Во время развязанной американским империализмом агрессивной войны во Вьетнаме Пентагон широко использовал части и подразделения армейской авиации, что потребовало большого количества вертолётов и самолётов армейской авиации, а также летного и технического состава.

В последнее десятилетие, особенно во второй половине 60-х годов, отмечался значительный рост численности парка армейской авиации , который с 1962 по 1973 год увеличился почти в три раза. В настоящее время в составе армейской авиации США насчитывается около 11 000 вертолётов и самолётов современных и устаревших образцов. К 1980 году, по расчетам американских специалистов, численность армейской авиации может составить 18 000 вертолётов и самолётов.

Быстрое развитие армейской авиации американские военные специалисты объясняют прежде всего необходимостью повышения мобильности сухопутных поиск — одного из основных требований ведения войны с применением современных средств поражения.

До 60-x годов вопрос повышения мобильности сухопутных войск США решался главным образом путем формирования механизированных и танковых частей и соединений, а также за счет оснащения их новыми транспортными и инженерными машинами. В начале 60-х годов одним из основных направлений улучшения маневренности войск стала считаться их воздушная мобильность (аэромобильность), основанная на массовом применении вертолётов и самолётов армейской авиации, предназначенных для выполнения боевых и вспомогательных задач. По мнению американских военных специалистов, аэромобильность является логическим шагом на эволюционном пути развития мобильности сухопутных войск.

Еще в 1958 году министр армии США Бракер писал, что сухопутные войска испытывают острую необходимость в увеличении количества и повышении тактико-технических характеристик армейских самолётов и вертолётов, которые являются такой же неотъемлемой частью вооружения и боевой техники, как танк, грузовой автомобиль или джип.

Для проведения тщательного исследования возможностей армейском авиации и определения потребностей в ней сухопутных войск в рамках министерства обороны создавались различные рабочие группы и комитеты. Так, в 1962 году по указанию бывшего министра обороны Макнамары был создан комитет во главе с генерал-лейтенантом Хаузе. Он разработал рекомендации, которые предусматривали создание аэромобильных соединений и частей, формирование различных подразделений армейской авиации и увеличение численности штатных самолётов и вертолётов в дивизиях. Эти рекомендации были изложены Макнамарой в докладе комиссии по вооруженным силам на заседании палаты представителей 30 января 1963 года.

Реализацию всей программы повышения аэромобильности сухопутных войск было предложено осуществить в течение 1963 — 1968 годов, для чего, по подсчетам специалистов, требовалось дополнительно поставить в войска около 4500 самолётов и вертолётов, а также обучить 9500 летчиков.

В целях обеспечения подготовки необходимого количества летчиков американское командование было вынуждено принять срочные меры по расширению учебно-материальной базы. В период с 1962 по 1970 год ежегодный выпуск летчиков армейской авиации увеличился с 657 до 6981 человека.

Подготовка летного состава армейской авиации имеет ряд специфических особенностей. Первая из них состоит в том, что в сухопутных войсках США не готовят профессиональных летчиков. Летчик армейской авиации — это дополнительная специальность офицеров или ворэнт-офицеров некоторых родов войск и служб, прошедших летную подготовку и получивших квалификацию пилота вертолёта или самолёта. Они числятся в своем роде войск или службе и периодически назначаются в соответствующие части и подразделения армейской авиации для поддержания и совершенствования летного мастерства. Поэтому американское командование не рассматривает армейскую авиацию как род войск и не выделяет ее в самостоятельную службу.

Согласно существующим в американской армии положениям, программа летной подготовки касается следующих родов войск и служб: пехоты, полевой и зенитной артиллерии, бронетанковых войск, связи, транспорта, инженерных войск, медицинской службы, разведки и военной полиции. Офицеры и ворэнт-офицеры из других частей и подразделении, не охваченные указанной программой, для получения летной подготовки должны быть предварительно переведены в один из вышеперечисленных родов войск или служб. В настоящее время большую часть летчиков армейской авиации составляют танкисты.

По мнению американского командования, основное преимущество такого метода подготовки летного состава для армейской авиации состоит в том, что офицеры и ворэнт-офицеры уже имеют достаточную военную подготовку, хорошо понимают динамику общевойскового боя и ориентируются в боевой обстановке. Поэтому они могут более эффективно использовать авиационную технику, особенно вертолёты огневой поддержки.

Относительно небольшие сроки обучения являются второй особенностью подготовки летного состава армейской авиации.

В последнее время в американской печати высказывались мнения о том, что летчиков для армейской авиации необходимо готовить также из числа рядового и сержантского состава. Мотивируется это тем, что по сложности и стоимости вертолёты огневой поддержки и легкие разведывательные вертолёты и сравнимы соответственно с танками М60 и бронетранспортёрами M113, командирами которых являются сержанты.

