При организации ремонта бронетанковой техники в странах — участницах НАТО руководствуются определёнными положениями. Считается, например, что нетрудоёмкие работы следует выполнять ремонтными средствами частей и подразделении в соответствии с условиями тактической обстановки или по графику разнарядок в зависимости от наличия времени и запасных частей Ремонтные органы соединений и объединений рекомендуется привлекать лишь при необходимости, когда этого требуют особые обстоятельства, а также по приказу соответствующих начальников. Во всех случаях должен выполняться принцип »Главным образом осмотр техники, ремонт только при необходимости». Первым, кто обязан производить ремонт вышедшей из строя техники, должен быть её экипаж (расчёт).
По взглядам командования армии США, ремонт, снабжение и их планирование составляют единое целое. Считается, что своевременный и налаженный ремонт автобронетанковой техники увеличивает время её боевого использования (эксплуатации).
Для решения вопросов материально-технического обеспечения (в том числе и ремонта) в дивизиях армии США имеется командование тыла. Оно разрабатывает план материально-технического обеспечения частей и контролирует его выполнение.
Командованию тыла дивизии подчинён ремонтный батальон, который обеспечивает ремонт и снабжение запасными частями, а также содержит оперативный запас автобронетанковой техники и другого имущества. В него, кроме штабных и обслуживающих подразделений, входят три роты ремонта вооружения и техники бригад, рота ремонта тяжёлого вооружения и техники, а также подразделения ремонта специальной техники (например, авиационной).
Роты ремонта вооружения и техники бригад проводят ремонт материальной части подразделении к районе боевых действий, а также осуществляют снабжение запасными частями, инструментом и принадлежностями. В состав каждой из них входят ремонтный взвод, взвод снабжения, подвижная ремонтная мастерская, секция обслуживания и эвакуации техники.
Рота ремонта тяжёлого вооружения и техники осуществляет техническое обеспечение тех подразделений и частей, которые размещены в тыловом районе дивизии, а также выделяет группы специалистов (сварщиков, ремонтников спецагрегатов и т. д.) в бригады первого эшелона армии США при наступлении и принимает вышедшую из строя технику, которую невозможно отремонтировать на месте. Кроме того, рота получает и выдаёт в подразделения дивизии необходимые для ремонта агрегаты и узлы, содержит определённый запас бронетанкового и автомобильного имущества (для обеспечения постоянной готовности материальной части к действию), а также оказывает помощь частям и подразделениям дивизии в эвакуации неисправной боевой техники.
Рота имеет взвод ремонта вооружения, взвод ремонта техники, мастерскую, взвод обслуживания и эвакуации сооружения и техники, а также подвижные ремонтные секции.
Кроме вышеперечисленных сил и средств, в штабных ротах танковых батальонов есть ремонтный взвод в составе: группы управления (пять человек), отделения по ремонту гусеничных машин (12), отделения по ремонту колёсных машин (восемь) и экипажи БРЭМ (десять человек). В его распоряжении находятся две средние БРЭМ и один 5-т ремонтно-эвакуационный тягач М62, семь автомобилей, прицепы и пять УКВ радиостанций. Ремонтный взвод мотопехотного батальона отличается лишь количеством личного состава.
Тактико-технические характеристики БРЭМ, состоящих на вооружении основных стран блока НАТО, даны в таблице.
ТТХ БРЭМ
Для войскового ремонта и обслуживания техники в каждой танковой (мотопехотной) роте (в составе управления) имеется ремонтная секция численностью до 15 человек. Она оснащена одной БРЭМ типа М88, двумя автомобилями с прицепами и тремя УКВ радиостанциями.
В бригадах, входящих в состав дивизии, своих штатных средств обслуживания и ремонта боевой техники нет.
По мнению американских специалистов, организация ремонта автобронетанковой техники зависит прежде всего от вида боевых действий и задач, выполняемых дивизиями, а также от условий местности.
Для размещения подразделений роты ремонта вооружения и техники бригад требуется местность площадью от 25 до 48 тыс. кв.м, а роты ремонта тяжёлого вооружения и техники — в 1,5-2 раза больше. Это позволит рассредоточить ремонтные средства таким образом, чтобы минимальное расстояние между ними было 12 м и максимальное до 20 м. Такие расстояния считаются оптимальными, потому что уменьшают уязвимость подразделений роты и в то же время не влияют на эффективность их работы.
