В последние годы в Швеции большое внимание уделяется мобилизационной подготовке гражданского сектора страны к войне. Гражданская оборона является составной частью всеобщей (тотальной) обороны Швеции, которая, как подчёркивалось в королевском указе от 29 мая 1972 года, «должна строиться на основе участия в её мероприятиях всего дееспособного населения страны». Многие иностранные специалисты считают, что по своей организационной структуре, технической оснащённости и степени подготовленности личного состава гражданская оборона Швеции является одно# из наиболее совершенных среди западноевропейских стран.

Первый закон о гражданской обороне Швеции был принят в 1948 году. В соответствии с ним ответственность за гражданскую оборону возлагалась на правительство, а проводимые мероприятия финансировались из государственного бюджета. В дальнейшем этот закон неоднократно дополнялся и корректировался, а в 1960 году он был заменён новым законом № 74, действующим по настоящее время.

В соответствии с этим законом и королевской инструкцией гражданская оборона Швеции выполняет следующие задачи: защита населения, жилых зданий, предприятий и учреждений от пожаров и разрушений, связанных с нападением противника, а также от последствий применения какой-либо стороной ядерного, химического и бактериологического оружия вне пределов Швеции; борьба с пожарами, расчистка улиц и дорог от завалов и разрушений; эвакуация населения и материальных ценностей из крупных промышленных и административных центров; создание сети убежищ и других защитных сооружений, предназначенных для укрытия населения на время ведения боевых действий; спасение пострадавшего населения и оказание ему необходимой медицинской помощи, охрана предприятий от диверсий, обеспечение порядка в городах и на дорогах в условиях чрезвычайной обстановки. Для этого в системе шведской гражданской обороны созданы специальные службы: управления, аварийно-спасательная, противопожарная, медико-санитарная, охраны порядка и некоторые другие.

Общее руководство гражданской обороной страны осуществляет министр обороны через переданное ему в 1967 году из состава министерства внутренних дел управление гражданской обороны (рис. 1), начальник которого одновременно является начальником (генеральным директором) гражданской обороны страны. Он же возглавляет национальный совет по гражданской обороне, все семь членов которого назначаются лично королём. В состав управления входит штаб, секретариат и пять бюро (общего планирования, материально-технического обеспечения, административное, техническое, подготовки личного состава).

Организация управления гражданской обороны Швеции
Рис. 1. Организация управления гражданской обороны Швеции

Вся территория Швеции разделена на шесть округов гражданской обороны (Восточный, Южный, Западный, Бергслагенский, Нижненорландский и Верхненорландский), совпадающих с военными округами. Округа делятся на районы (их границы совпадают с границами ленов, то есть областей), районы — на подрайоны и последние — на участки гражданской обороны.

Начальником округа гражданской обороны назначается губернатор одного из входящих в округ ленов. Мероприятиями по гражданской обороне он руководит через свой штаб и штабы районов гражданской обороны. Планирование и проведение мероприятий по гражданской обороне на территории этих районов возлагается на правление ленов, где имеется отдел гражданской обороны, включающий секцию кадров и учебной подготовки, организационную и техническую секции. Секции состоят из специализированных групп по два—пять человек. Начальники районов и подрайонов гражданской обороны назначаются, как правило, из числа начальников полицейских участков или местных противопожарных служб.

По своему предназначению и выполняемым функциям гражданская оборона Швеции подразделяется на общую и частную. Первая организуется в ленах, городских и сельских общинах. Вторая охватывает промышленные и некоторые другие объекты, территориально не входящие в состав общин.

В свою очередь общая гражданская оборона делится на местную — в участках, муниципалитетах и общинах и на региональную — в округах и районах гражданской обороны.
Основу гражданской обороны составляют силы и средства местной гражданской обороны со следующими службами: управления, аварийно-спасательная, противопожарная, медико-санитарная, противоатомной и противохимической защиты, охраны и поддержания порядка.

