Ракетостроение — это сравнительно молодая и бистро развивающаяся отрасль французской авиаракетно-космической промышленности. В первой половине 50-х годов на базе авиационной промышленности началось создание первых образцов ракетной техники — противотанковых реактивных снарядов с ручной системой управления по проводам. С тех пор во Франции разработано и запущено в производство около 30 различных видов этого оружия, включая баллистические ракеты средней дальности.
Как свидетельствует зарубежная печать, в настоящее время в стране создана прочная производственно-техническая база ракетостроения с высококвалифицированными кадрами рабочего и научно-технического персонала. Hа заводах и в научно-исследовательских центрах различных компаний в этой отрасли военной промышленности занято около 20 тыс. человек. По объему производства и экспорту ракетой техники Франция сейчас занимает второе место в капиталистическом мире после США.
К крупнейшим предприятиям, которые специализируются на производстве и разработках основных образцов ракетной техники, относятся национальное авиаракетно-космическое промышленное объединение «Аэроспасьяль» (некоторые образцы ракетной техники, выпускаемые объединением, показаны на рис. 1) и частная компания «Матра». На их долю приходится свыше 90% общего выпуска рассматриваемой продукции. Кроме того, производством некоторых образцов и составных компонентов ракетной техники занимаются две крупные компании «Томсон—CSF» (системы управления) и «Латекоер» (ПЛУР «Малафон») и государственный военно-морской арсенал в Рюэль (корабельные ЗУР «Масурка»), государственно-монополистическая компании SEP (ракетные двигатели) и государственная компания SNPE (ракетное топливо). В большинстве случаев перечисленные и некоторые другие компании участвуют в разработках и производстве в качестве субподрядчиков головных компаний «Аэроспасьяль» и «Матра».
Рис. 1. Некоторые образцы ракетной техники, выпускаемой объединением «Аэроспасьлль». Слева направо в первом ряду — УР AS-20, ПТУРС SS-12 (два), SS-11 (два) и «Энтак»; во втором ряду — ранета оперативно-тактического назначения «Плутон» в транспортно-пусковом контейнере, контейнер с УР «Экзосет», ракета «Экзосет» класса «корабль—корабль», ЗУР «Роланд», ПТУРС «Хот» и «Милан» с контейнерами — пусковыми трубами
Объединение «Аэроспасьяль», помимо самолёто- и вертолётостроительного отделений, имеет еще два производственных отделения: тактических ракет, а также баллистических ракет и космических систем.
Первое занимается разработкой и производством ПТУРС, УР классов «воздух—земля» и «корабль—корабль», зенитных и оперативно-тактических ракет. Это отделение имеет четыре современных завода, два из которых находятся в районе города Бурж (департамент Шер, рис. 2) и два — в районе Парижа (Шатийон-Су-Банье и Ле-Гатин).
Рис. 2. Завод объединения «Аэроспасьяль» в районе Бурж
Отделение баллистических и космических систем на своих четырех предприятиях, расположенных в районе городов Бордо. Париж (два) и Канн, разрабатывает и производит баллистические ракеты средней дальности, ракеты-носители ИСЗ и ракеты-зонды. Численность рабочих и служащих отделения свыше 6,5 тыс. человек.
Частная фирма «Матра» — второе по величине предприятие, осуществляющее разработки и производство космической и ракетной техники, главным образом УР классов «воздух-воздух» и «воздух-земля». На двух крупных ракетостроительных заводах фирмы в Велизи-Виллакубле (район Парижа) и Сальбри (район Буржа) работает более 1,2 тыс. человек.
В 50 — 60-х годах производственная деятельность французских ракетостроительных компаний ограничивалась в основном выпуском в широких масштабах тактических ракет различного назначения. По сведениям иностранной прессы, к началу 70-х годов во Франции, главным образом на предприятиях «Аэроспасьяль» и «Матра», было произведено в общей сложности свыше 355 тыс. тактических ракет, из которых почти 50% — на экспорт. Причем объединение «Аэроспасьяль» выпустило за этот период более 348 тыс. ракет, в том числе 331 тыс. ПТУРС (30 тыс. SS-10, 140 тыс. «Энтак», 160 тыс. SS-11 и 4 тыс. SS-12) и свыше 14 тыс. УР классов «воздух—земля» (AS-11, AS-12, AS-20, AS-30 и
AS-30L) и «корабль — корабль» (SS-12M). Более 46% ПТУРС были проданы почти в 30 стран мира. По существу, объединение «Аэроспасьяль» превратилось в этот период в основного поставщика ПТУРС на мировой рынок. В настоящее время на его предприятиях выпускается ежемесячно 600—700 ПТУРС первого поколения. Изготовление этой продукции планируется продолжить до 1976 года.
