Большое внимание мировой общественности привлекает целеустремлённая, конструктивная линия внешней политики Советского Союза и других братских социалистических стран, направленная на ликвидацию угрозы ядерной войны и обеспечение надёжной международной безопасности.

«Если говорить о главном, чего нам удалось достигнуть в международных делах, — заявил Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев на октябрьском (1976 года) Пленуме ЦК нашей партии, — то можно с чистой совестью сказать: в результате усилии, предпринятых нами вместе с другими социалистическими государствами и при поддержке всех миролюбивых, реалистически мыслящих сил, удалось отодвинуть угрозу ядерной войны, сделать мир более падежным, более прочным».

В борьбе за обеспечение на всем земном шаре подлинной безопасности самой острой и неотложной задачей современности остаётся прекращение гонки вооружений и осуществление разоружения, в первую очередь ядерного. В последнее время Советский Союз выступил по этим вопросам с рядом важных и конкретных инициатив, предложив, в частности, созвать Всемирную конференцию по разоружению, заключить Всемирный договор о неприменении силы в международных отношениях, а также Договор о полном и всеобщем запрещении испытаний ядерного оружия и т. д.

Однако до сих пор в мире ещё существуют противники разоружения и оздоровления международной обстановки, которые призывают к увеличению военных бюджетов, созданию новых средств массового уничтожения, наращиванию производства различных видов оружия, расширению торговли вооружением, дальнейшей милитаризации своих стран.

По-прежнему особую тревогу миролюбивых сил вызывает достигшая в последние годы значительных масштабов торговля оружием. Так, по сведениям иностранной печати, экспорт военной техники в капиталистическом мире увеличился с 1961 по 1975 год более чем в четыре раза: с 1,7 млрд. долларов до 6,9 млрд.

Крупнейшим поставщиком вооружения на мировой рынок являются , на долю которых приходится более 60% общего объёма экспорта. Как свидетельствует зарубежная пресса, с 1951/52 по 1975/76 финансовый год Соединённые Штаты продали другим государствам военной продукции на сумму свыше 59,5 млрд. долларов. За последнее пятилетие объём поставок за границу оружия и военной техники из года в год возрастал особо быстрыми темпами. Если в 1971/72 бюджетном году он составил 3,2 млрд. долларов, то в 1975/76 году достиг уже 9,5 млрд. долларов. Все эти показатели приведены без учёта стоимости безвозмездных поставок вооружения, которые осуществляются по специальным соглашениям.

Внешняя торговля оружием рассматривается военно-политическим руководством США в качестве одного из важных средств укрепления позиции монополистического капитала в борьбе против мирового социализма, международного рабочего и национально-освободительного движения. Поэтому не случайно США направляют крупные партии оружия и военной техники прежде всего своим союзникам по агрессивным блокам и в страны с реакционными, антинародными режимами с целью усиления их военного потенциала.

«Основным мотивом продажи Соединёнными Штатами оружия и военной техники, — подчёркивает американский журнал «Ньюсуик», — является достижение политических, а не экономических целей. Более того, соображения экономического порядка редко можно услышать в настоящее время в Вашингтоне…».

По сведениям Стокгольмского исследовательского института международных проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute), до начала 70-х годов главными импортёрами американской военной продукции являлись союзники США по . В частности, в 60-х годах на долю стран — участниц Североатлантического блока приходилось свыше 35% всего экспорта американского вооружения, государств Индокитая — 20%, Ближнего и Среднего Востока — всего 8%. Однако в последнее время первое место принадлежит Ближнему и Среднему Востоку, где оружие получают государства с реакционными монархическими режимами и израильская военщина, которые используются американским империализмом как основная ударная сила против национально-освободительного движения.

Осуществляя крупные поставки вооружения странам этого важного в стратегическом отношении района (здесь сконцентрировано почти 65% всех разведанных в капиталистическом мире запасов нефти и около 50% её добычи), США преследуют также цель упрочить свои военно-политические и экономические позиции.

