К числу этих задач, как сообщается в иностранной военной печати, относятся:
- участие в перебросках войск, боевой техники и предметов снабжения по воздуху;
- тактическая воздушная разведка;
- огневая поддержка частей и подразделений первого эшелона и десантов в тылу противника;
- обеспечение управления и связи;
- корректирование огня артиллерии и ракет;
- эвакуация войск, боевой техники и раненых;
- переброски на танкоопасные направления поисково-ударных групп, вооруженных противотанковыми управляемыми снарядами;
- контроль за открытыми флангами своих войск;
- постановка минных заграждений;
- контроль результатов нанесения ударов по объектам противника;
- прокладка проводных линий связи;
- освещение местности ночью и т. д.
Армейская авиация сейчас стала важной составной частью сухопутных поиск, что, по мнению зарубежных военных специалистов, повысило мобильность и боевые возможности войск, уменьшит их зависимость от условий местности. Её развитию уделяется неослабное внимание. Так, в США в 1975/76 бюджетном году только на закупки боевой техники для армейской авиации и проведение HИOKP по созданию её новых образцов планируется израсходовать около 320 млн. долларов.
В настоящее время в странах НАТО происходит пересмотр взглядов на применение армейской авиации в операции (бою), совершенствуется её организационная структура, улучшается боевая подготовка, модернизируется авиационная техника.
Иностранные военные специалисты считают, что опыт боевого применения армейской авиации в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке не может быть полностью использован при ведении войны на других ТВД, например в Европе, поскольку они имеют ряд специфических особенностей. В связи с этим командование армии США издало специальное руководство по применению армейской авиации в условиях так называемых войн «со средним и высоким уровнем интенсивности боевых действий». Примером войны «средней интенсивности» западные поенные специалисты считают арабо-израильский конфликт 1973 года и «высокой интенсивности» — возможные войны на европейских ТВД с участием нынешних противостоящих группировок войск. Считается что в условиях такой войны, особенно на европейских ТВД, основными задачами вертолётов будут борьба с танками, огневая поддержка наземных частей и участие в аэромобильных операциях.
В последнее время западные военные специалисты пытаются ставить перед армейской авиацией ряд новых задач, в том числе подавление средств ПВО, и прежде всего зенитных ракетных комплексов, уничтожение вертолётов противника в воздухе, участие в создании радиоэлектронных помех и другие.
Для решения указанных задач иностранные военные специалисты рекомендуют применять вертолёты массированно, в тесном взаимодействии с артиллерией и тактической авиацией. При этом особо подчеркивается необходимость более широкого использования вертолётов ночью и в сложных метеорологических условиях.
В последние годы командования стран НАТО акцентировали внимание на отработке вопросов взаимодействия армейской авиации с артиллерией и тактической авиацией. В целях обеспечения боевых действий вертолётов на полевую артиллерию и ракеты возлагаются задачи по уничтожению зенитных средств противника, созданию помех с помощью дипольных отражателей и постановке дымовых завес для нейтрализации средств ПВО в полосе пролета вертолётов. Тактическую авиацию предусматривается привлекать для сопровождения групп транспортных вертолётов, для поиска, обнаружения и подавления зенитных средств в полосе пролета десантов над территорией, занятой противником.
Исходя из опыта войны на Ближнем Востоке и результатов проведённых учений, иностранные военные специалисты считают необходимым усилить огневую мощь армейской авиации и повысить её способность вести борьбу с танками противника. Это предполагается обеспечить за счёт увеличения в войсках количества многоцелевых вертолётов и вертолётов огневой поддержки тина AH-1G «Кинг Кобра», оснащённых сравнительно мощными огневыми средствами (рис. 1), а также путём создания специальных вертолётных противотанковых подразделений.
