Кроме того, на них установлены системы опознавания «свой—чужой». Видимо, будет принято решение о закупке 35-мм спаренной зенитной самоходной установки фирмы «Эрликон». А в ближайшие годы части и подразделения сухопутных войск не будут располагать надёжными зенитными средствами для поражения низколетящих самолётов противника. Имеющееся в настоящее время в войсках малокалиберное зенитное автоматическое оружие и в будущем явится наиболее действенным средством для поражения низколетящих воздушных целей.

Борьба с низколетящими самолётами противника при помощи зенитных средств сухопутных войск в условиях покрытой лесом и гористой местности является очень сложной задачей, так как времени на подготовку к открытию огня очень мало. Даже современные радиолокационные средства, которым требуется всего несколько секунд на вычисление исходных данных для стрельбы, не успевают вступить в действие. При скорости 250 м/сек самолёт пролетает 1 км за 4 сек. и очень быстро выходит из зоны досягаемости огня зенитной артиллерии. Поэтому для сухопутных войск важно иметь на вооружении лёгкие и подвижные зенитные пушки. Заказанные командованием ВВС фирме «Рейнметалл» 20-мм спаренные зенитные установки могут поражать самолёты на расстоянии до 2000 м, при этом их поворотный и подъёмный механизмы с гидравлическими устройствами обеспечивают наведение стволов на цель со скоростями 100 град/сек в горизонтальной и 55 град/сек в вертикальной плоскостях. При расчётной скорострельности каждого ствола 1000 выстр/мин и наличии совершенного прицела эта пушка обеспечивает достаточно высокую вероятность поражения воздушных целей. Вес зенитной установки 1,6 т, она может транспортироваться грузовым автомобилем (на прицепе) или вертолётом (на внешней подвеске).

Одноствольная 20-мм автоматическая зенитная пушка обладает в основном такими же тактико-техническими характеристиками, как и спаренная зенитная установка. Пушка имеет небольшой вес, так что два человека легко могут перемещать её на местности. Кроме того, она перевозится на любом грузовом автомобиле, из кузова которого можно вести прицельный огонь. Преимуществом этого образца зенитной пушки является то, что при стрельбе из неё используются такие же снаряды, которые применяются для стрельбы из 20-мм пушек, установленных на бронетранспортёрах. Зенитная пушка проста в обслуживании, для её эксплуатации не требуется длительного обучения личного состава.

Обычно самолёты противника совершают полёт к цели по прямолинейному маршруту и только в районе объекта атаки осуществляют соответствующий противозенитный маневр. Если расположить зенитные средства на всем протяжении предполагаемого маршрута полётов самолётов противника, то можно обеспечить их поражение на всем этом маршруте до цели и обратно. При этом для стрельбы по воздушным целям необходимо использовать и 20-мм пушки, установленные на разведывательных танках, бронетранспортёрах, а также находящиеся в распоряжении рот батальонов пехотных и горнопехотных бригад.

Зенитные артиллерийские дивизионы дивизий должны располагать зенитными самоходными установками с радиолокационными станциями орудийной наводки для борьбы с авиацией противника в ночное время и в любых метеорологических условиях.

Кроме того, необходимо разработать и довести до личного состава сухопутных войск простейшие опознавательные признаки своих самолётов и самолётов противника, способных совершать полёты на малых высотах. При большой скорости полёта и идентичности конструктивных форм самолётов зенитчикам и тем более пехотинцам тяжело отличить государственную принадлежность низколетящего самолёта.

Добавить комментарий