По взглядам американского командования, соотношение численности парка армейской авиации и летного состава должно быть не менее 1: 1,5. Такого соотношения в сухопутных войсках США удалось достигнуть только в 1968 году.

Планом подготовки летчиков на 1970 — 1973 годы предусматривалось выпустить около 16 000 человек. В последующем плане задание по выпуску было снижено до 1900 человек в год. Практически в конце 1974 года выпуск в среднем составил 110 летчиков в месяц.

Ответственность за разработку и совершенствование программ подготовки летного состава, включая летчиков-инструкторов, возложена на командование сухопутных войск на континентальной части США. Общая продолжительность подготовки составляет около девяти месяцев, в течение которых наряду с теоретической подготовкой около 230 ч. отводится на летную практику и 80 ч. — на тренировки на тренажерах.

Подготовка летного состава в настоящее время осуществляется в центре армейской авиации в Форт-Ракер (штат Алабама).

На основе анализа опыта арабо-израильской войны 1973 года командование американской армии пришло к выводу о необходимости перестройки программы подготовки летного состава. Ранее подготовка летчиков была ориентирована в основном на действия армейской авиации в условиях так называемой «войны малой интенсивности» (Low intensity war), к которой американское командование относит свои многолетние боевые действия во Вьетнаме.

В арабо-израильской войне, считающейся примером «войны средней интенсивности» (Mid intensity war), широко применялись разнообразное сложное оружие и боевая техника, особенно противотанковые средства и средства ПВО, радиоэлектронная аппаратура и приборы ночного видения.

По заявлению начальника центра армейской авиации генерала Мэддокса, для эффективного применения армейской авиации на европейских театрах военных действий необходимо устранить некоторые существенные недостатки в обучении летного состава. С этой целью были пересмотрена программа подготовки летчиков вертолётов. В частности, больше внимания стали уделять тактической подготовке, полётам с огибанием рельефа местности, ночным полетам (визуальным и по приборам), а также действиям в условиях интенсивного применения радиоэлектронных помех. Для повышения качества подготовки летчиков продолжительность тренировок на тренажерах возросла в три раза.

В настоящее время программа подготовки летчиков вертолётов состоит из курсов:

  • начальной летной подготовки;
  • полетов по приборам (инструментальная подготовка);
  • квалификационного (выпускного).

Курсом начальной летной подготовки, кроме теоретической части, предусматривается 20 ч. работы на тренажерах и 180 ч. практических полетов. Он включает: начальную летную подготовку на учебно-тренировочном вертолёте ТН-55 (налет 85 ч), тренировку к полетам на тренажерах (20 ч), практические полеты по приборам на вертолёте UH-1 (30 ч), визуальные полеты и тактическую подготовку, то есть отработку элементов боевых полетов (65 ч). Время, отводимое на визуальные полеты и тактическую подготовку, распределяется следующим образом визуальные полеты днем — 16 ч, визуальные полеты ночью — 3 ч, решение тактических задач в дневных условиях — 19 ч и в ночных условиях — 12 ч, полёты с огибанием рельефа местности — 15 ч.

Для выполнения полетов с огибанием рельефа местности используется специально оборудованный в тактическом отношении «район боевых действий» дивизии, где обучаемому предоставляется право совершать полеты днем и ночью на высотах, при которых обеспечивается лишь безопасность пилотирования. Это заставляет летчика самостоятельно применять приобретенные знания и навыки в управлении вертолётом при выполнении поставленной ему тактической задачи, например по переброске личного состава.

Курс инструментальной подготовки длится шесть недель. В течение этого времени слушатели отрабатывают технику слепого полета на летном тренажере (34 ч) и осуществляют полеты по приборам на вертолёте UH-1 (7 ч).

Квалификационный курс включает 6 ч. визуального полета, 27 ч. тренировки в слепых полетах на летном тренажере и 30 ч. тактической летной подготовки.

Как видно из приведенных данных, на всех этапах подготовки значительное место занимают тренировки на летных тренажерах.

В центре армейской авиации в настоящее время используется тренажер 2В24 SFTS (Sinthetic Flight Training Systems), имеющий четыре кабины вертолёта UH-1Н, каждая из которых обеспечивает пять степеней свободы (рис. 1—3). Управление в кабинах осуществляется с помощью ЭВМ по заранее разработанным программам имитации полета. Стоимость тренажера 2,2 млн. долларов. В 1976 году ожидается поступление летных тренажеров, созданных на базе вертолётов CH-47 и AH-1G «Хью-Кобра».

