Изменения в соотношении сил на международной арене в пользу социализма вынудили правительство ФРГ, сформированное в 1969 году социал-демократами и свободными демократами, пойти по пути признания существующих реальностей на Европейском континенте и нормализации отношений с социалистическими странами. Однако в основных вопросах военной политики и военного строительства реакционные круги страны по-прежнему остаются на позициях дальнейшего усиления блока НАТО и двустороннего военно-политического сотрудничества с США. ФРГ была принята в НАТО в 1955 году и вскоре стала одной из ведущих стран этого агрессивного блока. Реакционные круги империалистических государств рассматривают бундесвер как ударную силу объединённых вооружённых сил НАТО в Европе. В Западной Германии продолжается гонка вооружений, разрабатываются и вводятся более совершенные формы организации высших органов бундесвера, соединений и частей. Военные расходы возрастают с каждым годом и к 1975 году достигли 32 млрд. марок. Общая численность вооружённых сил составляет 495 тыс. человек.
Географические условия
Западная Германия расположена в центре Европы па площади 218,2 тыс. кв.км., протяжённость с севера на юг 832 км с востока на запад 453 км. На севере омывается Балтийским и Северным морями и граничит с Данией, на востоке — с ГДР, на юго-востоке — с ЧССР, на юге — с Австрией и Швейцарией, на западе — с Францией, Люксембургом, Бельгией и Нидерландами (рис. 1). Общая длина сухопутных границ 4279 км (1700 км из них со странами социализма — ГДР и ЧССР), береговая линия 625 км.
Рис. 1. Федеративная Республика Германии
Около трети территории ФРГ покрыто лесами. Рельеф страны отличается разнообразием: низменные равнины сочетаются со средневысотными горами и плато. Выделяются три основные природные области (с севера на юг)- западная часть Северо-Германской низменности, пояс средневысотных гор и горный пояс Альп.
Прибрежная морская полоса мелководная. Береговая линия сильно изрезана, изобилует заливами. От побережья начинается Северо-Германская низменность, равнинная и почти безлесная. Реки Эльба, Везер, Эмс, многочисленные судоходные каналы и большие заболоченные пространства (особенно между реками Эльба и Эмс) считаются западногерманскими специалистами основными естественными препятствиями этого района.
Климат низменных районов морской, количество осадков 700— 800 мм, лето продолжительное, прохладное (средняя температура июля—августа 16-17°), зима мягкая, короткая, с продолжительными туманами. С марта по октябрь стоит преимущественно сухая солнечная погода. В течение года преобладают западные ветры.
Более 2/3 территории страны занимает проходящий южнее низменности пояс Герцинских гор: Гарц, Рейнские Сланцевые горы, Шварцвальд, Фихтель, Франконская и Швабская Юра, Чешский лес.
В центральной части ФРГ местность холмистая, лесистая, имеются горы высотой 500—1000 м. Особое место в этом районе принадлежит Верхнерейнской низменности длиной 300 км и шириной 40 км. Естественными рубежами считаются реки Везер и Фульда, а также лесистые, расчлененные долинами рек Лан и Мозель, Везерские и Рейнские Сланцевые горы с отрогами. Длина гор 250 км, ширина 150—180 км, высота 500—840 м. На реках построено более 30 водохранилищ с плотинами и гидроэлектростанциями.
Южная часть страны в основном холмистая, низкогорная. Реки Нааб и Дунай протекают здесь в горах Богемский лес и Баварский лес, высота которых 700—1500 м, длина 250 км, ширина 25-30 км. Лесистые горы Франконская Юра вдоль левого берега р. Дунай имеют протяжённость 350 км, ширину 30—45 км и высоту 600—1000 м. Длина гор Шварцвальд около 200 км, ширина 30—40 км и высота 600—1500 м, они труднодоступны, движение возможно только по дорогам.
Южнее обширного холмистого Швабско-Баварского плоскогорья проходит узкая полоса северного склона Альп (отдельные вершины более 2000 м).
