В системе оперативного оборудования европейских ТВД командование важное значение придает их инженерной подготовке. Она включает, в частности, мероприятия по подготовке обширных зон заграждений и разрушений, являющиеся составным элементом плана новой агрессивной войны, который вынашивается реакционным руководством блока. Поскольку создание заграждении требует большого расхода времени и огромных материальных затрат, их подготовка в странах НАТО ведется заблаговременно, еще в мирное время.

В настоящее время командования НАТО и министерства обороны стран — участниц блока в основном завершили работы по подготовке очагов разрушений, заграждений и затоплений на основных коммуникациях. По мнению иностранных военных специалистов эти мероприятия уже в первые дни войны затруднят маневр войск противника или вынудят его сосредоточиваться в районах, по которым войскам НАТО будет выгодно нанести удары ядерным или обычным оружием. Нарушение нормальной работы коммуникаций, по замыслу командования блока, помешает также противнику наращивать силы в ходе операции и заставит его отказаться от наступательных действий или резко ограничить их размах. Установка же заграждении в тылу обороняющегося противника ограничит маневр его силами и средствами и будет способствовать развитию наступательных операций войск НАТО. Роль заграждений и разрешений при ведении боевых действий в современных условиях, по мнению западных военных специалистов, значительно возрастает.

Как сообщалось в зарубежной военной печати, штаб объединенных вооруженных сил НАТО давно разработали долгосрочную программу подготовительных мероприятий по разрешению транспортных объектов стратегического назначения и созданию заграждений и массовых разрушений на Европейском театре войны, включая разрушение важнейших участков железных и автомобильных дорог.

Подготовке зон заграждений и разрушений на Европейском театре войны способствует большое количество искусственных сооружений на автомобильных и железных дорогах, обширные пространства, покрытые лесными и горными массивами, а также естественные рубежи, затрудняющие движение войск вне дорог. А значительное количество искусственных сооружений на реках и судоходных каналах позволит путем их разрушения создавать в короткие сроки обширные зоны затоплений. Основу системы заграждений, разрушений и затоплении в Европейской зоне НАТО составляет заблаговременная подготовка очагов разрушений на участках железных и автомобильных дорог, особенно там, где нет объездных путей, а также на мостах, при въезде в тоннели, на перекрестках дорог, в узких местах, на гидротехнических сооружениях и на важных транспортных и других объектах (в портах, на складах, железнодорожных станциях).

Подготовка заграждений и разрушений на путях сообщений обычно возлагается на инженерные войска с привлечением железнодорожных войск и гражданской администрации. В мирное время эти работы в ряде стран (например, в ) производятся строительными фирмами по контрактам с министерством обороны.

В иностранной печати неоднократно сообщалось о работах по созданию системы заграждений и разрушений в странах Западной Европы, прежде всего на территории ФРГ. Система заграждений по планам НАТО включает:

  • «ядерный минный пояс» на границе ФРГ;
  • заграждения на основных направлениях, выводящих в жизненно важные экономические и промышленные центры;
  • зоны заграждении, непосредственно прикрывающие подходы к крупным промышленным и стратегическим пунктам;
  • заграждения в тылу противника на важнейших коммуникациях, создаваемые воздушными десантами и забрасываемыми на самолетах и вертолетах диверсионными отрядами и группами, снабженными ядерными боеприпасами.

Подобные зоны заграждений и разрушении подготавливаются с таким расчетом, чтобы они были взаимосвязаны и противник не имел возможности быстро обойти разрушенные и минированные участки.

По данным иностранной печати, планы создания «ядерного минного пояса» на территории ФРГ разрабатываются с 1965 года. Внешняя кромка «пояса», судя по этим сообщениям, будет проходить по линии государственной границы, внутренняя — по линии развертывания группировки или по переднему краю передового оборонительного рубежа войск НАТО, то есть в 15—50 км от государственной границы.

По замыслам западных стратегов, этот «пояс» должен стать своеобразным щитом, который обеспечит войскам НАТО создание сильных наступательных группировок, а в случае провала наступления станет труднопреодолимым препятствием на путях продвижения противника.

Главный элемент подготавливаемых очагов разрушений на сухопутных коммуникациях, по сообщению иностранной печати, составляют минные камеры (колодцы), в которые могут закладываться как обычные, так и ядерные фугасы. Последние предполагается применять главным образом в качестве мощных подрывных средств для разрушения крупных сооружений.

Основными преимуществами ядерных фугасов небольшой мощности перед обычными подрывными средствами, по заключению западноевропейских военных специалистов, являются:

  • небольшие размеры и вес, упрощающие перевозку и доставку их к месту взрыва (с использованием любого вида транспорта);
  • значительное сокращение объема и сроков работ по подготовке объектов к разрушению;
  • возможность наиболее полного использования мощности боеприпасов за счет установки их в строго заданном месте.

К началу 1973 года на территории ФРГ, по сведениям западной печати, было подготовлено несколько сот очагов разрушений, имеющих в общей сложности свыше 5 тыс. минных камер. Большая часть их (свыше 80%) приходится на автомобильные дороги. Минные камеры, сооружаемые по типовым проектам, состоят из цилиндрических бетонных труб внутренним диаметром 0,6—0,8 м, вертикально погруженных в полотно дороги или грунт на глубину до 10 м. Они закрываются заподлицо стальной крышкой с запорным устройством, открывающимся снаружи с помощью торцового ключа. От боковой облицовки камеры делается отвод в виде одной или двух стальных труб диаметром до 20 см для прокладки проводов управления взрывом фугаса (взрывной сети).

