В армиях и уделяется большое внимание организации и ведению инженерной разведки местности в целях выявления тех её особенностей (рельеф, растительность, геологическое строение, гидрографии), которые влияют на боевые действия войск, их инженерное обеспечение, на условия и эффективность применения оружия массового поражения. Эти вопросы отрабатываются в ходе многочисленных учений, интенсивность проведения которых постоянно возрастает.

Большой удельный вес в общем объёме необходимой информации о местности занимают данные о водных преградах, особенно на театрах с развитой гидрографической сетью.

Специалисты США считают, что инженерная разведка водных преград может проводиться как в интересах стратегического и тактического планирования, так и для обеспечения ведения операции и боя в различных инстанциях управления войсками.

Данные стратегической разведки в отношении водных преград нередко ограничиваются:

  • общими сведениями о характере гидрографической сети;
  • условиях форсирования, обороны или использования рек (каналов) в качестве водных путей;
  • затопления в результате естественных паводков или при разрушении гидроузлов;
  • мостах стратегического значения;
  • крупных гидроузлах, играющих важную роль в военно-экономии чеком потенциале стран данного ТВД.

Тактическая инженерная разведка добывает более детальные сведения о водных преградах и сооружениях на них. Объём и степень подробности информации зависят от того, в какой инстанции управления войсками и для каких целей предполагается применять эти сведения.

В иностранной печати отмечается, что при ведении инженерной разведки прежде всего необходимо учитывать возможность усиления водных преград путем использования или разрушения существующие гидротехнических сооружений, перекрытия русла навалом грунта, сброса на поверхность воды горячи нефтепродуктов, устройства заграждений на подходах к берегам или к воде.

При ведении инженерной разведки, как указывается в официальных документах армий США и ФРГ, в отношении водной преграды уточняются: название, площадь водосбора, максимальные и минимальные среднегодовые и многолетние расходы, высота подъёма уровня, ширина затопления и скорость течения в паводки и половодье, ледовые явления, ширина водной преграды, глубина по сечению, высота, крутизна и крепление берегов, уклоны дна, естественные препятствия в русле, грунты дна, скорость течения, наличие бродов и регулирующих сооружений (бунов), рельеф местности по обоим берегам реки, ширина долины и поймы, грунты (их состояние и проходимость), растительный покров, наличие дорог и подъездов к существующим переправам, естественные препятствия (старицы, валуны, пни, осушительные каналы, ограждающие дамбы — профиль и крепление откосов), дефиле, естественные укрытия, возможность маскировки. Относительно гидротехнических сооружений, климатологии и гидрометеорологии изучаются: местоположение, вид, конструкция, материал и размеры плотины, тип, размеры и расположение водосбросных сооружений, их пропускная способность и конструкция затворов, мощность и пропускная способность ГЭС, характеристики шлюзов и других гидротехнических сооружений, полный и полезный объем водохранилища, его длина, площадь зеркала, наибольшая глубина воды перед гидроузлом, нормальный подпорный уровень, уровень работки, среднегодовые и среднемесячные температуры, влажность, количество осадков, испаряемость, погода в конкретный период и другие данные.

Командование армии США считает, что к сбору сведений о водных преградах на ТВД должны привлекаться научные учреждения, различные гражданские ведомства, специальные команды инженерной разведки, топографические и инженерные части, армейская авиация и ВВС. Большой объем информации о водных преградах собирают специальные команды военной андрологии, придаваемые по одной на полеву армию и армейский корпус. Эти небольшие по численности команды, включающие специалистов-гидрологов, выполняют работы по:

  • оценке гидрографической сети;
  • выработке технических рекомендаций командованию по выбору участков, благоприятных для форсирования;
  • прогнозированию и оценке размеров затоплении, образование которых возможно в результате разрушения гидротехнических сооружении.

Мобильная, хорошо оснащённая современным гидрологическим оборудованием и вычислительной техникой команда в период ведения боевых действий способна оперативно оценивать состояние водных преград, возможность и конкретный ход внезапного изменения их гидрологического режима, а также проходимость грунтов на площади около 2500 км.

