В последнее десятилетие, особенно во второй половине 60-х годов, отмечался значительный рост численности парка армейской авиации США, который с 1962 по 1973 год увеличился почти в три раза. В настоящее время в составе армейской авиации США насчитывается около 11 000 вертолётов и самолётов современных и устаревших образцов. К 1980 году, по расчетам американских специалистов, численность армейской авиации может составить 18 000 вертолётов и самолётов.
Быстрое развитие армейской авиации американские военные специалисты объясняют прежде всего необходимостью повышения мобильности сухопутных поиск — одного из основных требований ведения войны с применением современных средств поражения.
До 60-x годов вопрос повышения мобильности сухопутных войск США решался главным образом путем формирования механизированных и танковых частей и соединений, а также за счет оснащения их новыми транспортными и инженерными машинами. В начале 60-х годов одним из основных направлений улучшения маневренности войск стала считаться их воздушная мобильность (аэромобильность), основанная на массовом применении вертолётов и самолётов армейской авиации, предназначенных для выполнения боевых и вспомогательных задач. По мнению американских военных специалистов, аэромобильность является логическим шагом на эволюционном пути развития мобильности сухопутных войск.
Еще в 1958 году министр армии США Бракер писал, что сухопутные войска испытывают острую необходимость в увеличении количества и повышении тактико-технических характеристик армейских самолётов и вертолётов, которые являются такой же неотъемлемой частью вооружения и боевой техники, как танк, грузовой автомобиль или джип.
Для проведения тщательного исследования возможностей армейском авиации и определения потребностей в ней сухопутных войск в рамках министерства обороны создавались различные рабочие группы и комитеты. Так, в 1962 году по указанию бывшего министра обороны Макнамары был создан комитет во главе с генерал-лейтенантом Хаузе. Он разработал рекомендации, которые предусматривали создание аэромобильных соединений и частей, формирование различных подразделений армейской авиации и увеличение численности штатных самолётов и вертолётов в дивизиях. Эти рекомендации были изложены Макнамарой в докладе комиссии по вооруженным силам на заседании палаты представителей 30 января 1963 года.
Реализацию всей программы повышения аэромобильности сухопутных войск было предложено осуществить в течение 1963 — 1968 годов, для чего, по подсчетам специалистов, требовалось дополнительно поставить в войска около 4500 самолётов и вертолётов, а также обучить 9500 летчиков.
В целях обеспечения подготовки необходимого количества летчиков американское командование было вынуждено принять срочные меры по расширению учебно-материальной базы. В период с 1962 по 1970 год ежегодный выпуск летчиков армейской авиации увеличился с 657 до 6981 человека.
Подготовка летного состава армейской авиации имеет ряд специфических особенностей. Первая из них состоит в том, что в сухопутных войсках США не готовят профессиональных летчиков. Летчик армейской авиации — это дополнительная специальность офицеров или ворэнт-офицеров некоторых родов войск и служб, прошедших летную подготовку и получивших квалификацию пилота вертолёта или самолёта. Они числятся в своем роде войск или службе и периодически назначаются в соответствующие части и подразделения армейской авиации для поддержания и совершенствования летного мастерства. Поэтому американское командование не рассматривает армейскую авиацию как род войск и не выделяет ее в самостоятельную службу.
Согласно существующим в американской армии положениям, программа летной подготовки касается следующих родов войск и служб: пехоты, полевой и зенитной артиллерии, бронетанковых войск, связи, транспорта, инженерных войск, медицинской службы, разведки и военной полиции. Офицеры и ворэнт-офицеры из других частей и подразделении, не охваченные указанной программой, для получения летной подготовки должны быть предварительно переведены в один из вышеперечисленных родов войск или служб. В настоящее время большую часть летчиков армейской авиации составляют танкисты.
По мнению американского командования, основное преимущество такого метода подготовки летного состава для армейской авиации состоит в том, что офицеры и ворэнт-офицеры уже имеют достаточную военную подготовку, хорошо понимают динамику общевойскового боя и ориентируются в боевой обстановке. Поэтому они могут более эффективно использовать авиационную технику, особенно вертолёты огневой поддержки.
Относительно небольшие сроки обучения являются второй особенностью подготовки летного состава армейской авиации.
В последнее время в американской печати высказывались мнения о том, что летчиков для армейской авиации необходимо готовить также из числа рядового и сержантского состава. Мотивируется это тем, что по сложности и стоимости вертолёты огневой поддержки «Хью Кобра» и легкие разведывательные вертолёты «Кейюс» и «Кайова» сравнимы соответственно с танками М60 и бронетранспортёрами M113, командирами которых являются сержанты.
