Страны — участницы агрессивного блока активно наращивают мощь своих вооруженных сил. В сухопутные войска этих стран поступают новые, более сложные образцы оружия и боевой техники, освоение которых, как отмечается в иностранной печати, невозможно без применения современных методов и технических средств.

Совершенствование процесса подготовки специалистов танковых войск ведется за рубежом прежде всего в направлении интенсификации обучения. При этом для обучаемых устанавливается напряженный режим, связанный с большими нагрузками. Однако в иностранной печати отмечается, что проблему подготовки специалистов следует решать не только путем интенсификации процесса обучения при увеличении продолжительности рабочего дня, но и за счет повышения эффективности процесса обучения. В последнем важное место отводится применению технических средств.

Технические средства обучения, используемые в иностранных армиях, в зависимости от назначения подразделяются на информаторы, репетиторы, контролеры и тренажёры. тренажёры, по мнению специалистов, предназначены для привития практических навыков работы на боевой технике, закрепления знаний и поддержания профессиональных навыков путем периодических тренировок. В зарубежных армиях имеются и разрабатываются тренажёры различных видов: один предназначены для обучения отдельных специалистов (механиков-водителей, наводчиков, ремонтников и т. д.), а другие — экипажей в целом. В настоящее время создаются сложные комплексные динамические тренажёры с разветвленными программами обучения, которые обеспечивают наиболее полное приближение учебных занятий и боевой обстановке. Однако это не исключает применения и простых тренажёров, в том числе статических макетов.

Важная роль отводится тренажёрам-имитаторам, которые могут имитировать боевые действия, работу материальной части и отдельные технические процессы. Имитаторы боевых действий позволяют отрабатывать навыки управления боевыми средствами, а также подразделениями и частями, включая оценку обстановки и принятие решении. Как правило, они являются средствами коллективного обучения и представляют собой сложные системы. В их состав входит различная аппаратура, регистрирующая попадания в цель, приборы посредников, позволяющие вмешиваться в действия обучаемых и изменять задачи в ходе занятия, и другое оборудование. К таким тренажёрам относятся лазерные системы «Талисси» () и «Симфайр» (), используемые в сухопутных войсках многих стран — участниц агрессивного блока НАТО.

Система «Талисси»

Система «Талисси» (рис. 1) предназначена для тренировки танковых экипажей. Во время тренировки в стрельбе наводчик должен обнаружить цель, определить дальность до неё штатными приборами, выбрать тип боеприпасов для ее поражения и выполнить другие операции, необходимые при стрельбе. «Выстрел» имитируется лучом лазера, который направляется в цель при правильном прицеливании. Оптический приемник, находящийся на цели, принимает импульс, а по отраженному сигналу измеряется истинная дальность до цели. Если ошибка измерения дальности наводчика не превышает допустимого значения (±60 м), то посылается второй импульс, подтверждающий попадание. В противном случае стреляющему подается сигнал «недолет» еле «перелет». «Выстрел» сопровождается звуком и вспышкой у дульного среза пушки, а при попадании в цель на ней имитируется разрыв снаряда.

Основные части системы «Талисси» и их размещение на танке «Леопард»
Рис. 1. Основные части системы «Талисси» и их размещение на танке : 1 — блок программирования; 2 — герметизированный ввод; 3 — блок управления; А — оптический приемник; 5 — распределительный блок; 6 — блок контроля; 7 — пиротехнический имитатор; 8 — лазерный излучатель с баллистическим компенсатором и дальномером

Система «Симфайр»

Система «Симфайр» подобна системе «Талисси». Ее аппаратура также устанавливается на двух танках — атакующем и цели.

Тренировка с помощью системы «Симфайр» проходит следующим образом. Командир атакующего танка должен обнаружить цель и подать команду на открытие огня. Затем заряжающий выполняет вес действия по заряжанию танковой пушки, а наводчик наводит орудие и производит «выстрел» (при этом имитируется дульное пламя и звук выстрела). Вместо снаряда из ствола пушки в течение 2 с. посылаются лазерные импульсы, которые принимаются детектором, установленным на танке цели. После этого от цели передается ответный радиосигнал. Он воспринимается приемником, который находится на атакующем танке, и по времени прохождения сигнала контролируется правильность измерения дальности. Если орудие было наведено неправильно, на прицелах командира и наводчика появляется сигнал «промах», а на специальном табло в танке-цели — «нас обстреливают». В случае промаха наводчик уточняет наводку и производит следующий выстрел. В случае, если все действия были совершены верно, то в прицеле появляется сигнал «попадание». На пораженном танке-цели срабатывает пиротехнический имитатор и появляется облако дыма, а в боевом отделении зажигается сигнальная лампа «мы уничтожены».

Система «Симфайр» используется также для обучения стрельбе из наземных средств по воздушным целям, главным образом из танков по вертолетам. На базе этой системы в создан прибор посредника «Симрей». С его помощью можно «имитировать» поражение танка, оснащенного соответствующей приемной аппаратурой, ПТУРС и другими противотанковыми средствами.

