По объёму военного кораблестроения Франция занимает третье место среди капиталистических стран (после США и Великобритании). По данным иностранной прессы, к концу 1975 года общее стандартное водоизмещение боевых кораблей и вспомогательных судов французских ВМС достигло почти 350 тыс. т.
В значительных масштабах осуществляется также строительство морских судов. Необходимость иметь современный морской транспортный флот диктуется, как отмечают иностранные специалисты, стремлением Франции уменьшить дефицит торгового баланса за счёт снижения расходов на фрахт иностранных судов. Кроме того, французское командование планирует в случае военных действий использовать торговые суда для перевозки войск, оружия, боевой техники и других военных грузов, а также стратегического сырья различных видов, без которых военная промышленность Франции не сможет нормально функционировать.
В начале 60-х годов в рассматриваемой отрасли начался интенсивный процесс концентрации производства, реконструкции и модернизации судостроительных и судоремонтных верфей. В ходе объединения судостроительных компаний некоторые принадлежащие им предприятия были ликвидированы, а оставшиеся специализируются на строительстве судов определённых классов. Проведённые мероприятия привели к укреплению конкурентоспособности французского судостроения на мировом рынке и увеличению тоннажа строящихся судов. Так, с 1955 по 1975 год он возрос с 289 до 1150 тыс. бр.-т, то есть почти в четыре раза.
Все действующие предприятия судостроительной промышленности Франции подразделяются на государственные (четыре военно-морских арсенала) и частные. Военно морские арсеналы (табл. 1) — это крупные промышленные предприятия, находящиеся в ведении технического управления кораблестроения и военно-морской техники министерской делегации по вооружению министерства обороны.
Таблица 1. Военно-морские арсеналы Франции
Ведущими частными судостроительными компаниями Франции являются: «Шантье де л’Атлантик», «Шантье каваль де Ла-Сьота», «Шантье де Франс-Дюнкерк», «Констрюксьон наваль э эндюстриель де ла Медитеране», «Дюбилчон-Норманди» и «Ателье э шантье дю Авр».
Всего в судостроительной промышленности Франции в 1976 году насчитывалось около 20 частных судостроительных и судоремонтных верфей (важнейшие приведены в табл. 2). Численность занятых в отрасли составляла свыше 70 тыс. человек, в том числе свыше 30 тыс. человек в частном секторе.
Таблица 2. Важнейшие частные судостроительные и судоремонтные предприятия Франции
К предприятиям военного кораблестроения относятся три военно-морских арсенала в Лорьян, Брест и Шербур (на военно-морском арсенале в Тулоне производится только переоборудование, техническое обслуживание и ремонт кораблей), а также частные верфи: «Дюбижон-Норманди», «Ателье э шантье дю Авр», «Шантье де л’Атлантик», «Констрюксьон меканик де Норманди», «Сосьете франсез де констрюксьон наваль», «Шантье де Фргас-Дюнкеок» и «Шантье наваль де л’Эстерель».
В последние 15 лет строительство кораблей для национальных ВМС осуществлялось в соответствии с принятой в 1960 году долгосрочной программой развития вооружённых сил страны (на 1960 — 1975 годы), последним этапом которой была третья пятилетняя программа строительства и технического переоснащения вооружённых сил (1971—1975 годы).
В 1972 году французское правительство утвердило долгосрочную программу строительства ВМС, рассчитанную до 1985 года (так называемый «Голубой план»). В соответствии с этой программой должно быть построено около 100 кораблей. К концу её выполнения в составе флота предусматривается иметь шесть атомных ракетных подводных лодок (ПЛАРБ), до 20 атомных или дизельных торпедных подводных лодок, два многоцелевых авианосца (один атомный), два крейсера-вертолётоносца, около 60 эскадренных миноносцев УРО, эсминцев, фрегатов УРО и фрегатов, до 30 кораблей минно-тральных сил, пять танкеров-заправщиков, два десантных транспорта-дока, а также десантные корабли и вспомогательные суда различного назначения.
Реализация намеченных мероприятий по строительству и модернизации кораблей, разработке и производству военно-морской техники требует значительных бюджетных ассигнований. Только в 1975 году на эти цели было выделено 2 млрд. франков (450 млн. долларов). С 1971 по 1975 год ассигнования на техническое оснащение ВМС составили около 16,2 млрд. франков, из них 4,7 млрд. было выделено на постройку и эксплуатацию ПЛАРБ.