Роты требуется размещать так, чтобы они не мешали передовым подразделениям вести боевые действия и в то же время могли воспользоваться при необходимости их поддержкой в целях обороны. В условиях применения ядерного оружия не исключается большее рассредоточение в ущерб эффективности ремонтных работ.
В наступлении роты ремонта вооружения и техники бригад развёртываются на сборных пунктах повреждённых машин в тыловых районах бригад первого эшелона (рис. 1). Здесь, как правило, выполняется ремонт, который не может проводиться на месте. Для ремонта повреждённых машин на месте из состава рот выделяются аварийно-ремонтные группы. В ходе наступательного боя такие роты следуют вместе с тылами бригад, а аварийно-ремонтные группы перемещаются впереди, обеспечивая обслуживание и ремонт техники на маршрутах движения. Подразделения рот могут оставаться на прежних местах до окончания ремонта.
Рис. 1. Организация ремонта автобронетанковой техники в бронетанковой дивизии
В наступлении рота ремонта тяжёлого вооружения и техники размешается в тыловом районе дивизии, где создаёт и обслуживает главный сборный пункт аварийных машин. Там же батальон транспортный и снабжения командования тыла дивизии развёртывает сборный пункт своей и трофейной боевой техники, не подлежащей восстановлению.
Снабжение запасными частями, инструментом и принадлежностями, необходимыми для ремонта автобронетанковой техники, осуществляют подразделения ремонтного батальона дивизии. Запасы в ремонтном батальоне создаются из расчёта обеспечения бесперебойной работы в течение 15 суток. Кроме того, разрешается снимать годные детали и агрегаты с неисправной материальной части и использовать их для ремонта вышедшей из строя боевой техники. Для подвоза имущества привлекаются все наземные транспортные средства дивизии, а в отдельных случаях — самолёты и вертолёты.
Командир ремонтного батальона в ходе боя управляет действиями подчинённых подразделений, контролирует выполнение поставленных задач, оказывает помощь в планировании войскового ремонта в частях, организует подготовку личного состава подразделении, докладывает о состоянии работ и свои предложения.
Штаб батальона готовит необходимую документацию, организует оборону в местах развёртывания подразделении батальона, а также разведку новых мест при перемещении, ведёт карту обстановки и информирует офицеров об изменениях в боевой обстановке.
Для разведки возможных мест выхода из строя автобронетанковой техники и определения необходимых сил и средств в части могут высылаться специальные группы. После их докладов принимается решение о выделении аварийно-ремонтных групп для работ в данном районе (рис. 2).
Рис. 2. Ремонт танка в полевых условиях
В ходе боя рота ремонта вооружения и техники бригад может перемещаться без доклада командиру батальона, но обязательно согласовывает свои действия со штабом бригады. В этом случае командир ремонтного батальона получает информацию о положении рот в автоматизированном центре дивизии.
Иностранные специалисты считают, что в обороне ремонтные подразделения не должны часто перемешаться. Предусматривается увеличивать запасы автобронетанкового и другого имущества. Особое внимание уделяется проведению профилактического осмотра и ремонта техники, а также поддержанию её в готовности к наступлению.
Американские специалисты считают, что иногда следует учитывать некоторые особенности организации ремонта автобронетанковой техники. Так, в пустынной местности уставы рекомендуют использовать воздушные транспортные средства для доставки аварийно-ремонтных групп с запасными частями, чтобы провести ремонтные работы на месте. Профилактический ремонт считается особенно важным. Требуется проводить чаще осмотры и внеплановые ремонты техники. Усложняется разведка мест выхода техники из строя, увеличивается запас дефицитных запасных частей (фильтров, подшипников и узлов ходовой части, узлов системы охлаждения и т. д.), затрудняется связь с поддерживаемыми частями (из-за больших расстоянии), маскировка и защита ремонтных подразделении вызывает большие непроизводительные затраты рабочего времени.
В горных условиях износ техники более интенсивен. Поэтому особое внимание будет обращено на профилактический и войсковой ремонт обслуживаемого вооружения. Специалисты считают, что в связи с трудностями эвакуации необходимо стараться ремонтировать технику на местах. Роты ремонта вооружения и техники бригад могут придаваться небольшими группами ремонтным подразделениям линейных батальонов. Иногда будут выделяться ремонтные группы для патрулирования и оказания немедленной помощи на маршрутах выдвижения.