Климат средневысотных гор и плато умеренно континентальный. Зима короткая (с декабря по февраль) с морозами до —20°, а в горах до —30°, с устойчивым снежным покровом в горах и неустойчивым в долинах. Лето продолжительное, жаркое, с небольшим количеством осадков. В Альпах четко выражена вертикальная климатическая зональность.
Население и государственное устройство
Общая численность населения свыше 62 млн. человек, средняя плотность 247 человек на кв.км., городское население 82%. Наиболее плотно заселены промышленные районы. Только на территории земли Рейн-Вестфалия проживает 28% населения страны.
Столица страны — Бонн (299,4 тыс. жителей). К наиболее крупным городам относятся: Гамбург (1,82 млн.), Мюнхен (1,33 млн.), Кёльн (867 тыс.), Эссен (705 тыс.), Дюссельдорф (700 тыс.), Франкфурт-на Майне (670 тыс.), Дортмунд (650 тыс.), Штутгарт (625 тыс.), Бремен (607 тыс.), Дуйсбург (465 тыс.).
Свыше 90% населения — немцы. К наиболее крупным группам национальных меньшинств относятся датчане и голландцы, живущие в приграничных с Данией и Нидерландами районах. Более 3 млн. человек составляют иностранные рабочие из Италии, Греции, Турции и других стран.
В административном отношение ФРГ состоит из десяти исторически сложившихся земель: Шлезвиг-Гольштейн (15,6 тыс. кв.км., столица Киль), Нижняя Саксония (47,4 тыс. кв.км., Ганновер), Северный Рейн-Вестфалия (31 тыс. кв.км., Дюссельдорф), Гессен (21,1 тыс. кв.км., Висбаден), Рейнланд Пфальц (19,8 тыс. кв.км., Майнц), Бавария (70,55 тыс. кв.км., Мюнхен), Баден-Вюртемберг (35,7 тыс. кв.км., Штутгарт), Саар (2,6 тыс. кв.км., Саарбрюккен), Гамбург (474 кв.км.) и Бремен (404 кв.км.). Каждая земля имеет свою конституцию, парламент и правительство.
Главой республики является федеральный президент, избираемый федеральным собранием сроком на пять лет.
Законодательная власть осуществляется парламентом, состоящим из двух палат: бундестага и бундесрата. 496 депутатов бундестага избираются на четыре года. Бундесрат, или федеральный совет, осуществляет представительство земель. Его члены (41 человек) назначаются правительствами земель сроком на четыре года.
Исполнительная власть принадлежит федеральному правительству, во главе которого стоит федеральный канцлер, избираемый бундестагом большинством голосов. Министры назначаются президентом по предложению федерального канцлера.
Основные политические партии:
Коммунистическая партия Германии (КПГ). Авангард рабочего класса. В 1956 году запрещена.
Германская коммунистическая партия (ГКП) создана в 1968 году как легальная партия. Насчитывает около 40 тыс. членов. При её участии образован левый блок «Акция демократического прогресса» (АДП), который играет важную роль в борьбе против западногерманской империалистической реакции и её орудия — неофашистской партии, за отмену запрета КПГ, за демократические права и свободы народа.
Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) восстановлена в 1946 году (около 1 млн. членов), пользуется влиянием среди служащих, мелкой буржуазии и части рабочего класса.
Свободная демократическая партия (СвДП) — партия либерально-буржуазного толка, создана в 1948 году, около 71 тыс. членов. Поддерживает внешнеполитическую программу СДПГ.
Христианско-демократический союз (ХДС) — партия, выражающая интересы монополитического капитала и помещиков, поддерживает тесные связи с католической церковью. Существует с 1945 года, в ней 522,8 тыс. членов.
Христианско-социальный союз (ХСС). Основан в 1945 году, 122 тыс. членов. Действует в Баварии. В бундестаге образует единую фракцию с ХДС. Находясь у власти совместно с ХДС в течение 20 лет, жестоко подавлял демократические силы и расчищал путь милитаризму, реваншизму и неонацизму.
