Норвегия является членом экономической группировки Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).
Ниже, по данным зарубежной печати, будут кратко рассмотрены географические условия Норвегии; население и государственное устройство; природные ресурсы, промышленность и сельское хозяйство; коммуникации и средства связи; аэродромная сеть, военно-морские базы и порты, трубопроводы и командные пункты; вооруженные силы и их мобилизационные возможности.
Географические условия Норвегии
Норвегия занимает западное побережье и крайний север Скандинавского полуострова. Ей также принадлежат в Северном Ледовитом океане группа островов Свальбард (арх. Шпицберген и другие острова), а в Атлантическом океане — острова Ян-Майен и Буве. Площадь материковом части страны 321 тыс. кв. км. Протяженность сухопутной границы достигает 2555 км., морской — 2650 км. Расстояние между северной и южной точками страны по прямой составляет 1752 км. Наибольшая ширина с востока на запад 430 км, а наименьшая 6,3 км. (см. рисунок).
Норвегия — гористая страна. С северо-востока на юго-запад через всю страну тянутся древние средневысотные Скандинавские горы, расчлененные глубокими долинами и ущельями на ряд массивов-фьельдов с преобладающими абсолютными высотами 700 — 1000 м. Над выровненной поверхностью фьельдов местами возвышаются остроконечные горные вершины, достигающие 2000 м. Наиболее высокими горными вершинами нейтральной части страны являются Глиттертини (2472 м.) и Гальхёнигген (2496 м.), а на северной — Сулительма (1914 м.), Халтиатунтури (1312 м.) и другие. Низменности расположены преимущественно на юге страны в районе Осло-фьорда. Морские берега возвышенные, скалистые, сильно изрезаны долинами, узкими и глубокими заливами-фьордами, большинство из которых представляют собой удобные естественные гавани. К наиболее крупным фьордам относятся: Согне-фьорд (вдается в сушу на 240 км.), Хардангер-фьорд (на 179 км.), Тронхеймс-фьорд (на 126 км.) и Осло-фьорд (100 км.). Вдоль береговой линии имеется много шхерных районов с подводными скалами, опасными для судоходства. Глубины Норвежского моря в районе прибрежных отмелей достигают 80 — 100 м. Море у берегов не замерзает. Реки короткие, быстрые, в большинстве своем порожистые. Они обладают крупными запасами гидроэнергии, а также широко используются для сплава леса. Наиболее значительные из них: Гломма (598 км.), Тана-эльв с притоком Анар-йокка (360 км.) и Нумедальс-Логен (337 км.). Озера занимают около 4% площади страны, самые крупные из них: Мьёса (368 кв.км.), Фелсунд (201 кв.км.) и Рёсвати (190 кв.км.). До 70% норвежской территории приходится на тундру, болота и каменистые поверхности. Около 25% территории страны покрыто лесами, преимущественно хвойными.
Климат Норвегии умеренный, океанический, и благодаря проходящему вдоль берегов Скандинавского полуострова теплому Северо-Атлантическому течению и преобладающим западным ветрам он значительно мягче, нежели в других странах, расположенных на этих же широтах. Скандинавские горы делят территорию страны на две климатические зоны: приморскую и внутреннюю, между которыми имеются заметные различия. Температура в отдельных районах в течение года колеблется в Осло от — 14,5° до +29,4°; Тронхейме от — 14° до +28°; Будё от —9° до + 29°; Тромсё от —11° до +30°. Наибольшее количество осадков выпадает на западном побережье, особенно в районах Берген (около 2000 мм в год) и Брённей (1400 мм).
Население и государственное устройство Норвегии
По данным норвежского статистического бюро, численность населения страны по состоянию на начало 1975 года достигла 4 млн. человек, из них 49,0% мужчины, из которых около 900 тыс. в возрасте 18—55 лет (военнообязанные контингенты по закону военного времени). Ежегодный прирост населения составляет около 0,8%. Количество военнообязанных, освобождаемых по болезни от службы в армии в мирное время, достигает 6%. Ежегодный призывной контингент — 30 тыс. человек.
Национальный состав населения однороден: 98% норвежцев, остальные саами, финны и шведы. Государственный язык — норвежский, государственная церковь — лютеранская. Население размещается крайне неравномерно: средняя плотность — 12 человек на 1 кв.км., максимальная —1000 (район Осло) и минимальная — 1,7 человек на 1 кв.км. (в Финмарке). К крупнейшим городам относятся: Осло (столица, 473 тыс жителей, с пригородами 650 тыс.), Бгрген (116 тыс. жителей, с пригородами 270 тыс.) и Тронхейм (124 тыс. жителей). В городах проживает около 52% населения.