Основные взгляды специалистов армии США, изложенные выше, соответствуют взглядам специалистов и других армии НАТО, однако возможности ремонтных подразделении тех и других различны.
Например, в сухопутных силах ФРГ, как отмечалось в иностранной печати, в ротах средств обслуживания и ремонта нет. В роте штабной и снабжения танкового батальона имеется ремонтный взвод (38 человек, три БРЭМ и десять автомобилей), который производит войсковой ремонт второй степени (продолжительностью до 24 ч). Командир взвода одновременно является помощником командира батальона по ремонту.
В танковых и мотопехотных бригадах создано но лёгкой ремонтной роте, которая производит полевой ремонт третьей степени (продолжительность работ до 48 ч). В сутки рота может отремонтировать четыре-шесть танков и пять-шесть автомобилей.
В дивизиях бундесвера имеется лёгкая ремонтная рота (такой же организации, как и в бригадах), предназначенная для ремонта бронетанковой и автомобильной техники частей дивизионного подчинения. Кроме того, дивизии, действующей на направлении главного удара армейского корпуса, может придаваться (из состава армейского корпуса) ремонтный батальон, который обычно развёртывается в тыловом районе дивизии и производит эвакуацию к полевой ремонт повреждённой техники.
В танковом полку английской армии для ремонта техники есть ремонтная мастерская в составе трёх БРЭМ, шести ремонтно-эвакуационных автомобилей, четырёх трейлеров, трёх тягачей, восьми автомобилей и пяти прицепов (101 человек личного состава). В бригаде имеется ремонтная мастерская для войскового ремонта (её организация такая же, как и в танковом полку), а также ремонтная мастерская для полевого ремонта. При дивизии существует ремонтная мастерская, предназначенная прежде всего для полевого ремонта техники (продолжительностью до 36 ч).
В настоящее время в армиях большинства стран НАТО серьёзное внимание уделяется вопросам повышения надёжности работы и увеличения долговечности автобронетанковой техники. При разработке новых и модернизации существующих танков и автомобилей иностранные специалисты стремится создать такие образцы, которые бы действовали в течение установленного срока без замены деталей, узлов и агрегатов. Межремонтный пробег до базового (капитального) ремонта современных машин, как сообщает иностранная печать, достигает: танка M60А1 (США) — 8000 км, танка «Леопард» (ФРГ) — 10000 км, бронированных колёсных машин — 30000 км и автомашин (ФРГ) — 75000 км.
По взглядам командования армии США, оружие и боевая техника, предназначенные для использования в сухопутных войсках, должны удовлетворять определённому минимуму требований, которые обеспечивали бы удобство ремонта. Так, время простоя техники при обслуживании и войсковом ремонте для танков не должно превышать 25% общего времени эксплуатации, для других боевых машин — 20 и для колёсных машин — 15%. Новые машины должны быть приспособлены к автоматической систем; проверки технического состояния. Устанавливаются ограничения веса и объёма сменных узлов и агрегатов. Время на обнаружение неисправностей не должно превышать 30 мин при техническом обслуживании и ремонте и 2 ч при ремонте, выполняемом силами и средствами войсковых ремонтных подразделений. На устранение неисправностей при техническом обслуживании и ремонте, выполняемом силами и средствами танковых (мотопехотных) батальонов, отводится не более 4 человеко-часов и при войсковом ремонте — до 12 человеко-часов.
Иностранные специалисты считают, что квалифицированно и в короткий срок обнаружить неисправность не менее важно, чем её устранить. В армии США в 1958 году создана и продолжает совершенствоваться система автоматической диагностики технического состояния военной техники (двигатели и трансмиссии танка М48, электрооборудования танка «Шеридан», военных автомобилей системы «Рэдимэкс» и т. д.), которая позволяет сократить стоимость капитального ремонта двигателей в три раза. Кроме того, она печатает номенклатурные номера деталей, подлежащих замене, и раздел наставления, в котором можно найти указания по проведению ремонта, а также используется ремонтниками для проверки качества выполненных работ.