По данным иностранной печати, на Центрально-Европейском ТВД густота речной сети в равнинной части составляет 0,4 — 0,6 км, а в горах среднем высоты — 0,9 — 1,4 км на 1 кв.км. В армиях США и ФРГ водные преграды шириной до 30 м считаются узкими, 30 — 100 м (в отдельных источниках до 150 м) — средними и более 100 м (150 м) — широкими.
Командование НАТО исходит из того, что при темпе наступления до 50 км в сутки на Центрально-Европейском ТВД дивизия может встретить на своем пути 5—10 узких водных преград, одну-две средние и каждые третьи сутки — одну широкую, преодоление которых потребует тщательного планирования, хорошей организации и управления. Одним из важных условии достижения успеха считается также наличие достаточного количества инженерных сил и средств.
Командование армии США и ФРГ учитывает, что, обороняясь на водной преграде, противник будет стремиться создавать дополнительные инженерные заграждения. Поэтому правильная оценка эффективности препятствии имеет большое влияние на ведение боя. При планировании форсирования учитываются также и метеорологические условия, которые могут увеличить или уменьшить трудности преодоления водных преград.
Основные требования, предъявляемые к переправе, состоят в том, что она должна осуществляться на широком фронте, одновременно на нескольких участках и непрерывно.
Американские и западногерманские военные специалисты считают, что в условиях горной местности преодоление водных преград связано с дополнительными трудностями и имеет специфические особенности. Режим реки может быть быстро изменён путём соответствующего использования или разрушения гидротехнических сооружений (гидроузлов, плотин, дамб), а также вследствие перегораживания реки завалом. Русло горной реки часто совпадает с приречной низменностью, а её берега скалистые и труднодоступные для действия войск. Части и соединения могут выйти к такой реке лишь по отдельным изолированным направлениям.
К основным задачам инженерного обеспечения форсирования водных преград в американской армии относят:
- инженерную разведку;
- оборудование районов расположения войск и путей подхода;
- подготовка и содержание пунктов переправ;
- обеспечение переправы войск и их боевых действий на противоположном берегу.
В американской армии приняты два способа форсирования водных преград, с ходу и с планомерной подготовкой. В армии ФРГ, кроме этих способов, предусматривается третий — наступление с форсированием из районов, близко расположенных к водной преграде. Выбор того или иного способа форсирования будет определяться боевой обстановкой, характером сопротивления противника, а также наличием в войсках переправочных средств.
Форсирование с ходу осуществляется в том случае, если наступающие части и соединения имеют большое количество плавающей техники, а инженерные войска — десантные и паромно-мостовые средства.
К форсированию водной преграды с планомерной подготовкой рекомендуется прибегать тогда, когда форсирование с ходу невозможно, противник создал сильную оборону, водная преграда представляет собой серьезное препятствие, а свободных или легко высвобождаемых сил с десантными и паромно-мостовыми средствами не имеется.
Форсирование из близко расположенных к водной преграде районов проводится в том случае, если местность не допускает подхода к берегу на широком фронте. Легкие десантные средства находятся в укрытиях, расположенных недалеко от берега.
Наиболее эффективным способом считается форсирование с ходу. При умелом использовании ядерного оружия и поддержке тактических воздушных десантов он дает возможность преодолевать водную преграду на широком фронте и в сжатые сроки.
Для быстрой переправы передовых подразделений (батальонов первого эшелона) при форсировании полных преград с ходу рекомендуется применять штатные плавающие бронетранспортёры и автомобили. На них за один рейс в механизированной и бронетанковой дивизиям могут переправляться основные силы мотопехотных подразделении с личным оружием и некоторыми поддерживающими средствами. В пехотной дивизии штатные плавающие бронетранспортёры обеспечивают переправу за первый рейс лишь одного усиленного пехотного батальона. Через широкие преграды часть пехотных подразделений может быть переброшена на вертолётах.
В пунктах десантной переправы подразделения первого эшелона переправляются за несколько рейсов (волнами) на плавающих БТР автомобилях и десантных лодках, а тяжелая техника — по глубоким бродам под водой. Для доставки десантных лодок и другого переправочного имущества к водной преграде широко используются вертолёты (рис. 1) и бронетранспортёры. По взглядам американских специалистов, все неплавающие боевые гусеничные и некоторое колесные машины должны преодолевать броды глубиной до 1,2 м, а танки, оснащенные специальными комплектами, до — 4,1 м.
