База современной судостроительной промышленности ФРГ начала складываться ещё в годы первой мировой войны. Значительное увеличение мощностей этой отрасли произошло в период второй мировой войны, когда только за четыре года (1941 — 1945) в фашистской Германии было построено около 5500 кораблей и вспомогательных судов, в том числе 1000 подводных лодок.
Как известно, сразу же после подписания Потсдамских соглашений в 1945 году западные державы взяли курс на воссоздание вооружённых сил Западной Германии и активную милитаризацию её экономики. При всесторонней помощи США и других стран агрессивного блока НАТО вопреки международным договорам западногерманские судостроительные предприятия уже в 1951 году приступили к строительству крупных судов, а в 1955 — военных кораблей.
Быстрому восстановлению и техническому переоснащению отрасли способствовали огромные капиталовложения национальных судоходных компаний, металлургических и машиностроительных концернов, а также значительные государственные субсидии. Так, с 1949 по 1955 год только судоходные компании выделили на эти цели 2,5 млрд. марок. За последние годы (1966—1975) государственные субсидии на проведение мероприятий по модернизации и реконструкции судостроительных верфей составили 68 млн. марок.
В судостроительной промышленности ФРГ насчитывается сейчас более 140 крупных и средних судостроительных и судоремонтных предприятий, на которых работает около 72 тыс. человек. Все эти предприятия находятся в ведении частных фирм и компаний. Крупнейшие верфи принадлежат ведущим машиностроительным и металлургическим концернам Круппа, Тиссена, Ганиеля, а также электротехнической компании «АЭГ-Телефункен». На судостроительные заводы указанных владельцев приходится свыше 80% суммарного тоннажа строящихся судов и около 80% общего количества рабочих и служащих, занятых в отрасли. На внешний рынок они поставляют около 90% всех экспортируемых судов.
По данным зарубежной печати, основные судостроительные предприятия ФРГ размещаются в северном экономическом районе страны. Здесь сконцентрировано примерно 90% производственных мощностей судостроительной промышленности. Например, только на долю верфей Бремена и Гамбурга приходится свыше 50% общего объема судостроения (по тоннажу) и около 55% всего количества рабочих и служащих этой отрасли.
В настоящее время ФРГ входит в число стран, имеющих развитую судостроительную промышленность, которая обладает значительными возможностями по проектированию и строительству судов всех типов (вплоть до танкеров дедвейтом 350 тыс. т.), а также военных кораблей для собственного флота и ВМС других государств. По общему водоизмещению судов, построенных в течение 1971—1973 годов, страна занимала третье место в мире после Японии и Швеции.
Большой опыт в области кораблестроения позволил ФРГ в послевоенный период построить для ВМС страны четыре эскадренных миноносца типа «Гамбург», шесть фрегатов типа «Кёльн», шесть малых противолодочных кораблей, 35 дизельных подводных лодок, ракетный катер проекта 143, 50 торпедных катеров, более 60 базовых и рейдовых тральщиков, 50 десантных кораблей и около 30 вспомогательных судов.
Эскадренные миноносцы типа «Гамбург», спроектированные в середине 50-х годов, по своему конструктивному решению соответствуют кораблям, построенным в других европейских странах. Они введены в состав западногерманского флота в 1960—1968 годах. Головным предприятием по проектированию и строительству была судостроительная верфь «Штюлькен унд зон» в Гамбурге.
По оценке зарубежных специалистов, в отличие от эсминцев ВМС других западных государств эскадренные миноносцы ВМС ФРГ являются основными боевыми кораблями, хотя и относятся к кораблям среднего водоизмещения. Поэтому их основная задача заключается не только в защите соединений кораблей и конвоев, но и в ведении других видов морских операций.
Строительство фрегатов типа «Кёльн» осуществлялось на верфи «Штюлькен унд зон», которая спустила на воду в общей сложности девять кораблей этого класса: шесть для собственных ВМС и три для ВМС Португалии. Фрегаты, построенные для западногерманского флота, вступили в строй в 1961 — 1964 годах.
В последние годы в ФРГ велись работы по созданию нового фрегата. По сообщениям зарубежной прессы, командование ВМС страны планировало заказать четыре таких корабля. Однако в связи с финансовыми затруднениями реализация плана задерживается.