По взглядам американского командования, соотношение численности парка армейской авиации и летного состава должно быть не менее 1: 1,5. Такого соотношения в сухопутных войсках США удалось достигнуть только в 1968 году.
Планом подготовки летчиков на 1970 — 1973 годы предусматривалось выпустить около 16 000 человек. В последующем плане задание по выпуску было снижено до 1900 человек в год. Практически в конце 1974 года выпуск в среднем составил 110 летчиков в месяц.
Ответственность за разработку и совершенствование программ подготовки летного состава, включая летчиков-инструкторов, возложена на командование сухопутных войск на континентальной части США. Общая продолжительность подготовки составляет около девяти месяцев, в течение которых наряду с теоретической подготовкой около 230 ч. отводится на летную практику и 80 ч. — на тренировки на тренажерах.
Подготовка летного состава в настоящее время осуществляется в центре армейской авиации в Форт-Ракер (штат Алабама).
На основе анализа опыта арабо-израильской войны 1973 года командование американской армии пришло к выводу о необходимости перестройки программы подготовки летного состава. Ранее подготовка летчиков была ориентирована в основном на действия армейской авиации в условиях так называемой «войны малой интенсивности» (Low intensity war), к которой американское командование относит свои многолетние боевые действия во Вьетнаме.
В арабо-израильской войне, считающейся примером «войны средней интенсивности» (Mid intensity war), широко применялись разнообразное сложное оружие и боевая техника, особенно противотанковые средства и средства ПВО, радиоэлектронная аппаратура и приборы ночного видения.
По заявлению начальника центра армейской авиации генерала Мэддокса, для эффективного применения армейской авиации на европейских театрах военных действий необходимо устранить некоторые существенные недостатки в обучении летного состава. С этой целью были пересмотрена программа подготовки летчиков вертолётов. В частности, больше внимания стали уделять тактической подготовке, полётам с огибанием рельефа местности, ночным полетам (визуальным и по приборам), а также действиям в условиях интенсивного применения радиоэлектронных помех. Для повышения качества подготовки летчиков продолжительность тренировок на тренажерах возросла в три раза.
В настоящее время программа подготовки летчиков вертолётов состоит из курсов:
- начальной летной подготовки;
- полетов по приборам (инструментальная подготовка);
- квалификационного (выпускного).
Курсом начальной летной подготовки, кроме теоретической части, предусматривается 20 ч. работы на тренажерах и 180 ч. практических полетов. Он включает: начальную летную подготовку на учебно-тренировочном вертолёте ТН-55 (налет 85 ч), тренировку к полетам на тренажерах (20 ч), практические полеты по приборам на вертолёте UH-1 «Ирокез» (30 ч), визуальные полеты и тактическую подготовку, то есть отработку элементов боевых полетов (65 ч). Время, отводимое на визуальные полеты и тактическую подготовку, распределяется следующим образом визуальные полеты днем — 16 ч, визуальные полеты ночью — 3 ч, решение тактических задач в дневных условиях — 19 ч и в ночных условиях — 12 ч, полёты с огибанием рельефа местности — 15 ч.
Для выполнения полетов с огибанием рельефа местности используется специально оборудованный в тактическом отношении «район боевых действий» дивизии, где обучаемому предоставляется право совершать полеты днем и ночью на высотах, при которых обеспечивается лишь безопасность пилотирования. Это заставляет летчика самостоятельно применять приобретенные знания и навыки в управлении вертолётом при выполнении поставленной ему тактической задачи, например по переброске личного состава.
Курс инструментальной подготовки длится шесть недель. В течение этого времени слушатели отрабатывают технику слепого полета на летном тренажере (34 ч) и осуществляют полеты по приборам на вертолёте UH-1 (7 ч).
Квалификационный курс включает 6 ч. визуального полета, 27 ч. тренировки в слепых полетах на летном тренажере и 30 ч. тактической летной подготовки.
Как видно из приведенных данных, на всех этапах подготовки значительное место занимают тренировки на летных тренажерах.
В центре армейской авиации в настоящее время используется тренажер 2В24 SFTS (Sinthetic Flight Training Systems), имеющий четыре кабины вертолёта UH-1Н, каждая из которых обеспечивает пять степеней свободы (рис. 1—3). Управление в кабинах осуществляется с помощью ЭВМ по заранее разработанным программам имитации полета. Стоимость тренажера 2,2 млн. долларов. В 1976 году ожидается поступление летных тренажеров, созданных на базе вертолётов CH-47 «Чинук» и AH-1G «Хью-Кобра».
