Швеция — нейтральное капиталистическое государство Северной Европы, провозгласившее своим внешнеполитическим курсом политику «свободы от военных союзов в мирное время и вооруженного нейтралитета во время войны». Придерживаясь в международных делах в целом прозападной ориентации, Швеция при решении многих спорных вопросов в ООН выступает совместно с неприсоединившимися государствами.

В настоящей статье по данным иностранной военной печати будут кратко рассмотрены: географические условия Швеции; население и государственное устройство; природные ресурсы, промышленность и сельское хозяйство; пути сообщения и средства связи; аэродромная сеть, военно-морские базы и порты; пограничные и береговые укрепления; учебные поля и госпитальный фонд; вооруженные силы.

Географические условия Швеции

Швеция занимает восточную и южную части Скандинавского п-ва. На северо-западе и западе она граничит с Норвегией (на протяжении 1619 км); на северо-востоке — с Финляндией (586 км); на востоке омывается Балтийским морем и его Ботническим заливом; на юге — проливами Эресунн, Каттегат и Скагеррак (рис. 1). Общая площадь территории составляет 449 964 км2, из них на внутренние воды приходится 38 485 км2. Длина границ достигает 4700 км, из них 2500 км — морские. Протяженность береговой линии превышает 7600 км. Побережье сильно изрезано фьордами. Вдоль берегов расположены многочисленные скалистые острова, образующие шхерную зону шириной от 2 до 30 км.

Значительная часть поверхности Швеции представляет собой холмистые моренные образования, покрытые преимущественно хвойными лесами. Северную половину страны занимает горно-холмистая область со Скандинавскими горами на западе. Наиболее высокие горные вершины расположены в Лапландии: Кебнекайсе (2111 м), Сарекчокко (2089 м), Каскасатчокко (2076 м) и Сулительма (Сулихьельма, 1877 м). Вдоль берега Ботнического залива (протяженность 700 км, ширина 100 230 км, глубина в северной части 10 15 м, в южной — 70 150 м) тянется прибрежная низменная полоса шириной
25 — 80 км, изрезанная руслами многочисленных рек, берущих начало в предгорьях Скандинавских гор. Средняя и южная части страны представляют собой равнинно-холмистую местность со Смоландским плато, расположенным юго-восточнее оз. Веттерн, Сконской равниной на п-ове Сконе, а также с многочисленной цепью озер и рек, текущих преимущественно в южном направлении.

Карта Швеции
Рис. 1 Карта Швеции

К наиболее значительным рекам страны относятся: Кларэльв — Гётаэльв (720 км), Муониоэльв — Турнеэльв (570 км), Дальэльв (520 км), Умеэльв (160 км), Лулеэльв (450 км), Онгерманэльв (450 км) и Каликсэльв (430 км). Свыше 8 проц. площади страны занято озерами и около 14 проц. болотами. Наиболее крупные озера: Венерн (5585 кмг), Веттери (1912 км2), Meларен (1140 км2), Ельмарен (484 км2) и Стуршём (456 км2). Многие озера южной части страны соединены между собой каналами, образующими вместе с рекой Гётаэльв Гётскую систему, которая обеспечивает судоходство между портами, расположенными на восточном и западном побережье Швеции. Эта система, по мнению шведских специалистов, позволяет осуществлять маневр легких сил военно-морского флота.

Климат на значительной части страны умеренный, довольно влажный, с длинной морозной зимой на севере (средняя температура января — 16°С) и короткой мягкой на юге (+1°С). Климат приморской полосы отличается прохладным летом и сравнительно теплой зимой. Ледовый покров в заливах держится от 5 — 6 месяцев на севере до 2 месяцев на юге. Годовое количество осадков составляет от 400 500 мм на востоке, до 700 — 1000 мм на западе, а в отдельных горных районах — свыше 1500 мм.

