Системы противотанкового управляемого оружия второго поколения, по оценке зарубежных специалистов, будут состоять на вооружении в течение 10—15 лет. В состав новых систем противотанкового управляемого оружия входят: ПТУРС, пусковая установка, наземная аппаратура системы управления и прицеливания, герметичный контейнер, обеспечивающий длительную сохранность снаряда (до пяти лет) и служащий также пусковой трубой.
Системы второго поколения созданы в соответствии с разработанными в 1962—1963 годах требованиями НАТО к перспективным образцам противотанкового оружия. К ним относятся системы «Дракон», «Милан», «Тоу» и «Хот».
Американская система «Дракон» (максимальная дальность стрельбы 1000 м.) является самой легкой из систем второго поколения. Конструктивная особенность ПТУРС «Дракон» состоит в том, что он имеет 60 реактивных импульсных микродвигателей одноразового действия, размещенных в средней части снаряда в 12 продольных рядов по 5 в каждом. Пульт управления состоит из телескопического прицела, инфракрасного приемника, электронного блока и пускового механизма.
При подготовке к стрельбе наводчик соединяет пульт управления с контейнером пусковой трубой, снимает с нее переднюю герметизирующую крышку, устанавливает опорную двуногу на нужную высоту и, наведя перекрестие прицела на цель, включает пусковой механизм. При этом задействуется термобатарея снаряда и открывается клапан подачи азота на раскрутку гироскопа. По достижении расчетной скорости вращения ротор гироскопа автоматически разарретируется и подает сигнал на воспламенение пороховых шашек газогенератора, расположенного в заднем конце пусковой трубы. Образующиеся газы срывают с пусковой трубы заднюю герметизирующую крышку и выталкивают снаряд с начальной скоростью 90 м/с. Истечение газов обеспечивает пуск без отдачи. Во время полета снаряда для коррекции его траектории включаются импульсные двигатели, увеличивающие скорость ПТУРС до 110 м/с. Двигатели в каждом ряду включаются попарно и работают в течение 0,012 с, развивая мощность 500 л. с. Если во время полета отклонение снаряда от линии визирования не превышает допустимых значений, то для преодоления силы тяжести через каждые 0,4 с. срабатывает пара импульсных двигателей в том ряду, который в данный момент времени находится внизу.
Производство системы «Дракон» началось в декабре 1972 года. В 1975 году министерство обороны США предусматривает закупить 15,2 тыс. ПТУРС «Дракон» и 1,2 тыс. пусковых установок на сумму около 120 млн. долларов. Предполагают, что эта система заменит 90-мм безоткатные противотанковые ружья М67.
Франко-западногерманская система «Милан» (максимальная дальность стрельбы 2000 м.) в 1970 году прошла полигонные испытания (рис. 2). По первому заказу, сделанному в конце 1973 года, для сухопутных войск Франции должны были изготовить 5 тыс. снарядов «Милан» и 100 пусковых установок (ПУ). Военным бюджетом Франции на 1974 год предусмотрен заказ второй партии на 9 тыс. ПТУРС и 400 ПУ. Министерство обороны ФРГ также выдало первый заказ (100 млн. долларов) на поставку системы «Милан» (100 ПУ и 5 тыс. снарядов) для замены безоткатных орудий и ПТУPC первого поколения. Поступление ее во французские и западногерманские войска ожидается в 1974 — 1975 годах. Кроме того, система «Милан» может быть, принята на вооружение сухопутных войск других стран, правительства которых решили приобрести лицензию на ее производство.
Американская система «Тоу» (максимальная дальность стрельбы 3000 м.) с 1968 года состоит на вооружении сухопутных войск США. Она также принята на вооружение армий ФРГ, Италии Нидерландов, Канады и некоторых других стран — участниц НАТО. В 1974 году для сухопутных войск США было заказано 18 тыс. ПТУРС «Тоу». а в 1974/75 финансовом году планируется израсходовать 138 млн. долларов на закупку для сухопутных войск и корпуса морской пехоты еще 30 тыс. снарядов и более 1000 ПУ. Как полагают иностранные военные специалисты, в 1976 году на вооружении американских войск будет находиться более 1500 пусковых установок «Тоу» (на 1000 больше, чем планировалось ранее). Каждый американский мотопехотный батальон будет иметь по 18 пусковых установок систем ПТУРС «Тоу» вместо 106-мм безоткатных противотанковых орудий М40. Для эффективного применения данной системы в ночных условиях предполагается использовать специальный прицел, на разработку которого в 1974/75 финансовом году будет израсходовано около 10 млн. долларов.
