В результате последовательного проведения в жизнь выработанной нашей партией Программы мира, конструктивного подхода Советского Союза и других стран социалистического содружества к актуальным проблемам мировой политики на международной арене в последние годы происходит поворот от «холодной войны» к мирному сосуществованию государств с различным общественным строем, от напряжённости, угрожавшей взрывом, к разрядке и нормальному взаимовыгодному сотрудничеству.

Однако существенные позитивные сдвиги в оздоровлении международных отношений вовсе не означают, что империализм проникся миролюбием. Как было подчёркнуто на XXV съезде КПСС, противники разрядки и разоружения обладают ещё немалыми ресурсами. Они действуют активно, в разных формах и с разных направлений. Хотя возможности агрессивных действий империализма теперь значительно урезаны, его природа остается прежней. До сих пор милитаристские круги капиталистических государств проводят пагубный антинародный курс, направленный на усиление военных приготовлений и наращивание темпов гонки вооружений.

В агрессивных планах подготовки войны против мирового социализма военно-политическое руководство большое значение придаёт укреплению северного фланга блока, на котором расположены и . По мнению иностранных специалистов, эти страны, имеющие выгодное военно-географическое положение (близость к территории Советского Союза и других социалистических государств, а также к важным морским коммуникациям, проходящим через Северную Атлантику и Балтийские проливы), всегда привлекали внимание натовских стратегов. Открытие богатых залежей нефти и газа в норвежском континентальном шельфе явилось новой причиной растущего интереса к Норвегии со стороны командования Североатлантического блока. Уже в 1975 году по добыче нефти (9,4 млн. т.) страна занимала первое место среди европейских государств НАТО. По данным зарубежной печати, в ближайшее время планируется довести ежегодную добычу этого важнейшего вида стратегического сырья в норвежском шельфе Северного моря до 25 млн. т.

В течение последних лет руководство блока оказывает постоянное давление на Норвегию с целью заставить её отказаться от тех взглядов, которых она придерживается в отношении размещения иностранных военных баз на своей территории. Как известно, Норвегия не дала согласия на их создание в мирное время. Тем не менее военная деятельность НАТО на её территории значительно расширилась. Так, совсем недавно в крупных учениях на севере страны впервые участвовали Боннские подразделения . предложила норвежскому правительству увеличить численность и продлить срок пребывания в стране обучаемых контингентов своей армии и построить для них склады тяжёлого вооружения. Фактически это уже ведёт к созданию иностранных военных баз в Норвегии и служит обострению напряжённости на севере Европы.

Дания расположена на стыке Северо Европейского и Центрально-Европейского ТВД. Хотя в стране нет постоянно дислоцирующихся натовских войск, но на её территории расположены командные пункты, склады, аэродромы и другие военные объекты Североатлантического блока.

Собственные вооружённые силы Норвегии и Дании невелики. Численность вооружённых сил Норвегии составляет около 35 тыс. человек (сухопутные войска 18 тыс., ВВС 9 тыс. и ВМС 8 тыс. человек), а Дании — 38 тыс. (сухопутные войска 22 тыс., ВВС 10 тыс. и ВМС 6 тыс. человек). По мнению иностранных военных специалистов, армии этих государств могут самостоятельно решать лишь ограниченные военные задачи. Однако командование Североатлантического блока придаёт определённое значение вооружённым силам Норвегии и Дании с точки зрения обеспечения деятельности ОВС НАТО в целом и поэтому настойчиво добивается, чтобы правительства указанных государств не ослабляли усилий по совершенствованию своих войск и поддержанию необходимого уровня их боеготовности. Достижению этих целей служат постоянно растущие военные расходы Норвегии и Дании.

Финансирование вооружённых сил Норвегии осуществляется в соответствии с пятилетним планом строительства вооружённых сил на 1974—1978 годы. Планом предусматривается ежегодное увеличение военных ассигновании почти на 2,3%, что, по мнению военного руководства страны, будет способствовать качественному совершенствованию вооружённых сил и повышению их боеспособности.

Распределение военного бюджета по видам вооружённых сил за последние годы показано в табл. 1.

Распределение бюджета министерства обороны Норвегии по видам вооружённых силТаблица 1. Распределение бюджета министерства обороны Норвегии по видам вооружённых сил (в млрд. крон)

Значительная часть военного бюджета направляется на содержание и боевую подготовку личного состава, а также на ремонт и обслуживание техники.

В 1976 году резко увеличатся затраты на закупку оружия и военной техники для всех видов вооружённых сил. Если в предыдущие два года они находились на уровне 650 млн. крон, то в текущем году возрастут до 815 млн.крон.