Схема расположения элементов тренажера 2В24 SFTS
Рис. 1. Схема расположения элементов тренажера 2В24 SFTS

Пульт управления тренажера 2В24 SFTS
Рис. 2. Пульт управления тренажера 2В24 SFTS

Кабина тренажера 2В24 SFTSРис. 3. Кабина тренажера 2В24 SFTS

По сообщениям газеты «Арми таймс», в центр армейской авиации стали принимать также женщин военнослужащих. Продолжительность их лётной подготовки составляет 34 недели.

Переподготовки на машину другого типа проводится в центре армейской авиации или на специальных курсах в войсках. В процессе переподготовки (минимум 25 летных часов) на полёты с инструктором отводится 15 ч., на полеты с использованием специальных посадочных устройств — 5 ч. и на полёты в ночных условиях не менее 3 ч.

Для военнослужащих, которые возвращаются на лётные должности после длительного перерыва, например после очередной службы по основной специальности, выделяется необходимое время, в течение которого каждый должен налетать не менее 10 ч.

Для летчиков армейском авиации отводится около 80—100 ч. лётной практики в год, в том числе: полёты ночью — 15 ч., по приборам — 20 ч. и с использованием средств навигации по маршрутам — 20 ч.

Летчики, проходящие службу не на лётных должностях, для сохранения квалификации должны иметь как минимум 24 и 48 ч. и как максимум — 30 и 60 ч. налета соответственно за шесть месяцев и в год. Кроме того, все летчики ежегодно сдают письменный экзамен. Для получения звания «мастер армейской авиации» необходимо налетать не менее 50 ч. в условиях слепого полёта (по приборам).

В Форт-Ракер обучается также технический состав для ремонта и обслуживании авиационной техники. Ежегодно выпускается до 16000 авиамехаников.

В подготовке лётчиков и авиамехаников применяется принцип «сэт-бэк полиси». Суть его сводится к тому, что слушатель, не усвоивший программу данного дня (для летчиков — раздел её), переводится в следующий за этой группой поток слушателей для повторного прохождения неусвоенных вопросов.

Кроме читаемого лекционного материала, в центре армейской авиации разработан упрощенный курс по обслуживанию вертолёта UH-1 продолжительностью 231 ч., предназначенные для самостоятельного изучения и тренировок (рис. 4). В начале этого курса дается инструктаж и методические указания по использованию учебных пособий, технических средств и оборудования. Каждый слушатель получает в свое распоряжение кадропроектор, магнитофон и комплект магнитофонных пленок с записями лекции по разделам курса.

Обслуживание вертолёта «Ирокез» UH-1
Рис. 4. Обслуживание вертолёта «Ирокез» UH-1

По мере усвоения теоретической части слушатель самостоятельно выполняет практические задания на машине, а затем сдаёт зачет инструктору. Всего сдается 12 зачетных практических работ, на которые вместе с экзаменами отводится 25% учебного времени.

По мнению американских специалистов, преимущества этого метода заключаются в том, что каждый слушатель имеет своего «инструктора» в виде кадропроектора и записей лекций, не считая инструкций по обслуживанию машины. Кроме того, обучаемый проходит курс в наиболее благоприятном для него темпе.

Наряду с подготовкой технического состава существует программа оказания помощи войскам по обслуживанию авиационной техники, осуществляемая управлением обслуживания командования армейской авиации с целью повышения профессиональной подготовки авиамехаников. Для реализации этой программы созданы специальные группы подготовки авиамехаников по видам обслуживания вертолётов и самолётов. Продолжительность обучения в группах 7—25 суток. Потребности в такой помощи определяются на каждый финансовый год по заявкам войск. Группы технической помощи имеются во всех командованиях сухопутных войск, зон и в армейских округах на континентальной части США. Услугами этой системы технической помощи пользуются также национальная гвардия и резерв армии.

Для подготовки офицеров и ворэнт-офицеров материально-технического обеспечения армейской авиации в транспортной школе армии США имеются очные и заочные курсы.

Подразделения армейской авиации национальной гвардии и резерв армии укомплектовываются в основном за счет специалистов, оставивших службу в регулярной армии. Так, например, за 1970 год и три месяца 1971 года в резервные компоненты пришло 750 летчиков.

На конец 1973 года для резервных компонентов была установлена следующая численность летного состава и машин. В национальной гвардии армии: 3412 летчиков (в том числе летчиков вертолётов — 1239, самолётов — 313, двойной квалификации — 1005), 2220 вертолётов и самолётов. Для резерва армии: 875 летчиков, 400 вертолётов и самолётов.

В настоящее время с особой тщательностью исследуются условия полетов в пределах европейских ТВД на малых (30—300 м.) и предельно малых (до 30 м.) высотах. Для изучения «вертолётных операций» на этих театрах военных действий была создана специальная группа из представителей США, Канады и .

Добавить комментарий