Религиозное воздействие на армию всегда было одним из важнейших элементов реакционной политики империалистических государств. Религиозная пропаганда, проводимая в тесном сочетании с тщательным отбором молодежи на военную службу, взаимосвязана со всеми формами идеологической и психологической обработки личного состава. Она призвана оправдывать эксплуатацию трудящихся, внушать военнослужащим веру в незыблемость буржуазного строя и необходимость его защиты, превращая их в послушных палачей народной свободы, в надёжную опору правящих классов.

Хотя в большинстве буржуазных стран церковь формально отделена от государства, она имеет прочные позиции в вооруженных силах. Ее представители в армии и на флоте — капелланы — пользуются всеми правами и привилегиями офицеров, находятся на полном содержании военного ведомства. В наставлении американской армии FM 16-5 «Капеллан» записано: «Капеллан является первым советником и консультантом командира по всем вопросам, связанным с религией, нравственностью и моральным состоянием личного состава части». Здесь же подчеркивается, что в обязанности капеллана входит «помощь военнослужащим в выработке таких качеств, как стойкость, выносливость, непримиримость к врагу, почтительность к командирам и начальникам». Иными словами, круг обязанностей военного священника выходит далеко за пределы чисто религиозной деятельности и включает в себя формирование воинских качеств солдат и матросов, их взглядов и настроений, морально-политического облика.

Понимая большие возможности церкви в формировании духовных качеств личного состава, военное руководство открывает ей широкий доступ на корабли и в части, создает капелланам все условия для религиозной обработки военнослужащих и религиозно-милитаристской подготовки гражданской молодежи.

«В условиях современной войны, — говорится в одном из многочисленных пособий по идеологической обработке военнослужащих , — солдат должен обладать не только мускулами, но и соответствующим моральным духом, верой в наши идеалы. Проводимые капелланом мероприятия являются одним из лучших рычагов для поднятия морального состояния личного состава».

В таком же плане высказывается и западногерманский военный журнал «Веркунде»: «Поскольку основные принципиальные различия, раскалывающие сейчас мир, находятся в сфере идей, значение капелланов н религиозной службы в вооруженных силах вряд ли можно переоценить».

В настоящее время в армии и на флоте всех капиталистических стран имеется разветвленная система военно-религиозной службы. Наиболее многочисленными являются органы такого рода в вооруженных силах США.

По данным американской печати, в США в настоящее время имеется свыше 3 тыс. капелланов: в сухопутных войсках — около 1300 человек, в авиации и военно морском флоте соответственно 900 и 850 человек. В разгар агрессивной войны во Вьетнаме в штатах военно-религиозной службы числилось более 3500 офицеров и генералов. В действующей армии в Юго Восточной Азии постоянно находилось свыше 400 священников.

Большинство капелланов представляет самую многочисленную в США церковь — протестантскую, насчитывающую свыше 80 проц. общего количества верующих. Имеются также католики (до 15 проц.), иудеи (4 проц.), мусульмане и некоторые другие.

Командование выделяет в помощь капелланам так называемых «лей-лидеров» или «мирян-помощников» — кадровых сержантов, служащих по долгосрочным контрактам, которые имеют опыт религиозной службы. Они выполняют роль причетников и служек, работают на киноустановках, играют на органе и других музыкальных инструментах, помогают капелланам изучать настроения личного состава, оказывают религиозное воздействие на солдат и матросов.

В период войны во Вьетнаме в американских войсках практиковалось создание «групп религиозного усиления», которые состояли из двух-трех капелланов различного вероисповедания и нескольких «лей-лидеров». Эти группы имели передвижное пропагандистское оборудование (передвижную церковь в автомобиле, звуковещательную и кинопроекционную аппаратуру, религиозную библиотечку и т. п.). Они разъезжали по воинским частям, особенно там, где наблюдался упадок духа среди солдат, усиливались антивоенные настроения, происходили расовые столкновения. С помощью таких групп командование стремилось активизировать религиозную пропаганду среди личного состава.

В вооруженных силах США высшее руководство военно-религиозной службой представлено советом капелланов, действующим при министре обороны, и управлениями службы капелланов видов вооруженных сил. Совет капелланов включает представителей трех видов вооруженных сил, которые по очереди выполняют функции его председателя, и соответствующий рабочий аппарат. Во главе управления службы капелланов вида вооруженных сил стоит главный капеллан в звании «генерал» или «адмирал». Работу в войсках управление осуществляет через отделы и отделения капелланов, существующие в штабах объединений и соединений сухопутных войск. ВВС и ЕМС. Как правило, отделы и отделения капелланов возглавляют попеременно представители протестантской, католической или иудейской церкви. Такая же система действует в дивизиях, бригадах, полках, военно-учебных заведениях, на базах и крупных кораблях.
Капелланы в американских войсках имеют высокую подготовку.