Иностранные специалисты подчеркивают, что использование в процессе подготовки лазерных тренажёров и имитаторов стрельбы позволяет экономить штатные боеприпасы, объективно оценивать качество огневой и тактической подготовки танковых экипажей, а также исследовать возможности различных боевых средств.

Командования армий империалистических государств в планах подготовки будущих войн стремятся шире проводить всевозможные учения. В связи с этим отмечается большая перегруженность имеющихся полигонов и учебных полей. Поэтому для огневой подготовки танкистов создаются такие средства обучения, которые дают возможность проводить занятия на ограниченном пространстве. Так, недавно созданный в США лазерный имитатор стрельбы ХМ55 позволяет отрабатывать упражнения по стрельбе из танка в закрытом помещении или на площадке длиной 60 м. Как сообщалось в иностранной печати, в учебном центре Форт-Нокс с помощью этого имитатора 3500 обучаемых произвели 175 тыс. «выстрелов», что обеспечило большую экономию бронебойных и осколочно-фугасных снарядов.

В ФРГ для начальной огневой подготовки экипажей танков «Леопард» разработан стрелковый тренажёр. Его ЭВМ вычисляет баллистическую траекторию снаряда, исходя из положения орудия в момент выстрела, характеристик пушки и боеприпасов, условий стрельбы. Рассчитывается также точка встречи снаряда с целью. В состав тренажёра входит модель местности на которой расположено большое число неподвижных и движущихся целей. Наводчик находится в учебной кабине, имитирующей танковую башню. При стрельбе наводчик видит в прицельном устройстве изображение траектории снаряда в виде светящихся точек. Положение траектории во времени и в пространстве соответствует реальной стрельбе. При попадании в цель вспыхивает светящаяся точка.

В тренажёре модель местности изготовлена так, что на ней можно тренировать личный состав в выполнении всех действии по борьбе с различными целями на дальностях 500 -3000 м. При этом создаются различные световые эффекты имитируется звук выстрела пушки и ее отдача, как в реальных условиях стрельбы. Инструктор на контрольном пульте наблюдает за результатами стрельбы и может влиять на ход процесса обучения. Регистрирующие устройства дают возможность анализировать состояние подготовки наводчиков.

Для обучения механиков-водителей в иностранных армиях широко используются простейшие тренажёры, представляющие собой отделение управления танка с органами управления и контрольно-измерительными приборами (рис. 2), а также сложные электронные тренажёры, создающие полный эффект присутствия. Подобные тренажёры разработаны для танков , АМХ-30, «Леопард» и других боевых машин. Принципиальная блок-схема одного из них показана на рис. 3. Частью его является макет танкодоступной местности (выполнена в масштабе 1:300), на которой размечены тренировочные трассы. По ним с помощью подвижной траверсы движется модель танка. Положение ее продольной и поперечной осей зависит от углов наклона местности. Датчики учитывают их в процессе имитации движения. Отображение местности впереди модели танка передается с помощью зеркала в объектив телекамеры, расположенной над моделью.

Тренажёр для подготовки механиков-водителей танка «Леопард»Рис 2. Тренажёр для подготовки механиков-водителей танка «Леопард»

Центральная часть тренажёра — учебная кабина, представляющая собой копию отделения управления. В нем находится обучаемые. Кабине сообщаются колебания, соответствующие колебаниям модели танка, и создается шум, имитирующий обстановку при движении танка. Это дополняется картиной, которую обучаемый видит перед собой на экране телевизора. Вычислитель учитывает условия местности, характеристики танка (мощность двигателя и т. п.) и действия обучаемого, анализирует их и соответствующим образом управляет движением модели танка на местности.

Блок-схема тренажёра для подготовки механиков-водителей танков
Рис. 3. Блок-схема тренажёра для подготовки механиков-водителей танков: 1 — учебная кабина; 2 — экран обучаемого; 3 — ЭВМ; 4 — сетевой ввод; 5 — источник питания; 6 — телекамера; 7 — траверса; 8 — модель танка и оптическая насадка; 9 — ползун; 10 — макет местности: 11 — экран инструктора; 12 — пульт управления и контроля; 13 — гидравлическое устройство

В состав тренажёра входит пульт инструктора. На телевизионном экране пульта отображается участок местности перед моделью. Рядом с экраном находится планшет с картой, по которой можно следить за положением и направлением движения модели танка. С помощью переключателей пульта инструктор изменяет условия выполнения упражнения (например, «движение» по сухой, мокрой или обледеневшей дороге). Кроме того, можно имитировать неисправности в приводе механизмов поворота или тормозов, отсутствие в баках топливе и т. п. Инструктор и обучаемый поддерживают между собой связь с помощью переговорного устройства. Регистрирующая аппаратура фиксирует во время выполнения упражнения все показатели, которые позволяют объективно оценивать достигнутый уровень подготовки механика-водителя. Если модель местности на тренажёре копирует учебное поле танковой школы, результаты «вождения» с помощью тренажёра можно сравнивать с показателями, достигнутыми при реальном вождении танка на полигоне.