На службу управления возлагается руководство основными мероприятиями по гражданской обороне в чрезвычайной обстановке, в частности она обеспечивает оповещение, укрытие и эвакуацию населения, организацию связи, проведение аварийно-спасательных работ и их материально-техническое обеспечение. Как правило, в состав службы управления входит большая часть личного состава местных штабов гражданской обороны, наблюдательных пунктов, узлов связи и пунктов оповещения.

Основная задача аварийно-спасательной службы — расчистка завалов жилых и административных зданий, вскрытие заваленных убежищ и укрытий для спасения населения. Её выполнение возлагается на подвижные отделения, оснащаемые и комплектуемые в чрезвычайных условиях за счёт технических средств и личного состава инженерно-строительных организаций. Предусмотрено также создание обычных с лёгким спасательным оборудованием и тяжёлых со специальной техникой аварийно-спасательных отделений по восемь человек. Шесть обычных и одно тяжёлое аварийно-спасательное отделение сводится в аварийно-спасательный взвод.

В военное время противопожарная служба будет организована на базе местных пожарных команд В крупных городах планируется формирование противопожарных рот, в остальных населённых пунктах — противопожарных взводов и групп.

Медико-санитарная служба будет развёртываться на базе местных медицинских учреждений. Для оказания первой медицинской помощи пострадавшим, сортировка и транспортировки раненых в специализированные медицинские учреждения предусмотрено создание медико-санитарных взводов. Как правило, они будут действовать совместно с подразделениями аварийно-спасательной и противопожарной служб.

Служба противоатомной и противохимической защиты включает специализированные группы, обеспечивающие работу командных пунктов районов и подрайонов гражданской обороны, а также группы радиационной, химической и бактериологической разведки и отделения санитарной обработки.

Служба охраны и поддержания порядка предназначена для обеспечения охраны наиболее важных объектов, поддержания общественного порядка и регулирования движения. Персонал службы в условиях военного времени будет наделён полицейской властью и вооружён.

Всего в различные службы местной гражданской обороны планируется привлечь около 225 тыс. человек (служба управления — 44 800 человек, аварийно-спасательная — 31000 человек, противопожарная — около 53 400 человек, медико-санитарная — 39 000 человек, противоатомной и противохимической защиты — 20 000 человек, охраны и поддержания порядка — 36 000 человек). Количественный состав формирований в районах гражданской обороны определяется управлением гражданской обороны, а в участках — органами власти ленов.

Иностранные специалисты считают силы региональной гражданской обороны Швеции наиболее организованным и оснащённым её элементом Они предназначены для оказания помощи местным органам гражданской обороны как в мирное, так и в военное время. Части и подразделения региональной гражданской обороны полностью укомплектованы личным составом по штатам мирного времени и оснащены всей необходимой техникой и оборудованием для проведения аварийно-спасательных работ. В случае необходимости за 24 ч они могут быть развёрнуты до штатов военного времени.

В составе региональной гражданской обороны имеются аварийно-спасательные подвижные колонны, медико-санитарные взводы и авиационные группы.

К настоящему времени создано 20 подвижных аварийно-спасательных колонн, которые закреплены, как правило, за наиболее крупными городами страны. Так, для действий в районе Стокгольма предназначены пять колонн, Гётеборга — три, Мальмё — две, в других крупных городах — по одной колонне. Каждая колонна состоит из двух аварийно-спасательных рот, противопожарного взвода, ремонтно-хозяйственного взвода, секции обеспечения движения (рис 2).

Организация подвижной аварийно-спасательной колонны
Рис. 2. Организация подвижной аварийно-спасательной колонны

Аварийно-спасательная рота колонны включает три аварийно-спасательных взвода и три отделения (связи, разведывательное, эвакуации раненых) Всего в роте насчитывается 155 человек, она имеет 24 грузовых и девять легковых автомобилей.

