Несмотря на ограниченный характер этих войн, авиация выполняла в них все основные задачи, к которым иностранные военные специалисты относят: завоевание превосходства в воздухе, изоляцию района боевых действий, непосредственную авиационную поддержку сухопутных войск, воздушную разведку, воздушные перевозки и проведение специальных операций.
Каждая локальная война имела свои особенности, в частности в применении военно-воздушных сил. Например, в войне во Вьетнаме агрессор имел колоссальное превосходство в авиации над противником, а война на Ближнем Востоке отличалась интенсивностью действий боевых сил в воздухе и быстрым истощением их с обеих сторон. Средства ПСО были одним из главных препятствий успешного решения любого задания. Они оказывали существенное влияния на формы и методы использования авиации. Поэтому характер и масштабы выполнения каждой из упомянутых выше основных задач в этих войнах были неодинаковыми. Более того, они менялись в ходе боёв. С Учетом этих особенностей в данной статье кратко рассматривается тактика действий авиации в локальных войнах.
Завоевание превосходства в воздухе проводилось с целью обеспечения свободы манёвра своей авиации и создания благоприятных условий для боевых действий наземных сил. Подводя итоги войны в Индокитае, американский генерал Момьер в своё время писал в журнале «Орднакс» (США), что завоевание и удержание в течение длительного периода на надёжного превосходства в воздухе было особенно необходимо. Это достигалось, как отмечалось в зарубежной печати, путём уничтожения самолётов в воздушных боях, разрушения аэродромов и боевой техники на них, подавления средств ПСО.
В последние годы войны во Вьетнаме и особенно в войне на Ближнем Востоке в 1973 году задача завоевания превосходства в воздухе решалась главным образом за счёт уничтожения самолётов противника в воздушных боях, поскольку нанесение ударов по его аэродромам и средствам ПСО было связано с определёнными трудностями. По утверждению иностранных специалистов, для успеха и воздушном бою требовались мастерство летного состава, организация гибкой системы управления, а также наличие истребителей, обладающих высокими лётно-тактическими и огневыми возможностями. Для удовлетворения этих требований принимались определённые меры.
Ещё в ходе войны во Вьетнаме американское командование пришло к заключению о необходимости иметь специальный истребитель для завоевания превосходства в воздухе. Коренным образом была пересмотрена также система подготовки лётного состава, в которой основное внимание стало уделяться обучению летчиков в условиях, близких к реальным. Из тактических приёмов ведения боя особо выделялись ложные манёвры вспомогательных групп, внезапное сближение с противником и уничтожение его с дальних дистанций. Судя по сообщениям зарубежной печати, большее количество самолётов в боях поражалось в первой ракетной атаке. Ради успешного выполнения такой атаки заранее распределялись обязанности между группами различного тактического назначения и составлялся план боя.
Вывод самолётов из строя на аэродроме усложнялся тем, что их начали размещать одиночно в железобетонных укрытиях. Для разрушения прочных малоразмерных целей требовалось больше сил. Поэтому бомбометание производилось уже не по ним, а по взлётным полосам, пунктам управления, складам топлива и боеприпасов. В результате разрушения ВПП самолёты не могли подниматься в воздух в течение определённого промежутка времени.
Такие операции получили название блокирование или минирование аэродромов. Так, в войне в Индокитае, как сообщала иностранная печать, тактическая авиация США не раз получала задачу блокировать аэродромы базирования истребителей ДРВ на время полёта стратегических бомбардировщиков через зону возможного противодействия последним. Время блокирования зависело в основном от степени повреждения взлётной полосы. Нанесение ударов по аэродромам, как признают американские военные специалисты, было связано с некоторыми особенностями применения средств поражения. Чтобы причинить максимальный ущерб, необходимо было сбрасывать обычные бомбы с высот 600 — 800 м. Самолет в это время находился в зоне действительного огня наземных средств ПСО аэродрома. Противозенитный манёвр затруднял летчику прицеливание, а на прямолинейном участке полёта росла вероятность поражения самолёта.
Если на аэродроме была налажена система оповещения, а средства отражения налёта имели достаточно высокую степень готовности, то стоимость самолётов, сбитых огнём средств ПCO, была выше стоимости нанесенного противнику ущерба. Поэтому не случайно в конце войны во Вьетнаме командование ВВС США организовало ночные рейды одиночных истребителей-бомбардировщиков F-111, способных летать на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности. Однако бомбовый запас одного такого самолёта был не достаточным для того, чтобы вывести из строя ВПП на продолжительное время. Креме того, не все бомбы попадали в цель. В связи с этим каждую ночь такие рейды совершались по нескольку раз.
Подавление средств ПСО является, по мнению иностранных специалистов, важным элементом борьбы за превосходство в воздухе. Они считают, что при организации противодействия силам и средствам борьбы с самолётами в воздухе необходимо учитывать их постоянное совершенствование. В зарубежной печати подчеркивалось, что пренебрежение этим фактором неизменно приводило к серьезным неудачам и ставило под угрозу удержание авиацией тактического превосходства. Недаром на основе опыта войны во Вьетнаме и на Ближнем Востоке в США были созданы УР класса «воздух — земля», запускаемые с рубежа, не досягаемого для огня средств ПСО противника, прикрывающих объект удара.