Стрельбу ПТУРС «Тоу» можно вести с наземных пусковых установок (расчет четыре человека), с колесных и гусеничных машин, а также с вертолетов.
Франко-западногерманская система «Хот» предназначена для борьбы против танков и других бронированных целей на дальностях до 4000 м. Войсковые испытания этой системы во Франции и ФРГ были запланированы на 1771 год, но начались в 1973 году. После испытаний, которые прошли успешно, правительства этих стран решили принять систему «Хот» на вооружение. Французские сухопутные войска, например, получат 250 пусковых установок «Хот» и 8—15 тыс. ПТУРС.
Запуск ПТУРС «Хот» предусматривается вести с подвижных наземных или воздушных пусковых установок. К настоящему времени создано несколько вариантов таких машин. Так, во Франции в 1972 году прошел испытания легкий танк АМХ-13, оснащенный ПТУРС «Хот», а сконструированная на базе БМП АМХ-10Р самоходная пусковая установка АМХ-10М, предназначенная для стрельбы ПТУРС «Хот», должна заменить в противотанковых ротах механизированных батальонов танки АМХ-13, состоящие на вооружении танковых бригах с 1951 года.
В ФРГ для стрельбы ПТУРС «Хот» на базе штатной установки «Ракетенягдпанцер» (ее боевой вес 24 т, боекомплект 14 ПТУРС SS-11) создана усовершенствованная самоходная пусковая установка. Для новой машины разработаны три варианта пусковых устройств: два с ручным и один с автоматическим перезаряжаннем. Предполагается, что в серийное производство пойдет вариант К3Е, имеющий магазин для восьми пусковых контейнеров со снарядами, которым обеспечивает автоматическую подачу их на пусковую тумбу и сброс на землю пустых контейнеров после вылета из них снаряда. Самоходная пусковая установка оснащена системой противоатомной защиты п перископическим прицелом (перископичность 800 мм), который позволяет вести стрельбу из-за укрытий.
Французские и западногерманские фирмы, разрабатывающие систему «Хот», рассчитывают поставлять ее во многие страны, однако до сих пор лицензию на производство купило только одно государство.
Разработка средств для применения ПТУРС и противотанковых мин с воздуха
Несколько лет назад многие зарубежные специалисты считали лучшим противотанковым средством танк. Однако в последнее время в иностранной прессе отмечается сравнительно малая эффективная дальность стрельбы его пушки и недостаточная подвижность. Перспективным средством борьбы с танками в основных странах НАТО принято считать вертолет, вооруженный ПТУРС (система оружия «вертолет—ПТУРС»).
Некоторые иностранные специалисты, учитывая достоинства противотанковых систем «Тоу» и «Хот», а также высокие скорости вертолетов, пришли к выводу, что следует заменить оперативные противотанковые резервы, включающие танковые части или соединения, полками или бригадами вертолетов, превосходящих танки в маневренности и боевой эффективности. Но в то же время существует мнение, что экономически нецелесообразно использовать против танков дорогостоящие небронированные вертолеты, так как якобы последние больше уязвимы от огня даже легких наземных зенитных средств.
Для разрешения этих сомнений в ряде капиталистических государств были проведены тщательные исследования дуэльных ситуаций «вертолет—танк», с последующий оценкой результатов по критерию «стоимость—эффективность». Расчёты на ЭВМ показали, что соотношение потерь танков и противотанковых вертолетов при «дуэли» на дальности 2500 м равно 8:1. Для получения результатов, более полно учитывающих реальную обстановку, специалисты НАТО провели на территории ФРГ и Великобритании «бои» между вертолетами и бронированными машинами (танками, БТР, БМП). Вертолеты были оснащены лазерными имитаторами стрельбы ПТУРС «Тоу» с блоком, задерживающим начало излучения лазера на величину полетного времени ПТУРС, а бронированные машины — аналогичными лазерными устройствами с меньшим временем задержки излучения. На машинах устанавливали индикаторы поражения целей с дымовыми сигнальными шашками, которые загорались при «попадании» в машину луча лазера, имитируя ее уничтожение.
В ФРГ такой «бой» проводился в 1972 году в районе г. Ансбах на территории площадью 30X40 км. В нем участвовали вертолеты AH-1G «Хью Кобра» и танки «Леопард» (на крыше их башни были установлены 7,62-мм зенитные пулеметы), которые от нападения с воздуха дополнительно защищались бронетранспортерами, вооруженными 20-мм зенитными пушками. Кроме того, во время эксперимента в помощь танкам на 2 ч. выделялся самолет F-104 «Старфайтер», который должен был передавать на землю координаты обнаруженных им вертолетов. Хотя в ходе такого «боя» танкисты уделяли все внимание воздушному противнику (наземных противотанковых целей не было), среднее соотношение было 18:1 в пользу вертолетов.