Противопожарным взвод состоит из шести противопожарных отделении и технической секции. В последней три отделения обеспечения водой и ремонтное отделение. Всего во взводе насчитывается 69 человек, имеется 12 пожарных и семь специальных автомобилей.

Ремонтно-хозяйственный взвод включает четыре отделения (ремонтно-восстановительное, снабжения и транспорта и два отделения питания). Во взводе 30 человек личного состава. В ею распоряжении находятся 12 специальных автомобилей и две полевые кухни.

Секция обеспечения движения состоит из группы управления и двух отделений дорожной полиции.

Подвижные колонны почти полностью комплектуются военнообязанными, по тем или иным причинам освобождёнными от службы в вооружённых силах. Командные должности в колоннах, как правило, занимают офицеры и унтер-офицеры резерва. Всего в колонне насчитывается 450 человек личного состава и 100 автомобилей.

В системе региональной обороны Швеции создан 21 медико-санитарный взвод, предназначенный для медицинского обследования и санитарной обработки населения, в том числе дегазации и дезактивации. Каждый взвод состоит из группы управления в составе трёх человек, двух санитарных и технического отделения и группы носильщиков. Личный состав насчитывает 42 человека.

В распоряжении региональной гражданской обороны имеются также 28 авиационных групп, которые формируются совместно с центральным аэроклубом Швеции за счёт добровольцев Они предназначены для рекогносцировки, химической и радиационной разведки, обеспечения связи, а также транспортных перевозок. В состав каждой группы входит восемь лёгких самолётов и 28 человек лётно-технического персонала.

На частных предприятиях и в учреждениях (число работающих 100 и более человек) за счёт их владельцев организуется и осуществляется частная гражданская оборона. На 1200 наиболее крупных предприятиях предусматривается создание всех служб гражданской обороны: управления, аварийно-спасательной, противопожарной, медико-санитарной, противоатомной и противохимической защиты, охраны и поддержания порядка, а на мелких предприятиях и в учреждениях — только отдельных служб, например противопожарной или охраны. Несколько сопредельных предприятии часто создают совместную систему гражданской обороны, включающую большинство её служб. Опыт действия таких систем по ликвидации последствий аварий высоко оценивается шведскими специалистами и владельцами предприятий.

Согласно шведскому законодательству участие в системе гражданской обороны обязательно для всех граждан страны в возрасте от 16 до 60 лет (не состоящих на действительной военной службе или в резерве вооружённых сил).

Подготовка личного состава для формирований гражданской обороны осуществляется в различных учебных центрах и на курсах. Подготовкой высшего командного состава органов гражданской обороны и личного состава аварийно-спасательных колонн занимается центральная школа гражданской обороны в г. Русерсберг (срок обучения 30—80 дней). Функционирует также несколько региональных школ, готовящих средний командный состав и специалистов для различных служб гражданской обороны.

Обучение добровольцев для местных органов гражданской обороны проводится на областных курсах как в дневное, так и в вечернее время.

Подготовка населения по вопросам гражданской обороны осуществляется также различным: добровольными организациями, в частности лигой гражданской обороны, шведским Красным Крестом, ассоциацией по защите от пожаров и другими. Программа бесплатного обучения этих организаций включает вопросы самозащиты (4 ч), оказания первой помощи пострадавшим (6 ч), борьбы с пожарами (4 ч).

Важное значение в плане подготовки личного состава органов и формирований гражданской обороны Швеции к действиям в чрезвычайных условиях придаётся учениям. Крупные учения основных служб гражданской обороны, как правило, проводятся совместно с учениями вооружённых сил по согласованному плану. В ходе их отрабатываются различные задачи: приведение в готовность формирований гражданской обороны, сбор личного состава органов управления по тревоге, оценка складывающейся обстановки и принятие необходимых решений, отработка взаимодействия с вооружёнными силами, полицией и местными военизированными организациями, оповещение населения, проверка планов эвакуации, состояния общественных убежищ и укрытий и т. п. По сведениям шведской печати, при проведении учений командование исходит из установленных на период военного времени нормативов приведения в готовность различных формирований и служб гражданской обороны (для службы охраны и поддержания порядка — 4 ч; подразделений, обеспечивающих эвакуацию, — 6 ч; местной аварийно-спасательной службы — 24 ч; аварийно-спасательных подвижных колонн и медико-санитарных взводов — 24 ч).

