В армиях стран агрессивного блока НАТО и других капиталистических государств имеются различные образцы противотанковых мин.
Противогусеничные мины подразделяются на металлические и неметаллические. Как указывают иностранные военные специалисты, последние трудно обнаружить с помощью индукционных миноискателей. Вместе с тем они отмечают, что в ходе боя может возникнуть необходимость быстро преодолеть участок местности, на котором устроены собственные заграждения. Поэтому считается целесообразным устанавливать металлические мины. Решение об использовании того или иного типа мин в создаваемом заграждении принимается соответствующим начальником. В ряде случаев предусматривается устанавливать смешанные минные поля из металлических и неметаллических мин.
Длительное время во многих капиталистических странах не уделялось достаточного внимания разработке новых противогусеничных мин. Это объяснялось тем, что они имели значительный общий вес и вес заряда ВВ. Большой вес заряда был необходим для того, чтобы перебивать у танков гусеницу шириной до 600—700 мм, изготовленную из высокопрочных легированных сталей. Кроме того, для срабатывания мины гусеница танка должна перекрывать не менее половины нажимной крышки диаметром 220—240 мм. Поэтому уставы иностранных армий требуют создавать противотанковое минное поле плотностью не менее одной мины на погонный метр заграждения. Согласно американским нормам для установки такого поля длиной 160 м нужно около 200 противотанковых мин М15 общим весом 2,3 т. Команда из десяти человек может устанавливать их за 6 ч.
Иностранные военные специалисты, работая над совершенствованием противогусеничных мин, стремились приспособить их для борьбы с современными бронированными машинами. При этом ставились следующие задачи:
- придать минам взрывоустойчивость для обеспечения надёжной работы после воздействия ударной волны ядерного взрыва, средств траления и артиллерийских боеприпасов;
- разработать новейшие элементы неизвлекаемости (необезвреживасмости) и создать самоликвидаторы взрывных цепей мин для обеспечения автоматического подрыла после задержания или остановки танков противника.
Американская мина Ml5 находится на вооружении многих иностранных армий с начала 50-х годов. Корпус её стальной, механический взрыватель с диафрагменной пружиной. Для механизированной установки применяется недавно принятый на вооружение прицепной минный заградитель М57. Расчёт, который находится в кузове автомобиля, буксирующего заградитель, распаковывает мины, переводит их в боевое положение и подаёт на приёмный лоток.
Американская мина ХМ34 является составной частью вертолётной системы минирования М56, принятой на вооружение сухопутных войск США в 1973 году. На вертолёте UH-1H имеются две кассеты с 80 минами в каждой. Алюминиевый корпус мины имеет форму полуцилиндра. Она оснащена электромеханическим взрывателем с элементом необезвреживаемости и самоликвидатором. Через 2 мин после падения на землю она автоматически переводится в боевое положение.
Французская мина образца 1951 года (состоит на вооружении бундесвера под наименованием DM11) бескорпусная, выполнена из тротила повышенной прочности. Взрыватель тёрочный в пластмассовом корпусе (в западногерманском варианте механический, пластмассовый). Мины подобной конструкции имеются в армиях многих капиталистических стран.
Западногерманская неметаллическая мина (рис. 1) с корпусом из высокопрочной пластмассы разрабатывалась для замены вышеупомянутом мины DM11, рассчитана на механизированную установку. С помощью специального механизма взрыватель автоматически переводится в боевое положение через 5 мин после установки.
Рис. 1. Западногерманская неметаллическая мина: 1 — предохранительный механизм; 2 — ребро; 3 — нажимная крышка; 4 — резиновая оболочка; 5 — верхняя часть корпуса: 6 — нижняя часть корпуса; 7 — стяжной болт (всего три]; 8 — пробка; 9 и 10 — прокладки; 11 — промежуточный детонатор; 12 — взрыватель DM46 с капсюлем-детонатором; 13 — гнездо взрывателя; 14 — капсюльное гнездо; 15 — упорная пружина (три); 16 — прокладка; 17 — пробка для заполнения ВВ; 18 — заряд ВВ (8 кг тротила); 19 — уплотнительное кольцо; 20 — стопорное кольцо; 21 — нажимная колодка; 22 — поворотная фишка предохранительного механизма
Западногерманская мина DM21 с металлическим корпусом имеет взрывоустойчивый взрыватель (рис. 2). Она устанавливается механизированным способом, в том числе сбрасывается с вертолёта, летящего на высоте около 10 м. В последние годы конструкция мины совершенствуется.
