Специалисты НАТО при определении характера и очередности строительства объектов и сооружений руководствуются официальными военно-стратегическими взглядами, местом и ролью той или иной территории в общих планах ведения войны, а также степенью освоения территорий стран блока. Наиболее интенсивно строительство ведётся в тех странах, на территории которых дислоцируются основные ударные группировки объединённых вооружённых сил НАТО.
Строительство военных объектов и сооружений на территориях европейских стран — участниц блока ведётся в соответствии с программами инфраструктуры НАТО и соответствующими национальными планами.
Как известно, инфраструктура — французский термин, означающий «наземные сооружения». Он принят в НАТО и странах Западной Европы в начале 50-х годов для обозначения военных обьектов и сооружений, имеющих военное значение, на территориях стран — участниц блока и других государств.
Программа инфраструктуры включает:
- планирование, финансирование и строительство военных объектов и сооружений, включая приобретение земель;
- обслуживание и ремонт объектов и сооружений;
- строительство подъездных путей к объектам и гарнизонам от основных дорог, казарменных городков, военных школ, спортивных сооружений и т д.
По программам инфраструктуры НАТО (принимаемым ежегодно) предусматривается строительство таких объектов и сооружений, которые предназначены для объединённых вооружённых сил НАТО или войск двух и более стран — участниц блока, а также представляют общий интерес для союзников.
По этим программам, начиная с 1950 года, строятся военно-воздушные базы и аэродромы, ракетные и военно-морские базы, линии и сети связи, пункты управления военного времени, склады ядерных и обычных боеприпасов, автоматизированная система управления силами и средствами ПВО НАТО «Пейдж», трубопроводы и склады ГСМ, стационарные сооружения для размещения личного состава, боевой подготовки и обслуживания войск, а также другие объекты.
По сообщениям иностранной печати, в настоящее время указанные стационарные сооружения и объекты на территории стран — участниц блока в основном построены, и усилия руководства НАТО и национальных командований направлены на расширение и модернизацию существующих объектов, на обеспечение их живучести и защиты от средств нападения.
Всего за время существования НАТО на строительство стационарных объектов и сооружений странами — участницами блока израсходовано около 6 млрд. долларов.
В результате выполнения программ инфраструктуры НАТО в Западной Европе:
- построено и реконструировано свыше 200 военно-воздушных баз и аэродромов, сотни стартовых стационарных позиций ЗУР, военно-морские базы и крупные порты;
- создана разветвленная сеть складов боеприпасов и других материально-технических средств;
- проложено 41 тыс. км линий связи, 10 тыс. км трубопроводов со складами ГСМ общей емкостью около 2 млн. куб. м. (рис. 1), сооружены сеть радиолокационных и радиорелейных станций, система воздушного оповещения и другие объекты.
В начале 1974 года вступила в строй автоматизированная система ПВО НАТО в Европе «Пейдж», которая включает 84 радиолокационных поста. Для усиления флангов НАТО планируется дополнительно построить два поста в Италии, три в Турции и четыре в Греции.
Рис. 1. Пункт выгрузки горючего НАТО
В 1971 году в дополнение к программе инфраструктуры НАТО европейские страны Североатлантического блока (кроме Франции и Португалии) на основании анализа опыта арабо-израильской воины 1967 года выделили из своих средств 120 млн. долларов на строительство 1600 укрытий для самолётов тактической авиации (рис. 2). Строительство таких железобетонных укрытий, по данным иностранной печати, планировалось завершить в 1975 году, однако недавно в эти планы были внесены изменения, которые предусматривают расширение строительства.
Рис. 2. Укрытие для самолётов тактической авиации
На совещании министров обороны стран НАТО в конце 1973 года было принято решение приступить к разработке очередных программ инфраструктуры на 1975-1979 годы, по которым предусматривается финансировать дальнейшее совершенствование и расширение сооружений и обьектов НАТО в странах Западной Европы на дополнительную сумму в 1,3-1,7 млрд. долларов.