Указанные фонды были направлены главным образом на строительство эскадренного миноносца «Аконит» (введён в состав флота в 1973 году), трёх эскадренных миноносцев УРО типа «Турвиль» и трёх типа «Жорж Леги», четырёх дизельных торпедных лодок типа «Агоста», 14 фрегатов типа «Авизо» (см. рисунок), двух десантных кораблей типа «Батрал», а также различных вспомогательных судов. Кроме того, предусматривалась модернизация различных кораблей, в том числе крейсера «Кольбер» и пяти подводных лодок типа «Дафнэ».
Строительство фрегатов УРО типа «Авизо» на верфи военно-морского арсенала в г. Лорьян
В течение последних лет командование вооружённых сил уделяло особое внимание строительству ПЛАРБ. Всего намечено иметь шесть таких подводных лодок, которые должны составлять основу стратегических ядерных сил страны: четыре («Редутабль», «Террибль», «Фудройянт» и «Эндомтабль») уже вступили в строй; пятая («Тоннан») заложена в конце 1974 года, спущена на воду в декабре 1976 года и будет введена в строй в 1979—1980 годах. Как свидетельствует зарубежная пресса, строительство шестой лодки начнётся в 80-х годах. Каждая ПЛАРБ должна иметь на вооружении 16 баллистических ракет средней дальности. По сообщениям французской печати, стоимость лодки (без учёта стоимости ракет) составляет свыше 1,5 млрд франков. Все ПЛАРБ строятся на военно-морском арсенале в Шербур.
С 1961 по 1974 год для ВМС Франции построено девять дизельных подводных лодок типа «Дафнэ» (надводное водоизмещение 860 т). Третьей пятилетней программой предусматривалось построить серию подводных лодок нового типа («Агоста») из четырёх единиц надводным водоизмещением по 1170 т. Головная подводная лодка этой серии «Агоста» заложена в ноябре 1972 года, спущена на воду в конце 1974 года, введена в состав флота в конце прошлого года. Остальные подводные лодки этой серии («Бевезье», «Ла Прайя» и «Уэссан») заложены в 1973—1974 годах. Лодку «Бевелье» предусматривается включить в состав флота во второй половине 1977 года, а две остальные — в 1978 году. Дизельные подводные лодки строятся на военно-морских арсеналах в городах Брест и Шербур. В декабре 1976 года заложена первая атомная торпедная подводная лодка многоцелевого назначения, ввод которой в состав ВМС намечается на 1982 год.
Командование ВМС Франции, исходя из того что одной из задач флота является зашита морских коммуникаций, основную угрозу для которых представляют подводные лодки, большую роль отводит постоянному развитию противолодочных кораблей. Для борьбы с подводными лодками в открытом море планируется использовать эскадренные миноносцы УРО. В 1967 и 1970 годах были построены два таких корабля типа «Сюффрен» («Сюффрен» и «Дюкесн») водоизмещением по 6090 т. Первоначально намечалось построить шесть кораблей этого типа, однако в дальнейшем из-за их высокой стоимости было решено ограничиться только двумя.
В настоящее время строятся также эскадренные миноносцы УРО типа «Турвиль» стандартным водоизмещением 4580 т. Головной корабль этого типа «Турвиль» вступил в строй ВМС в 1974 году, второй («Дюге Труэн») введён в состав флота в 1975 году, третий («Де Грасс») сейчас проходит ходовые испытания и в 1977 году вступит в строй. Эскадренные миноносцы УРО типа «Турвиль» строятся на военно-морских арсеналах в Лорьян и Брест.
С 1974 года во Франции ведётся строительство эскадренных миноносцев УРО типа «Жорж Леги» (водоизмещение 4100 т). Головной корабль этой серии «Жорж Леги» заложен в июне 1974 года, а к постройке двух других («Дюплекс» и «Монкольм») согласно плану приступили в 1975 году. Ввод их в состав флота планируется на 1978—1979 годы. Эскадренные миноносцы УРО типа «Жорж Леги» строятся на военно-морском арсенале в Брест.