Как правило, они являются выпускниками специальной школы военно-религиозной службы, расположенной в Форт-Гамильтон (штат Нью-Йорк), или флотской школы капелланов в Ньюпорт (штат Род-Айленд). В школы набираются выпускники гражданских семинарий или теологических факультетов университетов, годные к военной службе. В течение 6—9 месячного срока обучения они овладевают основами боевой подготовки, изучают воинские уставы и наставления, приемы владения оружием и использования боевой техники.

В вооруженных силах других империалистических государств также имеется аппарат военно-религиозной службы, хотя и не столь разветвленный, как в США. Он построен по американской схеме, хотя в отдельных вопросах действует иначе.
Так, в западногерманской армии военно-религиозную службу возглавляют два равноправных управления — католического военного епископа и евангелического епископа. Оба управления входят в состав главного военно-административного управления министерства обороны и работают параллельно. С этими управлениями тесно взаимодействует отдел военно-церковной службы при министерстве обороны, занимающийся в основном вопросами технического обеспечения религиозной пропаганды, административными и т. п. Религиозная деятельность в войсках осуществляется через соответствующие отделы в объединениях и соединениях, а также через военных священников в частях и на кораблях.

Основным содержанием военно-религиозной пропаганды в войсках империалистических стран является пропаганда антикоммунизма, направленная на то, чтобы духовно растлить солдат и матросов, притупить их классовое сознание и посеять в них ненависть к идеологии трудящихся, к социалистическим странам. Как отмечала английская газета «Дейли уоркер», «многие священники уделяют больше внимания извращению целей коммунизма или поношению членов коммунистической партии, чем «духовному благополучию» своей паствы. В их антикоммунистической деятельности ничто не считается подлым и низким, если только оно может быть использовано против коммунизма».

Военные священники внушают военнослужащим мысль о том, что коммунизм неприемлем для верующих, так как является «орудием дьявола» и в борьбе против него «хороши любые средства». Церковники убеждают верующих в том, что коммунизм и христианство «абсолютно несовместимы», между ними идет «смертельное противоборство», что в современных условиях христианство является чуть ли не последней «защитой цивилизации»- от «безбожников-коммунистов». «Наши народы, — утверждал один из делегатов «всемирного конгресса» милитаристского союза «Крестовый поход во имя Христа», — убеждены, что христианство является сегодня единственной преградой и последней надеждой в борьбе против коммунизма».

В целях усиления антикоммунистической пропаганды военные священники широко используют различные религиозные догмы, верования и предрассудки. «Коммунисты, — говорит английский архиепископ Рамсей, — отвергают бога как творца истории. Они придерживаются ереси, что человек является хозяином своей собственной судьбы. Это гордыня, опаснейший грех, который способен только погубить, принести одни лишь беты и несчастья».

Военных церковников возмущает неверие коммунистов в загробную жизнь, рай и ад, вера в которые якобы делает человеческую жизнь более богатой, а смерть не столь зловещей.

Капелланы особенно активно ведут пропаганду загробной жизни во время войн, колониальных авантюр и карательных операций против национально-освободительных сил. Главный ее тезис сводится к тому, что «солдаты христианской армии», павшие в «священной воине против безбожников и язычников», становятся «святыми мучениками», а поэтому освобождаются от всех грехов и попадают в рай. Особо подчеркивается, что в такой войне солдат может творить любые беззакония и произвол в отношении противника, поскольку война против «врагов истинной веры» снимает с ведущих ее «христианских воинов» всякую ответственность.

«Любой солдат и офицер, сражающийся против коммунистов и их союзников, — писал итальянский военный журнал «Ривиста мариттима», — может быть уверен, что бог постоянно следит за ним и его телами и всегда готов принять его в свое лоно в случае гибели на поле брани».

Военные священники не останавливаются даже перед тем, чтобы объявить «святым» оружие массового поражения. «Коммунизм является злом, — писал английский капеллан майор Ричардс. — Мы должны сделать все, чтобы покончить с этим злом. И если единственной возможностью для этого является термоядерная бомба, тогда с верой в бога мы можем применить это оружие».