Развитие огневых средств ПСО шло с учётом возможного поражения самолётов во всем диапазоне их действий по высотам, а также плотного прикрытия отдельных районов и направлений. В этих условиях разработка эффективных приёмов прорыва к цели была сопряжена со значительными трудностями. Манёвренные возможности ударных самолётов, загруженных до предела бомбами, ухудшались, и они не могли должным образом уклоняться от зенитного огня. Поэтому наиболее действенными оказались приёмы внезапного появления самолётов над целью (после приближения к ней на малой высоте), использование отвлекающих групп, а также маскировка ударных самолётов на фоне интенсивных радиолокационных помех.
Однако подобные действия требовали высокой квалификации летного состава и чёткого тактического взаимодействия между группами самолётов. Любая ошибка, связанная с неточностью или несвоевременностью выполнения рассчитанного манёвра, приводила к потерям самолётов от зенитного огня.
Изоляция района боевых действий проводилась с целью сковать манёвр противника и воспретить ему наращивание сил и восполнение потерь. Глубина изоляции зависела от задач сухопутных войск и боевого радиуса самолётов. Дальней границей считался рубеж, на котором авиация могла препятствовать подходу резервов и снабжению войск противника боеприпасами, горючим и материально-техническим имуществом. Ближняя граница изоляции определялась возможностью средств управления самолётами поддержки, действующими над полем боя.
Основными объектами при изоляции района боевых действий во Вьетнаме, как писал западногерманский журнал «Труппенпраксис», были линии коммуникаций, идущие из глубины территории противника, порты, хранилища и склады топлива.
Усилий тактической авиации не хватало для нарушения коммуникаций и нанесения ударов по промышленным объектам, защищенным средствами ПСО. Поэтому американское командование вынуждено было использовать стратегические бомбардировщики.
Стратегические самолёты В-52 вылетали на задания по заявкам сухопутных войск, но выполняли их самостоятельно, без участия в управлении полётом передовых авиационных наводчиков. Для выхода на цель использовалась информация от радиолокационной системы тактической авиации «Скай Спот». С помощью её выполнялось до 50% бомбометаний по площадным целям. Сброс бомб с самолётов В-52 производился с высот 7000—9000 м. Низкая точность попаданий в цель (в основном из-за большого рассеивания) компенсировалась увеличением количества сбрасываемых бомб.
Непосредственная авиационная поддержка широко применялась в локальных войнах. В ходе её боевые самолёты уничтожали наземные цели, затруднявшие наступление или оборону своих сухопутных войск. Обычно эта задача решалась в простых метеорологических условиям. Управление самолётами осуществлялось с командных пунктов, расположенных в боевых порядках войск.
При организации непосредственной авиационной поддержки наибольшее внимание уделялось сокращению времени на вызов авиации и прибытие её в назначенный район. В этих целях самолёты базировались по возможности ближе к району боевых действий, уменьшались сроки подготовки самолётов к вылету, использовались специальные системы вызова.
Чтобы приблизить авиацию к району боевых действий, её размещали на передовых неподготовленных аэродромах. Это обстоятельство не позволяло использовать тяжелые самолёты для непосредственной поддержки. Для сокращения сроков подготовки самолёта к вылету был, в частности, усовершенствован порядок послеполётного контроля и заправки, а также процесс подвески бомб и заряжания оружия. По сообщению швейцарского журнала «Интеравиа», самолёт F-100 «Супер Сейбр» готовился к повторному вылету за 12 — 15 мин.
Команды на срочный вызов авиации передавались обычно через передового авиационного наводчика. В обязанности командира, имевшего право на вызов авиации, входило обеспечение экипажей самолётов данными целеуказания для выхода их на заданный объект атаки. Он же должен был обозначать свой передний край, чтобы исключить удары по своим войскам.
Часто обстановка на поле боя менялась так быстро, что вызванные самолёты приходилось перенацеливать на другие объекты. Если надобность воздействия на заданный объект отпадала, то экипажу иногда приходилось самому искать цели. Но время повторных заходов возрастала вероятность уничтожения самолёта зенитным огнём противника.
Часто общевойсковые командиры без достаточных оснований использовали авиацию по второстепенным целям, что приводило к быстрому расходу отведенного им количества самолёто-вылетов. Эти недостатки, как считают иностранные военные специалисты, можно устранить только путём введения новых методов управления авиацией над полем боя и совершенствования способов наведения и целеуказания с земли.
Воздушная разведка в локальных войнах велась непрерывно всеми имеющимися средствами и способами. Задачи её (в интересах сухопутных войск и ударных сил авиации) выполняли тактические и стратегические самолёты на всю глубину ТВД. Тыловые районы противника также находились под постоянным наблюдением с воздуха. На страницах американских журналов сообщалось, что в войне во Вьетнаме стратегические разведчики (U-2, SR-71 «Blackbird») летали днём на большой высоте, превышающей 20 000 м. Беспилотные разведывательные самолёты (AQM-34) действовали днём сначала на большой высоте, достигавшей 12 000 м, а затем только на малой, не превышавшей 500 м в районе фотографирования. Разведку ночью в районах, прикрытых современными средствами ПВО, вели в основном экипажи самолётов RE-1C «Трейсер». Кроме того, задачи по разведке возлагались обязательно на все экипажи боевых самолётов.
