В сухопутных войсках основных капиталистических государств наибольшее развитие получила самоходная артиллерия, обладающая высокой манёвренностью, боеготовностью и живучестью в условиях применения ракетно-ядерного оружия. Большая часть самоходных орудий создана в 60-x годах и находится на вооружении механизированных и бронетанковых частой и соединений, составляя основу полевой артиллерии армий большинства капиталистических государств. На вооружении пехотных и воздушно-десантных частей и подразделений находятся орудия полевой артиллерии на механической тяге. Как сообщалось в иностранной печати, большинство их разработано в 40—50-х годах и уже не удовлетворяет современным требованиям, особенно в отношении дальности стрельбы и манёвренности на поле боя. Используя опыт боевою применения американскими войсками буксируемых орудии в сложных климатических и дорожных условиях во время агрессивной войны в Южном Вьетнаме, а также многочисленных учений и манёвров, военные специалисты многих капиталистических стран стали совершенствовать существующие образцы буксируемых орудий и создавать новые артиллерийские системы. Так, с конца 60-х годов активно ведется разработка новых орудий на мехгяге в США (105- и 155-мм гаубицы ХМ204 и ХМ198) и Швеции (155-мм гаубица FH77), прошла всесторонние испытания и принята в 1974 году на вооружение армии Великобритании 105 мм гаубица-пушка.
Основными направлениями совершенствования и дальнейшего развития буксируемых орудий полевой артиллерии за рубежом являются:
- увеличение дальности стрельбы;
- повышение эффективности действия боеприпасов у цели;
- увеличение манёвренности в районе боевых действий;
- уменьшение веса;
- повышение скорострельности;
- сокращение времени перевода из походного положения в боевое и подготовки к открытию огня;
- повышение надёжности при ведении боевых действий в различных условиях.
Большое внимание в странах агрессивного блока НАТО уделяется стандартизации орудий и боеприпасов. В частности, специальным соглашением, подписанным основными странами — участницами этою военного блока, предусматривается, что все разрабатываемые 155-мм орудия (основной калибр полевой артиллерии армий стран НАТО в будущем) должны иметь одинаковые баллистические характеристики, чтобы для стрельбы из них могли использоваться как штатные, так и вновь создаваемые 155-мм боеприпасы.
Увеличение дальности стрельбы артиллерии обеспечивается путем улучшения баллистических свойств орудий, применения активно-реактивных снарядов и снарядов улучшенной аэродинамической формы, а также использования более мощных боевых (метательных) зарядов.
Эффективность действия боеприпасов у цели повышается за счёт совершенствования конструкции снаряда (применение полуготовых и готовых осколков, создание кассетных боеприпасов, снаряженных боевыми осколочными элементами, а также противопехотными и противотанковыми минами) и разрывного заряда, путем оптимального выбора материала и формы корпуса и ВВ, а также применения неконтактных взрывателей, обеспечивающих разрыв снаряда в заданной точке траектории.
Иностранные специалисты считают, что одним из перспективных методов повышения манёвренности буксируемых орудий непосредственно в районе боевых действий является оснащение их вспомогательными двигательными установками, обеспечивающими самодвижение систем по пересеченной местности со скоростью 10—15 км/ч. Такие же двигательные установки используются для выполнения многих операций при переводе орудия из походного положения в боевое и обратно в походное. Опытные 155-мм гаубицы FH70 и FH77 оснащены двигателями, которые служат для самодвижения. Другой способ повышения мобильности буксируемых орудий — придание аэротранспортабельности (возможность перевозки системы, боеприпасов и расчетов вертолётами и транспортными самолётами).
Для снижения веса орудия в их конструкции широко используются лёгкие высокопрочные сплавы, а также применяются оптимальные конструктивные схемы (американская опытная 105-мм гаубица ХМ204).
В настоящее время на вооружении армий многих капиталистических государств состоят буксируемые орудия различных типов как собственного, так и иностранного производства. Большое количество орудий на механической тяге находится в стадии разработки.
В США сухопутные войска оснащены орудиями собственной разработки (калибры 105, 155 и 203,2 мм), большинство которых, как считают иностранные специалисты, устарело и подлежит в конце 70-х годов модернизации или замене новыми.
105-мм гаубица M101A1 (принята на вооружение в 1940 году) буксируется 2,5-т автомобилем, её можно также транспортировать по воздуху вертолётом. В боекомплект орудия входят выстрелы полуунитарного заряжания с осколочно-фугасными снарядами (обычными и активно-реактивными), осколочными снарядами со стреловидными убойными элементами, кумулятивными, химическими, осветительными и дымовыми снарядами. В конце 6O-х годов к гаубице был разработан двигатель «Терра-Стар», который обеспечивает самодвижение орудия на труднопроходимой местности со скоростью до 25 км/ч.
