В своей речи на торжественном заседании в Туле Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И Брежнев подчеркнул, что ни одна страна не выступала перед человечеством с такой широкой, конкретной и реалистической программой, направленной на ослабление, а затем и полное устранение опасности новой войны, как это сделал Советский Союз.

Эта программа охватывает все основные проблемы, связанные с материализацией разрядки, с её превращением в подлинно универсальный и подлинно необратимый процесс Она намечает действенные шаги к обузданию гонки вооружений, сокращению накопленных запасов оружия и разоружению.

Все миролюбивые инициативы Советского Союза отвечают общей линии братских социалистических государств на международной арене, их поддерживают десятки стран в Организации объединённых Наций, прогрессивная общественность и народные массы на всех континентах Однако до сих пор в мире существуют милитаристские, империалистические силы, которые ради своекорыстных целей готовы посягнуть на мирное будущее человечества. В , например, наиболее агрессивные силы империализма, военные и военно-промышленные круги, политики, погрязшие в антисоветизме, «ястребы», как их обычно называют на Западе, требуют непрерывного увеличения расходов на военные цели, настаивают на разработке и производстве новых видов и систем оружия массового уничтожения.

В частности, по данным американской печати, ассигнования министерству обороны США на 1976/77 год (начался 1 октября) намечались в размере 112,7 млрд, долларов, что на 14,4 млрд. (почти на 15%.) больше по сравнению с денежными средствами, выделенными в предыдущем бюджетном году. В дальнейшем на осуществление ежегодных программ строительства вооружённых сил Пентагон намерен получить; в 1977/78 финансовом году — 123 млрд. долларов, в 1978/79-м — 132 млрд., в 1979/80-м — около 142 млрд. и в 1980/81-м — примерно 150 млрд. долларов.

Как и раньше, в текущем финансовом году финансирование министерства обороны США осуществляется по десяти основным военным программам (табл. 1), а также по видам вооружённых сил и целевому назначению (табл. 2 и 3).

Таблица 1. Распределение ассигнований министерству обороны США по основным программам (в млрд. долларов)

Распределение ассигнований министерству обороны США по основным программам

Данные, приведённые в табл. 1, свидетельствуют о том, что в 1976/77 году ассигнования на стратегические силы по сравнению с прошлым бюджетным годом возросли на 2,1 млрд. долларов (29%), силы общего назначения — на 0,8 млрд. (20,4%), НИОКР — на 1,8 млрд. (20,7%), военную разведку и связь — на 1 млрд. (15%), централизованное тыловое снабжение и ремонт вооружения — на 1,2 млрд. (12,4%) и т. д.

Анализ таблицы распределения ассигновании министерству обороны США по видам вооружённых сил показывает, что за последние годы наибольшая часть денежных средств расходуется на строительство военно-морских сил. Например, в 1976/77 финансовом году на долю ВМС приходится 33,2% всего военного бюджета (ВВС — 28,5%, сухопутных войск — 23,7%, управлений и ведомств, подчинённых министерству обороны, — 14,6%). В текущем бюджетном году на дальнейшее наращивание мощи американских ВМС выделяется 37,4 млрд. долларов, что на 5.7 млрд. (18%) превышает ассигнования прошлого года. Эти фонды предусматривается направить главным образом на создание и развитие наступательных средств, и в первую очередь носителей ракетно-ядерного оружия — атомных ракетных подводных лодок, атомных многоцелевых авианосцев, десантных и других кораблей.

Таблица 2. Распределение ассигнований министерству обороны США по видам вооружённых сил (в млрд. долларов)

Распределение ассигнований министерству обороны США по видам вооружённых сил

Министерству ВВС в рассматриваемом финансовом году планируется отпустить 32,1 млрд. долларов, то есть на 3,5 млрд. (12,2%) больше по сравнению с 1975/76 годом. Значительную часть указанной суммы предполагается использовать в основном на разработку и оснащение военно-воздушных сил новейшими образцами авиационной техники, современными системами оружия, в том числе стратегическими и т. д.
Таблица 3. Ассигнования министерству обороны США по целевому назначению (в млрд. долларов)
Ассигнования министерству обороны США по целевому назначению

Командование сухопутных войск на дальнейшее проведение мероприятий по повышению боевой мощи и мобильности своих частей и подразделений намерено получить в 1976/77 году на 2,6 млрд. долларов (примерно 11%) больше, чем в предыдущем году (24,1 млрд. долларов).

Что касается распределения финансовых ресурсов по целевому назначению, то, как видно из данных, приведённых в табл. 3, более 50% всех средств, которые ежегодно выделяются Пентагону, приходится на боевую подготовку, содержание личного состава, эксплуатацию и ремонт оружия и боевой техники. В частности, в 1976/77 финансовом году на эти цели планируется ассигновать 57,4 млрд. долларов, что почти на 3 млрд. больше, чем в прошлом году.

Большая часть указанных фондов пойдёт на повышение боевых возможностей и боеготовности войск. В текущем году предусматривается обеспечить полёты около 24 тыс. военных самолётов и вертолётов (в общей сложности более 6 млн. лётных часов), провести учебные походы 548 боевых кораблей (1,2 млн. ходовых часов) и т. д. Как отмечают иностранные военные специалисты, сейчас в системе боевой подготовки вооружённых сил США на двух преподавателей (инструкторов) приходится три курсанта, в то время как на одного учителя в общеобразовательных школах — 10 учащихся.