Национал-демократическая партия (НДП) основана в 1964 году, неонацистская, националистическая организация. Цель партии — захват власти в стране, ликвидация ГДР, восстановление Германии в довоенных границах, развязывание новой мировой войны против социалистических стран.
Кроме того, в ФРГ имеется много реваншистских землячеств и милитаристских союзов, которые являются опорой реакционных сил в стране.
Печать, радио и телевидение, издательское дело в основном находятся в руках немногих мультимиллионеров и правительства. 450 издательств выпускают ежедневно около 1250 газет общим тиражом до 25 млн. экземпляров. Большинство их придерживается откровенно антикоммунистического и антисоветского направлений.
Природные ресурсы
Недра ФРГ богаты каменным и бурым углем, калийной и каменной солью. Имеются небольшие месторождения железных, свинцовых, цинковых и урановых руд. марганца, меди, нефти, природного газа и серы. Запасы каменного угля составляют около 224 млрд. т, основные месторождения находятся в Рурском (90%), Саарском и Ахенском бассейнах. Запасы бурого угля около 55 млрд. т.
Промышленность
ФРГ — одно из наиболее высокоразвитых индустриальных государств капиталистического мира, участница ряда международных закрытых экономических объединений. По общему объёму промышленного производства занимает третье место в капиталистическом мире после США и Японии. Удельный вес её в общем объеме промышленного производства капиталистического мира в 1973 году составил 8,6%.
В экономике господствующее положение занимают монополии, восстановленные после второй мировой войны с помощью США и других капиталистических государств. В результате слияния монополий, специализирующихся на производстве вооружения и боевой техники, с военщиной в государственном аппарате создан мощный военно-промышленный комплекс — социально-экономическая база западногерманского милитаризма.
Западногерманский монополистический капитал занимает ведущее положение в западном мире, в том числе и в Европейском экономическом сообществе. На долю ФРГ приходится 45% промышленного производства ЕЭС. По размерам экспорта товаров Западная Германия вышла на второе место среди капиталистических стран и ведёт решительное наступление на внешних рынках, тесня таких конкурентов, как США и Великобритания.
Большое значение приобрел вывоз капитала. По размерам ежегодных долгосрочных вложений частного капитала в экономику других стран ФРГ уступает только США.
Для ФРГ характерна значительная концентрация производства. В большинстве отраслей промышленности, особенно в тяжелой, основную продукцию дают крупные промышленные предприятия, принадлежащие монополиям.
По выплавке чугуна и стали ФРГ занимает первое место в Западной Европе. Основные центры черной металлургии: Рур (Дортмунд, Дуйсбург, Рейнхаузен и другие), Зальцгиттер и Саарская область.
Заводы цветной металлургии работают главным образом на привозных рудах и концентратах. Предприятия по производству алюминия расположены в южной части страны (Тёчинг, Рейнфельден) и в Рейнско-Вестфальском районе (Гревенбройх, Люнен). Выплавка меди сосредоточена в Гамбурге и в Рурской области.
Главной отраслью промышленности является машиностроение (общее машиностроение, производство тяжелого электрооборудования, электроприборов и автомобилей, судостроение).
По выпуску торговых судов ФРГ занимает одно из первых мест в капиталистическом мире. Основные центры торгового судостроения — Гамбург, Бремен и Киль.
Резкий скачок в последние годы сделала радиоэлектронная и приборостроительная промышленность (Штутгарт, Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне).
В стране высоко развита химическая промышленность на базе местного сырья. Крупнейшие её центры находятся в городах Людвигсхафен, Леверкузен (Кёльн) и Рур.
Высокий уровень развития экономики страны позволил монополиям развернуть в больших масштабах собственную военную промышленность, усилить разработку новых образцов оружия и военной техники.
В ФРГ создана мощная научно-исследовательская и военно-производственная база атомной промышленности. В этой отрасли занято более 20 тыс. ученых, инженеров и техников. На её развитие выделяются огромные суммы. Крупные атомные центры — Карлсруэ и Юлих (на севере Рура). В начале 1975 года действовало 11 АЭС, в ряде городов строятся новые атомные электростанции. Развёртываются работы по производству обогащенного урана и плутония.