105-мм гаубица М102 состоит на вооружении воздушно-десантных и аэромобильных войск с 1964 года. В её конструкции используются лёгкие алюминиевые сплавы, вертикально расположенный клиновой затвор, противооткатные устройства гидропневматического типа. Станина нижнего станка выполнена в виде одного бруса. При переводе в боевое положение орудие опускается на опорную плиту, а колеса вывешиваются. Опорный каток расположен в задней части станины (см. цветную вклейку).
Буксируется гаубица 2-т автомобилем, кроме того, её можно транспортировать самолётами и вертолётами (на внешней подвеске) и сбрасывать на парашюте. Для стрельбы из гаубицы применяются все типы боеприпасов, входящие в боекомплект гаубицы М101А1, а также осколочно-фугасный снаряд с выемкой в донной части.
105-мм гаубица ХМ204 (рис. 1) разрабатывается с конца 60-х годов. Она поступит в пехотные, воздушно-десантные и аэромобильные войска вместо гаубиц M101A1 и М102. Особенность гаубицы состоит в том, что очередной выстрел производится в процессе наката ствола. В результате сила отката уменьшена на 70%, вес системы стал меньше на 15% по сравнению с обычными орудиями, сократился на 40—50% цикл «выстрел—откат—накат». Лафет этого орудия состоит из люльки, опорной плиты, вывешиваемого при стрельбе колесного хода, механизмов наведения, уравновешивающего механизма и расположенной впереди (под стволом) станины с двумя катками, обеспечивающими круговой обстрел. В американской печати отмечается, что наличие специального датчика скорости наката, который обеспечивает производство выстрела в строго установленный момент наката, усложнило конструкцию гаубицы. И настоящее время опытные образцы гаубицы ХМ204 проходят войсковые испытания, поступление её в войска ожидается во второй половине 70-х годов.
Рис. 1. Американская опытная 105-мм гаубица ХМ204
155-мм гаубица M114A1 состоит на вооружении сухопутных войск США (с 1940 года), а также армий Великобритании, ФРГ, Италии и некоторых других капиталистических государств. Буксируется гаубица 5-т автомобилем, её можно транспортировать вертолётом (на внешней подвеске). Для гаубицы разработана двигательная установка, которая обеспечивает самодвижение на поле боя со скоростью до 15 км/ч. Самодвижущаяся гаубица получила обозначение M123. В состав боекомплекта орудия входят выстрелы раздельного картузного заряжания с ядерными, осколочно-фугасными (обычными и активно-реактивными), осколочными (со стреловидными убойными элементами), химическими, дымовыми и осветительными снарядами. С 1971 года к гаубице разрабатывается снаряд с лазерной полуактивной головкой самонаведения для стрельбы по точечным целям (прежде всего танкам).
Разрабатываемая в США 155-мм гаубица ХМ198 предназначена для общей и непосредственной поддержки пехотных, воздушно-десантных и аэромобильных частей и подразделений. Предполагается, что в конце 70-х годов она заменит в войсках гаубицу М114А1. В настоящее время гаубица проходит войсковые испытания.
Ствол гаубицы автофретированный, с дульным тормозом, затвор клиновой, механизмы наведения имеют гидроприводы, станины раздвижные, в прицельных приспособлениях для подсветки перекрестий и шкал в ночное время используются светящиеся капсулы с радиоактивным веществом.
Орудие буксируется 5-т автомобилем, его можно также транспортировать вертолётом «Чинук» (на внешней подвеске). При перевозке гаубицы на большие расстояния ствол поворачивается на 180°. Для стрельбы из гаубицы будут применяться все штатные 155-мм боеприпасы (в том числе и ядерные), а также снаряды с лазерной головкой самонаведения.
155-мм пушка М59 принята на вооружение в 1946 году. Такие орудия имеются в армиях других стран — участниц агрессивного блока НАТО, а также многих стран Латинской Америки. Смонтировано орудие на двухосном лафете с раздвижными станинами. При переводе в боевое положение нижний станок лафета отпускается на грунт, а колесный ход вывешивается. Перед транспортировкой ствол орудия оттягивается назад с помощью тягача. В боекомплект пушки входят выстрелы раздельного картузного заряжания с фугасными, дымовыми и химическими снарядами.