Экономическая целесообразность применения таких тренажёров иллюстрируется в иностранной печати конкретными цифрами. Например, сообщается, что расходы за 1 ч. эксплуатации танка «Чифтен» составляют 50 фунтов стерлингов. В настоящее время на подготовку одного механика-водителя требуется в среднем 16 ч. реального вождения танка, то есть 800 фунтов стерлингов. Английские специалисты утверждают, что наилучшие результаты в подготовке механика-водителя достигаются, если его обучать попеременно на тренажёре (8 ч.) и танке (8 ч.). При этом затраты составят всего 448 фунтов стерлингов.

В ФРГ для подготовки механика-водителя до 1972 года требовалось 12 ч. вождения. В настоящее время обучение проводится комбинированным способом (7 ч. на тренажёре и 4 ч. на танках), в результате чего затраты на подготовку механика-водителя уменьшились с 16 200 до 6 400 марок. В качестве учебных машин для вождения используются танки «Леопард», с которых снята башня. Вместо башни установлена специальная кабина, а которой размещаются инструктор и два обучаемых. Инструктор может со своего места управлять подачей топлива, переключать передачи, тормозить, останавливать и поворачивать машину. В кабине имеется также второй приборный щиток. Башни, снятые с учебных танков, устанавливаются на специальных подставках и используются в качестве тренажёров для огневой подготовки экипажей. При этом, если необходимо, в ствол пушки монтируется 20-мм вкладной стволик.

Длительное время иностранные специалисты изыскивают методы и средства обучения личного состава войсковых ремонтных органов. Основная цель создания ремонтных тренажёров — показать процессы, происходящие в изучаемом устройстве или системе при возникновении типичных неисправностей. На таких тренажёрах производится обучение диагностике неисправностей и их устранение. Узлы и системы, работающие в комплексе с изучаемым устройством, а также влияние внешних условий в ряде случаев имитируются с помощью специальных электронных приставок (эквивалентов).

В зарубежной печати отмечается большая эффективность тренажёров при изучении сложных систем, в которых имеются гидравлические, оптические, электронные и электротехнические устройства. Считается, что с их помощью можно в относительно короткий срок, отведенный для подготовки ремонтника, продемонстрировать обучаемым различные процессы работы узлов и механизмов, не давая предварительно специальных знаний.

Все ремонтные тренажёры, которые применяются в иностранных армиях, состоят из действующих узлов и приборов, демонстрирующих свойства и типичные неисправности изучаемого комплекса. Так как во многих электронных
приборах функциональные изменения внешне незаметны, то обычно предусматривается возможность подключения испытательной аппаратуры. При замене элементов конструкции электронными приставками-имитаторами должны сохраняться обратные связи. Имитация внешних условий обязательно предусматривается в тех случаях, когда изучаемый узел подвергается их воздействию и нуждается в соответствующих регулировках. Для лучшего понимания работы изучаемого устройства считается целесообразным применять специальные демонстрационные приборы, например осциллографы. Ремонтный тренажёр укомплектовывается стандартным и специальным инструментом в зависимости от сложности изучаемого вида ремонта.

Типичным представителем ремонтных тренажёров является тренажёр для подготовки войсковых специалистов по ремонту стабилизаторов танкового вооружения (рис. 4). Его создатели стремились продемонстрировать работу стабилизатора в различных условиях. Главное внимание обращалось на электронные и гидравлические узлы. Представление о работе стабилизатора дополняет установленная рядом модель танка, на которой демонстрируются некоторые неточности в поведении оружия и башни, например уводы, а также влияние внешних условий (колебания корпуса при движении по неровной местности и т. д.).

Тренажёр для обучения ремонту стабилизаторов танкового вооруженияРис. 4. Тренажёр для обучения ремонту стабилизаторов танкового вооружения: 1 — рама; 2 — пульт ввода неисправностей; 3 — устройство для имитации внешних условий; 4 — действующая модель танка; 5 — контрольное устройство; 6 — демонстрационный прибор

Пульт управления тренажёром позволяет инструктору задавать более 40 неисправностей, а также изменять условия работы стабилизатора (скорость движения танка, неровности местности). Наиболее типичными считаются неисправности в электронных узлах стабилизатора, соединительных проводах и разъемах, в электрооборудовании гидравлический системы наведения. Предусмотрена имитация неисправностей, связанных с механическим износом,— увеличение трения в подшипниках, изменение зазоров и т. д. Кроме стабилизатора, на тренажёре смонтировано всё электрическое и гидравлическое оборудование башни, поэтому его можно использовать для обучения ремонту этих систем. В иностранной печати указывается, что при наличии хороших учебных планов и программ применение ремонтных тренажёров позволяет в короткое время подготовить специалистов требуемой квалификации. Для повышения интенсивности обучения на одном тренажёре устанавливается несколько взаимодействующих узлов или систем.

Иностранные специалисты считают, что одновременно с созданием новых образцов бронетанковой техники следует разрабатывать и соответствующие технические средства, необходимые для обучения личного состава танковых войск. Это позволит обеспечить быструю и высококачественную подготовку личного состава.

Командования сухопутных войск капиталистических стран рассматривают работы по созданию и внедрению технических средств для обучения танкистов как одно из важных мероприятий в подготовке танковых частей и подразделений к ведению боевых действий в различных условиях.

Добавить комментарий