В зарубежной печати отмечается, что при заблаговременной инженерной разведке водных преград на территории вероятного противника следует уделять большое внимание изучению карт (топографических, гидрологических, инженерно-геологических, климатологических), лоций, описаний к ним, справочной и специальной технической литературы (гидрологических ежегодников, каталогов, атласов, книг, брошюр, периодических изданий и т.п.).

Материалы предварительного изучения водных преград на ТВД включаются в документы инженерной разведки, издаваемые начальником инженерных войск: справочники, топографические и специальные карты. Кроме того, они могут храниться в закодированном виде в ЭВМ для выдачи по запросу. В ФРГ, например, сбором сведений о водных преградах постоянно занимаются министерство обороны, штабы территориальных войск и гражданской обороны, а также частично гражданские ведомства и учреждения. Собранная и обработанная информация о водных преградах публикуется в справочниках.

Американские и западногерманские военные специалисты полагают необходимым предварительное изучение имеющихся топографические и специальных карт, а также справочной литературы по водным преградам. Однако заблаговременно собранные данные не могут в полной характеризовать конкретный участок вечной преграды в момент принятия решения на операцию (бой), так как под влиянием естественных факторов и вечная боевых действий возможно изменение его режима.

В системе инженерной разведки водных преград большое внимание уделяется воздушной разведке, которая проводится визуально, посредством аэрофотосъёмки и приборов, контактным методом опрос теряющих характеристики водных преград, преимуществом визуальной разведки является высокая оперативность и возможность одновременного охвата обширной территории. К недостаткам её относят большую зависимость от условии видимости и индивидуальных способностей человека. Чтобы повысить эффективность визуальной воздушной разведки водных преград, в состав экипажа самолёта (вертолёта) включаются офицеры инженерных войск, прошедшие специальную подготовку в области гидрологии.

В ходе воздушного наблюдения добываются сведения о характере обороны водного рубежа, условиях подхода к водной преграде, разрушении мостов, гидроузлов, перекрытии русла реки, образовавшихся затопленных, переправах противника. На основании этих данных помечаются участки водных преград для действий наземной инженерной разведки.

Для получения общих свечений о характере водной преграды и её обороны противником в армиях США и ФРГ используются аэрофотоснимки масштабов 1: 8000 — 1: 10 000, а для более детального изучения участков предполагаемых переправ и отдельных инженерных объектов на водной преграде — от 1: 1000 до 1: 5000. В иностранной военной печати отмечается, что при дешифрировании аэроснимков можно получить достоверные сведения о рельефе местности на подходах к водной преграде (с точностью до 0,5 м. по высоте при масштабе 1: 10 000), характере грунтов и растительного покрова, препятствиях и заграждениях, о ширине водной преграды, её глубине (до 3 м. при средней мутности воды), высоте и крутизне берегов, наличии отмелей, бродов и частично о грунтах дна.

Специалисты армии США предполагают, что использование новых приборов и материалов для цветного и спектрозонального фотографирования значительно расширит возможности воздушной разведки по выявлению заграждений (особенно минновзрывных), определению механического состава грунтов, их влажности и проходимости, более точному определению характеристик русла волной преграды.

В последнее время получают развитие контактные методы ведения воздушной инженерной разведки. Они основаны на том, что для непосредственного определения той или иной характеристики водной преграды приборы сбрасываются или опускаются на троссе с самолёта (вертолёта). Для оценки проходимости грунтов вблизи водной преграды применяют аэропенетрометры, сбрасываемые с самолёта (вертолёта) или отстреливаемые с пусковой установки (рис. 1).

Схема устройства аэропенетрометра с тройным световым сигналомРис. 1. Схема устройства аэропенетрометра с тройным световым сигналом: 1 — оболочка; 2 — 4 — бойки; 5 — 7 — взрывные шаблоны; 8 — конус; 9 — световые взрывные гильзы (к — красная, ж — желтая, з — зеленая); 10 — флажок

Известно, что в США оценка проходимости грунтов проводится путем вдавливания в почву стандартного конического наконечника с углом при вершине конуса в 30° и площадью основания 3,2 кв.см. По величине усилия (называемого «конусным индексом», или СI), необходимого для ввода в грунт наконечника на глубину, соответствующею вероятной зоне взаимодействия движителя машины с грунтом, судят о возможности движения и предельном количестве проходов машин по одному следу.

