Накануне заседаний, как обычно, в американской и западноевропейской печати развернулась широкая пропагандистская кампания, в ходе котором Советский Союз и другие страны Варшавского Договора обвинялись в «агрессивных устремлениях». Домыслы о «советской военной угрозе» должны были подготовить общественность Запада к мысли о необходимости нового «затягивания поясов», сокращения расходов на социальные нужды и увеличения финансовых средств, выделяемых на военные цели.
Подтверждением этому служит сессия совета НАТО, состоявшаяся 10 — 11 мая 1977 года в Лондоне с участием глав государств и правительств стран блока (за исключением Франции и Исландии), а также министров иностранных дел. На сессии обсуждались современная международная обстановка, состояние и развитие отношений между Востоком и Западом, проблемы укрепления политического единства НАТО, вопросы стандартизации оружия и боевой техники и т. д.
В итоговом коммюнике сессии содержатся демагогические положения о приверженности НАТО идеалам демократии, уважения основных свобод и прав человека, миря и безопасности народов. Однако решения, принятые сессией, показывают, что на самом челе Североатлантический союз стоит на совершенно противоположных позициях. Так, сессия совета НАТО призвала страны-участники к дальнейшему увеличению военных расходов. В ходе обсуждения состояния советско-американских переговоров по ограничению стратегических вооружений, а также переговоров по сокращению вооружённых сил и вооружений в Центральной Европе была подтверждена прежняя политика, направленная на получение Западом односторонних военных преимуществ.
На сессии с речью выступил президент США Картер. Он заверил своих западноевропейских союзников, что укрепление НАТО является главной задачей внешней политики новой американской администрации. Используя тезис о «советской военной угрозе». Картер призвал страны Западной Европы поддержать усилия Соединённых Штатов по наращиванию военной мощи Североатлантического союза. Он предложил разработать перспективный план военного строительства блока на 80-е годы и утвердить его на сессии совета НАТО с участием глав государств и правительств весной 1978 года в Вашингтоне.
Президент США выразил также в общих словах готовность наладить взаимовыгодную кооперацию в области разработок и производства вооружений между США и Западной Европой, увеличить закупки западноевропейского вооружения. Однако отсутствие конкретных предложений со стороны США вызвало беспокойство представителей стран Западной Европы, которые считают, что американцы по-прежнему игнорируют экономические интересы своих союзников.
Следует отметить, что натовская встреча в верхах, несмотря на официальные заявления о сплочённости и монолитности блока, выявила ряд серьёзных разногласий. Как отмечает западная пресса, представители отдельных западноевропейских стран выразили беспокойство относительно тех внешнеполитических действий США, которые можно рассматривать только как отход от политики разрядки, положительно встреченной народами всех стран — участниц общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества. Было подчёркнуто, что экономический кризис и инфляция, экономические и финансовые противоречия оказывают отрицательное влияние и на политическое единство НАТО. Генеральный секретарь НАТО Лунс отметил, что особое беспокойство руководства блока вызывает продолжающаяся конфронтация между Грецией и Турцией по кипрскому вопросу и проблемам использования континентального шельфа и воздушного пространства в районе Эгейского моря. Двусторонние встречи Картера с премьер-министрами Греции и Турции не привели к изменению позиций сторон.
Однако отсутствие единства по отдельным проблемам не отразилось в целом на общем курсе, выработанном сессией совета НАТО и предусматривающем дальнейшее наращивание военного потенциала блока.
Эту мысль в полной мере можно отнести и к заседаниям ряда других руководящих органов Североатлантического союза. Так, на заседании Еврогруппы НАТО (Брюссель, 16 мая 1977 года) министры обороны 11 европейских стран блока (Великобритании, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов, Дании, Норвегии, Греции, Турции, Португалии и Люксембурга) подтвердили намерения своих правительств в соответствии с требованиями США увеличить вклад в общие военные приготовления НАТО. В связи с этим на заседании было положительно оценено подписание контрактов Бельгией, Данией, Нидерландами и Норвегией о закупке американских истребителей-бомбардировщиков F-16.