В военно-административном отношении страна разделена на 19 областей (фюльке), 144 коммуны (из них 47 городских и 397 сельских), 53 полицейских участка, два командования вооруженными силами (в Южной и Северной Норвегии), четыре военных округа и семь военных комиссариатов, объединяющих по несколько приписных районов.
По своему государственному устройству Норвегия — конституционная монархия. Во главе государства стоит король, власть которого ограничена стортингом (парламентом), состоящим из 155 депутатов, избираемых населением на четыре года. 1/4 часть депутатов составляет лаггинг, который выполняет в ряде случаев функции верхней палаты; остальные депутаты образуют одельстинг. Все правительственные постановления издаются от имени короля, скрепляются его подписью и приобретают после этого силу законов. Заседания правительства, ведущиеся под председательством короля, именуются заседаниями государственного совета. Король является и верховным главнокомандующим вооруженными силами. Исполнительная власть осуществляется правительством, формируемым по поручению короля лидером партии, имеющей большинство в стортинге.
Природные ресурсы, промышленность и сельское хозяйство Норвегии
Норвегия — индустриально-аграрная страна с высокоразвитыми промышленностью и сельском хозяйством. Она имеет также широкие внешнеэкономические связи. Ключевые позиции в экономике принадлежат монополиям США, Великобритании, ФРГ и Франции. Американский капитал контролирует производство ферросплавов, алюминия, никеля; английский капитал господствует в отраслях горнорудной и электрометаллургической промышленности, а западногерманский в химической.
Из месторождений полезных ископаемых наибольшее значение имеют запасы железной руды — примерно 1,5 млрд. т. (с содержанием железа 30—35%, район Киркенес), пиритов (Сулительма, Рёрус), цветных и редких металлов, в том числе урана. На о. Шпицберген имеются запасы каменного угля. С 1971 года у берегов Норвегии в Северном море добывается нефть (месторождение «Экофиск»), разведанные запасы которой достигают 550 млн. т., а газа — 651 млрд. куб.м. Как сообщается в норвежской печати, добыча нефти в 1973 году составила 2 млн. т., а в 1975 году она достигнет 9-10 млн. т., что практически покроет внутренние потребности страны в нефти. Норвегия богата лесом (около 1/4 её территории покрыто хвойными лесами) и гидроресурсами, запасы которых достигают 16 млн. кВт. Свыше 1 млн. кВт приходится на р. Шинсэльва и около 1 млн. кВт на р. Драмсэльва.
На основе указанных сырьевых и энергетических ресурсов в стране высоко развиты электрометаллургия, металлообработка, машиностроение, целлюлозно-бумажное производство. В послевоенные годы усиленными темпами развиваются химическая промышленность, судостроение и особенно радиопромышленность. Военная промышленность производит легкое стрелково-артиллерийское вооружение, боеприпасы и ВВ. Тяжелое оружие Норвегия закупает в США, Великобритании, ФРГ и Швеции.
По производству и потреблению электроэнергии на душу населения Норвегия занимает первое место среди капиталистических государств, по производству алюминия — третье место (после США и Канады), а по производству бумажной целлюлозы и судостроению — четвертое.
Основной отраслью норвежского сельскохозяйственного производства является мясо-молочное животноводство, составляющее около 80% стоимости всей сельскохозяйственной продукции. Обрабатываемая площадь (пашни и луга) составляет около 3%, всей территории страны. В фермерских хозяйствах и отраслевых кооперативах имеется свыше 114 тыс. тракторов. Сбор зерновых (преимущественно ячмень и овес) колеблется в пределах 800—900 тыс. т. Ежегодно Норвегия ввозит из-за границы (из Канады, США и Дании) до 500 тыс. т. пшеницы и ржи. По улову рыбы (до 3 млн. т. в год) страна занимает первое место среди стран Западной Европы и пятое место в мире.
Коммуникации и средства связи Норвегии
Автомобильные дороги Норвегии подразделяются на государственные, областные, коммунальные и частные. Общая протяженность общественных дорог достигает 75 тыс. км. из них до 11 тыс. км с твердым покрытием, обеспечивающим движение транспорта с нагрузкой на ось 8—10 т. В автотранспортном парке страны насчитывается свыше 1 млн. автомобилей иностранного и местного производства (из них 855 тыс. легковых), 165 тыс. мотоциклов и мотороллеров и более 220 тыс. тракторов.
По оценке иностранных военных специалистов, важнейшими автомобильными магистралями оперативного значения являются: Ставангер — Осло — Тронхейм — Нарвик — Киркенес; Берген — Осло — Карлстад (Швеция), Левангер — Эстерсунн (Швеция). Основными узлами контейнерных перевозок служат: Осло, Драммен, Ставангер, Берген, Домбос, Кристнансанн, Тронхейм, Левангер, Будё и Нарвик. Считается, что пропускная способность автодорожной сети, особенно в центральной и северной частях страны, ограничена из-за большого количества тоннелей мостов, паромных переправ, крутых спусков и поворотов, а в зимнее время из-за частых снежных заносов и обвалов.