Рис. 1. Вариант размещения вооружения на американском вертолёте огневой поддержки AH-1G «Кинг Кобра»
По сообщениям иностранной печати, командование американских сухопутных войск в Европе изучает следующие предложения военных специалистов:
сформировать вертолётные батальоны в составе дивизий;
качественно и количественно усилить противотанковыми вертолётами армейские корпуса (поставить около 100 вертолётов AH-1Q, вооруженных ПТУРС «Тоу»);
создать новые подразделения авиационно-технического обслуживания вертолётных батальонов и рот.
В частности, в составе каждой дивизии предполагается создать три противотанковые вертолётные и одну транспортную роту. При этом количество вертолётов в дивизии увеличится в среднем с 60 до 110. В 5-м и 7-м армейских корпусах намечается сформировать авиационные группы. Каждая из них должна включать вертолётный противотанковый батальон и другие вертолётные подразделения огневой поддержки.
Для повышения мобильности сухопутных сил ФРГ создано три командования войсковой авиации, в каждом из которых лёгкий (около 30 вертолётов UH-1D) и средний (свыше 30 CH-53) вертолётные полки, а также подразделения обеспечения.
Западногерманские военные специалисты предлагают ввести в состав армейских корпусов по одному вертолётному противотанковому полку.
Такие полки могли бы предназначаться, по мнению специалистов, для борьбы с танками и прикрытия открытых флангов и промежутков между боевыми порядками дивизий и корпусов.
Большое внимание в странах НАТО уделяется вопросам боевой подготовки армейской авиации, поскольку, как считают иностранные военные специалисты, в настоящее время она ещё недостаточно подготовлена к выполнению задач в условиях войны со «средней и высокой интенсивностью боевых действий». Главными её недостатками считаются слабая тактическая подготовка летчиков и подразделений, недостаточная обученность личного состава действиям в сложных метеорологических условиях, особенно ночью.
Основными направлениями в подготовке летного состава армейской авиации являются совершенствование техники пилотирования и самолетовождения, повышение тактической подготовки, улучшение лётно-методических навыков летчиков-инструкторов и более полное использование современных тренажёров в процессе обучения личного состава.
В ходе боевой подготовки частей и подразделений армейской авиации большое внимание обращается на отработку следующих вопросов:
- рассредоточение вертолётов и организация защиты их в противоядерном отношении в местах базирования и на посадочных площадках;
- применение вертолётов большими группами для борьбы с танками;
- огневая поддержка наступающих войск во взаимодействии с дивизионной артиллерией;
- сопровождение вертолётных десантов вертолётами огневой поддержки, управление подразделениями при выполнении боевых задач;
- ведение воздушного боя с вертолётами противника.
Совершенствование техники пилотирования и самолетовождения осуществляется в основном путём обучения бреющим полётам (с огибанием рельефа местности), полётам ночью и по приборам. Летчики вертолётов тренируются в полётах на высоте верхушек деревьев, между крупными зданиями, вдоль долин рек и оврагов. В ночных условиях они обучаются выходу на неосвещённые цели и площадки десантирования, посадке на них в темноте, а также выполнению групповых полётов вертолётов в составе подразделений с использованием строевых огней. В практике обучения широко применяются полёты по приборам в сложных метеорологических условиях без использования наземных радионавигационных средств и управления с земли.
В целях совершенствования подготовки летчиков вертолётов в центре армейской авиации США время на визуальные полёты и решение тактических задач увеличилось с 65 до 85 ч. Это время сейчас распределяется следующим образом:
- отработка техники пилотирования и поиск целей днём — 18 ч и ночью — 6 ч (увеличено вдвое);
- решение тактических задач в дневных условиях — 16 ч и в ночных условиях — 23 ч (увеличено вдвое);
- бреющие полёты (с огибанием рельефа местности) — 15 ч;
- полёты на отработку стрельб и пусков ракет — 7 ч (вводятся впервые).
Пересмотрена также программа подготовки летчиков вертолётов на получение классности. Так, за счёт уменьшения налёта днём в простых условиях выделено 30 ч на отработку тактики действий в сложных условиях.