К началу 70-х годов компания «Матра» произвела на своих предприятиях около 5 тыс. ракет, главным образом класса «воздух—воздух» (R.511 и R.530), из которых более 2,5 тыс. (свыше 50%) были экспортированы в 13 стран.
Осуществляя серийное производство тактических ракет первого поколения, ракетостроительные компании Франции в начале 60-х годов приступили к разработке новых, более сложных образцов ракетной техники, что во многом диктовалось долгосрочной программой технического переоснащения французских вооруженных сил (1960—1975 годы). Эта программа предусматривает создание и налаживание собственного производства ракетно-ядерного оружия. В указанный период начались разработки баллистических ракет средней дальности наземного и морского базирования как одного из основных элементов создаваемых во Франции стратегических ядерных сил. На первом этапе специалисты объединения «Аэроспасьяль» разработали два образца таких ракет: S-2 наземного и М-1 морского базирования. В 1971 —1972 годах ракеты S-2 с ядерными зарядами мощностью по 150 кт поступили на вооружение созданных к тому времени двух эскадрилий баллистических ракет средней дальности наземного базирования (девять ракет в каждой), занявших позиции в районе Альбион (Верхний Прованс), а ракеты М-1 (ядерные заряды мощностью по 500 кт) на вооружение первых двух ПЛДРБ «Редутабль» и «Террибль» (16 ракет на каждой). В дальнейшем были разработаны ракеты М-2 большей дальности стрельбы, которыми в конце 1974 года была вооружена третья ПЛАРБ «Фудройянт». Они предназначаются также для вооружения строящихся четвертой («Эндомтабль») и пятой («Тоннан») подводных лодок, ввод которых в состав флота ожидается соответственно в 1976 и 1978 годах, а также шестой аналогичной подводной лодки, решение о строительстве которой было принято в 1974 году. С 1976 года головные части ракет М-2 планируется оснащать термоядерными зарядами мегатонной мощности. Ракеты с такими зарядами получили наименование M-20.
Как свидетельствует зарубежная печать, сейчас во Франции ведутся разработки новых ракет наземного базирования S-3 большой дальности. Ими будет вооружена третья эскадрилья баллистических ракет средней дальности, которую намечается создать в конце 70-х годов. Головные части ракет S-3 предусмотрено также снарядить термоядерными зарядами мегатонной мощности. Кроме того, разрабатываются ракеты наземного (S-4) и морского (М-4) базирования с разделяющимися головными частями типа «Мирв», имеющие дальность действия 5000—6000 км. Ими планируется оснастить стратегические ядерные силы в 80-х годах.
В последние годы объединение «Аэроспасьяль» проводило работы по созданию оперативно-тактических ракет «Плутон», чтобы использовать их в качестве носителей тактического ядерного оружия. Уже в 1972 году было начато серийное производство, а в 1974 году они поступили на вооружение первого из шести создаваемых в составе сухопутных войск Франции полков УР «Плутон». Всею к 1978 году планнруется произвести 120 ракет и 40 самоходных пусковых установок на базе среднего танка АМХ-63.
В середине 60-х годов началась разработка второго поколения тактических ракет, которая ведется, как отмечают иностранные специалисты, под знаком широкого сотрудничества Франции с другими западноевропейскими странами, прежде всего с ФРГ, Великобританией и Италией.
Наиболее крупными программами совместных разработок и производства ракетной техники этого периода явились франко-западногерманские программы создания ПТУРС «Милан» и «Хот», а также самоходной системы ЗУРО «Роланд».
Разработки легкого ПТУРС «Милан» и тяжелого «Хот» ведутся объединением «Аэроспасьяль» и западногерманской фирмой «Мессершмитт—Бёльков-Блом» с 1963—1964 годов. В настоящее время ПТУРС «Милан» уже находится в серийном производстве. Работы по созданию ПТУРС «Хот» проходят не в намеченные сроки, а с опозданием примерно на два года. В зарубежной печати это объясняется как техническими, так и финансовыми трудностями. Начать серийное производство предполагается в конце 1975 года. Французские и западногерманские промышленники намерены производить эти ПТУРС до середины 80-х годов и выпустить к этому времени для вооруженных сил обеих стран и на экспорт до 200 тыс. ПТУРС «Милан» и около 60 тыс. «Хот».
Первый совместный заказ французской армии и бундесвера, зарегистрированный в январе 1974 года, предусматривает выпуск 5 тыс. ПТУРС «Милан» и 100 пусковых установок к ним для каждой страны (поставки их войскам ожидались в первой половине 1975 года). ПТУРС «Милан» изготавливаются на заводе объединения «Аэроспасьяль» в Бурж (до 1000 снарядов в месяц), а пусковые установки — на заводе фирмы «Мессершмитт—Бёльков-Блом» в Наберн (20 ПУ в месяц).