Глубина погружения аэропенетрометра отождествляется с показателями «конусного индекса». О глубине погружения аэропенетрометра судят по цвету краски (ракеты), освобождающейся в зависимости от величины сопротивления почвогрунтов: при слабых грунтах освобождается красная краска (отстреливается красная ракета), при средних желтая и при встрече с плотными грунтами зеленая. Наблюдение с воздуха за преобладающим цветом ракеты позволяет судить об условиях проходимости грунтов на подходах к водной преграде.

Для съемки рельефа дна и выявления характера его грунтов в армии США применяется эхолот, опускаемый на тросе с вертолёта и буксируемый им поперек реки в разведываемом створе. Определение рельефа дна и установление подводных заграждений может осуществляться также с помощью спускаемого с вертолёта гидролокатора.

Воздушная инженерная разведка, по мнению зарубежных военных специалистов, несмотря на большие возможности, пока не в состоянии дать необходимые исчерпывающие сведения о водной преграде. Поэтому при планировании и обеспечении ведения боевых действий, связанных с форсированием или обороной водной преграды, по-прежнему существенная роль принадлежит наземной разведке.

В армии США уделяют большое внимание развитию средств и отработке способов ведения так называемой дистанционной наземной разведки. С этой целью начали применяться электромагнитные датчики и радиолокационные системы, в которых используются методы переменных частот и гамма-сканирования. Результаты этой разведки позволяют сулить о влажности и проходимости грунтов. В настоящее время ведется разработка систем регистрации данных, поступающих от датчиков, которые устанавливаются на труднодоступных участках и на территории, контролируемой противником.

Более полную информацию о водной преграде и подходах к ней даёт наземная инженерная разведка, осуществляемая сапёрными и разведывательными подразделениями инженерных войск, которые могут действовать самостоятельно или в составе органов общевойсковой разведки.

Характер и полнота данных, добываемых органами наземной инженерной разведки при подготовке к форсированию, зависят от конкретной оперативно-тактической обстановки, характеристик водной преграды, наличия инженерных сил и средств, и прежде всего от технической оснащенности десантными и паромно-мостовыми средствами, а также принятого способа форсирования.

В зарубежной военной печати отмечается, что для достижения внезапности при форсировании с ходу с широким использованием десантных средств, плавающих бронетранспортёров и автомобилей возможен отказ от проведения детальной инженерной разведки водных преград. В этом случае рекомендуется ведение инженерной разведки с одного берега и в основном с применением средств оптической разведки и электронно-оптических приборов наблюдения.

Считается, что при наблюдении с одного берега разведывательный дозор может добыть данные о высоте и крутизне берегов на участке входа в воду и выхода из нее десантных средств, о грунтах берегов и поймы, а при слабом течении и прозрачной воде — о характере рельефа и грунтах дна. С помощью дальномера можно измерить ширину водной преграды, а с помощью поплавков, забрасываемых с берега, — скорость течения.

Военные специалисты считают, что по данным визуального наблюдения с берега и на основе изучения статистических закономерностей русловых процессов можно провести оценку условий преодоления водных преград. Так, например, при наличии участков реки с крутыми изгибами в плане, следующими один за другим без прямолинейных вставок, рекомендуется искать мелководные участки и броды под углом к оси реки. При наличии же прямолинейных участков с постепенным отклонением стрежня (линии наибольших глубин) к противоположному берегу искать брод между плавными изгибами реки не рекомендуется. Одинаковая скорость течения по всей ширине реки служит основанием для заключения о наличии крутых берегов и ровном рельефе дна. Проба грунта дна в этих условиях, взятая вблизи берега, соответствует состоянию грунта по всей ширине реки и т. п.