Большое внимание в военно-религиозной пропаганде уделяется оправданию антинародных войн империализма, попыткам убедить военнослужащих не ставить пол сомнение цели воины, сохранять в рядовых преданность и покорность офицерам.

«Библия учит, — внушают английские капелланы, — что солдаты — сыны бога и выполняют его заветы. Эти заветы передают им офицеры, действующие от имени бога и по его указаниям».

Военные священники стремятся убедил, военнослужащих, будто бы, выполняя любые приказы, они не совершают никакого «греховного деяния» и автоматически освобождаются от ответственности. «Если ты стреляешь из винтовки, нажимаешь на бомбосбрасыватель или производишь выстрел из орудия, — утверждают они, — ты не отвечаешь за причиненную смерть. Раз ты участвуешь в войне, которую власти твоей страны признали законной, значит не ты, а они несут всю ответственность. Поскольку же эти в власти — от бога, то значит и ответственность, которую они несут, определяется богом».

Подобные требования весьма удобны для командования. Империалистическая военщина всегда прибегает к помощи церкви для оправдания войн, зверств и беззаконий, и церковь всегда оказывает ей такую помощь. Так было во всех прошлых войнах, так было и в период разбойничьей войны американского империализма в Юго-Восточной Азии.

«Война, которую мы ведем во Вьетнаме,— писал главный капеллан американской армии генерал-майор Сэмпсон, — это война не только за свободу местного населения, но и за идеалы, которые отстаивают американцы. Поэтому выполнение нашими военнослужащими всех приказов в этой войне — высшее проявление веры в бога, в божий промысел. Солдат должен, не задумываясь, выполнять свои долг. За него думают командование и господь бог».

Еще более откровенны в своих заявлениях были служители иудейской церкви капелланы Шапиро и Вассерман, которые объявили о наличии у «американских верующих, одетых в военную форму, не только права, но даже обязанности убивать вьетнамских красных».

Религиозная обработка солдат и матросов капиталистических армий считается частью всего процесса обучения и воспитания личною состава, а посещение воскресных церковных школ, лекций на религиозные темы и проповедей, занятия в кружках по изучению библии и другие военно-религиозные мероприятия являются обязательными. Невыполненне этого требования рассматривается как дисциплинарный проступок и строго наказывается.

В армиях США и других стран еженедельно проводятся религиозные занятия (так называемый «час капеллана»). Официально они именуются занятиями по программе «воспитания характера», хотя в действительности имеют политический смысл. Как сказано в американском наставлении FM 16-5 «Капеллан», прямая ответственность за проведение этом программы возложена на командиров частей п подразделений, которые не только контролируют тематику занятий, их содержание, но и сами присутствуют на них.

Религиозные мероприятия, организуемые командиром совместно с капелланом, тщательно увязываются с тематикой занятий по идеологической обработке солдат и матросов. С помощью религиозных средств и приемов используются те же психологические стереотипы и политические догмы, которые внедряются в сознание военнослужащих системой идеологической обработки. Строевые командиры в армии США проводят с личным составом занятия по темам: «Знай своего коммунистического врага», «Демократия против коммунизма», «Коммунизм на карте мира» и т. д. Во время американской агрессии во Вьетнаме в «час капеллана» проводилось, например, занятие по такой «религиозной» теме, как «Каждый убитый красный — еще одно деяние, уютное богу».

Немалое место в тематике религиозных бесед занимает оправдание присутствия империалистических войск на территории зависимых стран, восхваление «силы и мощи» буржуазных армий и агрессивных военных блоков, в первую очередь НАТО, внушение личному составу веры в «вечность» капиталистического общества, воспитание буржуазного лжепатриотизма, национализма и расизма.

В настоящее время в вооруженных силах США и большинства других стран НАТО действуют согласованные программы военно-религиозной пропаганды, направленные на воспитание у военнослужащих «атлантической солидарности», готовности к войне против «общего врага». Примером может служить рассчитанный на четыре года план военно-религиозной пропаганды под названием «Путь, лежащий перед нами», который подготовлен военно-религиозной службой США и принят некоторыми европейскими странами — членами НАТО.

Помимо еженедельных занятий, военные священники используют и другие формы религиозного воздействия на личный состав: проповеди, богослужения, молебны о «ниспослании победы», церемонии «освящения оружия», занятия по изучению библии (катехизиса, торы, корана) и другие. По данным министерства обороны США, в американских вооруженных силах религиозные мероприятия ежегодно посещают 40 — 45 млн. человек (включая членов семей военнослужащих и гражданское население военных гарнизонов). В американских войсках в Европе за год проводится более 330 занятий в «воскресных религиозных школах», 220 семинаров в «кружках по изучению библии», 160 просмотров кинофильмов на религиозную тематику.