Рис. 1. Доставка десантных лодок с использованием вертолётов
В некоторых случаях для непосредственной огневой поддержки первого эшелона допускается использование десантных плавающих бронемашин и самоходных артиллерийских орудий, имеющих специальные комплекты средств для переправы на плаву.
Пункты паромной переправы вводятся в действие обычно сразу после первых рейсов на десантных средствах. Считается, что большая часть паромов сможет функционировать и после наводки мостов. В отдельных случаях на широких реках паромы будут служить основным средством для переправы тяжелых грузов в течение всего периода форсирования. На каждой переправе предусматривается использовать по одному парому, а на широких реках по два-три.
По мнению американских специалистов, главные силы соединении должны переправляться по мостам и с помощью других переправочных средств под прикрытием передовых подразделений и тактических воздушных десантов.
Пункты мостовой переправы планируется вводить в действие через 4 — 5 ч. после начала форсирования. На главном участке переправы дивизии через реку шириной до 200 м. рекомендуется наводить два, а иногда и три наплавных моста. Общее количество пунктов переправ на участке форсирования дивизии может составлять 15 — 30.
Инженерное оборудование пункта переправы предусматривает в основном следующие мероприятия разведку, проделывание проходов в заграждениях на основных и запасных пунктах переправы (на обоих берегах), подготовку путей подхода к переправам, устройство спусков к воде, своевременное сосредоточение, маскировку, развертывание и содержание средств переправы, а также сборку пристанем, паромов и мостов.
При форсировании водных преград с планомерной подготовкой захват и расширение плацдарма предусматривается чаще всего осуществлять в три этапа, на каждом из которых назначается рубеж, включающий часть территории противника. При выходе войск на первый рубеж должна быть обеспечена защита переправ от прицельного стрелкового огня. Это позволяет собирать лёгкие и тяжёлые паромы. Занятием второго рубежа предполагается лишить противника возможности вести наземное наблюдение за пунктами переправы и создать благоприятные условия для наводки мостов. С захватом третьего рубежа обеспечивается использование всех видов переправ и необходимый манёвр войск на плацдарме в целях выполнения поставленной задачи.
В армии ФРГ после десантной переправы первой волны атакующих батальонов основной задачей инженерных войск является обеспечение быстрой переправы боевых машин, танков, артиллерии и подразделений обеспечения.
Переправа по мосту считается предпочтительнее, чем паромная, однако для рассредоточения войск предусматривается чаще осуществлять только паромную переправу. Наводка моста или сборка паромов производится сразу, как только позволит обстановка.
Большое внимание в армиях США и ФРГ обращается на необходимость своевременного получения подробных данных о водной преграде и тщательного выбора мест переправ. Считается целесообразным разведывательные данные о водной преграде предварительно получать в виде плановых и перспективных аэрофотоснимков. Более тщательная разведка проводится инженерными подразделениями в тесном взаимодействии с другими родами войск.
Рассматривая наступление с преодолением водных преград как особый вид боевых действий, командования американской и западногерманской армии придают большое значение организации комендантской службы на участках переправы и на подходах к реке. При этом важная роль отводится четкой и гибкой системе регулирования. С этой целью в соединениях бундесвера, например, общевойсковой командир назначает «старшего офицера с особыми полномочиями». Чтобы поддержать высокий темп преодоления водной преграды, комендант переправы обязан создавать надежную и достаточно эффективную систему связи, и прежде всего радиосвязи.
Для выполнения наиболее трудоемких задач инженерного обеспечения форсирования широкой водной преграды дивизия первого эшелона армии США, действующая на главном направлении, может усиливаться одним двумя отдельными сапёрными батальонами и одной-двумя ротами наплавных (самоходных наплавных) мостов. При этом дивизионный сапёрный батальон предусматривается использовать главным образом для непосредственной поддержки бригад первого эшелона, особенно когда они действуют на противоположном берегу.