Распределение экспортных заказов на поставки американского оружия и военной техники по основным странам мира показано в таблице. Как следует из данных, приведённых в ней, на долю стран — участниц НАТО приходится около 1/3 всего экспорта американской военной продукции. США уже поставляют или планируют поставлять этим государствам наиболее современные виды вооружения, включая ракетные комплексы и оперативно-тактического назначения, тактические истребители F-16, F-4, самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления Е-3А, базовые патрульные самолёты Р-3С, танки М60А1, бронетранспортёры М113 и другую военную технику. В 1975 году, например, США заключили с Бельгией, Нидерландами, Данией и Норвегией соглашение о продаже им 348 тактических истребителей F-16 на общую сумму более 2 млрд. долларов. В 1977/78 финансовом году западноевропейские государства, входящие в блок НАТО, предусматривают заказать в США 27 самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления Е-3А стоимостью 2.4 млрд. долларов. Между США и Канадой подписано соглашение о продаже последней 18 базовых патрульных самолётов Р-3С на сумму более 1 млрд. долларов.

Распределение экспортных заказов на поста вин американского вооружения (в млн. долларов)

Распределение экспортных заказов на поста вин американского вооружения

В целом объём экспорта американского вооружения в страны НАТО с начала 70-х годов неуклонно возрастает. Так, если в 1970/71 бюджетном году он оценивался всего в 362 млн. долларов, то в 1975/76 году — уже в 3 млрд. Правительство США намерено и в дальнейшем поддерживать торговлю оружием с этими государствами на высоком уровне, рассматривая её как средство наращивания военного потенциала указанного блока, и прежде всего повышения боеспособности его вооружённых сил.

На базе поставок своего вооружения Пентагон добивается расширения стандартизации в рамках Североатлантического блока, налаживания производства отдельных образцов оружия и военной техники в союзных странах по американским лицензиям. По сведениям иностранной печати, США и осуществляют совместную программу стандартизации танков. По американским лицензиям в западноевропейских государствах освоено производство некоторых видов военной техники или их компонентов, в том числе тактических истребителей F-4, F-5. F-104, усовершенствованной системы ЗУРО , вертолётов различного назначения, эскадренных миноносцев.

Крупные партии американского оружия поступают в , являющийся участником военного блока . По данным американской прессы, за последнее пятилетие (1971/72 — 1975/76 финансовые годы) страна закупила в США различной военной продукции на сумму свыше 10 млрд. долларов. Только в течение 1972/73 — 1975/76 годов было заказано такое количество американских самолётов, танков, ракет, вертолётов и другого вооружения, которого достаточно, как считают иностранные специалисты, для оснащения армии, превосходящей в два раза по своей численности вооружённые силы Великобритании.

В общий перечень закупленной Ираном военной техники входят 209 тактических истребителей F-4, 169 тактических истребителей F-5. 400 самоходных артиллерийских орудий, 1800 ЗУР «Хок». 15 000 ПТУРС , около 500 вертолётов различного назначения. Кроме того, Соединённые Штаты продают этой стране новейшие образцы оружия и военной техники, которые только что поступили или поступят в части и подразделения своих войск. В частности, иранские ВВС уже получают тактические истребители F-14 (имеется контракт стоимостью 1,9 млрд. долларов на поставку 80 таких машин), состоящие на вооружении лишь американской авиации ВМС. В настоящее время достигнута договорённость о закупке 160 истребителей F-16 на сумму примерно 3,4 млрд. долларов. В августе 1976 года велись переговоры о дополнительной закупке в США УР , , класса «воздух-воздух» на 600 млн. долларов. Иран проявил интерес и к тактическому истребителю F-18, который находится ещё в стадии испытаний.