Система оповещения населения Швеции о воздушном нападении охватывает всю страну и находится в постоянной готовности. Сигналы тревоги передаются службе управления района гражданской обороны от оперативного центра соответствующего сектора ПВО страны. Повышение надёжности системы обеспечивается дублированием сигналов по системе связи полиции. Основным средством доведения сигналов тревоги до населения, кроме радио и телевидения, являются сирены, установленные во всех населённых пунктах. Регулярно проводимые учения и проверки систем оповещения показывают, что доведение сигналов тревоги до населения осуществляется через 3-5 мин с момента поступления сигнала от оперативного центра сектора ПВО.

Для сбора данных о радиационной обстановке предназначены стационарные и подвижные посты дозиметрического контроля, размещённые в различных районах страны. Они обеспечивают информацией одновременно командование вооружённых сил и руководство гражданской обороны. В штабе каждого района гражданской обороны имеется специальная группа для обработки получаемых с этих постов данных и сведений службы погоды. Информация о радиационной обстановке передаётся соответствующем органам.

В системе гражданской обороны Швеции важное значение придаётся вопросам создания широкой сети защитных сооружений для укрытия населения страны в случае вооружённого конфликта. Имеющиеся и строящиеся в городах убежища, по мнению руководства, предназначены для укрытия населения до принятия решения об эвакуации, а также для более продолжительного пребывания в них определённых контингентов населения, предназначенных для обеспечения нормальной деятельности жизненно важных служб, учреждений, предприятий и проведения аварийно-спасательных работ.

Убежища и укрытия по принципу использования делятся на общественные и частные, а по конструкции — на стандартные и скальные. Наиболее распространены так называемые стандартные убежища на предприятиях, в учреждениях и частных домах. Они рассчитаны на защиту от ударной волны с избыточным давлением 0,5—1 кгс/кв. см и радиоактивных осадков. Такие убежища строятся на средства владельцев зданий, предприятий и фирм в соответствии с технической документацией, предоставляемой управлением гражданской обороны. Всего в стране, по данным иностранной печати, имеется около 50 тыс. стандартных убежищ общей ёмкостью около 5 млн. мест. Ежегодно число мест в убежищах и укрытиях увеличивается приблизительно на 200 тыс.

Помимо стандартных, в наиболее крупных городах Швеции созданы 15 убежищ скального типа (рис. 3), из них четыре в районе Большого Стокгольма, общей вместимостью около 100 тыс. человек. Эти убежища, вырубленные в скальных породах на глубине 15—20 м, могут выдерживать избыточное давление до 10 кгс/кв. см. Они оснащены фильтро-вентиляционным оборудованием и герметизированными входами, имеют автономную систему водоснабжения и аварийные энергоисточники. В убежищах в специальных помещениях хранятся запасы комплектов дозиметрических приборов, специального оборудования для охлаждения воздуха, отопительных установок, санитарного оборудования и т. д Большая часть этих сооружений в мирное время используется под склады, гаражи, мастерские, кинотеатры, кафе. Так, например, одно из крупнейших в мире убежищ «Катарина» в г. Стокгольм приспособлено под гараж на 550 автомобилей и несколько складских помещений, убежище «Мариабергет» в г. Вестерос — под гимнастический зал, клуб, тир, автомастерские и склад. В иностранной печати отмечается, что в связи с этим для приведения в готовность подобных убежищ требуется 48 ч, что почти в два раза больше, чем подготовка стандартных.