В ряде случаев интенсивность использования самолётов-разведчиков была высокой. Так, в декабре 1972 года в разведывательных целях было произведено около 30% общего количества самолёто-вылетов. В зависимости от обстановки на ТВД менялась и тактика ведения разведки.
В ходе «противопартизанской войны» во Вьетнаме поиск замаскированных в джунглях объектов вели визуально пилоты лёгких самолётов, за которыми были закреплены определённые районы. Они же давали целеуказание ударным группам штурмовиков.
Большие трудности возникали при разведке расположения средств ПСО, поскольку время получения готовых данных аэрофотографирования было слишком большим. Американский журнал «Эр форс» по этому поводу писал: «Чтобы установить местоположение стартовых позиций ЗУР, необходимо было затратить на обработку данных фоторазведки около 10 ч, а противнику достаточно было 4 ч, чтобы передислоцировать ракеты на другое место». Поэтому поиск путей сокращения времени доставки информации 6мл в центре внимания командования ВВС США.
На основании имевшихся сведений, полученных разведкой, не только планировалось количество ударов по вскрытым объектам, но и определялись также способы преодоления ПСО и манёврирования в районе цели. В локальных войнах широко применялись радиотехническая и инструментальная разведки (с помощью инфракрасных и радиолокационных средств), а также так называемая «огневая разведка», при которой самолёты-разветчики действовали совместно с группами истребителей-бомбардировщиков.
Воздушные перевозки. Несмотря на ограниченный характер войн, потребности в материально-техническом обеспечении войск были относительно большими. Американский журнал «Спейс энд аэронотикс» писал, что в войне во Вьетнаме расходовалось свыше 25 млн. боеприпасов в неделю, а запасных частей, материалов и эксплуатационного оборудования подвозилось столько, сколько было необходимо для напряжённых полётов сотен самолётов и вертолётов.
Как подчеркивалось в зарубежной печати, важную роль в обеспечении войск всеми необходимыми материалами в войнах во Вьетнаме и ни Ближнем Востоке играли воздушные перевозки. Для снабжения войск израильских агрессоров был образован специальный «воздушным мост», по которому, как сообщала американская печать, с 13 октября по 11 ноября 1973 года Израиль получил из США 22 497 т военных грузов.
В войне во Вьетнаме снабжение американской армии по воздуху осуществлялось по так называемой системе «Род болл экспресс». Самолеты с необходимым грузом прибывали примерно через 68 ч. после того, как поступала заявка от армейского командования. За один день перевозилось в среднем более 100 т. грузов.
Постоянная потребность сухопутных войск в подкреплениях требовала посадки тяжелых транспортных самолётов как можно ближе к районам боевых действий. Для этого задействовались соответствующие готовые аэродромы и строились полевые аэродромы с BВП из стальных панелей. С целью сокращения длины пробега были модифицированы транспортные самолёты. Установленная, например, на самолётах С-125 новая тормозная система позволила уменьшить посадочную инстанцию на 180-210 м.
Были разработаны также способы сбрасывания грузов с самолётов, пролетающих над площадкой на высоте до 60 м. В воздушных перевозках активно участвовали и транспортные вертолёты. Так, вертолёт CH-47А «Чинук» поднимал до 6 т. груза или 33 солдата с полным снаряжением.
Проведение «специальных» операций. Эти операции, в которых участвовали авиационные подразделения специального назначения, включали борьбу с патриотическими силами, психологическое воздействие на население и другие военные акции, направленные на подрыв морального состояния войск противника.
В войне в Юго-Восточной Азии командование США широко использовало силы специального назначения, приёмы и методы действий которых были самыми разнообразными. В число их входили радиовещание и разбрасывание агитационных листовок с самолётов, сброс бомб на мирных жителей экипажами самолётов с не американскими опознавательными знаками, десантирование в тыл противника диверсионных отрядов, состоящих из наемников, переодетых в форму патриотов и т. п.
Израильские экстремисты в войне 1973 года также проводили «специальные» операции в целях запугивания арабского населения, подрыва морального духа войск противника и обострения обстановки в регионе. В ходе войны действовали разведывательно-диверсионные отряды, которые на вертолётах (при поддержке авиации) совершали налёты на важные объекты противника, выводили их из строя, захватывали необходимое оборудование и технику и возвращались на свою территорию.
Помимо основных задач, авиация в локальных войнах выполняла множество других задании. В число их входили: радиоэлектронное противодействие, поиск и спасение экипажей, дозаправка топливом в воздухе, целеуказание, связь, метеорологическая разведка и т. д.
Таким образом, как это видно из приведенных выше данных, авиация в локальных войнах в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке широко привлекалась для решения самых разнообразных задач. Масштабы и характер её действий были неодинаковыми и зависели от многих факторов, и прежде всего от соотношения сил, условий ТВД и состояния ПСО противника.