Население и государственное устройство Швеции

Численность населения страны по состоянию на июль 1974 года составляла 8240 тыс. человек, из них мужчин в возрасте 18 — 47 лет (возраст призыва в вооруженные силы в военное время) — более 1500 тыс. человек. Средняя плотность населения 20 человек на 1 км2. В центральной части страны проживает 230 человек на 1 км2, а на севере — менее 3 человек на 1 км2. К наиболее густонаселенным ленам (губерниям) относятся Стокгольмский, Гётеборгский и Мальмёхусский.

Основными типами населенных пунктов в промышленных районах являются города и крупные поселки городского типа, а в сельской местности — хуторские фермерские поселения. Всего в стране насчитывается 132 города и 93 поселка. В городах проживает 50 проц. всего населения. Наиболее крупные из них: Стокгольм (столица), Гётеборг и Мальмё. Население большого Стокгольма (в радиусе 30 км) на начало 1973 года превышало 1350 тыс. человек, а собственно Стокгольма — более 700 тыс. человек. В районе Гётеборга на это же время проживало свыше 688 тыс. человек, а в самом городе — примерно 4500 тыс. человек, в районе Мальме — около 452 тыс. человек, из них в самом городе — свыше 250 тыс. человек. Свыше 100 тыс. жителей имеют: Йёнчёпинг, Шёвде, Линчёпинг, Норчёпинг, Эребру, Карлстад, Бурленге, Евле, Сундсвалль и Буден. Для шведских городов характерна единообразная планировка. В их центральной части располагаются, как правило, городская ратуша, органы судопроизводства, а также торгово-финансовые учреждения. Крупные базы и склады материально-технических средств, особенно послевоенной застройки, вынесены на окраины. Фермерские постройки преимущественно одноэтажные, крытые черепицей, обнесены лесными посадками.

По национальному составу население Швеции однородно: около 96 проц.— шведы, проживают также финны, датчане, норвежцы и небольшое количество лиц других национальностей. Государственная церковь, насчитывающая 14 епархий, — лютеранская.

В военно-административном отношении страна разделена на 24 лена (губернии), 464 коммуны, 119 полицейских участков, 6 военных округов, 26 оборонных округов, 6 округов гражданской обороны, 6 приписных районов, в которых, как отмечалось в шведской печати, предполагается развернуть в случае войны свыше 2000 мобилизационных пунктов. Сохранилось и историческое деление страны на три части — Морланд (северная часть), Свеаланд (средняя часть) и Гёталанд (южная часть), которые подразделяются на 25 ландскапов (провинций).

Государственное устройство Швеции — конституционная монархия. Во главе государства стоит король, власть которого ограничена однопалатным риксдагом (парламентом), состоящим из 350 депутатов от пяти основных политических партий. Король является и верховным главнокомандующим вооруженными силами. Однако реальная власть в стране принадлежит риксдагу и правительству, формируемому по поручению короля лидером политической партии, имеющей большинство в риксдаге. Наиболее влиятельной политической силой в стране является социал-демократическая партия, имеющая в настоящее время в риксдаге 156 мандатов. Левая партия — коммунисты — располагает 19 мандатами, а остальные 175 мандатов распределяются между буржуазными партиями: партия центра имеет 90 мандатов, умеренная коалиционная — 51 мандат и народная (либеральная) — 34 мандата.

Природные ресурсы, промышленность и сельское хозяйство Швеции

Швеция — высокоразвитая индустриальная страна с интенсивным сельским хозяйством. Ее экономика характеризуется высокой степенью концентрации производства и капитала.

Страна богата лесом, которым занято 55 проц. территории, железной и медной рудой, а также гидроресурсами, на основе чего развилась лесообрабатывающая, добывающая и металлообрабатывающая промышленность. Узким местом шведской экономики, как сообщается в иностранной печати, является отсутствие нефти (в последние годы ведутся интенсивные поиски ее в Балтийском море) и весьма ограниченные запасы каменного угля (в Сконе). Основная часть лесной (до 60 проц.) и добывающей промышленности, а также производства электроэнергии приходится на Верхний и Нижний Норланд.

