Норвегия относится к числу стран НАТО, которые имеют наиболее высокий удельный вес прямых военных расходов в общегосударственном бюджете. Так, в течение последних четырех лет (1971 — 1974 года) этот показатель находился на уровне 11 — 12%. Расходы министерства обороны за указанные годы увеличились почти на 28% (с 2,9 млрд. крон или 430 млн. долларов, в 1971 году до 3,7 млрд крон, или 680 млн. долларов, в 1974 году). Средства военного бюджета предназначаются в основном на содержание и боевую подготовку вооруженных сил, оснащение войск новыми образцами оружия и боевой техники, улучшение и расширение системы оперативного оборудования территории и т. д.
По сравнению с другими странами — участниками блока НАТО численность личного состава норвежских вооруженных сил невелика — 36 тыс. человек, в том числе около 18 тыс. насчитывается в сухопутных войсках, 10 тыс. в ВВС и примерно 8 тыс. в ВМС. Ежегодно военный бюджет распределяется следующим образом: сухопутным войскам — около 32%, ВВС — 25%, ВМС — немного более 21% и на прочие цели — примерно 22%.
Большая часть ассигнований (2,3 — 2,8 млрд. крон, то есть 73—78%) направляется на содержание и боевую подготовку личного состава вооруженных сил, а также на эксплуатацию и ремонт вооружения.
Не имея собственной развитой военной промышленности, Норвегия вынуждена закупать большую часть военной техники в других странах, прежде всего в США, Великобритании и ФРГ. Ежегодные затраты на эти цели составляют 600 — 650 млн. крон. В последние годы началось осуществление некоторых важных программ технического переоснащения войск. В частности, для сухопутных войск в 1969 — 1972 годах из ФРГ были поставлены 80 танков «Леопард», закуплены американские 155-мм самоходные гаубицы, западногерманские 20-мм автоматические зенитные пушки, противотанковое оружие, средства связи, а также приборы управления огнем полевой артиллерии, боеприпасы и т. д.
В 1973 — 1974 годах для ВВС были поставлены 22 канадских истребителя CF-104, средства ПВО аэродромов и другая техника.
В настоящее время происходит оснащение катеров и сторожевых кораблей норвежских ВМС ракетной системой «Пингвин» класса «корабль— корабль», строятся десантные корабли, модернизируется береговая артиллерия.
Важное значение придается военно-строительным работам, которые проводятся на территории Норвегии. Расходы на эти цели за последние четыре года непрерывно увеличивались (1971 год — 109 млн. крон, 1972 — 131 млн., 1973 — 134 млн. и 1974 — 201 млн. крон).
Командование НАТО рассматривает территорию Норвегии как важный и удобный плацдарм для развертывания объединенных вооруженных сил блока в случае воины против стран социалистическою содружества. Хотя норвежское правительство и отказалось предоставить войскам других стран НАТО право на постоянное размещение их на своей территории и отклонило требования США о создании в Норвегии складов ядерного оружия, тем не менее оно полностью поддерживает мероприятия НАТО, направленные на создание благоприятных условий для высадки и развертывания войск Североатлантического блока на территории страны. Более того, Норвегия сама активно участвует в осуществлении этих мероприятий, которые финансируются как по национальным программам, так и по программам инфраструктуры НАТО. В частности, к началу 1973 года всего по программам НАТО было израсходовано свыше 2,5 млрд. крон, из которые более 800 млн. были затрачены Норвегией. Выделяемые средства используются в основном на строительство складов оружия, боеприпасов и ГСМ для мобильных сил НАТО, сухопутных войск, ВВС и ВМС Норвегии, на развитие системы фортификационных сооружений, укрепление фортов береговой артиллерии, усиление ПВО, расширение сети ремонтных учреждений всех видов вооруженных сил.
Помимо расходов министерства обороны, на военные цели выделяются значительные средства по бюджетам других министерств. Так, например, министерство юстиции и полиции финансирует деятельность гражданской обороны, затрачивая на это ежегодно около 80 млн. крон. Для обеспечения высокой мобилизационной готовности промышленности, системы энергоснабжения, транспорта и связи соответствующие министерства расходуют в среднем 14 — 15 млн. крон в год.