На судостроительных заводах Западной Германии в широких масштабах ведется строительство дизельных торпедных подводных лодок. Как свидетельствует иностранная печать, с 1962 по 1969 год на них было построено 12 подводных лодок проекта 205 для национального флота, а в период 1963—1967 годов — 15 лодок проекта 207 для ВМС Норвегии, четыре — проекта 209 для ВМС Греции и по две таких же лодки для флотов Аргентины, Венесуэлы, Колумбии, Турции и Эквадора.
В соответствии с планами командования ВМС в ФРГ сейчас завершается выполнение программы строительства 18 подводных лодок проекта 206, специально предназначенных для ведения активных боевых действий в условиях мелководья Балтийского и Северного морей. К характерным особенностям этих лодок западные специалисты относят их небольшие размеры и малошумность работы корабельных механизмов.
После ввода их в боевой состав флота и исключения из него шести старейших лодок пословоенной постройки ВМС ФРГ насчитывают 24 современные подводные лодки.
Головным подрядчиком по поставке всех лодок проекта 206 является судостроительная верфь «Ховальдтсверке дойче верфт АГ» в Киле. Предусматривалось, что она построит восемь таких лодок, а верфь «Рейншталь Нордзееверке» в Эмденэ — остальные.
В создании подводных лодок различных типов непосредственное участие принимает западногерманская организация ИКЛ (инженерная контора Любек), которая занимается проведением НИОКР, осуществляет наблюдение за ходом строительства и т. д.
По мнению руководства ВМС ФРГ, наиболее эффективным средством борьбы против надводных кораблей и транспортов в условиях Балтийского моря являются ракетные и торпедные катера. Поэтому не случайно в судостроительной промышленности страны значительное место отводится строительству новых и усовершенствованию находящихся на вооружении катеров. Так, с 1957 по 1963 год для флота бундесвера на верфях «Крёгерверфт» в Рендсбурге и «Люрссен верфт» с Бремене (рис. 1) было построено 10 торпедных катеров проектов 140 — 141 и десять — проекта 142.
Рис. 1. Судостроительная верфь «Люрссен верфт» в Бремене
По данным иностранной печати, в 1972 году министерство обороны ФРГ выдало заказ западногерманским судостроительным предприятиям на постройку десяти ракетных катеров проекта 144, вооружённых двумя спаренными пусковыми установками системы УРО «Экзосет» ММ38, двумя универсальными артиллерийскими установками «ОТО-Мелара» и двумя торпедными аппаратами.
Головным подрядчиком по поставке катеров выбрана фирма «АЭГ-Телефункен». Строительство ведется на верфях «Люрссен верфт» (семь катеров) и «Крёгерверфт» (три катера). Силовые дизельные установки поставляются фирмой «Моторен унд турбинен унион». Постройку всей серии катеров намечается закончить к середине 1976 года.
Кроме того, согласно программе дальнейшего развития ВМС страны военное руководство ФРГ в начале 70-х годов заказало во Франции 20 ракетных катеров проекта 148, каждый из которых имеет на вооружении две спаренные пусковые установки системы УРО «Экзосет» MM38, универсальную артиллерийскую установку «ОТО-Мелара» и 40-мм зенитный автомат. Завершить поставки планировалось я 1975 году.
В выполнении этого заказа принимала участие и западногерманская судостроительная промышленность. В частности, корпуса для восьми катеров строились на верфи «Люрссен верфт».
Для замены устаревших катеров (проект 142, построены в 1962-1963 годах) в настоящее время ФРГ совместно с Италией и США разрабатывает новый ракетный катер на подводных крыльях проекта 152. Поступление таких катеров на вооружение ВМС страны ожидается не ранее 1977 года.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что за последние годы характерной чертой западногерманского кораблестроения стало строительство главным образом подводных лодок и ракетных катеров. Однако, как сообщает иностранная печать, командование ВМС ФРГ планирует постройку и основных кораблей флота — эскадренных миноносцев и фрегатов, которые, по расчетам зарубежных специалистов, должны заменить в 80-х годах существующие корабли этих классов.
