Являясь одним из наиболее активных членов агрессивного блока , продолжает увеличивать ассигнования на техническое переоснащение бундесвера современными видами оружия и военной техники и непрерывно наращивать свой военно-экономический потенциал.

Особое внимание уделяется оснащению сухопутных войск бронетанковой техникой. По сведениям иностранной печати, расходы на её закупки уступают лишь затратам на приобретение авиационной и ракетной техники.

Используя опыт производства вооружения, накопленный в период второй мировой войны, западногерманские военно-промышленные фирмы за послевоенные годы создали ряд новых образцов бронетанковой техники: основном боевой танк 1 и три специальные машины на его базе (сапёрный танк, бронированную ремонтно-эвакуационную машину , танковый мостоукладчик «Бибер»), 35-мм спаренную зенитную самоходную установку , 90-мм самоходную противотанковую пушку «Ягдпанцер», боевую машину пехоты , колесную боевую разведывательную машину .

Все перечисленные выше образцы в различное время были приняты на вооружение бундесвера и выпускались или выпускаются серийно. В частности, сейчас предприятия бронетанковой промышленности изготавливают боевые танки «Леопард» 1, танковые мостоукладчики «Бибер» и боевые разведывательные машины «Лукс». Ожидается начало серийного производства зенитных установок «Гепард».

Как отмечают зарубежные специалисты, в последние годы потребности вооружённых сил ФРГ в основных видах бронетанковой техники удовлетворяются главным образом за счёт собственного производства. За границей (в ) закупаются лишь бронетранспортёры М113. Так, по сообщениям иностранной прессы, в соответствии с ранее заключённым контрактом указанные машины поступают в настоящее время в части и подразделения бундесвера (всего закуплено 400 единиц).

В отличие от таких стран — участниц НАТО, как США, и , в ФРГ нет государственных военных заводов. Разработкой и производством вооружения по заказам министерства обороны занимаются предприятия частных компаний.

Для руководства ходом разработок образцов оружия и военной техники, контроля за их производством и поставками в ФРГ существует сложный аппарат, основу которого составляют главное управление вооружения министерства обороны и федеральное ведомство военной техники и заказов. Ответственность за создание, выпуск и своевременную поставку каждой конкретной системы вооружения министерство обороны возлагает всегда на одну фирму — генерального подрядчика.

Генеральным подрядчиком по производству танков «Леопард» 1 является акционерное общество «Краусс-Маффей» (в г. Мюнхен). За выпуск специальных машин на базе этого танка отвечает фирма «МаК Машиненбау» (г. Киль), а за изготовление и поставку боевых машин пехоты «Мардер» и боевых разведывательных машин «Лукс» — компания «Рейншталь АГ-Транспорттехник» (г. Кассель). Окончательная сборка бронетанковой техники производится на заводах указанных трёх компании.

Производство бронетанковой техники в ФРГ характеризуется высокой степенью кооперации. Например, в изготовлении танка «Леопард» участвуют до 2700 фирм, из которых около 450 имеют прямые заказы от генерального подрядчика (фирмы «Краусс-Маффей»).

Наибольшее разлитие в стране получило танкостроение. В середине 1957 года ФРГ и Франция выработали единые тактико-технические требования к стандартному танку для европейских стран НАТО. В соответствии с достигнутым соглашением Франция обязалась разработать и построить два, а ФРГ — четыре прототипа стандартного танка.

Западногерманский прототип, получивший название «Леопард» 1, с июле 1963 года успешно прошёл войсковые испытания и был утверждён к серийному производству. Сравнительные испытания «Леопарда» и французского прототипа AMX-30 были проведены в августе 1963 года. Ни один из представленных образцов не был выбран в качестве единого танка, и каждая сторона начала производство собственной машины. Первый серийный танк «Леопард» сошёл с конвейера в сентябре 1965 года.

Основной поставщик танков «Леопард» 1 фирма «Краусс-Маффей» входит в состав концерна Флика и объединяет несколько предприятий среднего и тяжёлого транспортного машиностроения. В 1974 году на её заводе в Мюнхене было занято примерно 6300 неловок, из них около 600 в военном производстве.

