Империалистические круги и Великобритании в своих агрессивных планах всегда отводили и отводят первостепенное место району Персидского залива. Их повышенный интерес к этому району вызван главным образом наличием здесь огромных запасов стратегического сырья, особенно нефти. Немаловажным фактором является также расположение его около границ Советского Союза и в непосредственной близости от арабских стран, идущих по пути независимого развития.

По сообщениям иностранной печати, на страны зоны Персидского залива приходится свыше 65% запасов нефти всего капиталистического мира и около половины её добычи. Ежедневно отсюда экспортируется свыше 20 млн. баррелей нефти (1 баррель равен 159 л). На ближне- и средневосточной нефти работает почти вся промышленность Западной Европы, ею обеспечиваются вооружённые силы стран — участниц агрессивного блока , а также 6-й и 7-й флоты США.

К 1980 году США планируют вывозить из этого района половину потребляемой ими нефти — до 12 млн. баррелей в сутки. Основную часть импорта будут обеспечивать Саудовская Аравия и .

До недавнего времени в странах зоны Персидского залива, являвшихся протекторатом Великобритании (Договорный Оман), как и во всем районе «к востоку от Суэца», безраздельно господствовал британский империализм. Это господство базировалось на политической и экономической зависимости слаборазвитых стран зоны залива от Великобритании и подкреплялось присутствием английских войск, выполняющих здесь жандармские функции. Как писала зарубежная пресса, делала «слишком сильный акцент на военные методы защиты своих интересов в заморских странах».

После второй мировой войны соотношение сил в мире изменилось в пользу социализма. Это создало благоприятные условия для развития национально-освободительной борьбы в мире, в том числе и в зоне Персидского залива. Под влиянием этой борьбы, а также больших финансовых затруднений лейбористское правительство Великобритании приняло решение о выводе к концу 1971 года своих войск из районов «к востоку от Суэца» и ликвидации дорогостоящих военных баз в зоне Персидского залива.

Первоначально Великобритания планировала вывести свои войска из зоны залива после объединения всех девяти княжеств Договорного Омана в федерацию. Однако после продолжительных переговоров правительства Бахрейна и Катара летом 1971 года объявили свои княжества независимыми суверенными государствами. 2 декабря 1971 года было образовано государство Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ). В него вошли шесть княжеств Персидского залива: Абу-Даби, Дибай, Фуджейра, Шарджа, Аджман и Умм-эль-Кайвайн. 11 февраля 1972 года к ним присоединилось княжество Рас-эль-Хайма.

Выведя основную часть своих войск к концу 1971 года, британский империализм и на этот раз оказался верен своему принципу «уйти, чтобы остаться». Он использовал новые лазейки и различного рода военно-политические махинации, сыграл на существующих между княжествами противоречиях. Колониальные договоры с эмиратами Персидского залива были заменены «соглашениями о дружбе и сотрудничестве», в которые англичане протащили оговорку о «жизненно важной заинтересованности Великобритании» в делах зоны Персидского залива, а также обязательство со стороны правительств княжеств консультироваться с ней по всем проблемам внешней политики.

Английские правящие круги обязались оказывать этим странам военную и техническую «помощь», направлять своих инструкторов и советников для обучения местных войск и обслуживания различных систем оружия и боевой техники, посылать свои подразделения для проведения совместных учений и т. д. С этой целью на бывших английских базах были оставлены крупные склады оружия и военной техники.

Большие надежды империалисты Великобритании возлагают на Объединённые Арабские Эмираты, в которых ключевые посты занимают английские советники, а в вооружённых силах бывшего протектората «по контрактам» служат английские офицеры.

Особое место среди стран зоны Персидского залива занимает Оман, где англичане сохранили широко разветвлённую систему военных баз и центров. Первостепенное значение отводится военно-воздушной базе на о. Масира, занимающем выгодное стратегическое положение у входа в Персидский залив.

Английские военно-воздушные базы и взлётно-посадочные площадки сохраняются в ряде мест на Аравийском п-ове, в их числе главная оперативная база в административном центре провинции Дофара—Салале. Кроме того, на территории Омана имеются военные центры и лагеря, где сосредоточены контингенты английских войск, принимающих активное участие в подавлении национально-освободительного движения в Дофаре.

Армия Омана оснащается английским оружием и боевой техникой новых образцов, включая современные корабли (четыре крейсера, эсминец), самолёты и вертолёты различных типов. По сообщению иностранной печати, султан Омана Кобус недавно подписал два контракта на сумму 170 млн. долларов, согласно которым Великобритания поставит Оману 12 самолётов и зенитных ракетных комплексов ».