Общий вид скального укрытия
Рис. 3. Общий вид скального укрытия (в настоящее время используется под гараж)

Для руководства действиями служб и формировании гражданской обороны в чрезвычайной обстановке в стране создаются защищённые пункты управления для центральных, окружных, районных и местных органов управления гражданской обороны. Пункты управления обеспечивают достаточно надёжную защиту от поражающих факторов ядерно-го взрыва. Они снабжены средствами связи и оповещения, автономными источниками электроэнергии и системами вентиляции.

Как сообщается в иностранной печати, на случай военного времени в Швеции разработаны планы эвакуации населения, которые постоянно корректируются в соответствии с появлением новых средств вооружённой борьбы, изменением обстановки в мире, ростом населения в городах, наличием убежищ, укрытий и т. п.

Управление гражданской обороны при разработке планов эвакуации исходит из того, что Швеция в отличие от большинства европейских стран располагает значительными возможностями для рассредоточения населения благодаря хорошо развитым коммуникациям, низкой плотности населения и сравнительно большим возможностям для расквартирования.

Согласно планам при полной эвакуации в городах страны останутся только абсолютно необходимые для оборонной деятельности контингенты лиц, а в приграничных районах эвакуации подлежит практически все мирное население. Всего, по официальным данным, планами предусмотрена эвакуация 3,8 млн. человек, или почти 46% населения страны, причём в угрожаемый период намечено эвакуировать 2,2 млн. человек.

С целью проведения в случае необходимости эвакуации населения территория городов разбивается на несколько районов, для каждого из которых определяется сборный пункт (лак правило, общественное учреждение). С этих пунктов эвакуируемые направляются по предписанным маршрутам к месту эвакуации, а при наличии личного транспорта выезд осуществляется самостоятельно без заезда на сборный пункт. Перемещение населения в случае эвакуации планируется осуществлять главным образом автотранспортом и частично железнодорожным транспортом.

Существующее в Швеции законодательство по вопросам гражданской обороны предусматривает активное взаимодействие органов гражданской обороны и вооружённых сил. Так. формирования гражданской обороны обязаны оказывать помощь вооружённым силам в восстановлении и содержании путей сообщения и линий связи, в уходе за ранеными, проведении аварийно-спасательных работ на военных объектах и несении караульной службы в тыловых районах. В свою очередь регулярные войска, не занятые выполнением боевых задач, будут привлекаться к мероприятиям, проводимым по линии гражданской обороны В основном это будет относиться к личному составу и технике инженерно-сапёрных частей и подразделений, подразделений связи, медицинской службы, военной полиции и т. д. Вопросы взаимодействия гражданской обороны и вооружённых сил постоянно отрабатываются в ходе войсковых и командно-штабных учений.

Правительство и управление гражданской обороны Швеции широко развернули в стране пропагандистскую работу, используя самые различные средства массовой информации. Цели и задачи проводимых ими мероприятий освещаются в периодической печати, по радио и телевидению. Массовыми тиражами издаются брошюры и памятки для населения. В стране публикуется журнал «Гражданская оборона» (выходит десять раз в году, тираж — 25 тыс. экземпляров), систематически организуются выставки и демонстрируются специальные кинофильмы. Работу в этом направлении среди населения проводят также местные отделения лиги гражданской обороны и шведского Красного Креста.

Государственные ассигнования на гражданскую оборону постоянно увеличиваются. Так, в 1971/72 финансовом году на неё было выделено 110 млн. крон, в 1972/73 — 126 млн., 1973/74 — 136 млн. и в 1974/75 — около 155 млн. крон.

По мнению многих зарубежных специалистов, проводимые в Швеции мероприятия дают основание полагать, что органы гражданской обороны в случае необходимости смогут проявить достаточно высокую степень оперативности и организованности.

Добавить комментарий