В период подготовки к серийному производству танков на указанном заводе был установлен сборочный конвейер (рис. 1). Переход к выполнению военных заказов способствовал росту годового оборота фирмы, около 50% которого приходится на военную продукцию.

Конвейер по сборке танков «Леопард» 1 на заводе фирмы «Краусс-Маффей»
Рис. 1. Конвейер по сборке танков «Леопард» 1 на заводе фирмы «Краусс-Маффей» в г.Мюнхен

В 1972 году министерство обороны, выдавая заказ генеральному подрядчику на производство 250 танков «Леопард» 1 шестой серии, распорядилось поручить изготовление 35 таких машин фирме «МаК Машиненбау». Таким образом, сейчас выпуском танков «Леопард» 1 в стране занимаются две фирмы.

Танковые корпуса на сборочные предприятия поставляют «МаК Машиненбау», «Рейншталь» и судостроительная верфь «Блом унд Фосс» (в г. Гамбург, рис. 2); танковые башни изготовляются верфью «Блом унд Фосс», а также на заводах фирмы «Вегманн унд К°» (г. Кассель); двигатели выпускает компания «Моторен унд Турбиненунион» (г. Фридрихс-хафен); коробки передач — «Цанредерфабрик Фридрихсхафен» (г. Фридрихсхафен); системы вооружений — «Рейнметалл» (г. Дюссельдорф); оптические системы управления огнём — «Карл Цейсс» (г. Обер-кирхен).

Сварка корпусов танков «Леопард» 1 на верфи «Блом унд Фосс»
Рис. 2. Сварка корпусов танков «Леопард» 1 на верфи «Блом унд Фосс» в г. Гамбург

Что касается других видов бронетанковой техники, то с 1956 по 1975 год получил в общей сложности 444 бронированные ремонтно-эвакуационные машины «Стандарт», 36 сапёрных танков и 105 танковых мостоукладчиков «Бибер».

Бронированные машины западногерманского производства пользуются широким спросом и на внешнем рынке вооружений. Например, только странам НАТО до конца 1972 года было поставлено 1080 танков «Леопард» 1 (331 — Бельгии, 463 — Нидерландам, 78 — Норвегии, 200 — Италии) и 213 специальных машин на его базе. Кроме того, закупила у ФРГ лицензию на производство 600 танков. Для их сборки на итальянских заводах ФРГ поставляет коробки передач, электрооборудование и другие узлы.

В последние годы западногерманские военно-промышленные предприятия продолжали успешно конкурировать с иностранными компаниями в области экспорта бронетанковой техники. Так, в середине 1974 года 120 танков «Леопард» 1 заказала (с поставкой в течение 1976 — 1978 годов), оставив за собой право на закупку ещё 80 машин. В следующем году был подписан контракт на изготовление для вооружённых сил Австралии 76 таких же танков и 11 специальных машин на его базе (шесть бронированных ремонтно-эвакуационных машин «Стандарт» и пять танковых мостоукладчиков «Бибер»). Затем в 1976 году 114 танков, восемь БРЭМ «Стандарт» и шесть танковых мостоукладчиков были заказаны Канадой.

Таким образом, всего с начала серийного производства танков «Леопард» 1 промышленность ФРГ получила заказы на 4650 танков и специальных машин на его базе (без учёта 600 танков, сборка которых осуществляется на предприятиях Италии).

Поставка всех 2437 танков «Леопард» 1 бyндecвepу осуществляется шестью сериями (первые четыре — 1845, пятая — 342, шестая — 250 единиц).

