В составе вооруженных сил Украины (ВСУ) действуют подразделения информационно-психологических операций (ИПсО), организационно входящие в структуру сил специальных операций (ССО).
ССО – отдельный род войск, предназначенный для решения задач специальной разведки, проведения специальных операций и других мероприятий, предусмотренных действующим законодательством.
В состав подразделений информационно-психологических операций входят следующие центры:
- 72-й главный центр ИПсО (г. Бровары, Киевская обл.) основан в г. Севастополь в октябре 2004 года и предназначен для выявления и предупреждения информационных и психологических угроз, направленных против Украины, и информационно-аналитического обеспечения;
- 16-й центр ИПсО (н. п. Гуйва, Житомирская обл.);
- 74-й центр ИПсО (г. Львов);
- 83-й центр ИПсО (г. Одесса).
Последние два предназначены для сбора и анализа информации, распространения пропаганды и выработки реакции на политические события.
Центры информационно-психологических операций предназначены для мониторинга общественной и политической ситуации в соседних странах, подготовки и проведения информационных специальных акций (операций), распространения пропагандистских материалов, а также информационно-аналитического обеспечения командования.
Девиз структур информационно-психологических операций – «Ум побеждает силу».
Задачами центров ИПсО являются:
- анализ морально-психологического состояния населения и военнослужащих вооруженных сил противника, контрразведывательная пропаганда среди местного населения и его дезинформация путем создания и публикации «фейковой» информации, фото- и видеоматериалов в СМИ и социальных сетях общественного доступа;
- проведение информационных специальных акций и операций;
- достижение информационного и психологического превосходства над противником на основе многофакторного воздействия на его личный состав и мирное население, вскрытие планов и практических мероприятий противника по проведению информационных операций;
— информационно-психологическое воздействие с целью деморализации гражданского населения и военнослужащих вероятного противника и информационная поддержка действий российской оппозиции;
— участие в формировании общественного мнения, последовательного изменения ценностных ориентиров местного населения и подготовка аналитических документов руководству.
Непосредственную помощь в организации работы центров ИПсО на постоянной основе осуществляют специалисты 4-й группы информационно-психологических операций ВС США и 77-й бригады информационных войск ВС Великобритании. Центр ИПсО ССО ВСУ состоит из управления, основных подразделений и подразделений обеспечения.
Общая численность центра более 100 человек. На его вооружении состоит шифровальная и кодировочная аппаратура, радиостанции, телекоммуникационные комплекты и др.
Комплектование воинских частей ИПсО осуществляется выпускниками военно-учебных заведений: Военная академия министерства обороны Украины, Военный институт телекоммуникаций и информатизации, Военный институт Киевского национального университета имени Т. Шевченко, Житомирский военный институт имени С. Королева.
В ходе информационных акций против России, проводимых центрами ИПсО при непосредственном участии различных структур информационно-психологических операций США и НАТО, отмечается их слаженное взаимодействие с российскими оппозиционными политиками и интернет-ресурсами.
В рамках интеграции Украины в НАТО к подготовке персонала центров ИПсО привлекаются инструкторы специальных подразделений США, в частности американские специалисты из состава групп военных операций информационного обеспечения ВС США. Специалисты ИПсО также периодически проходят тренинги на американских военных базах.
Украинские центры ИПсО помимо официальных СМИ используют широкий набор информационных ресурсов в сети Интернет, в том числе информационно-новостные сайты, «паблики» в социальных сетях, скоординированные группы пользователей социальных сетей.
Под контролем центров ИПсО находится значительная часть украинских волонтерских информационных интернет-ресурсов, в том числе сообщества «Информ Напалм», «Миротворец», «Информационное сопротивление», а также коммерческие сайты, которые используются в качестве площадки для проведения информационных кампаний и апробирования технологий «социальной инженерии». При этом в информационных кампаниях при согласовании с иностранными спецслужбами задействуются западные СМИ.
Информационное обеспечение действий ВС Украины делится на три уровня.
Первый – официальные средства массовой информации. Основное направление работы – эфирное телевизионное и радиовещание. Телеканалы: «5», ICTV, «ТРК Украина», «1+1» и другие. На данных ресурсах ведется пропаганда среди местного населения, насаждается националистическая идеология, до зрителей (слушателей) доводится недостоверная информация о РФ, Украине, республиках Донбасса, а также об исторических событиях.
Распространенность недостоверной информации – очень высокая, целевые группы – гражданское население Украины, военнослужащие. В результате увеличения покрытия вещания украинских радиостанций в целевые группы попало население ЛНР, ДНР и Крыма.
Второй уровень – пресс-служба министерства обороны, военные теле- и радиоканалы. Среди них: «Army Inform», «ArmyFM», «Военное телевидение Украины». Характер их вещания направлен на освещение достижений национальных ВС и силовых ведомств, оглашение официальной повестки командования ВС Украины, сокрытие потерь, демонизацию военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации.
Основное направление работы – эфирное вещание и Интернет: трансляции несмотря на существенно меньшую, чем у развлекательных телевизионных каналов аудиторию, целевые группы выражены отчетливей, поскольку большинство потребителей информационного продукта проходят действительную военную службу или являются ветеранами боевых действий.
С началом вооруженного конфликта на востоке страны, украинские власти значительно увеличили финансирование военных СМИ, что позволило привлечь профессиональных медиаменеджеров, изменить форму подачи материала, увеличить перечень рассматриваемых вопросов и тем. В соответствии с политикой украинского руководства предпочтение отдается темам пресечения коррупции, обеспечения социальной защиты военнослужащих и членов их семей, что, по мнению командования ВСУ, должно повысить уровень доверия к президенту и правительству.