Общие запасы высокосортной железной руды (основные районы Кируна, Елливаре, Виттанги) составляют около 3,5 млрд. т, а ежегодная добыча превышает 36 млн. т. Большая часть добываемой руды экспортируется в и Великобританию через порты Лулео и Нарвик (). Горнорудные предприятия центральной части страны сосредоточены в районах гг. Коппарберг, Гренгесберг (15 км юго-западнее Лудвика) и Бурленге. Ведущие металлургические заводы размещены в городах Лулео, Сандвикен, Долнарвет (Бурленге), Авеста и Фагерста На этих заводах в 1973 году было выплавлено 5,7 млн. т стали и 2,6 млн. т чугуна. Общие запасы медной руды (города Булиден, Фалун) достигают 1,2 млн. т со средним содержанием меди в руде 0,5 проц. Производство рафинированной меди в 1973 году составило 55 тыс. т, а свинца — 45 тыс. т.

Годовое производство электроэнергии достигает 77 млрд. кВт.ч, в том числе 53,6 млрд. кВт.ч — на ГЭС (1972 год). Крупнейшие гидроэлектростанции страны: Харспронгет (Порьюс), Стурнорфорсен, Чильфорсен, Трольхеттан и Кронгеде. Запасы гидроэнергии превышают 10 млн. кВт. Имеются также три атомные электростанции.

В машиностроении ведущее место принадлежит производству шарикоподшипников (Гётеборг), электрооборудования (города Стокгольм, Вестерос, Лудвика), судостроению и автомобилестроению. Автомобильная промышленность (заводы «Скания-Вабис», «Вольво») ежегодно выпускает около 350 тыс. автомобилей, из них грузовых и автобусов около 30 тыс.

Важнейшие предприятия военной промышленности сосредоточены в центральной и южной частях страны: города Карлскуга н Хускварна (артиллерийское вооружение фирмы , боеприпасы и ВВ), Ландскруна (танковые заводы), Стокгольм (электронная и радиоаппаратура, точное приборостроение), Линчёпинг (авиационные заводы), Трольхеттан (авиационные двигатели), Гётеборг, Мальмё и Карлскруна (кораблестроение, военное судостроение) и другие. Кроме традиционного для Швеции производства артиллерийско-стрелкового вооружения, за последние 15—20 лет налажено собственное производство танков и бронетранспортеров, современных многоцелевых самолетов, реактивных двигателей и радиолокационных установок.

В сельском хозяйстве занято 8 проц. самодеятельного населения, которое обеспечивает страну собственными продуктами питания на 95 — 98 проц. Недостаток в собственных продуктах питания Швеция восполняет за счет импорта, преимущественно из Дании.

Пути сообщения и средства связи Швеции

Автомобильные дороги Швеции подразделяются на государственные, губернские, коммунальные и частные. Общая протяженность автодорожной сети достигает 340 тыс. км, из них свыше 50 проц. с твердым покрытием, обеспечивающим движение транспорта с давлением на ось 8 т. Государственные магистральные дороги (протяженность 12,5 тыс. км) обеспечивают движение транспорта с нагрузкой на ось 10 т. Дорожная сеть в центральной и южной частях страны, по данным иностранной печати, обеспечивает среднегодовое движение автотранспорта с плотностью от 12 до 35 тыс. машин в сутки, а на севере — от 3 до 6 тыс. машин в сутки. Основными дорожными направлениями являются европейские автомагистрали № 3, 4, 18, 75. Пропускная способность дорог в Норланде ограничивается пересеченным характером местности, узостями дорог на отдельных участках, а также наличием большого количества мостов через водные преграды.