Командование, военно-религиозные органы и пропагандистский аппарат вооруженных сил прилагают большие усилия к тому, чтобы ещё более активизировать воздействие религии на военнослужащих. Непрерывно расширяется техническое оснащение религиозной службы музыкальными инструментами, звукозаписывающей и кинопроекционной аппаратурой, строятся гарнизонные церкви и капеллы, изыскиваются новые формы проповедей и бесед.

В бундесвере, например, недавно введена «система выдачи индивидуальных советов и рекомендаций по телефону». Для этого стоит лишь набрать соответствующий номер и высказать священнику свои заботы и тревоги. По телефону можно также прослушать заранее записанную проповедь, молитву, псалом, отрывок из библии и даже… получить отпущение грехов.

Для американских солдат, размешенных в , Италии. Японии и других странах, оборудованы специальные «святые убежища» и «молитвенные приюты», куда они могут поехать во время отпуска и в праздники. Здесь для них организуются различные религиозные мероприятия — прослушивание телевизионных и радиопередач из известных соборов и монастырей, демонстрация религиозно-пропагандистских кинофильмов и т. д.

Военные церковники используют в своей работе различные «новшества», чтобы повысить интерес к церкви. В гарнизонных капеллах по воскресеньям играет модный джаз, устраиваются танцы, показываются кинофильмы самого легкомысленного содержания. Как писала американская военная газета «Оверсиз уикли», в гарнизонной церкви американской морской пехоты на о-ве Гуам перед воскресной проповедью был проведен конкурс местных полуголых красавиц на титул «мисс Гуам». В церкви на авиабазе Ларедо (штат Техас) состоялся судебный процесс над девушкой-военнослужащей, обвинявшейся в колдовстве. По данным газеты «Нэйви тайме», во время этого процесса отмечалась «рекордная посещаемость» гарнизонной церкви.

В интересах религиозного воздействия на военнослужащих используются радио и телевидение, печать, кино и другие средства массовой информации. В вооруженных силах США, например, по пропагандистской радио-телевизионной сети, подчиненной службе информации министерства обороны, еженедельно транслируются передачи «Час капеллана», «Взгляд в мир», которые включают лекции и беседы на церковные темы, выступления капелланов и гражданских священников, демонстрации религиозных фильмов. Военно-религиозная служба армии США имеет свои периодические издания: журнал «Милитэри чэплин» и различные бюллетени. В американских войсках в Европе, на оперативных флотах, в вооруженных силах США на Тихом океане и в других объединениях издаются религиозные малоформатные многотиражки и листовки, тексты молитв и проповедей, псалмы и гимны и т. д.

Религиозная пропаганда оказывает, безусловно, значительное влияние на военнослужащих империалистических армий. Проводимая в тесном сочетании с другими формами идеологической обработки, она способствует формированию у них качеств, необходимых для проведения антинародной политики господствующих классов.

В немалой степени этому способствует и то, что военные церковники имеют постоянные прочные контакты с наиболее реакционными кругами империалистических держав, антинародными партиями и организациями, такими, как НДП (в ФРГ), а также «национал-социалистическая партия белых граждан», «общество Джона Берча», ку-клукс-клан и другие (в США). На последних выборах в ФРГ многие военные священники вели открытую агитацию среди армейских избирателей в пользу кандидатов неонацистской партии НДП и представителей реваншистских землячеств, призывали к объединению всех христиан против «безбожников-коммунистов».

О необходимости «защищать христианство» заявляют и ультраправые реакционеры и расисты, действующие совершенно открыто в вооруженных силах США. Один из руководителей нацистской ячейки во 2-й бронетанковой дивизии армии США — некий капрал Стюарт в интервью газете «Оверсиз уикли» заявил, что американцы «должны внимательно изучать опыт Гитлера», поскольку у США и их союзников по НАТО «главной является та же цель, что у нацистов — борьба против коммунизма во имя спасения христианского мира».

Таким образом, военно-религиозные службы империалистических армий, прилагая значительные усилия для политической и духовной обработки военнослужащих, стремятся обеспечить господство эксплуататорских классов в армии и на флоте, способствуют подготовке личного состава для участия в агрессивных войнах.

Добавить комментарий