По перспективному плану строительства новых и совершенствованию действующих автомобильных дорог, рассчитанному до 1990 года, предусматривается завершить создание единой сети государственных дорог, которая будет включать 16 основных магистралей. Главное внимание в плане, как сообщается в норвежской печати, уделяется увеличению оперативной емкости дорожной сети и повышению пропускной способности дорог в центральной и северной частях Норвегии, а также улучшению грузопассажирских перевозок.
Протяженность государственных железных дорог составляет 4,3 тыс. км. (из них 2,5 тыс. км. электрифицированных), а частных — 16 км. Все дороги однопутные, за исключением подходящих к Осло. Длина двухпутных дорог 76 км. Средняя плотность железнодорожной сети по стране в целом достигает 1,33 км. на 100 кв.км., а в северной Норвегии — всего 0,44 км. на 100 кв.км. территории. В составе государственного железнодорожного парка имеется: 162 электровоза, 83 тепловоза и 174 локомотива различных систем, 9530 товарных вагонов общей грузоподъемностью 187 тыс. т., свыше 1000 пассажирских и специальных вагонов на 58,5 тыс. посадочных мест. Большое значение во внутренних перевозках имеет железнодорожная магистраль Осло — Тронхейм — Будё. Однако, по оценке зарубежных военных специалистов, она весьма уязвима, так как проходит через высокогорные районы и имеет довольно много искусственных сооружений (78 тоннелей и 63 моста).
В соответствии с 20-летним планом модернизации железнодорожной сети, рассчитанным до 1980 года, все дороги предусматривается перевести на электротягу, широко внедрить систему дистанционного управления движением поездов, обновить железнодорожное полотно и расширить производственные площади на станциях.
Важнейшее военно-экономическое значение во внешних и внутренних прибрежных перевозках норвежские военные круги отводят морскому транспорту, дающему свыше 10% национального дохода страны. На начало 1974 года тоннаж торгового флота Норвегии достигал 23,3 млн. брт. рег. т. В его составе насчитывалось около 1500 судов преимущественно новейшей постройки (не более 10 лет). На его долю приходится более 20% тоннажа морского флота всех стран — участниц НАТО.
В перевозках непрерывно возрастает удельный вес гражданской авиации, в составе которой насчитывается свыше 500 самолётов и вертолетов.
Иностранная печать относит Норвегию к странам с довольно высокой степенью насыщения средствами связи. В стране развернуто свыше 3400 почтовых станций и приемных пунктов (из них 1340 телефонно-телеграфных), 90 стационарных телецентров и 1046 ретрансляционных подстанций, 686 широковещательных радиостанций, 28 стационарных радиостанций, около 30 радиостанций береговой обороны и свыше 60 радиостанции специальною назначения (метеорологических и других).
Аэродромная сеть, военно-морские базы и порты, трубопроводы и командные пункты Норвегии
Боевая авиация ВВС базируется на восемь основных аэродромов: Гардермуэн, Рюгге, Сула, Листа, Эрланц, Будё, Анненес, и Бардуфосс. С целью рассредоточения авиации в угрожаемый период и увеличения оперативной ёмкости аэродромной сети по программе инфраструктуры НАТО в последние годы на норвежской территории была создана сеть запасных аэродромов и по стандартам НАТО усовершенствованы действующие авиабазы. Как сообщалось в иностранной печати, в районах аэродромов Гардермуэн, Будё и Бардуфосс оборудованы подземные ангары и склады на случай базирования подразделений усиления объединённых ВВС НАТО. Отмечаюсь также, что союзная авиация может при необходимости использовать 15 крупнейших гражданских аэродромов, реконструированных в послевоенные годы в соответствии с требованиями НАТО.
На побережье Норвегии имеется три военно-морские базы, семь пунктов базирования, несколько сот портов и погрузочно-выгрузочных пунктов. Военно-морские базы: Хоконсвери (главная ВМБ, район Бергена), Рамсунд и Рамфиорднес в Северной Норвегии. База Хоконсвери, по сообщениям иностранной печати, построена с учётом требований противоатомной защиты кораблей. На её территории в скалах созданы подземные укрытия, построены сухой док, ремонтные мастерские и склады. Важнейшие порты: Осло, Ставангер, Берген, Олесунн, Кристиансанн, Тронхейм, Будё и Нарвик. Длина причального фронта основных норвежских портов достигает 60 км. По расчетным данным зарубежных военных специалистов, эти порты в мирное время способны принять одновременно до 100 транспортов, из них порты пролива Скагеррак и залива Осло-фьорд — 170, Северного и Норвежского морей — около 200 и порты Баренцева моря — 30 транспортов. Для рассредоточенного базирования кораблей ВМС блока НАТО могут быть использованы многочисленные естественные бухты, заливы и рейды.