В процессе производства танк «Леопард» 1 подвергся значительной модернизации, направленной на усиление его огневой мощи, броневой защиты и повышение маневренности. В частности, на нем были установлены: система стабилизации оружия, термоизолирующий чехол на ствол пушки, фальшборты для повышения защиты бортов корпуса от кумулятивных снарядов. В результате боевой вес танка возрос до 41,5 т. Усовершенствованные танки первых четырёх серий получили название «Леопард» 1A1. 232 танка из пятой серии (с более тяжёлой броневой защитой и лучшей защитой от оружия массового поражения, чем у танков предыдущих серий) были обозначены «Леопард» 1А2, а остальные 110 машин этой серии (со сварной башней) — «Леопард» 1А3. Все 250 танков шестой серии, оборудованных усовершенствованной системой управления огнем, получили наименование «Леопард» 1A4.

По сообщениям иностранной печати, общая стоимость программы создания танка «Леопард» 1 на середину 1975 года составляла 300 млн. марок, а цена одного танка — 1,7 млн. марок.

По мере поступления в войска (начиная с 1965 года) танки «Леопард» 1 заменили все находившиеся на вооружении бундесвера устаревшие американские танки М41 и М17, а также значительную часть M48.

Оставшиеся в частях и подразделениях машины М48 планируется заменить новыми основными боевыми танками «Леопард» 2.

После завершения поставок бундесверу машин шестой серии танки «Леопард» 1 будут выпускаться лишь на экспорт (для вооружённых сил Дании, Австралии, Турции). Одновременно с этим танковый завод фирмы «Краусс-Маффей» будет вести подготовку к серийному производству 35-мм спаренной зенитной самоходной установки «Гепард».

ЗСУ «Гепард» разработана указанной фирмой совместно со швейцарскими компаниями на базе танка
«Леопард» 1. Такие установки заменят американские 40-мм зенитные самоходные установки М42, которые состоят сейчас на вооружении западногерманских сухопутных войск. Как свидетельствует зарубежная печать, всего намечается приобрести 432 ЗСУ «Гепард».

По оценке иностранных специалистов, общая стоимость этой программы составляет сейчас уже не 2,1 млрд., а около 3 млрд. марок. Поставку войскам всех ЗСУ «Гепард» предполагается завершить в 1978 году. Указанные зенитные установки намерены закупить также (55 единиц) и (95).

В последнее время в иностранной прессе проходит много сведений о современном западногерманском танке «Леопард» 2, разработанном с использованием узлов танка MBT70 (над созданием последнего военно-промышленные фирмы ФРГ работали совместно с американскими компаниями до конца 1969 года). 17 прототипов новой машины с апреля 1974 года и до начала 1976 года проходили войсковые испытания.

Расходы на создание танка «Леопард» 2, по расчётам западногерманских специалистов, составят около 350 млн. марок. К его производству намечено приступить не ранее 1979 года, то есть после выполнения заказа на изготовление ЗСУ «Гепард».

Наряду с танками и специальными машинами на его базе военно-промышленные фирмы ФРГ разработали ряд гусеничных и колёсных бронированных машин. Так, в 1971—1975 годах было выпущено 2136 БМП «Мардер».

Генеральным подрядчиком министерства обороны на поставки БМП «Мардер» была выбрана фирма «Рейншталь АГ-Транспорттехник». Судя по сообщениям иностранной прессы, она выпустила 1159 машин, а остальные 977 по её субподряду изготовила фирма «МаК Машиненбау».

В сентябре 1975 года начался серийный выпуск плавающей боевой разведывательной машины «Лукс» (генеральный подрядчик — фирма «Рейншталь АГ-Транспорттсхник», рис. 3). Заказ на серийное производство 108 таких машин для бундесвера на общую сумму около 300 млн. марок был выдан этой фирме в конце 1973 года.

Цех по окончательной сборке БРМ «Лукс» на заводе фирмы «Рейншталь АГ-Транспорттсхник»Рис. 3. Цех по окончательной сборке БРМ «Лукс» на заводе фирмы «Рейншталь АГ-Транспорттсхник»

Таким образом, приведённые в статье сведения о состоянии и перспективах производства бронетанковой техники в ФРГ свидетельствуют о намерении военно-промышленного комплекса страны постоянно наращивать темпы гонки вооружений.

Добавить комментарий