203,2-мм гаубица M115 поступила на вооружение армии США в 1943 году. Она имеется также в сухопутных войсках многих европейских стран НАТО.
Гаубица смонтирована на таком же лафете, что и 155-мм пушка М59, буксируется 10-т автомобилем или быстроходным гусеничным тягачом. В боекомплект гаубицы входят выстрелы раздельного картузного заряжания с ядерными, фугасными и химическими снарядами.
В Великобритании на вооружении артиллерийских частей и подразделений состоят буксируемые американские 155- и 203,2-мм гаубицы, итальянская 105-мм горная гаубица, а также 139,7-мм гаубица-пушка МкЗ, разработанная в 30-х годах. В 1974 году принята на вооружение 105-мм гаубица пушка, которая должна поступить в войска в 1976 году вместо итальянской горной гаубицы. С конца 60-х годов Великобритания совместно с ФРГ и Италией разрабатывает новую буксируемую 155-мм гаубицу FH70.
105-мм гаубица-пушка (рис. 2) имеет ствол-моноблок с вертикальным клиновым затвором и новым дульным тормозом, гидропневматические противооткатные устройства с регулируемой длиной отката, нераздвижные трубчатые станины дугообразной формы и опорную плиту. Для подсветки перекрестий и шкал прицельных приспособлении в ночное время применяются радиоактивные светящиеся капсулы. Буксируется орудие 1-т автомобилем «Лендровер», кроме того, его можно транспортировать вертолётом (в подвешенном положении) и сбрасывать на парашюте. При буксировке орудия на большие расстояния ствол поворачивается на 180°. Для стрельбы применяются выстрелы раздельного картузного заряжания от 105-мм самоходной пушки FV433 «Аббот» с осколочно-фугасными, бронебойно-фугасными снарядами с пластичным ВВ дымовыми, осветительными и картечными снарядами. Дальность стрельбы бронебойно-фугасными снарядами прямой наводкой по танкам до 1200 м, а по атакующей пехоте (стрельба на самооборону) — картечными снарядами 250- 500 м.
Рис 2. Английская 105-мм гаубица-пушка
139,7-мм гаубица-пушка Мк3 находится на вооружении только в подразделениях резерва сухопутных войск. Буксируется 10-т гусеничным тягачом. Для стрельбы применяются выстрелы картузного заряжания с осколочно-фугасными, химическими, дымовыми и осветительными снарядами.
155-мм гаубица FH702 разрабатывается в соответствии с соглашением стран — участниц НАТО по стандартизации баллистических параметров 156-мм орудий. В сухопутные поиска стран разработчиков она поступит вместо 139,9-мм гаубицы-пушки МкЗ и 155-мМ гаубицы M114A1.
Ствол-моноблок гаубицы автофретированный, затвор клиновой полуавтоматический, эффективность дульного тормоза 32%, противооткатные устройства гидропневматические, с регулируемой длиной отката. На орудии имеются механизм заряжания, пневматический уравновешивающий механизм с устройством регулировки давления в цилиндрах в зависимости от температуры воздуха, механизмы наведения, опорная плита, раздвижные станины и прицельные приспособления со шкалами, подсвечиваемыми радиоактивным источником света.
В передней части нижнего станка смонтирована съемная вспомогательная двигательная установка мощностью 50 л. с., обеспечивающая самодвижение гаубицы на поле боя на небольшие расстояния, а также выполнение различных трудоемких операций при переводе орудия из походного положения в боевое и обратно (в случае выхода из строя двигательной установки эти операции выполняются с помощью ручного гидропривода). Для буксировки гаубицы будут применяться 6-20-т тягачи. Перед транспортировкой на большие расстояния ствол орудия поворачивается на 180°. Согласно проекту для стрельбы из гаубицы должны использоваться все штатные 155-мм боеприпасы (в том числе и ядерные), специально разрабатываемые выстрелы с осколочно-фугасными, дымовыми, осветительными и бронебойными снарядами, кассетными снарядами, снаряженными противотанковыми минами (для минирования местности ускоренным способом), а также с подкалиберными осколочно-фугасными снарядами удлиненной формы, стабилизируемыми в полете хвостовым оперением (дальность стрельбы 30 км). В настоящее время предсерийные образцы гаубицы FH70 проходят войсковые испытания. Планируется изготовить 500—550 орудий, поставка их в войска ожидается с 1977 года.