Основными узлами дорожной сети (в том числе контейнерных перевозок) служат: Мальмё, Гетеборг, Уддевалла, Йёнчёпинг, Норчёпинг, Стокгольм, Вестерос, Эребру, Карлстад, Евле, Сундсвалль, Эстерсунд, Умео, Лулео. Потоки импортных контейнерных грузов в центральную и северную части страны следуют преимущественно из портов Гётеборг, Мальмё, Уддевалла и Стокгольм (нефтепродукты, промышленные и сельскохозяйственные товары). Из северных районов по приморской магистрали и параллельной ей дороге Елливаре — Арвидсъяур — Эстерсунд — Фалун — Эребру — Хускварна в центральные промышленные районы страны и южные порты вывозятся железная руда, строительный лес, целлюлоза.

Парк грузовых автомобилей и автобусов на начало 1973 года превышал 160 тыс. единиц (в основном местного производства). На это же время в стране имелось 248 тыс. тракторов и около 2,5 млн. легковых автомобилей местных и иностранных марок. Для перевозок по внутренним и прибрежным водным путям могут широко использоваться легкие суда, катера и моторные лодки, численность которых достигает 300 тыс. единиц.

Железнодорожная сеть страны имеет тенденцию к свертыванию. Так, если в 1938 году ее протяженность достигала 17 тыс. км, то к началу 1973 года она составила всего лишь 12,1 тыс. км, в том числе, 1167 км двухколейных и 7,5 тыс. км электрифицированных. Для грузовых перевозок используется всего около 1 тыс. км железных дорог. По данным шведской статистики, в составе транспортного парка государственных железных дорог насчитывается 880 электровозов, 250 тепловозов, 53,3 тыс. грузовых вагонов обшей грузоподъемностью 1 500 тыс. т., 2,3 тыс. пассажирских вагонов на 142 тыс. посадочных мест. Годовой грузооборот железнодорожного транспорта, по данным шведской печати, превышает 17 млрд. т/км.

Швеция имеет довольно высокую степень насыщения средствами связи. По состоянию на 1972 год в стране имелось 4,8 тыс. радиостанций, из них 900 стационарных, 4 млн. 680 тыс. телефонных аппаратов, свыше 3 млн. радиоприемников и более 2,5 млн. телевизоров. Проводные воздушные линии связи, соединяющие Норланд с центральной и южной частями страны, проложены, как правило, вдоль основных автодорожных магистралей.

Аэродромная сеть, военно-морские базы и порты Швеции

Согласно шведским статистическим данным пассажирооборот воздушного транспорта Швеции с 1960 по 1970 год увеличился в три раза и составил 5,7 млн. человек. В последующем воздушные перевозки ежегодно возрастали на 8 — 9 проц. Для пассажирского движения в настоящее время открыто около 170 аэродромов и посадочных площадок. Готовятся к открытию аэродромы в районах Арвидсьяур, Лукселе, Стрёмсунд, Крамфорс и Скара. Завершается строительство новых аэродромов в Стуруп, Херрюда, а также запланирован совместный шведско-датский аэродром на о. Сальтхольм (). Авиапортами международного значения являются Арланда и Бромма (пригороды Стокгольма), Турсланга (Гётеборг) и Буллтофта (Мальмё).

По данным иностранной печати, для базирования военной авиации может быть использовано примерно 50 современных аэродромов, имеющих длину ВПП до 2500 м, а ширину — 40 — 60 м. В мирное время военная авиация, насчитывающая 14 авиафлотилий, базируется на 13 основных аэродромах: Вестерос (1 аф), Фросё (4 аф), Люнгбюхед (5 аф — авиашкола), Карлсборг (6 аф), Сотенэс (7 аф), Баркокра (10 аф), Нючёпинг (11 аф), Кальмар (12 аф), Норчёпинг (13 аф), Сёдерхамн (15 аф), Упсала (16 аф и 20 аф — авиашкола), Роннебю (17 аф), Каллах (21 аф).

В целях увеличения емкости аэродромной сети и рассредоточения авиации в случае необходимости на автомагистралях, прилегающих к авиационным флотилиям, создаются спрямленные участки под ВПП и асфальтированные стоянки для самолетов. К некоторым ВПП на дорогах подведены электрокабели для обеспечения ночной посадки самолетов. Всего, по данным иностранной военной печати, предполагается создать до 100 ВПП на дорогах.