По взглядам командования сухопутных сил ФРГ, дивизии, действующей в первом эшелоне, могут быть приданы легкий инженерно-сапёрный батальон и одна-две амфибийные роты из состава инженерных войск корпуса. Бригада, наступающая в первом эшелоне, может получить на усиление одну сапёрную и одну амфибийную роты.
При форсировании узких и средних водных преград с ходу дивизия, как правило, усиления не получает, а выполнение отдельных задач инженерного обеспечения возлагается на ее части и подразделения. Водные преграды шириной до 18 м. преодолеваются с помощью танковых мостоукладчиков.
Для обеспечения непрерывности переправы создается резерв инженерных средств и материалов. В бундесвере резерв инженерной техники подразделяется на тактический и местный. Тактический резерв остается в распоряжении войскового инженера, местный — коменданта переправы.
Считается, что разведывательные средства противника, особенно электронные, позволяют быстро обнаруживать места переправ. Поэтому порядок эксплуатации инженерных средств предусматривает обеспечение быстрого перехода на запасную переправу. Рекомендуется устраивать ложные места форсирования, применять дымовые завесы как на реальных, так и на ложных переправах, а также максимально использовать тёмное время суток и условия ограниченной видимости. В целях достижения внезапности форсирование водных преград иногда рекомендуется проводить на менее выгодных участках, то есть там, где противник его не ожидает.
Для защиты мостов от сплавных мин, а также диверсантов предусматривается устраивать боновые и сетевые ограждения с обеих сторон моста (на расстоянии от него 200 — 300 м). Ограждения прикрываются, как правило, огнем, а ночью периодически освещаются прожекторами.
Охрана переправ от нападения противника с земли, воздуха и воды организуется и осуществляется комендантом переправы. Если сил и средств инженерных войск и военной полиции не хватает, общевойсковой командир выделяет боевые подразделения (мотопехотные, танковые подразделения, а также артиллерию и средства ПВО).
Обеспечение высоких темпов форсирования водных преград потребовало перевооружения инженерных частей современными средствами переправы. За последние годы во многих армиях создаются более совершенные переправочные средства, разработка которых ведется в тесном взаимодействии инженерных войск большинства стран НАТО. Проводятся также совместные учения, в ходе которых решаются инженерные задачи с использованием как собственных переправочных средств, так и инженерных средств армий блока. В области военного сотрудничества армии основных капиталистических стран наблюдается тенденция взаимных закупок лучших образцов переправочной техники и унификации средств инженерного вооружения. Так, американский самоходный понтонный парк MFAB-F состоит на вооружении инженерных частей армий США и Бельгии, а самоходный понтонный парк М2 — Великобритании и ФРГ.
Обычные понтонные парки за последние годы не претерпели значительных изменений. Наиболее совершенным считается западногерманский парк М2. По мнению зарубежных специалистов, находящиеся на вооружении понтонные парки имеют существенные недостатки: для наводки понтонных мостов требуется большое количество личного состава, много времени и транспортных средств.
В США принят на вооружение и производится серийно новый понтонный парк, названный тактическим или мостом-лентой. Для его сборки требуется в пять раз меньше времени и в два раза меньше личного состава, чем для старых образцов.
Кроме понтонных парков, для переправы подразделений первого эшелона наступающих войск в армиях США и ФРГ используются десантные лодки, легкие паромы, пешеходные мосты и легкие самоходные десантные средства (для пехоты), тяжелые самоходные паромы, паромы из табельных понтонных парков и тяжёлые самоходно-десантные средства (для танков и других боевых машин).
Десантные лодки предназначены для переправы небольших подразделении пехоты через водные преграды. В настоящее время инженерные войска армий США и ФРГ располагают деревянными, пластмассовыми, алюминиевыми и надувными резиновыми лодками. Совершенствование их идёт в основном в направлении уменьшения веса за счет применения новых легких и высокопрочных материалов, сокращения времени подготовки к использованию и повышения скорости движения на воде, для чего разработаны мощные малогабаритные двигатели.