В ФРГ на вооружении артиллерийских частей и подразделений бундесвера находятся американские орудия: модернизированная гаубица М101 (с удлиненным стволом и усовершенствованными прицельными приспособлениями), гаубица M114A1, пушка М59, гаубица M115, а также итальянская 105-мм горная гаубица.
Во Франции в сухопутных войсках имеются 155-мм гаубица М.50 собственной разработки, американские пушки М59 и гаубица M115, а также итальянская 105-мм горная гаубица. С конца 60-х годов разрабатывается легкая 105-мм пушка. Предполагается, что все артиллерийские системы собственной разработки должны вести стрельбу также и американскими боеприпасами.
Новая 105-мм пушка (рис. 3) предназначена для непосредственной поддержки пехоты и борьбы с тачками стрельбой прямой наводкой. Этой пушкой планируется вооружить пехотные и воздушно-десантные части и подразделения. На огневой позиции при разведении станин орудие опорной плитой ложится на грунт, а колеса автоматически вывешиваются. Пушку можно буксировать любым транспортным средством со скоростью до 90 км/ч. При транспортировке на большие расстояния ствол поворачивается на 180°. Для стрельбы из пушки будут применяться унитарные выстрелы с осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами.
Рис. 3. Французская опытная 105-мм пушка
155-мм гаубица M.50 (рис. 4) имеет четырехколесный с раздвижными станинами лафет и центральную опорную плиту, на которой орудие вывешивается при установке на огневой позиции с помощью гидравлического домкрата. Буксируется орудие 4-т автомобилем. Для стрельбы применяются выстрелы раздельного картузного заряжания с осколочно-фугасными и дымовыми снарядами.
Рис. 4. Французская 155-мм гаубица М.50
В Италии на вооружении сухопутных войск состоят устаревшие образцы буксируемой артиллерии американского производства (105-, 155- и 203,2-мм гаубицы и 155-мм пушка) и 105-мм горная гаубица собственной разработки.
105-мм горная гаубица образца 1956 года (рис. 5) состоит на вооружении сухопутных войск многих стран — участниц блока НАТО, а также государств Африки и Азии. Буксируется она 0,75-т автомобилем, транспортируется самолётами и вертолётами, а для перевозки на вьючных животных разбирается на 11 частей (весом не более 122 кг каждая). Для стрельбы применяются унитарные выстрелы с осколочно-фугасными, кумулятивными, дымовыми и химическими снарядами итальянской и американской разработки.
Рис. 5. Итальянская 105-мм гаубица образца 1956 года
В Швеции на вооружении сухопутных войск состоят следующие буксируемые образцы полевой артиллерии: 105-мм гаубица 4140 собственной разработки и 155-мм гаубица F, являющаяся модернизированным вариантом французской гаубицы М.50, изготовляемой по лицензии. С конца 60-х годов разрабатывается новая буксируемая 155-мм гаубица FH77.
Гаубица 4140 (на вооружении с 1960 года, рис. 6) смонтирована на четырёхстанинном лафете с центральной опорой (колёсный ход на огневой позиции вывешивается), позволяющей вести круговой обстрел. В боекомплект гаубицы входят выстрелы унитарного заряжания с осколочно-фугасными, бронебойными, дымовыми и осветительными снарядами.
Рис. 6. Шведская 105-мм гаубица 4140
Гаубица FH77 разработана фирмой «Бофорс». Она имеет удлиненный ствол, изготовленный из высокопрочной стали (живучесть ствола 4000 выстрелов), полуавтоматический вертикальный клиновой затвор, полуавтоматическое заряжающее устройство с гидроприводом, быстродействующие механизмы наведения с гидроприводами и раздвижные коробчатые станины. Кроме того, на лафете гаубицы смонтирована вспомогательная двигательная установка (мощность 80 л. с.). Для гаубицы разработаны и проходят испытания три типа прицельных приспособлений — два оптико-механических (фирмы «Бофорс») и один электронный автоматический. Как сообщалось в иностранной печати, для стрельбы из гаубицы создан новый осколочно-фугасный снаряд с повышенной эффективностью действия у цели, разрабатываются дымовой и осветительный снаряды, рассматривается возможность создания активно-реактивного снаряда с дальностью стрельбы до 30 км. Для стрельбы могут также применяться американские 155-мм выстрелы. Все новые боеприпасы будут комплектоваться универсальным взрывателем «Зелар», имеющим четыре установки на ударное и три установки на неконтактное действие. В настоящее время гаубица проходит войсковые испытания. Она должна быть принята на вооружение пехотных бригад и дивизиий в 1977—1978 годах.