На побережье Швеции имеется шесть военно-морских баз (Гётеборг, Мальмё, Карлскруна, Густавсвик, Форёсунд, Хорс-фьорд) и свыше 400 портов и погрузочно-разгрузочных пунктов. Главная ВМБ Хорсфьорд, расположенная на о. Мюскё, оборудована в гранитных подземных скатах. Важнейшие порты: Стокгольм, Мальмё, Гётеборг, Хельсннборг, Норчёпинг, Евле, Умео, Лулео. Длина причального фронта шведских портов достигает 150 км, из них на долю Гётеборга приходится до 30 км, а Стокгольма — 22 км. На эти два порта приходится до 30 проц. грузооборота морского транспорта.

По сообщениям шведской печати, в 1973 году в стране насчитывалось около 140 предприятий судостроительной и судоремонтной промышленности, располагавших 20 сухими и 18 плавучими доками, а также 30 слипами.

Объем грузооборота внешних морских перевозок в 1970 году составлял 73,7 млн. т, в 1975 году ожидается около 80 млн. т. До 50 проц. грузооборота в морских перевозках приходится на долю нефтепродуктов. Для более эффективной их доставки в центральные районы страны разрабатывается проект нефтепровода Гётеборг — йёнчёпинг — Шёвде — Эребру — Вестерос — Бурленге с ответвлением от Эребру на Карлстад. Чтобы улучшить внутренние перевозки по системе каналов, соединяющих озера Меларен, Ельмарен и Венери, предполагается углубить канал в районе Сёдертелье (50 км юго-западное Стокгольма) с 5,5 м до 6,8 м, а на участке оз. Венери — г. Трольхеттан — до 5,3 м.

Сухопутные и береговые укрепления Швеции

Как сообщалось в иностранной печати, укрепления, созданные преимущественно в период второй мировой войны, делятся на сухопутные и береговые. Основу сухопутных укреплении на шведско-финской границе составляют Каликский и Буденский укрепленные районы, оборудованные долговременными огневыми и инженерными сооружениями и охраняемые подвижными постами наблюдения государственного акционерного общества службы охраны. На некоторых огневых объектах, как отмечалось в шведской печати, установлено круглосуточное дежурство войск Буденского гарнизона. На важнейших дорожных направлениях приграничной полосы со времени второй мировой войны сохранились железобетонные надолбы и ежи. Подобные заграждения имеются также на шведско-норвежской границе, в частности северо-западнее оз. Венерн.

По оценке зарубежных военных специалистов, наиболее выгодными оборонительными рубежами на шведско-финской границе могут быть водные преграды: Турнеэльв — Муониэльв и Каликсэльв, а также Лулеэльв, Питеэльв, Шеллефтеэльв и Умеэльв.

Основу береговой обороны Швеции, как об этом сообщалось в иностранной печати, составляют два военно-морских района обороны (Мальмё и Лулео) и пять укрепленных районов береговой артиллерии: Норландский (о. Хемсё и прибрежная зона, севернее г. Хернёсанд), Стокгольмский (запретная зона о. Ваксхольм), Готландский (запретная зона Форёсунд), Блекингский (шхерный район Карлскруна) и Гётеборгский. Указанные укрепленные районы прикрывают наиболее важные участки побережья и подступы к основным военно-морским базам и портам, а также индустриальным центрам страны. Стационарные и подвижные подразделения укрепленных районов береговой артиллерии в мирное время сведены в четыре полка и один (Хернёсандский) дивизион береговой артиллерии. Большинство долговременных артиллерийских и пулеметных огневых сооружении в настоящее время законсервировано. Вдоль южного побережья от г. Карлскруна до г. Иетад огневые точки, по сообщениям шведской печати, эшелонированы в глубину с расчетом огневого прикрытия не только с моря, но и с суши. Состав сил военно-морских районов обороны Мальмё и Лулео представлен подразделениями катеров охранения и минных заградителей.