Третий уровень – центрами ИПсО в составе ССО, а также подразделения ИПсО совета безопасности, сотрудники которых действуют в составе департаментов контрразведки, оперативно-технических мероприятий, защиты национальной государственности, а также управления специальной связи.
Основным пространством указанных выше структур является Интернет, через который осуществляется:
- информационная атака на соцсети и блоги как прямая, так и методами просачивания, незаметного встраивания, генерация и распространение контента, основанного на полуправде, выгодного для Украины и направленного, прежде всего против Российской Федерации;
- информационное сопровождение специальных операций Украины и стран НАТО в информационном пространстве РФ;
- формирование и коррекция на основе дезинформации общественного мнения среди населения и вооруженных сил на территории России, их деморализация, создание экстремистских групп и их поддержка;
- продвижение ценностей и идей, подрывающих государственность Российской Федерации и общественное здоровье, в частности институты семьи, брака, свободу мнений и др., обостряющих межнациональную и межконфессиональную рознь.
Целевыми группами в данном случае являются представители младшего, среднего и высшего управленческого звена, дети и подростки, военнослужащие и другие служащие силовых структур.
Все три уровня информационного обеспечения действий ВСУ взаимосвязаны. Управление ими осуществляется с привлечением иностранных структур. При этом выделяются следующие авторы контента: Центральное разведывательное управление США, специальная служба Великобритании МИ-6, финансист Д. Сорос, турецкие спецслужбы и организации.
Воздействие на украинское население и военнослужащих на Украине призваны оказывать первые два уровня: официальные гражданские и военные СМИ. Их влияние остается настолько высоким в стране, что согласно социологическим опросам ВС являются одним из государственных институтов, которому оказывается наибольшее доверие. Это проявляется в «феномене» украинского волонтерства: гражданские люди и организации готовы жертвовать собственными материальными и временными ресурсами для удовлетворения нужд военнослужащих и ВС в целом, коррекции госполитики в области обороны.
Специальные структуры ведения информационно-психологической войны третьего уровня, в основном призваны оказывать влияние на население и вооруженные силы противоборствующей стороны, к которым относятся ВС РФ и Белоруссии.
Деятельность украинской стороны направлена на российскую аудиторию с целью побуждения населения к противодействию властям Российской Федерации, а также руководству Луганской и Донецкой Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей. При этом предлагается проведение прямых диверсий и саботажа как в информационном пространстве, так и в гуманитарной и военной сферах.
Изучая реакцию населения и его различных групп на информационное воздействие, противник стремится удовлетворить запрос на получение интересующей информации и привести ее интерпретацию в выгодном контексте. Достижение целей будет выполняться всеми доступными способами, так как запретных тем для информационно-психологической войны не существует.
Возможности сил ИПсО оцениваются как значительные. Степень проникновения в соцсети и информационную повестку Российской Федерации – высокая. Кроме того, они имеют прямое отношение к акциям «телефонного минирования» инфраструктурных объектов.
Силы ИПсО также замечены в активной работе в соцсетях с целью создания панических настроений, дискредитации власти и специальных сил, провокации населения на деструктивные действия. Особую «эффективность» такая работа показывает в случаях резонансных событий, таких как крупные ЧП с человеческими жертвами (пожар в ТЦ «Зимняя вишня», г. Кемерово).
Несмотря на многочисленный персонал и развитую инфраструктуру, в центрах ИПсО отмечается низкий профессиональный уровень подготовки сотрудников. В связи с этим в интересах планирования и проведения крупных информационно-пропагандистских акций привлекаются гражданские специалисты и частные компании, в частности, хакерские группы «Украинские кибервойска», «Киберсотня» и «Украинский киберальянс», а также волонтерские информационные сообщества и общественные движения «Бастион», «Информационные войска Украины», «Информ напалм», «Информационное сопротивление», «Народный тыл», «Стопфэйк».
В целом основными формами применения подразделений ИПсО являются:
- массовая дезинформация по освещению боевых действий и вброс фейков, выставляющих ВС РФ в негативном свете, размещение личной информации на должностных лиц, попытка склонить их к сотрудничеству, предательству интересов Российской Федерации;
- нарушение системы управления войсками и активизация диверсионной и прочей противоправной деятельности, организация паники и превышение возможностей гражданских служб путем псевдоминирования общественных зданий и транспорта, используя при этом социально болезненных факторов (типа стрельбы в школе, терактов и пр.) для нагнетания паники, а также дискредитации государственных органов власти Российской Федерации;
- организация собраний, митингов, актов неповиновения граждан государственной власти, работа с несистемной оппозицией типа М. Ходорковского, А. Навального, других экстремистов, в том числе националистических, для расшатывания государственных институтов и подготовки сценария «цветной» революции, дискредитация выборов с целью делигитимации власти и создания предпосылок для массовых акций и протестов.
Таким образом, составной частью ССО ВС Украины являются силы и средства информационно-психологических операций, представленные четырьмя центрами ИПсО. Они предназначены для мониторинга общественной и политической ситуации на Украине и в соседних странах, подготовки и проведения информационных специальных акций (операций). Основным пространством центров ИПсО является Интернет, а целевыми группами воздействия – представители высшего, среднего и младшего управленческого звена, военнослужащие и сотрудники силовых структур, дети и подростки РФ.