На учениях совершаются перелеты вертолётов на полный радиус их действия с дозаправкой на промежуточных базах, сокращается время на подготовку подразделений вертолётов к повторному вылету путём организации дозаправки и обеспечения боеприпасами на передовых посадочных площадках, а также используется усовершенствованная система дозаправки топливом, позволяющая сократить время заправки топливом десяти вертолётов с 30 до 5 мин.
Для проверки качества боевой подготовки личного состава армейской авиации США была разработана специальная система контроля и оценки уровня подготовки летчиков, включающая зачетные стрельбы и пуски ракет, ежегодные письменные экзамены по общим теоретическим вопросам и экзамены по технике пилотирования.
В учебных частях и опытных вертолётных подразделениях изучаются вопросы организации аэромобильных операций, десантирования, огневой поддержки и ударов по танкам. На основе полученных данных разрабатываются рекомендации боевым частям и подразделениям армейской авиации.
Несмотря на предпринимаемые меры безопасности, в ходе боевой подготовки армейской авиации отмечается высокая аварийность. При обучении бреющим полётам и пилотированию по наземным ориентирам происходят столкновения вертолётов с проводами линий электропередач и другими наземными препятствиями. Так, только за 1971 —1973 годы в армейской авиации США произошло 90 столкновений вертолётов с такими препятствиями, из них 71 при полётах на высотах менее 15 м. В связи с этим командование армейской авиации пересмотрело правила полётов самолетов и вертолётов на предельно малых высотах, разработало для летчиков специальные указания по соблюдению мер безопасности в районах полётов, где имеются провода, а также запретило летать в таких районах на высотах менее 45 м.
Иностранные военные специалисты считают, что для выполнения основных задач армейской авиации на различных ТВД в условиях современных войн необходимо усовершенствовать существующие вертолёты, создать новые образцы летательных аппаратов, повышающих мобильность и огневую мощь сухопутных войск.
В армии США модернизация и разработка новых вертолётов ведётся по четырем основным программам:
- AAH — создание вертолёта огневой поддержки, предназначенного для борьбы с танками и другими бронеобъектами, а также для охраны и сопровождения транспортно-десантных вертолётов; UTT \S — созхание транспортного вертолёта общего назначения;
- UTTAS — разработка тяжелого транспортно-десантного вертолёта для перевозки тяжелых и крупногабаритных образцов военной техники, боеприпасов и других грузов;
- ASH — создание разведывательного вертолёта.
В отличие от США в других странах НАТО (Великобритании, Франции, ФРГ и Италии) строятся и поступают на вооружение в основном многоцелевые вертолёты SA341 «Газель», SA330 «Пума», WG13 «Линкc» и ВО 105. Только в ФРГ создается специальный вертолёт огневой поддержки BO 115.
В последние годы модернизация существующих и строительство новых вертолётов за рубежом проводятся по следующим основным направлениям:
- вооружение их современными противотанковыми ракетами, пушками, НУРС и пулемётами;
- оснащение новыми системами навигации, позволяющими проводить полёты на предельно малых высотах и обеспечивающими выход вертолётов на малоразмерные цели;
- совершенствование приборов управления огнём, обеспечивающих поражение целей в сложных метеоусловиях днём и ночью; повышение живучести вертолётов за счёт увеличения прочности конструкции, дублирования важных агрегатов и бронирования кабины экипажа;
- увеличение скорости полёта, веса полезной нагрузки и дальности полёта, а также улучшение манёвренности;
- оборудование вертолётов системами предупреждения о приближении противника и средствами радиоэлектронного противодействия и противодействия ИК приборам.
Большое внимание командование вооруженных сил некоторых капиталистических стран уделяет обеспечению стратегической мобильности армейской авиации. Например, армейская авиации США готовится к самостоятельному перебазированию на европейские и другие, более удаленные ТВД и к переброске самолетами военно-транспортной авиации.