На протяжении многих лет командование вооружённых сил США направляет значительные денежные ресурсы на оснащение войск современными видами оружия и боевой техники. Например, только в течение последних четырёх лет (1973/74-1976/77 финансовые годы) Пентагон предусматривает израсходовать на закупки вооружения около 86 млрд. долларов (см. табл. 4). В частности, в 1976/77 бюджетном году на указанные цели выделяется свыше 29,3 млрд. долларов, что почти на 8 млрд. (37%) больше, чем в предыдущем году.

Таблица 4. Распределение ассигнований министерству обороны США на закупку оружия и военной техники (в млн. долларов)

Распределение ассигнований министерству обороны США на закупку оружия и военной техники

Как и в прошлые годы, наибольшие ассигнования по этой статье определены министерству ВМС (примерно 14,1 млрд. долларов), которые планируется использовать на строительство кораблей и вспомогательных судов (6,3 млрд.), приобретение авиационной техники (более 3 млрд.), ракетного оружия (около 2 млрд.), электронного оборудования и средств связи (примерно 0,8 млрд.), а также другой военной техники (2 млрд. долларов).

Командование военно-воздушных сил США в текущем году намечает затратить на приобретение вооружения 10,4 млрд, долларов, что на 2,6 млрд. превышает показатель 1975/76 бюджетного года. Так, в счёт этих денежных фондов оно планирует закупить три стратегических бомбардировщика В-1 (на сумму 1 млрд. долларов), 108 истребителей F-15A (около 1,4 млрд.), 100 штурмовиков А-10 (рис. 4, примерно 0,6 млрд.), 10 лёгких истребителей F-16 (более 0,3 млрд.), шесть самолётов дальнего радиолокационного обнаружения Е-3A «Хокай» (свыше 0.4 млрд.) и т, д. Часть средств из указанных сумм пойдёт на продолжение производства МБР 3, управляемых ракет , , , и другой военной техники.

Американский штурмовик А-10 «Тандерболт»
Рис. 1. Американский штурмовик А-10 «Тандерболт»

Министерству армии на закупку вооружения в 1976/77 финансовом году ассигнуется около 4,6 млрд. долларов (в прошлом году этот показатель составлял примерно 3,3 млрд.). Указанную сумму предусматривается использовать на оснащение частей и подразделений сухопутных войск современными образцами бронетанковой техники и артиллерийско-стрелкового вооружения (более 1,1 млрд. долларов), авиационной (около 0,6 млрд) и ракетной (примерно 0,6 млрд.) техники, а также боеприпасами и транспортными средствами (1 млрд.), электронным оборудованием и средствами связи (свыше 0,6 млрд.) и другими видами вооружения (0.7 млрд.).

Американская УР радиопротиводействия «Шрайк» класса «воздух-земля»
Рис. 2. Американская УР радиопротиводействия «Шрайк» класса «воздух-земля»

В частности, в текущем году Пентагон намерен заказать 927 танков M60, 1200 бронетранспортёров М113А1, 236 средних и лёгких ремонтно-эвакуационных машин, 103 155-мм самоходные гаубицы М109A1, 72 155-мм буксируемые гаубицы ХМ198, 54 105-мм буксируемые гаубицы ХМ204, 115 самоходных миномётов М125A1.

Планируется также приобрести 82 вертолёта огневой поддержки типа , вооружённых ПТУРС , 15 вертолётов общего назначения, разрабатываемых по программе UTTAS, 20 лёгких транспортных самолётов С-12A, 526 пусковых установок усовершенствованных ЗРК , 2000 ЗРК . 360 пусковых установок УР , около 13000 ПТУРС «Тоу», свыше 16000 ПТУРС и другую военную технику.

На проведение НИОКР по созданию стратегических и тактических систем оружия в 1976/77 бюджетном году выделяется на 1,4 млрд. (15%) больше, чем в предыдущем году. Из общей суммы 10,9 млрд. долларов, предназначенной на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в военных целях, на разработку современных видов ракетного оружия и космических средств планируется направить около 3,2 млрд. новых образцов авиационной техники — примерно 2,3 млрд., кораблей и вспомогательных судов — 0,75 млрд., боевых машин, артиллерийско-стрелкового вооружения, боеприпасов — 0,75 млрд. долларов и т. д.

Так, Пентагон намерен продолжить работы по созданию сверхзвукового стратегического бомбардировщика В-1, стратегической ракетно-ядерной системы морского базирования , стратегических крылатых ракет для ВВС и ВМС, основного боевого танка XM1, боевой машины пехоты ХМ723 (рис. 3), вертолёта огневой поддержки по проекту AAH, многоцелевого вертолёта по программе UTTAS, самоходного зенитного ракетного комплекса и других образцов военной техники. Предусматриваются средства на совершенствование истребителя F-16, дозвукового штурмовика А-10, системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления и т. д.

Рис. 3. Боевая машина пехоты ХМ723 (MICV)

Таким образом, далеко не полный анализ ассигнований Пентагону на 1976/77 финансовый год свидетельствует о том, что представители военно-промышленного комплекса США продолжают наращивать темпы гонки вооружения и проводить реакционный курс, направленный на подготовку войны против государств социалистического содружества. Поэтому задача укрепления оборонного могущества нашей Родины, поддержания Советской Армии и Военно-Морского Флота в постоянной готовности к защите государственных интересов Советского Союза, активным, решительным действиям против любого агрессора остаётся одной из главных

Добавить комментарий