Практические действия военно-политического руководства Североатлантического блока показывают, что оно отнюдь не заинтересовано в потеплении политического климата в Европе, хотя вынуждено считаться с изменениями, происшедшими в международной обстановке на данном континенте. Это подтверждается решениями, принятыми на заседаниях высших органов НАТО, состоявшихся в Брюсселе 8—12 декабря 1975 года.
В решениях отражается стремление руководства блока затормозить процесс paзрядки в Европе, добиться увеличения ассигнований на военные цели в странах-участницах и укрепить их политическое, экономическое и военное единство.
Серия заседаний военного и политического руководства Североатлантического союза открылась 8 декабря 1975 года совещанием министров обороны так называемой Еврогруппы НАТО, в которую входят западноевропейские страны — участницы блока, за исключением Франции, Португалии и Исландии. Министры обороны этих стран обсудили проблемы совместного сотрудничества в области военного строительства, стандартизации вооружений и боевой техники и другие вопросы.
Участники совещания обратились к французскому правительству с предложением вступить в планируемые Еврогруппой органы, имеющие целью сотрудничество в области производства, продажи и закупки вооружений. Чтобы облегчить вовлечение Франции в военное сотрудничество в рамках блока, министры обороны подчеркнули, что новые органы будут отделены от НАТО. В связи с этим известный французский политический деятель Мишель Дебре заявил, что с помощью Еврогруппы Францию пытаются вернуть в военную организацию НАТО.
На совещании была принята обширная программа дальнейшего наращивания боевой мощи вооружённых сил европейских стран блока.
Так, только в 1976 году намечено поставить в сухопутные войска более 330 современных танков, около 1300 бронетранспортёров, более 1500 ПТУРС и другое вооружение различных типов. Проекты предусматривают также переоборудование и совершенствование военной техники, находящейся на вооружении: установку новых орудий более чем на 1000 танках, оснащение самолётов новыми электронными и лазерными системами и т. д.
В отличие от прошлых лет на 1976 год не оглашены дополнительные ассигнования на военные цели десяти стран, входящих в Еврогруппу, чтобы ослабить реакцию общественности, которая в условиях продолжающейся разрядки и экономического кризиса на Западе все настойчивее требует сокращения ассигнований на военные цели. В коммюнике, однако, признается, что только в 1975 году средства на гонку вооружений десяти стран Еврогруппы возросли по сравнению с предыдущим годом на 5,5 млрд долларов.
На заседании военного комитета НАТО, которое состоялось 9 декабря с участием главнокомандующих вооружёнными силами или начальников генеральных штабов стран блока, дана оценка современной военно-политической обстановки, заслушан доклад о соотношении сил между Западом и Востоком в котором повторяется старый вымысел о якобы растущей «советской угрозе» странам блока и в связи с этим делается вывод о необходимости дальнейшего увеличения военных бюджетов западных стран.
9-10 декабря состоялось заседание комитета военного планирования НАТО, в ходе которого были рассмотрены вопросы состояния объединённых вооружённых сил блока и планы военного строительства на 1976 год.
Открывая заседание, генеральный секретарь НАТО Луис обратился к участникам с призывом уделять больше внимания «укреплению обороноспособности» блока и повысить ответственность правительств за выполнение планов модернизации национальных вооружённых сил. Новый министр обороны США Рамсфельд подчеркнул, что якобы только половина стран Североатлантического союза вносит достаточный вклад в «оборону» блока.
На заседании обсуждалась также возможность принятия на вооружение самолётной системы раннего предупреждения «Авакс», США предложили другим странам НАТО закупить до 35 самолётов, оборудованных аппаратурой данной системы, стоимостью 60 млн. долларов каждый. Окончательно этот вопрос планируется решить в ходе очередных заседаний высших руководящих органов блока.
В итоговом коммюнике комитета подчеркивается важность наращивания военного потенциала и дальнейшего укрепления национальных вооружённых сил, отмечаются усилия США по увеличению численности боевого состава американские сухопутных войск в Европе, а также приводится заявление министра обороны ФРГ об увеличении в 1976 году боевого состава сухопутных сил бундесвера на три новые бригады. Обращается внимание на необходимость осуществления широкой стандартизации вооружений и боевой техники в рамках всего Североатлантического блока.
Сессия совета НАТО на уровне министров иностранных дол, состоявшаяся 11 — 12 декабря, значительное внимание уделила современному состоянию отношений между Западом и Востоком в свете Заключительного акта общеевропейского совещания.
Если в ходе заседаний военного комитета НАТО доминировала прямолинейная приверженность старым натовским догмам о проведении политики «с позиции силы», то сессия совета НАТО была вынуждена в определённой степени считаться с теми позитивными переменами, которые происходят на международной арене после совещания в Хельсинки.
В коммюнике, в частности, констатируется, что после общеевропейского совещания наблюдаются «обнадеживающие элементы в развитии отношений между Западом и Востоком». Вместе с тем, в этом документе был сделан особый упор на необходимость сохранения и укрепления военного потенциала Североатлантического союза. В связи с этим выдвигается требование, чтобы страны НАТО не сокращали свои военные бюджеты и численность вооружённых сил.
Министры иностранных дел обсудили ход Венских переговоров о сокращении вооружённых сил и вооружении в Центральной Европе, проблемы стандартизации вооружений и ряд других вопросов.
Следующую сессию Совета НАТО намечено провести в Осло в мае 1976 года.
В целом, итоги заседаний высших органов НАТО показывают, что военно-политическое руководство блока предпринимает меры по дальнейшему усилению военных приготовлений, обращая особое внимание на укрепление политического единства стран — участниц Североатлантического союза. Иностранные обозреватели отмечают, что заседания прошли в обстановке неразрешённых проблем, свидетельствующих о глубоком кризисе этой агрессивной военно-политической группировки, что не позволило руководству блока в полной мере достичь поставленных целей.
Остались нерешенными американо-турецкие противоречия по поводу будущего американских военных баз на территории Турции, греко-турецкие противоречия по кипрскому вопросу и проблеме использования континентального шельфа в Эгейском море. Накануне «атлантической недели» обострился конфликт между Великобританией и Исландией по проблеме рыболовства. Усилилось стремление народов отдельных стран блока к сокращению военных расходов. В этих усилиях руководство НАТО использовало заседания руководящих органов блока для оказания давления на правительства отдельных его стран-участниц с том, чтобы заставить их лавировать в фарватере политики времён «холодной войны».