Правительство Великобритании активизирует мероприятия по наращиванию военного потенциала Омана и усилению противовоздушной обороны прибрежной зоны на оманском берегу Ормузского пролива и других районов княжества. По сообщению газеты «Нью Йорк таймс», основу ПВО Омана составят английские ЗРК , поставку которых планируется завершить к 1978 году. В интересах ПВО намечается задействовать также самолёты «Ягуар».

По заявлению оманских военных кругов, зенитные ракеты «Рапира» предназначены для обеспечения прикрытия с воздуха находящихся здесь войск (в том числе и английского персонала), а также судов и военных кораблей в Ормузском проливе, который зарубежная печать называет «Гибралтаром нефтяного века».

Таким образом, несмотря на некоторые изменения политики «к востоку от Суэца» и сокращение войск в зоне Персидского залива, политика английского правительства в этом районе существенно не изменилась.

Но хотя британский империализм сохраняет еще значительные позиции в зоне Персидского залива, его военно-политическое влияние как «гаранта» интересов Запада начинает угасать. На смену английскому колониализму пришел американский неоколониализм.

Частичный военный уход Великобритании из зоны Персидского залива, её неспособность, по оценке иностранной печати, обеспечить желаемый «порядок» в этом районе, послужили Вашингтону сигналом к расширению там американского военно-политического господства.

Зарубежная печать писала, что первоочередной задачей американские политики считают установление и укрепление своего военного присутствия как основы для утверждения неоколониализма США не только в зоне залива, но и на всем Аравийском п-ове.

Спустя три недели после вывода английских войск Соединённые Штаты подписали соглашение с Бахрейном об использовании военно-морской базы в Манаме для базирования кораблей ближневосточного командования ВМС США, состоящего из двух эсминцев и нескольких вспомогательных судов.

В американской прессе сообщалось и о том, что США вели переговоры с правительствами Омана и Великобритании о базировании своей авиации на английской базе ВВС, расположенной на о. Масира в Аравийском море. Во время визита султана Омана в Вашингтон (январь 1975 года) было заключено соглашение, в соответствии с которым США получили это право.

На страницах зарубежной прессы появилось сообщение о том, что Пентагон подыскивает земельный участок для размещения на территории эмирата Рас-эль-Хайма двух крупных баз: военно-воздушной и военно-морской. Как отмечали иностранные обозреватели, создаваемый Пентагоном стратегический плацдарм в этом районе должен стать «крайним звеном» в цепи стратегических американских баз, начинающейся на Японских о-вах и проходящей через Тайвань, Филиппины и о. Диего-Гарсия к Персидскому заливу.

Американская печать писала, что линия военных баз США, расположенных большей частью вдоль пути следования нефтяных танкеров из Персидского залива на Восток, призвана осуществить не только прикрытие поставок нефти «в случае чрезвычайных обстоятельств», но и постоянно держать под контролем обширные районы этой части земного шара, оказывать давление на внутреннюю и внешнюю политику расположенных здесь государств.

В зоне Персидского залива находится американский военный и «гражданский» персонал под предлогом обучения местных воинских контингентов. Например, в Иране работают более 2 тыс. американских военных советников и 3 тыс. представителей военного ведомства и ЦРУ, считающихся «гражданскими служащими». Около 1 тыс. бывших американских военнослужащих в Саудовской Аравии занимается обучением формирований национальной гвардии этой страны. Как заявил недавно сенатор Кеннеди, в районе Персидского залива к 1980 году по военным и другим контрактам будет находиться около 150 тыс. американцев.

Военное присутствие США в зоне залива осуществляется путём непосредственного участия американских войск в подавлении национально-освободительного движения на Аравийском п-ове. Так, они оказывают помощь султану Кобусу в борьбе против повстанцев Дофара.

Кроме того, для усиления своего влияния США продают оружие странам зоны Персидского залива. По сообщению журнала «Форин афферс», продажа американского оружия за пять лет (1971 — 1975 годы) возросла с 921 млн. до 9,3 млрд. долларов. Из этой суммы на долю стран Персидского залива в 1974 году пришлось 4,4 млрд., в 1975 году — 4.3 млрд. долларов.

Таким образом, половина продаваемого Соединёнными Штатами Америки оружия и боевой техники оказывается в районе Персидского залива, который превратился в огромный арсенал. Наиболее крупные партии американского оружия поставляются Ирану и Саудовской Аравии.

По сообщению иностранной печати, только в 1973— 1974 годах США направили Ирану новейшую военную технику на сумму 7,6 млрд. долларов. Кроме того, в начале 1975 года между США и Ираном подписано торгово-экономическое соглашение сроком на пять лет, по которому США поставят этой стране товаров, главным образом военного назначения, на 15 млрд. долларов. Сообщалось также, что США продали Ирану в последнее время еще 200 истребителей F-4, 80 новейших самолётов F-14 , базовые патрульные самолёты «Орион», около 500 вертолётов различных типов, а также военно-транспортные самолёты С-130 .