Учебные поля и полигоны Швеции

По данным шведской статистики, вооруженные силы Швеции располагают 330 тыс. га земли под учебными полями, полигонами, аэродромами и казарменным фондом. Крупнейшими учебными полями и полигонами окружного подчинения являются: Ревингехед (Южный ВО), Реммене (Западный ВО), Прэсстомпа (Восточный ВО), Эстерсунд (Нижненорландскин ВО), Буден (Верхненорландский ВО), Мартиель — Тофта (Готландское военное командование). Полигоны сухопутных войск находятся в районах: Кируна (артиллерийский и ракетный полигон площадью 5500 км2), Шёвде (полигон бронетанковых войск), Ервафельт (полигон войск Стокгольмского гарнизона и военизированной организации хемверн).

Госпитальный фонд Швеции

В стране имеется 877 больниц и лазаретов на 135 тыс. мест. В военное время под лечебные учреждения может быть переоборудована широкая сеть гостиниц, школ и домов-интернатов для престарелых.

Вооруженные силы Швеции

По состоянию на конец 1974 года, по данным иностранной печати, в вооруженных силах Швеции насчитывалось 74 440 человек, из них: в сухопутных войсках — 48600, в ВВС — 11700, в ВМС — 11 900, в совместных штабах и центральных учреждениях министерства обороны 2240 человек. В системе вооруженных сил на это время было занято около 30 000 гражданских лиц.

В боевом составе сухопутных войск мирного времени имеется около 50 учебно-мобилизационных депо-полков и батальонов (дивизионов), являющихся основными базами для развертывания соединений и частей военного времени.

По официальным заявлениям представителей высшего военного руководства, Швеция в случае войны способна в течение нескольких суток отмобилизовать вооруженные силы общей численностью 700 тыс. человек, из них в сухопутные войска — 600 тыс. человек. Сухопутные войска военного времени будут состоять из полевых войск и войск местной обороны. В составе полевых войск предполагается развернуть 24 пехотные и 6 бронетанковых бригад, сводимых в дивизии, а также до 50 отдельных пехотных, бронетанковых, артиллерийских и зенитных артиллерийских (в том числе ЗУРО) батальонов и дивизионов усиления. В составе войск местной обороны планируется сформировать около 100 отдельных батальонов и до 500 самостоятельных рот различного назначения. Численность военизированной организации хемверн предполагается довести до 100 тыс. человек.

ВВС страны в настоящее время насчитывают 31 боевую эскадрилью, из них: 17 истребительных (самолеты ), 9 штурмовых (самолеты «Вигген» и ) и 5 разведывательных. В эскадрилье 18 — 20 самолетов, в том числе 3 — 5 резервных. На случай войны в боевом составе ВВС предполагается иметь 20 истребительных эскадрилий, 10 штурмовых, 5 разведывательных, 5 транспортных, 5 эскадрилий связи и взаимодействия, 10 вертолетных групп, а также несколько десятков частей и подразделений зенитной артиллерии и ЗУРО.

Шведские ВМС, по данным зарубежной печати, насчитывают более 250 боевых кораблей и вспомогательных судов, в том числе 8 эскадренных миноносцев, 22 подводные лодки, 5 сторожевых кораблей, 40 торпедных и ракетных катеров, 84 минно-тральных корабля, 22 сторожевых катера, 70 десантных катеров, 6 ледоколов, плавбазу подводных лодок, 5 гидрографических судов, 2 учебных судна. В береговой артиллерии, являющейся составной частью ВМС, на базе имеющихся четырех полков и одного дивизиона береговой артиллерии предполагается развернуть на случай войны до 65 частей и подразделений, из них 45 стационарных и 20 подвижных. В организационном отношении части и подразделения береговой артиллерии будут представлены отдельными бригадами и батальонами, заградительными батальонами и ротами, артиллерийскими батареями и ротами, егерскими (охранными) ротами, а также дивизионами минных постановщиков.

Добавить комментарий