В последние годы принимаются меры по усилению противотанковой обороны частей и подразделений сухопутных войск за счёт оснащения их американскими ПТУPC .

Норвегия уже заказала 90 пусковых установок для указанных снарядов, поставка которых началась в 1975 году и будет закончена в первой половине 1977 года. Продолжают поступать в войска 20-мм автоматические зенитные пушки западногерманского производства, дальномеры и ЭВМ для систем управления огнём полевом артиллерии, радиолокационные станции, средства связи и другая техника. В целях повышения мобильности сухопутных войск приобретена и крупная партия гусеничных бронетранспортёров.

Для ВВС в 1973—1974 годах были поставлены 22 канадских истребителя CF-104. Эти самолёты проходят модернизацию, которую предусматривается завершить в 1976 году. Важнейшей частью программы технического переоснащения ВВС является одобренная правительством и парламентом закупка 72 американских самолётов F-16 для замены устаревших истребителей F-5. По сведениям иностранной печати, эти самолёты начнут поступать в ВВС страны после 1981 года. Приобретение указанных истребителей вызовет дальнейший рост расходов на закупку новой боевой техники. В текущем же году выделяются лишь сравнительно небольшие суммы на покрытие норвежской доли участия в разработке и подготовке к производству отдельных узлов и деталей самолёта F-16 на европейских предприятиях.

В 1975 году был заключён контракт на строительство для ВМС страны 14 ракетных катеров. Постройка их будет осуществляться на норвежских верфях Катера планируется ввести в состав флота в 1979—1980 годах. Кроме того, сделан заказ на два новых минных заградителя вместо заградителей типа «Гор». Последние были построены ещё в период второй мировой войны и теперь подлежат списанию.

Совместно с ФРГ Норвегия ведёт работы по созданию новой конструкции подводной лодки. Одновременно продолжается модернизация имеющихся подводных лодок типа «Коббен», предусматривающая установку на них современных систем управления огнём, акустических систем, средств связи и торпед. Выделены фонды на модернизацию и производство системы УРО класса «корабль—корабль».

Кроме упомянутых выше расходов, определённых военным бюджетом 1976 года, министерству обороны Норвегии предоставляется право заключать контракты в счёт бюджетов последующих лет. По данным зарубежной прессы, сумма всех контрактов к концу 1976 года может достигнуть 3,1 млрд. крон.

На капитальное строительство в интересах вооружённых сил в 1976 году предполагается затратить 265 млн. крон, из них 187 млн. выделяется по национальной программе на строительство фортификационных сооружении, складов, ремонтных мастерских, казарм, учебных помещений и т. д., а 78 млн. крон — по программе инфраструктуры НАТО на совершенствование аэродромов, строительство складов ГСМ и укрытии для самолётов.

Помимо бюджета министерства обороны, военные приготовления Норвегии финансируются также по линии дру их министерств и ведомств. С учётом ассигнований министерств юстиции, промышленности, торговли и судоходства, а также других гражданских ведомств расходы Норвегии на военные цели превысят 5 млрд. крон.

В Дании в настоящее время осуществляется всесторонняя модернизация вооружённых сил. Введён принцип комплектования основных частей и соединений военнослужащими по контракту, производится широкое обновление боевой техники сухопутных войск, ВВС и ВМС.

Военный бюджет Дании за все годы пребывания её в НАТО неуклонно увеличивался. Даже в тех случаях, когда, столкнувшись с экономическими трудностями, датские власти были вынуждены в целях оздоровления финансового положения страны идти на ограничение государственных расходов, военный бюджет, как правило, не затрагивался этими мерами. Так, в 1976//7 финансовом году (начинается 1 апреля) были сокращены по сравнению с предыдущим годом бюджеты почти всех ведомств, но бюджет министерства обороны значительно увеличился.

Данные о распределении военного бюджета по целевому назначению приведены в табл. 2.

Распределение бюджета министерства обороны Дании по целевому назначениюТаблица 2. Распределение бюджета министерства обороны Дании по целевому назначению (в млрд. крон)

Следует отметить, что фактические военные расходы, как правило, превышают первоначально планируемые. Например, в 1974/75 финансовом году по линии министерства обороны предусматривалось затратить 3,93 млрд. крон, а в результате выделения дополнительных средств фактические расходы за этот год достигли 5,08 млрд крон.

Как видно из таблицы, около 3/4 ежегодных бюджетных фондов идёт на содержание и боевую подготовку личного состава видов вооружённых сил, ремонт и обслуживание оружия и военной техники.