Для борьбы с подводными лодками и патрулирования в прибрежных водах французское командование планировало использовать боевые корабли типа «Коммандан Ривьер» (с 1962 по 1969 год построено девять единиц). С 1973 года для этих целей строятся фрегаты типа «Авизо» (полное водоизмещение 1170 т). Головной корабль указанной серии «Д’Эстьен д’Орв» спущен на воду на военно-морском арсенале в Лорьян в середине 1973 года и введён в строй в 1975 году, а два других корабля этого проекта «Амьо д’Энвиль» и «Дрогу» спущены на воду в ноябре 1974 года (ввод их в строй намечается на конец 1976 — начало 1977 года). Всего предусматривается построить 14 кораблей этого типа.
Значительное место в кораблестроении Франции занимает выполнение экспортных заказов. Если строительство кораблей для национальных ВМС ведётся главным образом на военно-морских арсеналах, то военные корабли на экспорт строят частные компании («Сосьете франсез де констрюксьон наваль», «Дюбижон-Норманди», «Ателье э шантье де Бретань», «Шантье наваль де Ла-Сьота», «Констрюксьон меканик де Нормандия»). В 1974 году из 30 военных кораблей, строящихся частными компаниями, 26 предназначались на экспорт. По объёму экспортных заказов на строительство военных кораблей Франция занимает одно из ведущих мест в капиталистическом мире. С 1964 по 1974 год на французских верфях по иностранным заказам было построено около 20 боевых кораблей и примерно 50 ракетных и сторожевых катеров общим стандартным водоизмещением свыше 20 тыс. т.
За последнее десятилетие Франция имела соглашение о строительстве кораблей и оказании технической помощи при их постройке за границей по французским лицензиям с Грецией, Израилем, Испанией, Португалией, ФРГ, некоторыми азиатскими и африканскими странами (Марокко, Тунис, ЮАР, Иран, Пакистан и другими). Только в 1974 году французские частные компании получили заказы от военно-морских сил других государств на строительство 30 военных кораблей. За пятилетие (с 1971 по 1975 год) стоимостный объём строительства кораблей для других стран увеличился с 60 до 305 млн. франков.
По объёму строящихся ежегодно торговых судов (около 1,1 млрд. бр.-т) Франция занимает шестое место в капиталистическом мире после Японии, Швеции, ФРГ, Великобритании и Испании. Однако доля французского судостроения постоянно сокращается (с 1970 по 1975 год она уменьшилась с 4 до 3,1%). В 1975 году в стране было построено 60 судов общим тоннажем 1150 тыс. бр.-т, из них 25 — более 700 тыс. бр.-т — на экспорт.
Основные центры торгового судостроения расположены в городах Гавр, Нант, Сен-Назер, Дюнкерк, Ла-Сен, Ла-Сьота и Шербур. Характерной особенностью судостроительной промышленности Франции является ориентация на строительство крупнотоннажных судов (танкеров, газовозов, судов для транспортировки химических продуктов и контейнерных судов).
По состоянию на середину 1975 года на французских верфях строилось 66 судов общим тоннажем около 2 млн. бр.-т: восемь танкеров, 11 судов для перевозки генеральных грузов, 15 газовозов и судов для перевозки химических продуктов. «Портфель» заказов судостроительных компаний на 1 января 1975 года превысил 80 судов суммарным тоннажем около 6,2 млн. бр.-т (из них около 65% на экспорт).
В октябре 1974 года французское правительство утвердило пятилетнюю программу развития торгового флота страны (на 1976 — 1980 годы), согласно которой планируется построить 166 судов (общим тоннажем около 7,8 млн. бр.-т.). К 1981 году торговый флот Франции будет насчитывать 547 судов (16,3 млн, бр.-т.), из них 113 танкеров (около 10,8 млн. бр.-т.). Как свидетельствует зарубежная печать, при осуществлении этой программы государственные и частные капиталовложения в отрасль превысят 26 млрд. франков. В результате её выполнения торговый флот сможет перевозить 100% импортируемой страной нефти и примерно 50% остальных ввозимых из-за границы грузов.
Таким образом, французское судостроение — это отрасль промышленности с высоким уровнем концентрации производства, способная производить торговые суда и военные корабли всех классов.