Дания представляет большой интерес для военного руководства НАТО прежде всего в силу своего географического положения, поскольку она располагается на стыке Центрально-Европейского и Северно-Европейского ТВД и на морских путях, ведущих из Балтийского моря в Атлантику. Поэтому оно использует все имеющиеся в его распоряжении средства, чтобы удержать Данию под своим влиянием и использовать в своих целях ее территорию, а также военные и экономические ресурсы.
Участие в агрессивном блоке НАТО вынуждает датское правительство ежегодно увеличивать размеры ассигнований министерству обороны. Если в 1971/72 финансовом году (финансовый год начинается 1 апреля) намечалось израсходовать 3,3 млрд. крон (460 млн. долларов), то в 1972/73 — 3,4 млрд., 1973/74 — 3,6 млрд., а на 1974/75 финансовый год запланировано выделить уже 3,9 млрд. крон. При этом следует отметить, что фактические расходы, как правило, оказывались значительно выше запланированных. За указанные годы доля прямых военных расходов в государственном бюджете составляет в среднем 7%.
Численность личного состава вооруженных сил Дании около 40 тыс. человек, в том числе 24 тыс. находится в сухопутных войсках, около 10 тыс. — в ВВС и около 6 тыс. — в ВМС. Содержание и боевая подготовка войск, ремонт и эксплуатация вооружения поглощают значительную часть военного бюджета — 2,6 — 2,8 млрд. крон (около 500 млн. долларов) ежегодно.
В Дании практически отсутствует военная промышленность, поэтому ее вооруженные силы оснащены в основном боевой техникой иностранного производства. Лишь в составе ВМС имеются корабли, построенные на датских верфях. Что же касается основного вооружения сухопутных войск и ВВС, то оно, как правило, импортируется.
В 1971/72 — 1973/74 финансовых годах военные расходы на закупку оружия и боевой техники находились на уровне 300 млн. крон в год, а в 1974/75 финансовом году планируется увеличить их до 470 млн. крон. По сведениям иностранной печати, увеличение расходов на закупку вооружения стало возможным благодаря начатой в Дании реорганизации вооруженных сил, которая предусматривает некоторое уменьшение их численности и частичное сокращение срока службы в армии. По заявлению бывшего министра обороны Олесена, эта реорганизация «позволит сэкономить средства для приобретения современного вооружения и таким образом усилить военный потенциал Дании».
Для сухопутных войск Дания закупает западногерманские танки «Леопард» с целью перевооружения мотопехотных бригад (в 1974 году было заказано 120 танков), 155-мм самоходные гаубицы, ПТУРС «Тоу», систему ЗУРО «Ред Ай» и т. д.
В ВВС за последние годы поставлены 46 шведских истребителей «Дракон» и сделан заказ еще на 5 самолетов этого типа, закуплены 14 американских истребителей F-100, а также несколько транспортных самолетов.
Для ВМС строится серия торпедных катеров и сторожевые корабли. Планируется оснастить боевые корабли ракетной системой «Си Спарроу».
В мирное время на территории Дании войска других стран — участниц НАТО постоянно не дислоцируются, правительство страны запретило также размещать здесь американское ядерное оружие. Тем не менее территория страны подготавливается к возможному ее использованию войсками НАТО в случае войны. С этой целью создаются мобилизационные склады вооружения, боеприпасов и ГСМ, совершенствуются аэродромы, военно-морские базы и посты радиолокационного наблюдения. На строительные работы, связанные с реализацией указанных мероприятий, ежегодно расходуется свыше 70 млн. крон по национальной программе и до 90 млн. крон по программе инфраструктуры НАТО, из которых около 75 млн. составляет взнос Дании.
Определенная часть расходов, имеющих военное знамение, проводится в Дании по бюджетам гражданских министерств. Это прежде всего средства, выделяемые министерством внутренних дел на усиление гражданской обороны (свыше 180 млн. крон), ассигнования министерства торгов на создание неприкосновенных запасов продовольствия и т. д.
Таким образом приведенные далеко не полные данные о военных расходах Норвегии и Дании показывают, что, следуя внешнеполитическому курсу руководства НАТО, правящие круги этих стран тратят значительные средства на осуществление военных приготовлений агрессивного Североатлантического блока. При отсутствии достаточных финансовых ресурсов эти расходы вызывают серьезные экономические трудности в обеих странах и ложатся тяжелым бременем на плечи норвежских и датских трудящихся.