В военном бюджете Дании не предусматривается распределение ассигнований по видам вооружённых сил. Однако, как отмечают зарубежные специалисты, в среднем около 40% всех средств, отпущенных министерству обороны, расходуются на сухопутные войска, 30% — на ВВС, 20% — на ВМС, 4% — на хемверн и 6% — на учреждения и ведомства, подчинённые министерству обороны.

Важной составной частью проводимой модернизации датских вооружённых сил является существенное обновление их вооружения. Если раньше доля расходов на закупку оружия и военной техники, а также на строительство военных объектов систематически снижалась и в 1972 году составляла менее 12% бюджета министерства обороны, то в последние годы она постоянно возрастала и в настоящее время превысила 16%. Поскольку военное производство в Дании развито крайне слабо, оружие и военная техника приобретаются в основном за границей.

В сухопутных войсках страны намечено заменить устаревшие английские танки западногерманскими . Дания закупила в ФРГ в общей сложности 120 таких танков, с февраля текущего года они уже начали поступать в войска. Поставку всех машин планируется завершить в 1978 году. Оглашением о закупке этих танков предусмотрена возможность дополнительного заказа ещё 80 машин.

Датское командование уделяет значительное внимание совершенствованию противотанковой и противовоздушной обороны войск. С этой целью были закуплены американские ПТУРС «Тоу» и ЗУР . Для дальнейшего усиления ПВО предполагается приобрести либо систему ЗУРО , либо ЗСУ «Гепард». Однако вопрос о том, какому из двух видов оружия будет отдано предпочтение, будет зависеть в первую очередь от финансовых возможностей страны и от условий заключения контрактов. Наряду с закупкой танков и ракет проводятся мероприятия по модернизации парка автотракторной техники и усовершенствованию средств связи.

В качестве временной меры по улучшению оснащения частей сухопутных войск стрелковым оружием Дания арендовала в ФРГ 56 тыс. винтовок G-3 для замены устаревших американских винтовок «Гаранд». Первоначально планировалось приобрести крупную партию G-3, но в связи с намечаемым переходом вооружённых сил стран НАТО на стрелковое оружие меньшего калибра датское командование согласилось только на аренду указанного количества западногерманских винтовок.

ВВС Дании имеют в своём составе шесть боевых эскадрилий, оснащённых шведскими истребителями-бомбардировщиками F-35, американскими F-100, шведскими разведывательными самолётами RF-35 и американскими всепогодными перехватчиками F-104. Последние должны быть в ближайшие годы заменены истребителями F-16. Дания уже заключила контракт на закупку 58 машин этого типа (общая стоимость заказа около 2,5 млрд. крон), поставки которых ожидаются после 1980 года. Руководство ВВС страны считает, что к 1985 году возникнет необходимость заменить также и самолёты F-100, состоящие на вооружении двух эскадрилий. Как отмечают датские газеты, вместо этих самолётов на вооружение поступят также истребители F-16.

В настоящее время осуществляется широкая программа развития ВМС страны. Вскоре будет завершена постройка десяти катеров, которые предусматривается вооружить системой УРО «Гарпун» класса «корабль—корабль». В стадии строительства находятся два минных заградителя. Включить их в состав флота планируется в 1977 году. Принято решение о строительстве трёх фрегатов УРО. спроектированных в Великобритании по заказу ВМС Дании. Эти корабли должны заменить устаревшие малые противолодочные корабли типа «Тритон».

Важное значение придаётся строительству военных объектов на территории Дании, которая подготавливается для возможного использования объединёнными вооружёнными силами блока в случае войны. Как свидетельствует зарубежная пресса, с этой целью создаются мобилизационные склады вооружения, боеприпасов, ГСМ, совершенствуются аэродромы, военно-морские базы и посты радиолокационного наблюдения. Средства для реализации указанных мероприятий выделяются как по национальной программе строительства (в текущем финансовом году планируется израсходовать 114 млн. крон), так и по программе инфраструктуры НАТО (35 млн. крон).

Помимо указанных расходов министерства обороны, в 1976/77 финансовом году на военные цели намечаются ассигнования по бюджетам гражданских министерств и ведомств. В частности, 182 млн. крон предполагается израсходовать по линии министерства внутренних дел на усиление гражданской обороны. Министерство торговли выделяет средства на создание неприкосновенных запасов продовольствия, а другие ведомства проводят мероприятия по подготовке к войне промышленности, транспорта и связи.

Приведённые сведения о военных расходах Норвегии и Дании показывают, что, несмотря на свои ограниченные финансовые ресурсы и испытываемые экономические трудности, эти страны продолжают политику активного участия в мероприятиях НАТО по наращиванию военного потенциала блока и усилению его военных приготовлений.

Добавить комментарий