Пешеходные мосты широкого применения не нашли, а те, которые имеются на вооружении армий США и ФРГ (американский образец), могут использоваться для переправы пехоты в колонне по одному через водные преграды шириной 50 — 144 м. В состав такого комплекта входят алюминиевые непотопляемые понтоны и звенья верхнего строения. Из них можно собирать легкие перевозные паромы с колейным верхним строением для переправы 0,25-т. автомобилей и других легких средств, имеющихся в распоряжении пехоты.
Тяжелые самоходные паромы «Бодан» (рис. 2), состоящие на вооружении западногерманских сухопутных сил, предназначены прежде всего для форсирования широких водных преград, а в некоторых случаях могут использоваться взамен выведенных из строя существующих мостов. Паром имеет четыре судовых движителя, снабженных дизелями мощностью по 145 л. с.; скорость на воде составляет около 15 км/ч; для сборки парома требуется 8 человек. Несколько паромов могут быть соединены в наплавной мост, по которому допускается движение тяжелых гусеничных машин в один ряд, а колесных — в два ряда.
Рис. 2. Форсирование водной преграды с использованием тяжелого самоходного парома «Бодан»
Кроме рек и каналов, значительную часть преград шириной до 50 м. (их на территории ФРГ, например, свыше 70%) составляют рвы, овраги, небольшие ручьи и крутые откосы. Для их преодоления предполагается широко использовать элементы табельных понтонных парков, разборные мосты и механизированные мостоукладчики на самоходной базе. В качестве самоходных паромов могут использоваться машины американского парка MFAB-F и западногерманского М2.
Элементы табельных понтонных парков (звенья верхнего строения или прогоны) применяются для устройства колейных или сплошных переходов через узкие преграды. Обычно они собираются на берегу и подаются на преграду вручную, а также с помощью автомобильного крана или бульдозера. В ряде случаев для сокращения сроков сборки используются вертолёты, которые транспортируют готовый мост или колею из района предварительной сборки и укладывают его на преграду. Наиболее часто такие средства применяются в армии США. С их помощью можно преодолевать преграды шириной до 18 м, грузоподъемность моста составляет около 55 т.
Механизированные мосты состоят на вооружении армии большинства стран НАТО. Широкое распространение получили танковые мостоукладчики, которые в механизированных частях используются в качестве средств сопровождения, а также для устройства переправ через узкие преграды непосредственно на поле боя.
В армиях США и ФРГ появилось второе поколение танковых мостоукладчиков. Они создаются на базе новых боевых танков и обладают более высокими маневренностью и проходимостью. В результате усовершенствования мостовых конструкций были созданы лёгкие мосты, имеющие при той же грузоподъёмности большую длину, что позволяет преодолевать более широкие преграды.
По оценке зарубежных военных специалистов, в настоящее время лучшим является западногерманский танковый мостоукладчик «Бибер», созданный на базе танка «Леопард». На нём используется новая система укладки моста — путём выдвижения мостовой конструкции (рис. 3).
Рис. 3. Схема наведения моста танковым мостоунладчиком «Бибер»
В армии ФРГ начаты разработки механизированных мостов, которые могут применяться для оборудования переходов через преграды значительной ширины. Западногерманский самоходный амфибийный мост ASB может использоваться в качестве мостоукладчика и самоходного парома, причем в последнем случае возможно применение как одной машины, так и пары для увеличения грузоподъемности (рис. 4). При соединении корпуса машины с мостом в единую жёсткую конструкцию можно перекрывать преграды шириной до 35 м., а при использовании только одного моста — до 22 м.
Рис. 4. Варианты использования самоходного амфибийного моста ASB: а — мостоукладчик; б — комбинированный мост; в — паром
Самоходным многопролётный мост SAS будет представлять собой машину высокой проходимости с двумя 10 м. секциями, имеющими промежуточные телескопические опоры дли преодоления преград глубиной до 4 м. и шириной около 60 м.
В армии США в настоящее время ведутся разработки двух новых образцов танковых мостоукладчиков: среднего на базе разведывательного тапка M551 «Шеридан» (длина моста 19 м.) и тяжелого на базе перспективного танки ХМ1 (27 м).
Приведённые выше данные показывают, что командования армий США и ФРГ уделяют большое внимание совершенствованию способов формирования водных преград и их инженерному обеспечению.