Второй общий франко-западногерманский заказ, сделанный в 1974 году, предусматривает производство более 18 тыс. ПТУРС и 1000 ПУ с поставкой их к 1977 году (9 тыс. ПТУРС и 600 ПУ планируется поставить бундесверу). Обсуждается третий совместный заказ на ПТУРС «Милан», который по объему, как отмечают французские специалисты, равен двум первым. Последующие заказы будут выдаваться фирмам-поставщикам с таким расчетом, чтобы до 1983—1984 годов обеспечить полную загрузку производственных мощностей (ежегодно будет выпускаться примерно 10—12 тыс. снарядов и 300—400 пусковых установок). По оценке иностранной прессы, общие потребности ФРГ и Франции в ПТУРС «Милан» составляют примерно 100 тыс. снарядов и 3—4 тыс. пусковых установок.
Новый ПТУРС «Хот» находится в стадии испытаний, которые проводятся с 1973 года как во Франции, так и в ФРГ. Его серийное производство намечается на вторую половину 1975 года (ежемесячно 500 снарядов и 20 пусковых установок). Потребности французской армии и бундесвера в ПТУРС «Хот» на ближайшие 10 лет оцениваются специалистами в 20—27 тыс. снарядов и 665 пусковых установок, в тем числе 8—15 тыс. снарядов и 250 пусковых установок для Франции (150 ПУ будут смонтированы на бронированных машинах и 100 — на вертолётах). С учетом возможных экспортных заказов общий выпуск ПТУРС «Хот» может составить 45—60 тыс. снарядов и 1,5 тыс. пусковых установок.
К началу 70-х годов относится разработка французской ракетной промышленностью ПТУРС второго поколения — «Гарпун» с полуавтоматической системой управления, созданного на базе ПТУРС SS-11, который имеет ручную систему управления. ПТУРС «Гарпун» находится в серийном производстве. Его пусковые установки монтируются на бронемашинах или вертолётах.
По совместной франко-западногерманской программе осуществляется разработка самоходной системы ЗУРО «Роланд», предназначенной для поражения низколетящих целей, которая создаётся в двух вариантах: «Роланд» 1 (яснопогодная система) и «Роланд» 2 (всепогодная). В настоящее время объединение «Аэроспасьяль» и фирма «Мессершмитт—Бёльков-Блом» изготавливают опытные образцы этой системы и проводят ее испытания на базе среднего танка АМХ-63 во Франции и боевой машины пехоты «Мардер» в ФРГ. Первый заказ командования сухопутных войск Франции, сделанный в 1974 году, предусматривает выпуск 2,4 тыс. ЗУР и 36 пусковых установок «Роланд» 1 и «Роланд» 2.
По сведениям западногерманской печати, в связи с финансовыми затруднениями ФРГ первоначально планировала закупить систему «Роланд» 2 не раньше 1978 года, однако последние сообщения свидетельствуют о стремлении западногерманского командования ускорить поставки этой системы бундесверу.
Как утверждают специалисты, совместный долгосрочный заказ командования сухопутных войск Франции и бундесвера может составить для обеих стран 200 ПУ на базе танка АМХ-63, 200 на базе боевой машины пехоты «Мардер» и 20 тыс. ЗУР. По данным зарубежной прессы, министерство ВВС ФРГ намерено закупить 100—200 пусковых установок и 10—15 тыс. ЗУР. Таким образом, общий франко-западногерманский заказ может превысить 500 ПУ и 30 тыс. ЗУР.
К системе ЗУРО «Роланд» проявляют интерес и другие страны. В частности, четыре пусковые установки на базе БМП «Мардер» закупила Бразилия. США намеревались приобрести в конце 1974 года лицензию на производство системы «Роланд» 2 на общую сумму 1 млрд. долларов.
На базе этой же системы во Франции ведется разработка всепогодной корабельной системы ЗУРО «Роланд» 2М, которую намечается принять на вооружение кораблей ВМС. В ее создании принимают участие другие фирмы Франции («Томсон—CSF» и SAGEM) и ФРГ («Сименс» и «Телефункен»).
Компании «Матра» и «Томсон — CSF» с 1964 года ведут разработку другой самоходной системы ЗУРО «Кроталь» (на базе бронированной машины АМХ-10). Она предназначена также для поражения низколетящих целей и прикрытия жизненно важных объектов и стратегических ядерных сил. Батарея ЗУРО «Кроталь» включает машину управления огнем, а также три четырехзарядные ПУ. Все 12 ЗУР батареи попарно могут быть запущены в течение 11 с. по шести различным целям. В 1972 году ВВС Франции получили на вооружение первую батарею ЗУРО «Кроталь» из 12, которые планируется закупить в ближайшие годы на общую сумму 300 млн. франков. По французской лицензии эта система ЗУРО под названием «Кактус» производилась в ЮАР. К системе «Кроталь» проявляют интерес Норвегия и другие страны.