Рис. 1. Схема расположения элементов тренажера 2В24 SFTS
Рис. 2. Пульт управления тренажера 2В24 SFTS
Рис. 3. Кабина тренажера 2В24 SFTS
По сообщениям газеты «Арми таймс», в центр армейской авиации стали принимать также женщин военнослужащих. Продолжительность их лётной подготовки составляет 34 недели.
Переподготовки на машину другого типа проводится в центре армейской авиации или на специальных курсах в войсках. В процессе переподготовки (минимум 25 летных часов) на полёты с инструктором отводится 15 ч., на полеты с использованием специальных посадочных устройств — 5 ч. и на полёты в ночных условиях не менее 3 ч.
Для военнослужащих, которые возвращаются на лётные должности после длительного перерыва, например после очередной службы по основной специальности, выделяется необходимое время, в течение которого каждый должен налетать не менее 10 ч.
Для летчиков армейском авиации отводится около 80—100 ч. лётной практики в год, в том числе: полёты ночью — 15 ч., по приборам — 20 ч. и с использованием средств навигации по маршрутам — 20 ч.
Летчики, проходящие службу не на лётных должностях, для сохранения квалификации должны иметь как минимум 24 и 48 ч. и как максимум — 30 и 60 ч. налета соответственно за шесть месяцев и в год. Кроме того, все летчики ежегодно сдают письменный экзамен. Для получения звания «мастер армейской авиации» необходимо налетать не менее 50 ч. в условиях слепого полёта (по приборам).
В Форт-Ракер обучается также технический состав для ремонта и обслуживании авиационной техники. Ежегодно выпускается до 16000 авиамехаников.
В подготовке лётчиков и авиамехаников применяется принцип «сэт-бэк полиси». Суть его сводится к тому, что слушатель, не усвоивший программу данного дня (для летчиков — раздел её), переводится в следующий за этой группой поток слушателей для повторного прохождения неусвоенных вопросов.
Кроме читаемого лекционного материала, в центре армейской авиации разработан упрощенный курс по обслуживанию вертолёта UH-1 продолжительностью 231 ч., предназначенные для самостоятельного изучения и тренировок (рис. 4). В начале этого курса дается инструктаж и методические указания по использованию учебных пособий, технических средств и оборудования. Каждый слушатель получает в свое распоряжение кадропроектор, магнитофон и комплект магнитофонных пленок с записями лекции по разделам курса.
Рис. 4. Обслуживание вертолёта «Ирокез» UH-1
По мере усвоения теоретической части слушатель самостоятельно выполняет практические задания на машине, а затем сдаёт зачет инструктору. Всего сдается 12 зачетных практических работ, на которые вместе с экзаменами отводится 25% учебного времени.
По мнению американских специалистов, преимущества этого метода заключаются в том, что каждый слушатель имеет своего «инструктора» в виде кадропроектора и записей лекций, не считая инструкций по обслуживанию машины. Кроме того, обучаемый проходит курс в наиболее благоприятном для него темпе.
Наряду с подготовкой технического состава существует программа оказания помощи войскам по обслуживанию авиационной техники, осуществляемая управлением обслуживания командования армейской авиации с целью повышения профессиональной подготовки авиамехаников. Для реализации этой программы созданы специальные группы подготовки авиамехаников по видам обслуживания вертолётов и самолётов. Продолжительность обучения в группах 7—25 суток. Потребности в такой помощи определяются на каждый финансовый год по заявкам войск. Группы технической помощи имеются во всех командованиях сухопутных войск, зон и в армейских округах на континентальной части США. Услугами этой системы технической помощи пользуются также национальная гвардия и резерв армии.
Для подготовки офицеров и ворэнт-офицеров материально-технического обеспечения армейской авиации в транспортной школе армии США имеются очные и заочные курсы.
Подразделения армейской авиации национальной гвардии и резерв армии укомплектовываются в основном за счет специалистов, оставивших службу в регулярной армии. Так, например, за 1970 год и три месяца 1971 года в резервные компоненты пришло 750 летчиков.
На конец 1973 года для резервных компонентов была установлена следующая численность летного состава и машин. В национальной гвардии армии: 3412 летчиков (в том числе летчиков вертолётов — 1239, самолётов — 313, двойной квалификации — 1005), 2220 вертолётов и самолётов. Для резерва армии: 875 летчиков, 400 вертолётов и самолётов.
В настоящее время с особой тщательностью исследуются условия полетов в пределах европейских ТВД на малых (30—300 м.) и предельно малых (до 30 м.) высотах. Для изучения «вертолётных операций» на этих театрах военных действий была создана специальная группа из представителей США, Канады и ФРГ.