Активная миролюбивая политика СССР и других стран социалистического содружества, направленная на дальнейшее углубление процесса разрядки напряжённости и создание благоприятных условий для сотрудничества государств с различными социальными системами, оказывает решающее влияние на развитие международной обстановки, Однако противники разрядки стремятся осложнить отношения между Западом и Востоком, не допустить победы принципов мирного сосуществовании, подтверждённых в Заключительном акте общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству, выступает за дальнейшую гонку вооружений.

Практические действия военно-политического руководства Североатлантического блока показывают, что оно отнюдь не заинтересовано в потеплении политического климата в Европе, хотя вынуждено считаться с изменениями, происшедшими в международной обстановке на данном континенте. Это подтверждается решениями, принятыми на заседаниях высших органов , состоявшихся в Брюсселе 8—12 декабря 1975 года.

В решениях отражается стремление руководства блока затормозить процесс paзрядки в Европе, добиться увеличения ассигнований на военные цели в странах-участницах и укрепить их политическое, экономическое и военное единство.

Серия заседаний военного и политического руководства Североатлантического союза открылась 8 декабря 1975 года совещанием министров обороны так называемой Еврогруппы НАТО, в которую входят западноевропейские страны — участницы блока, за исключением Франции, Португалии и Исландии. Министры обороны этих стран обсудили проблемы совместного сотрудничества в области военного строительства, стандартизации вооружений и боевой техники и другие вопросы.

Участники совещания обратились к французскому правительству с предложением вступить в планируемые Еврогруппой органы, имеющие целью сотрудничество в области производства, продажи и закупки вооружений. Чтобы облегчить вовлечение Франции в военное сотрудничество в рамках блока, министры обороны подчеркнули, что новые органы будут отделены от НАТО. В связи с этим известный французский политический деятель Мишель Дебре заявил, что с помощью Еврогруппы Францию пытаются вернуть в военную организацию НАТО.

На совещании была принята обширная программа дальнейшего наращивания боевой мощи вооружённых сил европейских стран блока.

Так, только в 1976 году намечено поставить в сухопутные войска более 330 современных танков, около 1300 бронетранспортёров, более 1500 ПТУРС и другое вооружение различных типов. Проекты предусматривают также переоборудование и совершенствование военной техники, находящейся на вооружении: установку новых орудий более чем на 1000 танках, оснащение самолётов новыми электронными и лазерными системами и т. д.

В отличие от прошлых лет на 1976 год не оглашены дополнительные ассигнования на военные цели десяти стран, входящих в Еврогруппу, чтобы ослабить реакцию общественности, которая в условиях продолжающейся разрядки и экономического кризиса на Западе все настойчивее требует сокращения ассигнований на военные цели. В коммюнике, однако, признается, что только в 1975 году средства на гонку вооружений десяти стран Еврогруппы возросли по сравнению с предыдущим годом на 5,5 млрд долларов.

На заседании военного комитета НАТО, которое состоялось 9 декабря с участием главнокомандующих вооружёнными силами или начальников генеральных штабов стран блока, дана оценка современной военно-политической обстановки, заслушан доклад о соотношении сил между Западом и Востоком в котором повторяется старый вымысел о якобы растущей «советской угрозе» странам блока и в связи с этим делается вывод о необходимости дальнейшего увеличения военных бюджетов западных стран.

9-10 декабря состоялось заседание комитета военного планирования НАТО, в ходе которого были рассмотрены вопросы состояния объединённых вооружённых сил блока и планы военного строительства на 1976 год.

Открывая заседание, генеральный секретарь НАТО Луис обратился к участникам с призывом уделять больше внимания «укреплению обороноспособности» блока и повысить ответственность правительств за выполнение планов модернизации национальных вооружённых сил. Новый министр обороны Рамсфельд подчеркнул, что якобы только половина стран Североатлантического союза вносит достаточный вклад в «оборону» блока.

На заседании обсуждалась также возможность принятия на вооружение самолётной системы раннего предупреждения , США предложили другим странам НАТО закупить до 35 самолётов, оборудованных аппаратурой данной системы, стоимостью 60 млн. долларов каждый. Окончательно этот вопрос планируется решить в ходе очередных заседаний высших руководящих органов блока.

В итоговом коммюнике комитета подчеркивается важность наращивания военного потенциала и дальнейшего укрепления национальных вооружённых сил, отмечаются усилия США по увеличению численности боевого состава американские сухопутных войск в Европе, а также приводится заявление министра обороны об увеличении в 1976 году боевого состава сухопутных сил бундесвера на три новые бригады. Обращается внимание на необходимость осуществления широкой стандартизации вооружений и боевой техники в рамках всего Североатлантического блока.

Сессия совета НАТО на уровне министров иностранных дол, состоявшаяся 11 — 12 декабря, значительное внимание уделила современному состоянию отношений между Западом и Востоком в свете Заключительного акта общеевропейского совещания.

Если в ходе заседаний военного комитета НАТО доминировала прямолинейная приверженность старым натовским догмам о проведении политики «с позиции силы», то сессия совета НАТО была вынуждена в определённой степени считаться с теми позитивными переменами, которые происходят на международной арене после совещания в Хельсинки.

В коммюнике, в частности, констатируется, что после общеевропейского совещания наблюдаются «обнадеживающие элементы в развитии отношений между Западом и Востоком». Вместе с тем, в этом документе был сделан особый упор на необходимость сохранения и укрепления военного потенциала Североатлантического союза. В связи с этим выдвигается требование, чтобы страны НАТО не сокращали свои военные бюджеты и численность вооружённых сил.

Министры иностранных дел обсудили ход Венских переговоров о сокращении вооружённых сил и вооружении в Центральной Европе, проблемы стандартизации вооружений и ряд других вопросов.

Следующую сессию Совета НАТО намечено провести в Осло в мае 1976 года.

В целом, итоги заседаний высших органов НАТО показывают, что военно-политическое руководство блока предпринимает меры по дальнейшему усилению военных приготовлений, обращая особое внимание на укрепление политического единства стран — участниц Североатлантического союза. Иностранные обозреватели отмечают, что заседания прошли в обстановке неразрешённых проблем, свидетельствующих о глубоком кризисе этой агрессивной военно-политической группировки, что не позволило руководству блока в полной мере достичь поставленных целей.

Остались нерешенными американо-турецкие противоречия по поводу будущего американских военных баз на территории Турции, греко-турецкие противоречия по кипрскому вопросу и проблеме использования континентального шельфа в Эгейском море. Накануне «атлантической недели» обострился конфликт между Великобританией и Исландией по проблеме рыболовства. Усилилось стремление народов отдельных стран блока к сокращению военных расходов. В этих усилиях руководство НАТО использовало заседания руководящих органов блока для оказания давления на правительства отдельных его стран-участниц с том, чтобы заставить их лавировать в фарватере политики времён «холодной войны».

Добавить комментарий