На оснащение соединений и частей сухопутных войск Ирана поступают американские танки М60А1, бронетранспортеры M113, 105-и 155-мм гаубицы, 175-мм самоходные пушки, ПТУРС , ЗУР , вертолёты армейской авиации и другое вооружение.

С помощью Пентагона быстрыми темпами осуществляется модернизация иранских ВМС. Уже сейчас в их составе имеется свыше 40 боевых кораблей, в том числе три эскадренных миноносца УРО, шесть тральщиков, четыре противолодочных корабля, 12 катеров на воздушной подушке и 16 сторожевых катеров.

В ближайшем будущем ВМС Ирана пополнятся еще шестью американскими эсминцами типа , а также тремя дизельными подводными лодками типа «Тэнг». По утверждению иностранных информационных агентств, через 5—10 лет иранские ВМС станут внушительной силой в Персидском заливе.

Соединённые Штаты Америки осуществляют реконструкцию старых и строительство новых военно-морских баз на иранском побережье Персидского залива. В частности, в Чехбахаре строится новая военно-морская база для крупных кораблей и подводных лодок. ВМБ Бендер-Аббас станет тыловой базой, на которую будут возложены функции ремонта и снабжения кораблей.

По сообщению иностранной прессы, американская компания «Рокуэлл интернэшнл» поставит Ирану для строящегося разведывательного центра полный комплект оборудования, включающий компьютеры, сложнейшую радиоаппаратуру для прослушивания и расшифровки радиопередач, самолёты радиоразведки и т. д. Для монтажа и обслуживания средств радиоразведки компания предоставит Ирану всю документацию и направит технический персонал, служивший до этого в разведывательных органах США. С помощью новейшего электронного оборудования, установленного в разведцентре, как отмечает иностранная печать, Иран получит возможность прослушивать все военные и гражданские радио-и телефонные переговоры в зоне Персидского залива, и «вполне возможно, что американская разведка также будет иметь доступ к этой информации».

В иностранной печати прошло также сообщение о том, что большую партию вооружения и боевой техники, в частности 1200 танков , Иран получит из Великобритании. Эти танки, подчеркивает пресса, будут дополнением к 750 танкам «Чифтен», которые были поставлены Ирану ранее. В последнюю партию войдут танки усовершенствованных образцов, на которых установят лазерные дальномеры и более мощные двигатели.

Иран разместил в Великобритании крупный заказ на 125 млн. фунтов стерлингов на закупку самоходного варианта ЗРК «Рапира», предназначенного для уничтожения воздушных целей на малых высотах. В заказ включена также стоимость разработки проекта ЗРК «Рапира» на рельсовой подвижной установке.

Соединённые Штаты Америки и Великобритания считают Иран наиболее надёжным партнером в зоне Персидского залива, способным защищать интересы нефтяных монополий Запада, а также противостоять развитию национально-освободительного движения в этом районе. Правительство Ирана само стремится занять господствующее положение в зоне Персидского залива после частичного ухода оттуда Великобритании и стать «гарантом безопасности и стабильности» в этом районе. Достаточно сказать, что иранские вооружённые силы вместе с английскими и американскими войсками оказывают непосредственную поддержку войскам султана Омана в боевых действиях против патриотов Дофара. По сообщению Национального фронта освобождения Омана, на стороне султана Кобуса находится несколько тысяч иранских войск, дислоцированных на территории от Ормузского пролива до западных оманских границ.

Американское оружие широко экспортируется также и в Саудовскую Аравию, располагающую самыми крупными в капиталистическом мире разведанными запасами нефти (более 20 млрд. т.) и добывающую ежегодно свыше 400 млн. т.

По расчётам американских стратегов, Саудовская Аравия — страна с монархическим режимом так же как и Иран, должна стать гарантом нефтяных монополий Запада, и в первую очередь США, в зоне Персидского залива.

Поставки американского оружия Саудовской Аравии в последние два года оцениваются более чем в 2,2 млрд. долларов, и с каждым годом эта сумма возрастает. Так, по сообщению иностранной прессы, США в ближайшее время поставят Саудовской Аравии 40 самолётов F-5E и 20 самолётов F-5F, большое количество ЗРК «Хок», а также военные корабли. Кроме того, американцы в форме межправительственных сделок продадут этой стране оружия на 4 млрд. долларов.

Соединённые Штаты принимают участие также в обучении моряков Саудовской Аравии. По заявлению представителя командования ВМС США, на американской ВМБ в Сан-Диего обучается 178 военных моряков Саудовской Аравии, которые составят костяк экипажей 23 эскортных, патрульных и других кораблей, закупленных в США.