В значительных масштабах импортирует американскую военную технику и Саудовская Аравия, которая за последнее время закупила на сумму почти 4 млрд, долларов 110 тактических истребителей F-5E, 400 вертолётов огневой поддержки, 250 танков М60А1, около 1000 УР класса «воздух-земля», 26 боевых кораблей и т. д.

Особое место в планах Пентагона по наращиванию военно-экономических потенциалов своих союзников с помощью поставок американского вооружения занимает . В одном лишь 1973/74 финансовом году для возмещения потерь в военной технике, понесённых в агрессивной войне против арабских народов, США предоставили правителям Тель-Авива кредит на сумму свыше 1 млрд. долларов. В последние два года на поставки Израилю новейших образцов вооружения, включая 25 тактических истребителей F-15, 109 УР «Ланс», значительное количество вертолётов, танков, бронетранспортёров, УР «Мейверик», , ПТУРС «Тоу» и другую военную технику, планировалось выделить 1,8 млрд. долларов. Кроме того, в течение 1973/74 — 1975/76 бюджетных годов сионистские руководители получили от США безвозмездно около 2 млрд, долларов на закупки американской военной продукции.

Значительные партии американского вооружения экспортируются также в Южную Корею, Австралию, Кувейт, Тайвань, Иорданию, и другие страны.

Помимо решения задач военно-политического характера, правительство США стремится извлечь из экспорта военной техники различные экономические выгоды. В частности, денежные поступления от продажи вооружения используются для покрытия дефицита платёжного баланса страны н закупки стратегических видов сырья.

Торговля оружием обеспечивает американским монополиям постоянные военные заказы и огромные прибыли. Так, в 1974/75 финансовом году лишь десять ведущих корпораций заработали на производстве вооружения около 2,3 млрд. долларов, в том числе «Макдоннелл-Дуглас» — 419 млн., «Грумман» — 298 млн., «Нортроп» — 293 млн., «Текстрон» — 249 млн., «Дженерал электрик» — 209 млн. долларов.

Как отмечают иностранные специалисты, с целью максимального расширения экспорта военной продукции военно-политическое руководство США предпринимает различные меры. Располагая мощным производственным аппаратом и научно-технической базой, оно прибегает к своего рода демпингу для вытеснения с рынков сбыта вооружения своих западноевропейских конкурентов. Например, в отличие от Франции, Великобритании и ФРГ, Соединённые Штаты в ряде случаев продают оружие и военную технику по более низким ценам, в широких масштабах и на весьма льготных условиях предоставляют кредиты на их закупку.

Особенностью торговли США оружием в настоящее время является усиление роли государства в этой области внешней военно-экономической деятельности. Если до второй мировой войны основными экспортёрами вооружения были частные фирмы, то теперь продажа оружия и военной техники — сфера деятельности главным образом государства, и в частности министерства обороны. Так, согласно данным американской прессы, в настоящее время на долю государства приходится примерно 80% всех денежных поступлений от заказов на вооружение. Вместе с тем в последнее годы наблюдается быстрый рост экспорта вооружения американскими военно-промышленными монополиями: в 1975/76 бюджетном году он увеличился в два раза по сравнению с предыдущим годом и составил около 1,2 млрд. долларов.

По сведениям иностранной прессы, в период с 1976/77 по 1981/82 год ежегодный объём экспорта американского вооружения будет находиться на уровне 7-9 млрд. долларов и за указанные шесть лет составит 42-54 млрд. долларов.

Таким образом, торговля США оружием, разросшаяся до столь огромных масштабов, чревата серьёзными последствиями для дела мира: она ведёт к росту военных расходов за счёт дальнейшего сокращения средств, выделяемых на социальные нужды народов капиталистических государств, милитаризации их экономики и политической жизни. Наконец, она вызывает напряжённость в международных отношениях, создаёт конфликтные ситуации Вот почему Советский Союз настойчиво добивается прекращения гонки вооружения, развёрнутой империалистическими странами, прежде всего США, и перехода к разоружению.

Добавить комментарий