Кроме строительства объектов по программам инфраструктуры НАТО, ведётся строительство различных сооружений по национальным планам министерств обороны европейских стран — участниц блока. По этим планам обычно возводятся военные городки и казармы, учебные поля и полигоны, склады обычных боеприпасов и различных материально-технических средств, а также другие средства обеспечения, которые по своему характеру близки к национальным стандартам и в строительстве которых эти страны имеют достаточный опыт.
На строительство ряда сооружений в интересах вооружённых сил в западноевропейских странах расходуется также часть средств инфраструктуры материального производства, в том числе на строительство и реконструкцию путей сообщения, гражданских линий связи и других объектов. При этом в большинстве стран Западной Европы, по мнению специалистов НАТО, нет особой необходимости создавать новые автомобильные и железные дороги, ибо считается, что пути сообщения достаточно хорошо развиты и в состоянии обеспечить манёвр войск и переброски грузов в любых направлениях как в мирное, так и в военное время. Выступая на сессии совета НАТО в декабре 1975 года, верховный главнокомандующий объединёнными вооружёнными силами блока вновь предложил использовать гражданскую технику и сооружения в интересах натовских войск.
Одна из особенностей программ инфраструктуры НАТО проявляется в сооружении на территориях западноевропейских стран многочисленных объектов для вооружённых сил США, а также в стремлении последних переложить большую часть расходов на своих союзников.
Ежегодные взносы наиболее крупных стран — участниц блока на последние программы инфраструктуры НАТО составляют: США — 29,7%, ФРГ — 25%, Великобритания — 12%, Италия — 7,5% общих ассигнований на инфраструктуру. Иностранная печать подчеркивает, что, после того как Еврогруппа НАТО взяла на себя расходы по строительству укрытий для самолётов, реальный вклад США в совместную программу строительства военных объектов снизился до 20%. Страны, где сооружаются объекты, предоставляют земельные участки, дороги и подземные коммуникации, что снижает действительную стоимость строительства объекта на 13% и реальный взнос Пентагона — еще на 3—4%. Американское военное руководство пытается также подключить к строительству объектов, особенно дорогостоящих (объединённая система управления, связь с помощью ИСЗ и другие), свои фирмы и добивается для них привилегий в отношении таможенных сборов и налогов.
Во всех своих действиях Пентагон стремится получить максимальную выгоду, и особенно из программ инфраструктуры. Так, например, на строительство объектов и сооружений для американских вооружённых сил из общих взносов стран — участниц блока по 18-й программе (1967 год) расходовалось 40% средств, 19-й — 47, 20-й — 55, а по 21-й — 25-й (1970—1974 годы) — 58%. Пентагону удалось получить компенсацию в сумме 96 млн. долларов за потерю складов во Франции после выхода последней из военной организации НАТО.
В последние годы министерство обороны США стремится финансировать строительство и реконструкцию только тех объектов, на которых их войска будут находиться длительное время, а затраты на такие же цели в отношении объектов, которые в ближайшие годы могут перейти в распоряжение страны пребывания, перекладываются на последнюю. В 1971 году по двустороннему американо-западногерманскому соглашению бундесвер взял на себя финансирование строительства и модернизации казарменных и штабных помещений в большей части американских гарнизонов на территории ФРГ.
При осуществлении мероприятий по программе инфраструктуры НАТО первостепенное значение уделяется оборудованию зоны НАТО в Центральной Европе, и особенно территории ФРГ. По данным иностранной печати, в ФРГ в 1974 году военные объекты и различные сооружения занимали 423 тыс. га земли, из которых на 159 тыс. га размещались объекты войск её союзников по НАТО. В 1972 году в распоряжении бундесвера было более 4500 различных объектов и инженерных сооружений, в том числе 130 аэродромов и стартовых позиций ЗУР, 1172 склада, 530 военных городков и казарм, 124 военно-учебных заведения и т. д. На её территории проложено 1,7 тыс. км трубопроводов НАТО, имеются 19 складов ГСМ. На строительство и содержание военных объектов бундесвер израсходовал 17 млрд. марок и внёс по программе инфраструктуры 1,7 млрд. В настоящее время в стране сооружаются объекты на сумму около 1 млрд. марок. В последние годы большое внимание в национальных планах инфраструктуры уделяется строительству полигонов, учебных полей, складов и других объектов.