Как сообщает иностранная печать, наибольшее развитие получили отрасли военной промышленности, производящие бронетанковую технику, реактивные истребители, подводные лодки, эсминцы, сторожевые корабли и артиллерийско-стрелковое оружие. Крупнейшие центры военной промышленности находятся в Руре, Гамбург Мюнхене, Кёльне, Сааре, Ганновере и Штутгарте. Крупный ракетный завод действует в Юберлингене на Боденском озере. Главный научный центр ракетостроения создан в Штутгарте, крупный центр авиапромышленности — в Аугсбурге.
Сельское хозяйство крупнокапиталистическое, высокомеханизированное и интенсивное. Играет важную роль в экономике страны, почти на 75% удовлетворяет потребности населения в продовольствии.
Свыше 70% продукции даёт животноводство. Из зерновых культур наиболее распространены рожь, пшеница, овес, ячмень, из технических — сахарная свекла, хмель и табак.
Пути сообщения
ФРГ располагает развитой сетью путей сообщения, позволяющей осуществлять комбинированные перевозки в любых направлениях с высокой пропускной и провозной способностью.
Из всех грузовых перевозок, осуществляемых на внутреннем транспорте, 39,5% приходится на железные дороги, 26,8% — на водные пути; 22,6% — на автомобильный и 11,1% — на трубопроводный транспорт.
Железные дороги
Их плотность превышает 11 км на 100 кв.км. территории. Протяжённость эксплуатируемых государственных линий более 29 тыс. км, в том числе 9,3 тыс. км электрифицированных и 12,4 тыс. км двух- и более колейных дорог. По развитию и техническому состоянию дорог ФРГ занимает одно из первых мест в Европе.
В стране построены две сети скоростных дорог, соединяющие основные промышленные центры и крупные города. Сеть А (3700 км, скорость движения поездов 120-140 км/ч) связывает 31 город по 465 линиям. Её основные направления: Гамбург — Кёльн — Мюнхен; Ганновер — Кёльн — Франкфурт-на-Майне — Мюнхен; Гамбург — Франкфурт-на-Майне — Базель; Бремен — Ганновер — Мюнхен. Протяжённость сети В 4030 км, средняя скорость — 90 км/ч. По железным дорогам ФРГ курсируют также 26 трансъевропейских и 30 местных экспрессов.
Подвижный состав железнодорожного транспорта в 1973 году включал 8100 локомотивов (1090 паровозов, 2470 электровозов и 4830 тепловозов); 22,4 тыс. пассажирских и около 260 тыс. грузовых вагонов. Грузоподъёмность последних около 10 млн. т.
Крупнейшие железнодорожные узлы: Дортмунд, Дуйсбург, Эссен, Хамм, Гамбург, Франкфурт-на-Майне, Кельн, Штутгарт, Нюрнберг, Мюнхен.
Автомобильный транспорт
В 1973 году автомобильный парк ФРГ насчитывал более 17 млн. легковых и 1,2 млн. грузовых автомобилей, 55 тыс. автобусов, 115 тыс. тракторов и около 510 тыс. трейлеров. В стране создана густая сеть автомобильных дорог общей длиной свыше 450 тыс. км, плотность 185 км на 100 кв.км. Протяжённость скоростных автомобильных магистралей 5830 км. Продолжается дальнейшее расширение дорожной сети, особое внимание уделяется строительству скоростных автомобильных магистралей и совершенствованию государственных и общеевропейских (тип Е) дорог (рис. 2). Средняя пропускная способность автомагистралей, по сообщениям западногерманской печати, составляет 30—40 тыс автомобилей в сутки, а на отдельных участках более 100 тыс.
Рис. 2. Развязка на автомагистрале Кёльн — Вест
На основных направлениях, по сведениям зарубежной прессы, построены стратегические автомагистрали, выходящие к восточным границам ФРГ. К ним относятся магистрали: Рур — Хельмштедт (граница ГДР); Рур — Штутгарт — Мюнхен — Зальцбург (Австрия); Франкфурт-на-Майне — Эйзенах (ГДР); Бремен — Гамбург — Любек. Все они включены в систему стратегических коммуникаций НАТО.