Возможности для проведения детальной разведки водной преграды с плавающих средств и водолазами значительно возрастают после переправы войск первого эшелона и занятия ими рубежа, исключающего прицельный огонь стрелкового оружия противника. На этом этапе в первую очередь разведываются броды и участки переправ бронированных машин под водой, а затем участки паромных и мостовых переправ.

Американские специалисты отмечают, что имеющиеся на вооружении армии США средства разведки водных преград (эхолоты, гидролокаторы, глубино- и скоростемеры и другие) удовлетворяют современным требованиям. Напротив, в отзывах об имеющихся в бундесвере средствах разведки водных преград указывалось на несоответствие предъявляемым к ним требованиям. На учениях для построения поперечного профиля реки на участке переправы промеры глубин производились мерными шестами с плавающего средства или мерными рейками, укреплёнными на донных салазках, которые протаскивались по дну; промеры расстояния — по тросу, протянутому с одного берега на другой или с помощью дальномера. О грунтах дна судили по глубине погружения в него шеста, то есть по субъективной оценке, точность которой зависела от степени натренированности личного состава.

По оценке военных специалистов США и ФРГ, важную роль в разведке и преодолении водных преград играют водолазы, которые ведут разведку грунтов дна, подводных препятствий и заграждении и подводной части гидротехнических сооружений, измерение глубины и скорости течения, расчистку дна от подводных препятствии и заграждении с помощью танковых тягачей, подрыв обнаруженных мин, заграждений и подводных препятствий, усиливают несущую основу грунтов дна укладкой настилов, оказывают помощь в эвакуации застрявших машин.

На учениях одновременно с подводной разведкой дна водолазы производили замеры глубины реки глубиномером, и с помощью радиопередатчика информация о ней передавалась на берег. Местонахождение разведчика фиксировалось дальномером по положению водолазного буя. Глубина погружения водолазов инженерных войск ФРГ, оснащённых автономными дыхательными аппаратами с запасом воздуха 2800 л, достигает 40 м. В обычном снаряжении водолаз может работать в потоке со скоростью течения не более 1,2 м/с, а с дополнительным грузом в 30 кг при скорости до 1,8 м/с. Для ускорения передвижения водолазов (особенно против течения) в армиях США и ФРГ используются буксировщики различной конструкции.

Для обеспечения форсирования водной преграды с планомерной подготовкой особое внимание уделяется добыванию инженерной разведкой достоверных данных о водной преграде, главным образом о наличии нормальных и глубоких бродов для танков и бронемашин, а также данных для обеспечения переправы первых атакующих групп. Обращается внимание на скрытность и тщательность ведения разведки, поэтому рекомендуется использовать темное время суток, плохую погоду. инфракрасные приборы наблюдения, водолазов и т. п. Наращивание сил и средств инженерной разведки в этом случае ведётся по мере занятия наступающими войсками определенных рубежей.

Например, считается, что до выхода войск на рубеж, исключающий ружейно-пулемётный огонь противника, должна быть закончена инженерная разводка участков паромных переправ. Перед выходом войск на второй рубеж, когда наземное наблюдение за переправами становится для противника невозможно, завершается исследование створов для устройства мостовых переправ. Наконец, к моменту выходя войск на третий рубеж, обеспечивающий беспрепятственное использование переправочных средств, должны быть разведаны участки полных преград для оборудования всех видов переправ, включая запасные и ложные.

При обороне водных рубежей задачи инженерной разведки водных преград, порядок и способы се осуществления несколько видоизменяются. Основное внимание инженерных подразделений в этом случае сосредоточивается на разведке существующих гидротехнических сооружений, благодаря использованию или разрушению которых можно создать затопления бродов и других участков рек, благоприятных для форсирования. Тщательно разведываются места, пригодные для постановки минно-взрывных и других заграждений. При отсутствии непосредственного соприкосновения с противником могут широко применяться все имеющиеся средства разведки водных преград, и прежде всего с использованием быстроходных плавающих машин.

Опыт проведенных в последние годы учений подтверждает, что в армиях США и ФРГ уделяется большое внимание разработке новых средств и способов ведения инженерной разведки водных преград.

Добавить комментарий