Ниже рассматриваются судостроительные компании, обладающие высокими производственными мощностями и составляющие основу западногерманского судостроения.
Компания «Ховальдтсверке дойче верфт АГ» занимает первое место по объёму производства среди западноевропейских судостроительных компаний и восьмое место в мире. Она располагает крупными верфями в Гамбурге и Киле. Например, суммарное водоизмещение всех судов, строящихся ежегодно на верфях Киля, достигает 1 млн. т., из которых более 1/5 приходится на корабли для ВМС ФРГ. Эти верфи имеют два сухих дока для строительства судов дедвейтом до 300 тыс. т, три до 70 тыс. т, а также три стапеля. Длина достроечных причалов 1100 м. Для ремонта судов используются четыре плавучих дока грузоподъёмностью от 1,5 до 22,5 тыс. т.
Верфь «Росс» в Гамбурге специализируется по судоремонту и судовому машиностроению, а также занимается постройкой судов. На ней имеется три стапеля для судов дедвейтом до 100 тыс. т и семь плавучих доков грузоподъёмностью от 2 до 50 тыс. т.
Судостроительная компания «Блом унд Фосс» в Гамбурге (рис. 2) — крупное универсальное предприятие судостроительной промышленности ФРГ, располагающее широкими возможностями по строительству боевых кораблей и судов торгового флота. Основное направление деятельности строительство кораблей, судов всех типов, ремонт судов водоизмещением до 250 тыс. т., изготовление судовых дизелей, паровых котлов, турбин и теплообменных аппаратов. Компания имеет большой опыт в постройке быстроходных крупнотоннажных судов, плавучих буровых установок, танкеров для перевозки сжиженного газа и т. д. В настоящее время ей принадлежит ведущая судостроительная верфь «Штюлькен унд зон».
Рис. 2. Судостроительная верфь иомпанни «Блом унд Фосс» в Гамбурге
Более 50% общего объема валовой продукции этой компании приходится на долю судостроения. Так, с 1955 по 1968 год только для ВМС страны на её верфях было построено более 20 кораблей и вспомогательных судов, в том числе четыре эскадренных миноносца типа «Гамбург» и шесть фрегатов типа «Кёльн». Сейчас она постоянно выполняет значительный объём работ по ремонту и модернизации кораблей западногерманского флота. Компания имеет самый большой в Европе сухой док (длина 335 м) для строительства судов дедвейтом до 350 тыс. т., семь стапелей и десять плавучих доков.
Компания «АГ Везер» принадлежит концерну Круппа. Её доля в общем судостроении страны составляет 12—15%.
Одна из верфей этой компании «Бремерверфт» в Бремене специализируется на строительстве крупнотоннажных судов дедвейтом до 350 тыс. т., ремонте, изготовлении судовых дизелей, паровых турбин. Она располагает двумя стапелями и четырьмя плавучими доками грузоподъёмностью от 0,85 до 16 тыс. т.
Другая верфь «Зеебекверфт» в Бремерхафен занимается строительством пассажирских, рефрижераторных и сухогрузных судов дедвейтом до 30 тыс. т. На ней имеются три сухих и два плавучих дока.
Около 17% общего объема продукции судостроительной промышленности ФРГ приходится на долю компании «Рейншталь Нордзееверке АГ» в Эссене. Она строит танкеры, нефтерудовозы, суда дедвейтом до 120 тыс. т., а по заказу западногерманских ВМС дизельные подводные лодки проекта 206. Кроме того, на ней осуществляется ремонт кораблей водоизмещением до 125 тыс. т. Верфь имеет четыре стапеля и два плавучих дока.
Компания «Бремер вулкан АГ» имеет верфь в Бремене, на которой ведется строительство крупных танкеров, контейнерных, сухогрузных, пассажирских и специальных судов, а также осуществляется их ремонт и модернизация. На верфи имеется пять стапелей для постройки судов дедвейтом до 120 тыс. т. и два плавучих дока.
Таким образом, приведенные в статье сведения говорят о том, что милитаристские круги ФРГ в расширяющейся гонке вооружений значительную роль отводят судостроению — одному из важных звеньев военно-экономического потенциала страны.