Рис. 2. Западногерманская мина DM21 (вверху) и её взрыватель (внизу)
Английская удлинённая мина (рис. 3) имеет пластмассовый корпус, сверху которого располагается нажимная крышка, длина которой равна 2/3 длины корпуса. По мнению английских специалистов, удлинённая конструкция мины должка повысить вероятность наезда на неё танка, что в свою очередь позволяет ставить мины с меньшей плотностью без снижения эффективности заграждения. Для механизированной установки используется специально разработанный прицепной минный заградитель. Взрыватель переводится в боевое положение автоматически в момент установки мины на местности (в грунт или на поверхности). Эта мина должна заменить мину Мк7.
Рис. 3. Английская удлинённая мина
Итальянская мина MATS (рис. 4) рассчитана на установку с вертолётов. Корпус её, выполненный из пластмассы высокой прочности, имеет вертикальные ребра жёсткости. Под нажимной крышкой находится пневматический взрывоустойчивый взрыватель, срабатывающий только при длительно действующей нагрузке (например, при наезде гусеничной машины). В боковой части корпуса мины находится предохранительная чека, автоматически удаляемая в момент выброса мины из кассеты.
Рис. 4. Итальянская мина MATS
На вооружении иностранных армий состоят противогусеничные и другие мины. Основные тактико-технические характеристики некоторых из них, в том числе и перечисленных выше, приведены в табл. 1.
Таблица 1. Основные тактико-технические характеристики противогусеничных и противоднищевых мин
Противоднищевые мины, как сообщают иностранные военные специалисты, должны иметь конструкцию, позволяющую уменьшить плотность минирования (без снижения эффективности заграждения) для более экономного расходования имеющихся средств, а также сокращения сил и времени на минирование. Необходимо, чтобы они срабатывали без непосредственного контакта с целью и надёжно действовали в любых климатических условиях при нахождении в грунте, на его поверхности или под водой. Взрывной механизм мины должен обеспечить срабатывание мины при движении цели с любой скоростью, быть взрывоустойчивым, допускать механизированную установку, а также самоликвидацию. Кроме того, требуется, чтобы такие мины можно было хранить на складах в течение 20 лет.
При создании противоднищевых мин иностранные специалисты решили использовать в них кумулятивный заряд. Были также разработаны заряды, имеющие форму низкого цилиндра, верхняя часть которого закрыта вогнутой облицовкой из металла (принцип плоского заряда).
Первые образцы противоднищевых мин оснащались механическими взрывателями со штырём высотой 600—800 мм, срабатывающими при отклонении штыря от вертикального положения нижним лобовым листом танка. Однако такие взрыватели срабатывали даже от небольшого усилия и демаскировали мину. Для последних образцов противоднищевых мин разработаны миниатюрные неконтактные электронные взрыватели малых размеров. В настоящее время работы в этом направлении широко проводятся во многих капиталистических государствах, особенно в странах агрессивного блока НАТО. Некоторые образцы противоднищевых мин уже состоят на вооружении армий этих стран.
Французская мина образца 1948—1955 годов имеет плоский заряд, стальной цилиндрический корпус с массивной вогнутой облицовкой сверху и штыревой взрыватель (рис. 5). На облицовке кренится кольцо детонирующего шнура, который при срабатывании взрывателя инициируется перед взрывом основного заряда мины, снимая маскирующий слой грунта.