Большую активность в военном строительстве на территории ФРГ проявляют США. По последним программам инфраструктуры здесь запланировано:
- соорудить и модернизировать 110 различных объектов для американских войск, а также построить 483 укрытия для самолётов;
- переоборудовать аэродромы для обеспечения эксплуатации новых самолётов С-54 и Р-3С;
- существенно модернизировать складской фонд (хранилища с установками кондиционирования воздуха, бетонированные площадки, подъездные пути к складам и т. д.);
- построить новые склады ГСМ общей емкостью около 4,5 млн. л.
В настоящее время, по данным иностранной прессы, США хранят в ФРГ около 250 тыс. т ГСМ на сумму 12,2 млн. долларов.
Несмотря на огромные затраты, вложенные в строительство различных объектов на территории западноевропейских стран, степень их оборудования, по сообщениям иностранной печати, не полностью удовлетворяет потребности развернутых здесь вооружённых сил Северо-атлантического блока. Кроме того, как подчеркивают натовские специалисты, изменение стратегических взглядов его руководства на ведение операции и на военно-политическую обстановку в отдельных районах континента заставляет дополнять программы инфраструктуры. Например, в связи с принятием в НАТО концепции «передовые рубежей» и выходом Франции из военной организации блока было решено соорудить новые военные объекты на территории ФРГ (в том числе непосредственно у её границ с ГДР и ЧССP). В связи с этим, как сообщает иностранная печать, разработано большое количество дополнительных проектов строительства различных сооружений для обеспечения вооружённых сил в передовых районах обороны (склады, зоны заграждений и разрушений, коммуникации и т. п.). Как отмечает иностранная печать, руководство НАТО не смогло полностью завершить все программы. Некоторые из них в связи с финансовыми трудностями были перенесены на более поздние сроки. Из-за присущих, для капиталистического строя просчетов в планировании, а также в связи с инфляцией и усложнением эксплуатации используемого оборудования на реализацию 25-й программы инфраструктуры НАТО потребовалось дополнительно 186 млн. долларов. Иностранные военные специалисты указывают, что развитие и совершенствование военной техники требует проведения значительных работ по модернизации дорогостоящих объектов. Так, принятие на вооружение более тяжелых современных самолётов повлекло за собой необходимость усиления покрытий взлётно-посадочных полос аэродромов, а создание новых топтив чля этих самолётов — модернизацию хранилищ и систем подачи ГСМ. Принятие новых систем ЗУРО требует модернизации стартовых позиций. Совершенствование системы управления объединёнными вооружёнными силами, а также силами и средствами ПВО вынуждает закупать новое оборудование и строить для него специальные сооружения, главным образом подземные.
При обсуждении финансирования работ по оборудованию территорий стран — участниц НАТО между ними, как и в самом блоке, возникают острые противоречия. Они находят свое выражение в стремлении ряда стран уменьшить процент взносов в общую программу инфраструктуры под предлогом снижения своих военных бюджетов. Не пришли к единому мнению страны-участницы по вопросам стандартизации вооружений, материалов и другим.
Несмотря на это, современное состояние оборудования территорий европейских стран НАТО, по мнению иностранных специалистов, обеспечивает высокую боеготовность и боеспособность вооружённых сил блока, что свидетельствует об агрессивном характере военных приготовлений империализма, направленных против социалистических стран, выступающие за разрядку напряжённости во всем мире.