В иностранной печати сообщалось также о колодцах, построенных в ФРГ не на полотне дороги, а на удалении 2—2,5 м. от него. Такой колодец идет вертикально на глубину 1—1,5 м, а затем под углом 40—45 уходит под основание дороги. Существуют и колодцы, идущие под углом 45 к дороге, построенные непосредственно у ее полотна.

Для подрыва автомобильных дорог камеры оборудуются и на проезжей части. Группа из 3—8 камер с расстоянием между ними 10—30 м образует подготовленный очаг разрушения.

По взглядам западных военных специалистов, расположение камер на автомобильных дорогах зависит от ширины дороги и характера местности. На двухполосных дорогах (5,5—8 м) они располагаются обычно через 10—25 м. друг от друга. При ширине дороги более 8 м минные камеры могут размещаться парами через 20—30 м.

В мирное время фугасы на подготавливаемые минные камеры не устанавливаются. В качестве подрывного заряда для них предусмотрен стандартный заряд весом около 25 кг. Для создания противотанкового заграждения на дороге планируют закладывать заряд весом до 100 кг ВВ на каждый метр глубины камеры. Считается, что наибольшая эффективность заграждения обеспечивается при расположении минных камер на расстоянии 20 м друг от друга. В некоторых случаях заграждение предполагается усиливать путем постановки противотанковых мин.

Минные камеры могут быть подготовлены для закладки ядерных фугасов с тротиловым эквивалентом 0,2 кт и более в зависимости от необходимого размера воронки и целесообразности использования поражающих факторов ядерного боеприпаса.

Для разрушения важных железнодорожных объектов предусматривается применять ядерные фугасы от 0,5 кт и выше. Так, для разрушения полотна железной дороги, проходящей а выемке или на косогоре, планируется использовать фугасы мощностью 2 кт, а для разрушения тоннеля — 1,5 кт.

По взглядам стратегов НАТО, а случае войны в условиях быстроменяющейся обстановки труднопреодолимые заграждения и разрушения могут в короткие сроки создаваться путем применения обычных миновзрывных средств. Кроме того, для усиления имеющихся препятствий будут создаваться и неразрывные заграждения. К ним относятся проволочные заграждения, лесные и каменные завалы, эскарпирование и обледенение скатов, рвы, дорожные барьеры и воронки, надолбы разных конструкций.

В системе заграждений, которые планируется создавать в условиях войны, значительное место отводится минам. Считается, что мины — одно из лучших средств, так как они транспортабельны, легко и быстро устанавливаются и маскируются для обеспечения всех видов боевых действий.

В агрессивной воине в Индокитае американская армия в широких масштабах применяла минную технику и одновременно проводила испытания и проверку новых образцов мин. На путях сообщений устанавливались мины как мгновенного и замедленного действия, так и управляемые на расстоянии.

Иностранные специалисты считают, что мины мгновенного действия в основном отвечают современным требованиям: некоторые типы их не имеют металлических деталей, снаряжены мощным ВВ, имеют малые габариты, допускают установку в неизвлекаемое положение и могут быть применены в качестве защитных.

В большинстве армий стран НАТО приняты один и те же стандартные схемы установки мин. Основу этих схем составляют группы из 1—5 мин, устанавливаемых в пределах сектора радиусом в два шага.

Специалисты армий стран НАТО утверждают, что в современных условиях роль минирования местности и путей сообщения в тактических и оперативно-стратегических целях по сравнению со второй мировой войной резко возрастает. Для минирования они рекомендуют применять обычные мины и ядерные фугасы. В целях увеличения производительности работ по устройству заграждений в армиях стран НАТО созданы современные высокопроизводительные машины (буровые установки, раскладчики мин и другие).

Считается, что на железных и автомобильных дорогах наиболее целесообразно устанавливать мины на мостовых переходах, на кривых и уклонах, в тоннелях, водопропускных трубах, непосредственно на рельсы или в покрытие автомобильных дорог.

Особое внимание рекомендуется уделять минированию разрушенных мостов, в том числе опор и пролетных строений (для затруднения расчистки и восстановления), строительных площадок и складов. Разрушенные мосты считаются одним из лучших объектов для применения мин-ловушек или взрывных сюрпризов, которые устанавливаются на неизвлекаемость.

Специалисты НАТО считают, что плотность минирования важнейших железнодорожных направлений в современных операциях должна быть следующей:
по минам замедленного действия — 0,5 мин на погонный километр;
по противопехотным, противотанковым и защитным минам — 20 мин на погонный километр.
По сообщениям иностранной печати, для минирования железных дорог в армиях стран НАТО разработаны ядерные фугасы замедленного действия, которые могут устанавливаться не только непосредственно на объекте, но и на некотором удалении от него. Точное место их установки будет определяться прочностью объекта и мощностью ядерного заряда.

Взрыв фугасов может производиться с наземных постов управления на расстоянии до 15—20 км или с борта самолета на расстоянии до 60—70 км.

В ходе будущей войны инженерные специалисты блока НАТО предполагают использовать механические средства разрушения железнодорожного и автодорожного полотна, как это широко практиковали фашистские захватчики при их изгнании с временно оккупированной территории Советского Союза в годы Великой Отечественной войны.

Командование НАТО проводит учения, на которых изучаются возможности применения на путях сообщения как ядерных фугасов, так и обычных мин и взрывчатых веществ.

Руководящие круги агрессивного Североатлантического союза предполагают в новой войне в широких масштабах использовать все имеющиеся современные средства заграждений и разрушений, вплоть до ядерных. Для достижения высокой эффективности заграждении путей сообщения уставы и наставления армий стран НАТО рекомендуют сочетать разрушение с минированием и заражением, а также эвакуацией средств транспорта и другого ценного оборудования.

Добавить комментарий