Внутренний водный транспорт
Внутренний водный транспорт играет важную роль в перевозке громоздких и сыпучих грузов. Протяжённость внутренних водных путей превышает 1390 км, в том числе длина каналов 1266 км. К главным речным магистралям относятся Рейн (с судоходными притоками Майн и Неккар), Везер, Эльба и Дунай. Магистральные судоходные каналы проложены в основном в Северной части страны: Кильский, Средне-Германский, Эльба — Траве, Рейн — Харне и Дортмунд — Эмс. Большое значение придается строительству канала Рейн — Майн — Дунай.
Крупнейшие речные порты — Дуйсбург (рис. 3), Мангейм, Людвигсхафен, Гельзонкирхен, Гамбург, Дортмунд, Бремен.
Рис. 3. Порт Дуйсбург
Морской транспорт
Морской транспорт в 1974 году насчитывал более 1280 судов грузоподъёмностью свыше 300 бр.-рег. т каждое, общим тоннажем 7,7 млн. бр.-рег. т (в том числе 117 танкеров вместимостью 2,3 млн. т).
Основные порты — Гамбург (грузооборот в 1974 году около 51,9 млн. т), Бремен с Бремерхафеном (26,4 млн. т), Вильгельмсхафен (30,5 млн. т), Эмден (15,7 млн. т), Норденхем (6,5 млн.т).
Трубопроводный транспорт
Эксплуатационная длина нефте- и продуктопроводов превышает 4390 км. На территории ФРГ заканчиваются основные магистрали трубопровода НАТО, подающие горючее к тыловым районам армейских корпусов и на основные аэродромы. На севере страны находится конечный пункт Ютландского трубопровода НАТО, по которму горючее поступает на авиабазы Лек и Эггебек. Всего в Западной Германии проложено 1,7 тыс. км магистральных трубопроводов НАТО.
На территории страны проходят также магистральные нефте- и трубопроводы межгосударственного и местного значения, соединяющие крупные морские порты с центрами нефтеперерабатывающей промышленности. По этой сети ежегодно транспортируется более 95 млн. т нефти и нефтепродуктов.
Основными магистральными трубопроводами являются Вильгельмсхафен — Весселинг (470 км), Вильгельмсхафен — Динслакен (244 км); Венло — Годорф — Весселинг — Раунгейм (346 км), Брунсбюттельког — Хенде (35 км), Ашберг — Хейде (90 км), а также ответвления южиоевропейского, трансальпийского и центральноевропейского нефтепроводов.
Средства связи
Отвечающая современным требованиям система связи состоит из многочисленных узлов и центров, соединённых между собой радио, радиоорелейными и кабельными линиями.
Все населенные пункты страны связаны между собой телефонной и телеграфной связью, основой которой являются магистральные и окружные подземные кабельные линии.
Кабельная сеть ФРГ связана с сетями соседних стран. К Великобритании и Дании, а также к западногерманским островам в Северном море проложены морские кабельные линии.
В ФРГ широко развита автоматизированная телефонная связь. Связь с США осуществляется с помощью искусственных спутников Земли через станцию, расположенную в Рейстинг (35 км юго-западнее Мюнхена), а также по кабельным линиям.
Большое развитие в стране получила радиорелейная связь. Проложены линии Гамбург — Западный Берлин, Гамбург — Ганновер, Кёльн — Франкфурт-на-Майне — Штутгарт. Имеется связь с радиорелейными линиями соседних стран.
Основные узлы проводной и радиорелейной связи находятся в Гамбурге, Бремене, Ганновере, Дюссельдорфе, Франкфурте-на-Майне, Нюрнберге, Штутгарте, Мюнхене.