Министры обороны обсудили также ход выполнения ряда программ стандартизации оружия и боевой техники, а также состояние сотрудничества в рамках Еврогруппы в областях тактической связи, материально-технического обеспечения, долгосрочного планирования, военно-медицинской службы и боевой подготовки.
Вместе с тем, несмотря на давление со стороны Соединённых Штатов, представители европейских стран блока отложили ещё на год рассмотрение вопроса о принятии на вооружение объединённых вооружённых сил НАТО в Европе американской самолётной системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией АВАКС. По данным зарубежной печати, западноевропейцы должны были закупить 27 самолётов Боинг 707, оборудованных этой системой, общей стоимостью 2,4 млрд. долларов. Однако накануне заседаний Великобритания объявила о своём решении продолжать работы по использованию самолёта собственного производства «Нимрод». Не нашло поддержки американское предложение и среди других европейских стран НАТО. Такое решение объясняется финансовыми трудностями, а также нежеланием США идти на уступки своим союзникам при осуществлении программ стандартизации бронетанковой и другой военной техники.
Наиболее милитаристским, сопровождавшимся громким бряцанием оружия было заседание комитета военного планирования НАТО (Брюссель, 17—18 мая 1977 года) с участием министров обороны стран блока, за исключением Франции и Греции.
На заседании был заслушан доклад нового председателя военного комитета НАТО норвежского генерала Гундерсена (заменил в апреле 1977 года английского адмирала П. Хилл-Нортона) о соотношении сил между Востоком и Западом. В докладе полностью игнорировался миролюбивый характер советской внешней политики, ведущая роль СССР на пути к ослаблению международной напряжённости. На основании явно надуманного вывода об «агрессивности» стран Варшавского Договора участники заседания подводились к мысли о необходимости наращивания Североатлантическим союзом военных приготовлений.
Комитет военного планирования принял директивы, определяющие основные направления строительства объединённых вооружённых сил НАТО на период с 1979 по 1984 год. Директивами предусматривается, в частности, повышение боевой готовности объединённых вооружённых сил НАТО, боевых возможностей противотанковой и противовоздушной обороны, осуществление мероприятий по сокращению сроков переброски войск усиления из США в Европу, реализации программ стандартизации оружия и боевой техники, усиление ВМС стран Североатлантического союза. При активной поддержке со стороны ФРГ американцам удалось добиться согласия остальных стран НАТО на дальнейшее ежегодное повышение военных расходов.
В соответствии с предложениями, высказанными американским президентом на сессии совета НАТО, постоянному комитету военного планирования блока дано указание приступить к разработке плана военного строительства НАТО на 80-е годы.
Завершило серию совещаний высших органов НАТО заседание группы ядерного планирования блока (Оттава, 8 — 9 июня 1977 года), на котором присутствовали министры обороны США, Великобритании. ФРГ. Италии, Канады, Греции, Нидерландов и Норвегии.
По сообщениям западных газет, на заседании группы ядерного планирования обсуждались вопросы ограничения стратегических вооружений, ядерная политика США, особенности применения тактического ядерного оружия в случае возникновения вооружённого конфликта в Европе, а также мероприятия по повышению ядерной мощи Североатлантического союза.
Итоги заседаний высших руководящих органов НАТО убедительно подтверждают, что руководство блока продолжает наращивать военный потенциал НАТО. Положения заключительных коммюнике заседаний о росте боевых возможностей вооружённых сил стран Варшавского Договора, «оборонительном» характере НАТО и его стремлении к ослаблению напряжённости носят пропагандистский характер, преследуют цель дискредитировать миролюбивый внешнеполитический курс СССР и возложить на страны Варшавского Договора вину за дальнейшее наращивание гонки вооружений.
История развития международных отношений показывает, что с момента своего образования именно Североатлантический союз и страны-участницы оказывались замешанными в вооружённые конфликты в самых различных районах земного шара, выступали в роли душителей национально-освободительного движения народов, поборников «холодной войны». Характер деятельности военно-политического руководства НАТО за последние годы свидетельствует, что агрессивная сущность этого блока сохраняется и в настоящее время.