Большие партии оружия Соединённые Штаты Америки направляют в Кувейт. Как сообщала иностранная печать, США в ноябре 1974 года заключили контракт с Кувейтом о поставках ему крупной партии оружия и боевой техники (в том числе 36 самолётов А-4 и более 20 пусковых установок ЗРК «Хок») на сумму 450 млн. долларов. Для оказания «помощи» в освоении оружия в страну направляются американские военные специалисты. Сообщалось и о том, что министр обороны Кувейта в начале 1975 года подписал соглашение с американской компанией «Брейн Колкахун» о строительстве новой военно-морской базы на о. Файлака, на которой предполагается базирование также американских и английских военных кораблей.

В зарубежной печати сообщалось, что Пентагон вынашивает планы вооружённого вмешательства в дела стран Персидского залива. В частности, когда арабские страны в конце 1973 года использовали нефть в качестве политического оружия для разрешения ближневосточного кризиса, руководители США открыто угрожали этим странам военным вмешательством. И это был не только политический шантаж. Некоторые части сухопутных войск и морской пехоты США, как сообщала иностранная печать, проводили практическую подготовку к интервенции.

Усиление военного присутствия США в зоне Персидского залива, увеличение военных поставок странам этого района вызывает беспокойство народов мира, и прежде всего Ближнего и Среднего Востока. Это беспокойство разделяет и ряд американских политических деятелей. В частности, сенатор Кеннеди отметил, что курс на увеличение объёма американских военных поставок этому наиболее взрывоопасному району мира способствует превращению его в «наркомана гонки вооружений».

Соединённые Штаты, подчеркнул сенатор, поощряют и провоцируют гонку вооружений, создавая угрозу делу безопасности и стабильности положения в районе Персидского залива. Существует также опасность того, что США снова могут оказаться втянутыми в конфликт типа вьетнамского. Кеннеди указал на опасность того, что гонка вооружений в районе Персидского залива может распространиться также на ядерное оружие. Он заявил также, что попытки укрепить американское влияние в зоне Персидского залива с помощью поставок оружия усиливают напряженность в этом районе.

Своё военное присутствие в этой зоне США и Великобритания осуществляют также по линии блока , проводя совместные учения с вооружёнными силами входящих в него стран.

В борьбе за нефть, укрепление своих позиций в нефтедобывающих странах и за получение оттуда баснословных прибылей происходит столкновение интересов американских и английских империалистов, возникают серьезные противоречия, нередко приводящие к острым конфликтным ситуациям. Однако империалистические круги США и Великобритании всегда выступают единым фронтом против национально-освободительного движения в странах зоны Персидского залива, в борьбе с прогрессивными режимами, используя все средства, включая военные.

Вызывает тревогу миролюбивых народов и активизация подрывной деятельности пекинского руководства против национально-освободительного движения в Персидском заливе, стремление обеспечить влияние Китая в этом районе.

В то время, пишет ливанский еженедельник «Ас-Сайяд», как Советский Союз исходит из поддержки борьбы арабов за ликвидацию последствий израильской агрессии, против происков империалистических и реакционных сил, пекинские лидеры не брезгуют никакими средствами, чтобы обосноваться «у теплых вод Персидского залива, пахнущих нефтью». При этом ставка делается на открытое отречение маоистов от поддержки национально-освободительных движений в Аравии и зоне Персидского залива.

Главное препятствие на пути реализации своих агрессивных замыслов неоколониалисты США и Великобритании усматривают в принципиальной и до конца последовательной политике Советского Союза, направленной на укрепление мира на Ближнем и Среднем Востоке, помощь прогрессивным силам этого района в борьбе за достижение их странами полной политической и экономической независимости.

Конструктивные предложения Советского Союза о создании системы коллективной безопасности в Азии, в том числе и в зоне Персидского залива, находят широкое признание общественности этого района. Именно поэтому официальные круги США и Великобритании пытаются сохранить и упрочить свои позиции в зоне Персидского залива с помощью разного рода политических комбинаций, возрастающих поставок оружия и боевой техники и прямого вмешательства во внутренние дела расположенных здесь стран.

Народы стран зоны Персидского залива, как и всего района Ближнего и Среднего Востока, не скрывают своей тревоги в связи с возросшей активизацией американской и английской военщины в зоне Персидского залива и выступают с резкими осуждениями агрессивных устремлений империалистов США и Великобритании в этом взрывоопасном районе земного шара.

В условиях, когда сохраняется опасность агрессии со стороны империалистов, особенно вблизи южных границ нашей Родины, воины Советских Вооруженных Сил, глубоко сознавая свою ответственность по защите священных рубежей страны, должны самоотверженно трудиться над освоением новой техники и оружия, бдительно нести службу, крепить воинскую дисциплину, повышать организованность и ответственность за выполнение поставленных перед ними задач.

Добавить комментарий