В ФРГ имеется большое количество радиовещательных станций, особенно в районе Мюнхена, Гамбурга, Хофа, Штутгарта и Франкфурта-на-Майне. На территории страны размещены также радиостанции «Свобода» и «Свободная Европа», финансируемые ЦРУ США.
Оборонительные сооружения и зоны заграждений и разрушений
Специалисты бундесвера главным направлением в инженерном оборудовании страны в настоящее время считают подготовку зон оперативных заграждений, разрушений и затоплений. С этой целью оборудуются минные камеры (колодцы) в опорах мостов и путепроводов, узких дефиле, на перевалах, отдельных наиболее важных участках железных и шоссейных дорог, насосных станциях в системе трубопроводов НАТО, взлётно-посадочных полосах и стационарных средствах навигационного оборудования на аэропромах и т. п.
Военное руководство НАТО уделяет большое внимание подготовке заграждений с помощью обычных фугасов. С их помощью рекомендуется создавать непроходимые для войск участки в теснинах, завалы долин, горных перевалов и рек, выводить из строя шоссейные дороги и аэродромы.
В ФРГ, где много зарегулированных рек и судоходных каналов, натовские стратеги планируют создавать зоны затопления путём взрыва плотин (для создания паводковой волны), подрыва береговых скал (для перекрытия русла реки и затопления долины).
Учебные поля и полигоны
В ФРГ свыше 20 крупных полигонов общей площадью около 150 тыс. га и только шесть принадлежат бундесверу: Мунстер-Норд, Эра-Лессин, Даден, Шварценбронн, Хаммельберг и Тодендорф. Остальные полигоны находятся в распоряжении НАТО (Мунстер-Зюд, Берген-Хоне), США (Вильдфлеккен, Графенвер, Хоэнфельс и другие), Великобритании (Зенелагер, Хальтерн), Франции (Хойберг, Мюнзинген) и Бельгии (Фогельзанг).
Большинство полигонов было создано во время второй мировой войны и по своим размерам, по мнению натовских специалистов, не отвечают современным требованиям боевой подготовки механизированных соединений. Основная их часть признаётся пригодной для ведения лишь тактических учений в масшатабе рота — батальон. Бригадные учения могут проводиться лишь на полигонах Мунстер-Норд, Мунстер Зюд и Берген-Хоне. Подготовка частей ПВО проводится на специальных полигонах Годендорф и Путлос, которые, по мнению командования бундесвера, не пригодны для дальнейшего совершенствования боевой подготовки войск ПВО.
В стране имеется более 300 гарнизонных (площадь каждого не менее 80 га) и ряд других учебных полей. Крупнейшие из них площадью 284 га (вместо 800 га, требуемых по нормам бундесвера для таких полей) расположено в Вецлар.
Строительство и расширение полигонов и учебных полей на территории ФРГ не ведётся. Учения и боевые стрельбы частей бундесвера проводятся на полигонах США, Франции, Великобритании, Канады, о. Крит, о. Сардиния.
Подготовка офицерских кадров
По опубликованным в западногерманской печати сведениям, в стране существует свыше 50 различных военно-учебных заведений. Офицерский состав для сухопутных войск готовится в школах, расположенных в Ганновере, Гамбурге и Мюнхене (срок обучения до 9 месяцев). Офицеры ВВС обучаются в национальных военных училищах и на авиабазах США, где они осваивают американские самолёты. Офицерский состав ВМС готовится в двухгодичном военно-морском училище в Фленсбурге.
Высшая военная подготовка офицерского состава для всех видов вооружённых сил проводится в академии вооружённых сил, Штабной академии (обе находятся в Ганновере), административно-технической (Мангейм) и военно-медицинской (Мюнхен) академиях.
Западная Германия является в экономическом и военном отношении одной из ведущих стран НАТО. Бундесвер с 1963 года прочно занимает лидирующее положение в Североатлантическом союзе по сухопутным силам. В ФРГ имеются достаточно влиятельные правые силы, которые оказывают определённое давление и на правительственную политику Бонна. Эти силы активно выступают за сохранение агрессивного блока НАТО, усиление гонки вооружений, за пересмотр существующих европейских границ.