Рис. 5. Французская мина образца 1948—1955 годов
Французская мина HPD разработана в конце 60-х годов. Её корпус изготовлен из пластмассы, взрыватель неконтактный (магнитный), рассчитан на срабатывание под воздействием магнитных свойств цели. В отличие от предыдущих образцов мина устанавливается с помощью специального минного заградителя. Для обеспечения безопасности при её установке имеется механизм, замедляющий на 15 мин перевод в боевое положение
Американская мина М21 выполнена по принципу плоского заряда. Прототипом для её создания послужила французская мина образца 1948—1955 годов.
В иностранной печати сообщалось, что для неё разрабатывался неконтактный взрыватель ХМ616. Внутри мины находится пороховой метательный заряд, который воспламеняется взрывателем перед подрывом основного заряда и освобождает верхнюю часть мины от маскирующего слоя грунта.
Шведская мина FFV028 проходит испытания в войсках. Она устанавливается механизированным способом. Неконтактный индукционный взрыватель обеспечивает срабатывание мины по всей ширине цели. Последнее позволяет, как считают шведские военные специалисты, сократить плотность минирования в три раза без снижения вероятности поражения танков.
Основные тактико-технические характеристики противоднищевых мин см. в табл. 1.
Противобортовые мины, как сообщается в иностранной печати, пока ещё не получили такого распространения, как противогусеничные или противоднищевые, разработка их только начинается. Эти мины предполагается применять в сочетании с минами других типов, устанавливая их на поверхности земли вдоль дорог, по которым должны двигаться колонны танков противника. Такие средства иностранные военные специалисты называют «внедорожными» или «горизонтального действия». В настоящее время известны три образца противобортовых мин.
Американская мина М24 представляет собой табельную противотанковую кумулятивную гранату калибра 88,9 мм, выстреливаемую из пластмассовой трубы-направляющей в борт движущейся цели. Двигатель гранаты воспламеняется при срабатывании цепи выносного электрического замыкателя, укладываемого на дороге.
Американская мина М66 создана в результате усовершенствования мины М21. У новой мины вместо выносного замыкателя имеется неконтактный ИК взрыватель М619. Выстреливание гранаты происходит в момент прерывания ИК луча, когда цель находится между источником ИК излучения и приёмником.
Французская мина MAH модели F1 выполнена по принципу плоского заряда. Она имеет взрывной механизм с разрывным проводом. Мина срабатывает при обрыве провода движущейся целью. В иностранной печати сообщается, что при взрыве мины из массивной облицовки заряда образуется струя расплавленного металла (начальная скорость её около 2000 м/с), которая способна поразить бронированную машину на удалении нескольких десятков метров. В модифицированном варианте мины предполагается использовать неконтактный взрыватель.
Основные тактико-технические характеристики противобортовых мин приведены в табл. 2.
Таблица 2. Основные тактико-технические характеристики противобортовых мин
Речные мины предназначаются для установки на водных рубежах, которые могут форсировать танковые и механизированные части противника. Эти мины предусматривается устанавливать таким образом, чтобы вывести из строя танки и другие боевые машины, а также переправочные средства, преодолевающие преграду по дну или на плаву.
Основу речной мины, разработанной западногерманскими и голландскими специалистами (рис. 6), составляет табельная голландская противотанковая мина №26 (бескорпусная мина французского производства образца 1952 года). На ней с помощью скобы крепится корпус с тремя отсеками, в которых размещаются при транспортировке и хранении якорь с минрепом, взрывной и предохранительный механизмы с источником питания и заключённый в поплавок датчик взрывного механизма. В боевом положении мина удерживается якорем на дне, а датчик всплывает и находится на глубине не более 0,3—0,5 м. Срабатывание мины происходит в момент приближения к датчику переправляющегося средства, имеющего металлический корпус.
Рис. 6. Речная мина (А — общий вид; Б — схема конструкции; В — схема установки): 1 — противотанковая мина №26; 2 — предохранительный механизм; 3 — часовой замедлитель; 4 — батарея; 5 — включатель часового замедлителя; 6 — электрические контакты: 7 — минреп; 8 — якорь; 9 — коаксиальный кабель; 10 — растворимый элемент; 11 — крепление датчика; 12 — датчик; 13 — сетка; 14 — скоба; 15 — тросик