Трубопроводная сеть, созданная по программе инфраструктуры, проложена главным образом в пунктах выгрузки горючего и представляет собой отдельные трассы протяженностью 10—15 км. Как сообщалось в норвежской печати, за последние годы в стране велись работы по созданию подводных складов горючего. В частности, указывается, что в районе Экофиск-фьорд в 1972 году на глубине 70 м. был установлен крупнейший в мире нефтяной резервуар емкостью около 160 тыс. т.
Для руководства вооруженными силами на территории страны развернута сеть объединённых и национальных командных пунктов и узлов связи: штаб главнокомандующего объединёнными вооруженными силами НАТО на Северо-Европейском ТВД (Колсос, 12 км северо-западнее Осло); оперативный центр Северной зоны объединённой системы ПВО НАТО в Европе (Колсос), штабы командующего объединёнными вооружёнными силами НАТО в Северной Норвегии (Будё) и командующего объединёнными вооруженными силами НАТО в Южной Норвегии (Осло), являющиеся одновременно и штабами национальных вооруженных сил в Северной и Южной Норвегии; шесть штабов видов вооруженных сил в Северной и Южной Норвегии, выполняющие одновременно функции штабов объединённых сухопутных, венно-воздушных и военно-морских сил НАТО; 12 штабов военных, военно-воздушных и военно-морских округов и свыше 50 штабов боевых и учебно-мобилизационных частей и подразделений. Для большинства центральных и региональных штабов оборудованы полевые пункты управления, используемые периодически в ходе учений и маневров.
Вооруженные силы Норвегии
По состоянию на конец 1974 года в вооруженных силах насчитывалось 36000 человек, из них: в сухопутных войсках — 18 000), в ВВС— 10 000 и в ВМС — 8 000 человек.
Сухопутные войска мирного времени состоят из кадровых частей, именуемых «силами боевой готовности» (пехотная бригада «Север» и несколько отдельных батальонов и рот), резервных штабов (6-е дивизионное командование, штаб бригады «Юг», восемь штабов комбинированных полков, являющихся базами развертывания бригад военного времени), а также из 19 различных территориальных учебно-мобилизационных полков. Сухопутные войска военного времени, по сообщениям норвежской печати, будут состоять из полевых войск (ядром которых станут пехотные бригады, сводимые при необходимости в дивизии), войск местной обороны и хемверна. Как сообщалось в зарубежной прессе, всего в составе полевых войск предполагается развернуть 11 пехотных и механизированных бригад, каждая численностью до 6000 человек. В составе войск местной обороны планируется сформировать несколько сот отдельных батальонов и рот различного назначения.
В составе ВВС имеется 13 эскадрилий, из них: три истребительно-бомбардировочные (самолёты F-5A), четыре истребительные (F-104G), три разведывательные (RF-5A и Р-3С «Орион»), транспортная (С-130 «Геркулес»), две транспортных вертолетов (UH-1В «Ирокез»). В ВВС Норвегии входит также дивизион ЗУР «Найк-Геркулес» (36 пусковых установок). Боевая авиация объединена в два тактических авиационных командования («Север» и «Юг»). Всего в составе ВВС имеется 150 боевых и транспортных самолётов и вертолетов.
Военно-морские силы состоят из военно-морского флота и береговой артиллерии. В боевом составе флота имеются две эскадры подводных лодок, дивизион сторожевых кораблей, две флотилии торпедных и сторожевых катеров, а также несколько соединений минно-тральных кораблей. Часть кораблей входит в состав сил четырех военно-морских районов. В оперативном подчинении командования ВМС находится патрульная противолодочная авиаэскадрилья самолётов Р-3С «Орион», входящая организационно в состав ВВС. Всего в военно-морском флоте насчитывается свыше 90 боевых кораблей и вспомогательных судов, в том числе: 15 дизельных подводных лодок, 5 сторожевых кораблей; 26 ракетных торпедных катеров, 20 ракетно-артиллерийских катеров, 2 противолодочных корабля, 4 минных заградителя и 10 базовых тральщиков.
Оценивая мобилизационные возможности страны, зарубежные военные специалисты считают, что Норвегия в случае войны способна отмобилизовать вооруженные силы общей численностью свыше 300 тыс. человек. Исходя из опыта учений НАТО, проведённых на Северо-Европейском ТВД, они предполагают, что норвежские вооруженные силы могут быть усилены двумя-тремя батальонами мобильных сил НАТО, бригадой американской морской пехоты и несколькими эскадрильями тактической авиации ВВС США, одной-двумя английскими бригадами и канадской боевой группой.