С 1964 года компания «Матра» совместно с английской фирмой «Хаукер Сиддли» вела разработку УР «Мартель» класса «воздух—земля». Серийное производство было начато в 1971 году. Франция закупила для своих ВВС и ВМС УР «Мартель» AS-37, которые в начале 1973 года поступили на вооружение истребителей «Мираж» 3Е. В дальнейшем планируется вооружать ими тактические истребители «Ягуар» и базовые патрульные самолёты ВМС «Атлантик». Великобритания заказала УР «Мартель» для вооружения самолётов «Буканир» Мк2, «Харриер» и других.
Во Франции ведется также подготовка к разработке ракеты класса «воздух — земля» большой дальности с ядерной головной частью. Такие ракеты намечается устанавливать на создаваемых в настоящее время многоцелевых всепогодных тактических истребителях «Супер Мираж» (первоначальное название ACF), поступление которых во французские ВВС ожидается в 80-х годах.
В 1969 году «Аэроспасьяль» начало работы по созданию УР «Экзосет» класса «корабль—корабль», которая была высоко оценена специалистами как во Франции, так и в других странах. Уже к 1973 году поступили заказы на производство свыше 800 ракет от десяти стран, в том числе от Великобритании (300 ракет на сумму около 70 млн. фунтов стерлингов), ФРГ (200) и Франции (60), а также от Перу. Малайзии, Греции и Чили. Франция планирует вооружить этими УР четыре сторожевых корабля проекта A-69, три эсминца УРО проекта С-70, три фрегата УРО проекта F-67 и другие корабли. Сейчас серийное производство указанных ракет осуществляется на предприятиях «Аэроспасьяль» (15—20 единиц в месяц). Их потенциальный рынок оценивается в 1,5 тыс. ракет.
В производстве ракет «Экзосет» в качестве субподрядчиков участвуют и другие французские, а также английские и западногерманские фирмы. Например, доля участия английских фирм составляет 17%.
На базе УР «Экзосет» «Аэроспасьяль» разрабатывает ракеты класса «воздух-корабль» для самолётов и вертолётов морской авиации и класса «земля—корабль» для частей береговой обороны.
С 1970 года компания «Матра» совместно с итальянской фирмой «Ото Мелара» ведет разработки ракеты «Отомат» класса «корабль—корабль», имеющей большую дальность, чем «Экзосет». Первые заказы на поставку свыше 200 УР «Отомат» получены от ВМС Италии и Венесуэлы. Потенциальный рынок этих ракет (стоимость одной 1,4 млн. франков) составляет примерно 500 единиц.
Очередное поколение ракет класса «воздух—воздух» представлено ракетами R.530 «Супер» и R.550 «Мажик», которые создаются компанией «Матра» для замены французских ракет R.511 и R.530 этого же класса, находящихся в производстве соответственно с 1960 и 1963 года, и американских УР «Сайдвиндер», состоящих на вооружении ВВС Франции в течение последних 20 лет.
УР R.550 «Мажик», пусковые испытания которой проводились с 1972 года, поступила в серийное производство в августе 1974 года. К настоящему времени получены заказы на её производство от министерства ВВС Франции, а также от других государств. Всего компания «Матра» рассчитывает выпустить около 10 тыс. ракет (стоимость каждой почти 100 тыс. франков).
УР R.530 «Супер», имеющая большую дальность и скорость, чем УР R.530, находится в стадии стендовых и пусковых испытаний. В конце 1976 года планируется начать серийное производство и продолжать его в течение десяти лет.
За последние 12 лет крупные французские компании «Аэроспасьяль» и «Матра» по национальным и общеевропейским заказам принимали участие в создании 12 искусственных спутников Земли, из которых девять были успешно запущены на околоземные орбиты. Кроме того, они активно участвовали в разработках и производстве ракет носителей ИСЗ («Диаман» А и В, «Европа» 1, 2 и 3) и ракет-зондов («Белье», «Сентор», «Драгон», «Дофнэ», «Эридан» и других). В настоящее время они ведут разработку трёхступенчатой ракеты—носителя ИСЗ.
Таким образом, по мнению иностранных специалистов, в последние годы французское ракетостроение добилось значительных успехов в разработке и производстве основных видов ракетной техники, включая баллистические ракеты средней дальности с ядерными головными частями. Характерной чертой производственной деятельности ракетостроительной промышленности является тесное внутриотраслевое кооперирование многих компаний, а также широкое сотрудничество с другими странами Западной Европы, особенно с ФРГ, Великобританией и Италией. Создание новых образцов ракетной техники определяется главным образом правительственными программами технического переоснащения вооруженных сил страны.