Рис. 1. Основные элементы инфраструктуры Швейцарии
По сведениям иностранной печати, на территории страны создано несколько укреплённых районов и опорных пунктов. По мнению швейцарских военных специалистов, важное оперативное значение имеют три основных района: Сен-Готард, Санкт-Мориц и Зарганс. В северных и южных районах страны сооружены различного типа заграждения оперативно тактического значения.
По опубликованным в зарубежной прессе данным, в оборонительных сооружениях установлено около 400 артиллерийских орудий, 600 противотанковых средств. 250 различных огневых точек, предназначенных для поражения воздушных целей, и 1800 пулемётов.
Для повышения эффективности огневых средств и создания устойчивой обороны ведётся строительство специальных препятствий, подготавливаются к взрыву военные и промышленные объекты и участки автомобильных дорог, предусматривается постановка минных полей. К настоящему времени, по сообщениям швейцарской печати, уже подготовлена до 2000 различных очагов разрушений и заграждений. На танкоопасных направлениях установлено около 4000 надолб.
Для управления вооружёнными силами в военное время заблаговременно подготовлены подземные командные пункты. Связь между ними планируется поддерживать как по специальным линиям военной связи, так и по гражданским линиям.
В последние годы выполнены значительные работы по улучшению условий базирования авиации на аэродромах ВВС страны: сооружены подскальные укрытия для самолётов, групповые и рассредоточенные (одиночные) стоянки, ангары, полуподземные и подземные склады боеприпасов, вооружения и горюче-смазочных материалов. Для личного состава построены укрытия и новые казармы.
На некоторых аэродромах удлинены взлётно-посадочные полосы, обновлено их покрытие, расширены места стоянок самолётов и установлено новое навигационное оборудование.
Радиолокационное прикрытие территории страны обеспечивается полуавтоматической системой раннего предупреждения «Флорида».
Для обеспечения вооружённых сил предметами снабжения создан достаточно большой складской фонд. По сообщениям зарубежной печати, в Швейцарии насчитывается 6ОО различных складов, в которых хранится 650 тыс. т грузов. На 100 складах сосредоточено около 280 тыс. различных предметов общим весом 65 тыс. т. Склады рассредоточены по всей территории страны, заглублены и защищены.
За последние годы расширена система санитарного и медицинского обслуживания личного состава вооружённых сил и населения на военное время. Медико-санитарная служба располагает разветвлённой сетью территориальных и базовых госпиталей общим числом коек около 30 тыс. Намечается строительство резервного госпиталя на 450 коек в подземных и наземных сооружениях новой кантональной школы в Гларусе с хирургическим отделением на 100 коек и реконструкция военного госпиталя в Керис-Мельхталь.
Задачи по снабжению поиск медицинским имуществом возложены на базовые аптеки и децентрализованные склады медицинского имущества, а также на восемь производственных предприятий.
Большое значение придаётся развитию системы наземных коммуникаций и транспорта. Совершенствуется сеть железных и автомобильных дорог, производится замена подвижного состава, средств тяги и других морально устаревших транспортных средств.
С 1971 года осуществляется десятилетняя программа развития железнодорожного транспорта, которой предусматривается обновить стационарные железнодорожные сооружения (рис. 2), повысить пропускную и провозную способность железных дорог, сократить время пассажирских и грузовых перевозок на имеющихся линиях, внедрить средства автоматизации и электронной техники, реконструировать вокзалы и служебные здания в городах Берн, Лозанна, Базель, Шафхаузен, а также товарных станций Берн — Вилерфельд, Деникен, Цюрих — Лимматаль.
Рис. 2. Ремонтные работы на участке железной дороги
В настоящее время общая протяжённость эксплуатируемых железнодорожных линий составляет 5200 км, из них двухколейных и многоколейных 1280 км. Длина автомобильных дорог страны превысила
60 тыс. км. Протяжённость скоростных автомагистралей 860 км. В стадии строительства находится ещё 245 км автомагистралей (рис. 3).
Рис. 3. Строительство типовой развязки на автомагистрали Женева — Лозанна
В 1975 году швейцарским правительством была рассмотрена программа дальнейшего совершенствования инфраструктуры страны и строительства военно-промышленных и военных объектов.
Этой программой намечено создать новый учебный центр в Шамблоне (в 3 км западнее Ивердон) для подготовки личного состава сухопутных войск. В центре разместятся три рекрутские и одна офицерская школа для обучения личного состава противотанковых подразделений и частей. Одновременно здесь будут обучаться около 600 военнослужащих. Стоимость строительства оценивается в 85 млн. франков.
Будут расширены военно-учебный центр в Монто-Ченери, на территории которого планируется построить подземный склад артиллерийских боеприпасов, а также военный городок в Андерматте, где дислоцируются подразделения горноальпийских стрелков.
Согласно программе, продолжатся работы по дооборудованию и усилению позиций артиллерии в укреплённых районах, средств противотанковой обороны, командных пунктов и расширению сети кабельной связи.
На военных аэродромах предусматривается оборудовать четыре подземных склада боеприпасов, три запасных командных пункта, один стенд для проверки и регулировки авиадвигателей и усилить взлётно-посадочную полосу на одном из аэродромов. Кроме того, намечается создать на случай войны запасы строительных материалов для восстановления разрушенных ВПП, рулёжных дорожек, оборонительных и защитных сооружений.
Растущие потребности армии в ремонтных мастерских н складских помещениях будут частично удовлетворены за счёт строительства новых сооружений и модернизации существующих на федеральном складе в Берн, складе войск ПВО в Эммен и в автопарке Отмарзинген.
Всего на выполнение указанной программы швейцарское военное командование запросило 348 млн. франков, в том числе: на модернизацию и строительство новых военных объектов — 319,7 млн., на закупку земель для военных нужд — 10 млн. и дополнительные расходы — 18,3 млн.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что правящие круги и военное руководство Швейцарии принимают конкретные меры но дальнейшему развитию инфраструктуры страны.