В одном из последних «боев» соотношение было 14:1 в пользу вертолетов. ПВО танков «Леопард» обеспечивали 20-мм шестиствольные зенитные установки «Вулкан» и ЗУР «Ред Ай». В дуэли, которая проводилась в Великобритании, один вертолет тремя «выстрелами» из четырех попал в танк, защищаемый установкой «Вулкан», а сам остался невредимым. Во всех дуэльных ситуациях вертолеты вели «огонь» по танкам, бронетранспортерам и средствам ПВО на дальностях 2000—3000 м.
Учитывая полученные результаты, специалисты основных капиталистических стран (США, ФРГ, Великобритании и Франции) в последнее время стали создавать вертолеты, способные успешно вести борьбу с танками. Работы ведется в двух направлениях: конструирование специальных боевых вертолетов и модификация существующих многоцелевых и транспортно-десантных вертолетов.
В США, например, особое внимание уделяется созданию специальных боевых вертолетов (огневой поддержки). Американские специалисты считают, что вертолеты огневой поддержки ААН, кроме ПТУРС, должны нести и другое вооружение, в тем числе пушки калибра 20— 30 мм. Снаряды этих пушек могут пробить верхние броневые листы наземных машин. Новые вертолеты должны быть частично бронированными, иметь комплект специального оборудования, позволяющего вертолету совершать боевые вылеты в любых метеорологических условиях, обнаруживать и поражать даже хорошо замаскированные цели. В настоящее время разработано оборудование, в состав которого входят гиростабилизированные прицелы с переменным фокусным расстоянием обеспечивающие наблюдение за целями на дальностях до 12 км, радиолокационные и инфракрасные станции обнаружения целей и инфракрасные прицелы.
Однако ни в США, ни в других капиталистических странах еще не отработаны конструкции специальных боевых вертолетов. Поэтому большое внимание уделяется работам по модификации существующих вертолетов, позволяющим, как считают иностранные специалисты, быстрее поставить на вооружение войск эффективное противотанковое средство.
Так, министерство обороны США в 1973/74 финансовом году израсходовало 73 млн. долларов на оснащение 101 вертолета AH-1G «Хью Кобра» системой ПТУРС «Тоу». В 1974/75 финансовом году планируется ассигновать 87 млн. долларов на перевооружение еще 189 таких же вертолетов и 28 млн. — на изготовление первой партии (21 машина) более мощных вертолетов новой модификации AH-1Q «Кобра Тоу» (имеет на вооружения 8 ПТУРС). Всего же в 1974/75—1978/79 финансовых годах предполагается закупить для сухопутных войск США 300 вертолетов новой модификации.
В ФРГ на вертолете ВО 105 испытывается противотанковая система ПТУРС «Хот». Во Франции эта же система проходит испытания на вертолетах «Алуэтт»-3 и «Газель». В ходе опытных стрельб ПТУРС «Хот» с этих вертолетов на дальности 75—3800 м было получено более 80% попаданий в неподвижные и движущиеся цели, при этом отклонение снарядов от точки прицеливания составляло менее 1 м. Во Франции для повышения вероятности попадания ПТУРС в цель при стрельбе с вертолетов создан лазерный дальномер весом 6,8 кг, который встроен в гиростабилизированный прицел АРХ.260. Прицел обеспечивает определение расстояний до 10 км с ошибкой около 1 м.
Кроме того, в США разрабатываются новые системы оружия «вертолет—ПТУРС». Одна из них «Хеллфайр» должна обеспечивать пуск ПТУРС за пределами зоны поражения активных средств ПВО. Подсветка цели при этом ведется с другого вертолета или передового наземного пункта. Другая система «Хорнет» находится в стадии испытаний.
В Великобритании проводятся испытания противотанковой системы оружия «Свингфайр». Вертолетный вариант наземной системы «Свингфайр» называется «Хоксвинг». Стрельба ПТУРС велась на дальностях 150—4000 м.
В дальнейшем иностранные специалисты предполагают вооружать боевые вертолеты новыми, еще более эффективными ПТУРС, в том числе с системами самонаведения.
Рассматривается также вопрос о создании одноместной стабилизированной платформы, вооруженной ПТУPC. Она должна летать на высотах не более 30 м. со скоростью 95—185 км/ч. В американской военной печати указывается, что в каждой дивизии сухопутных войск США целесообразно иметь противотанковую истребительную роту, насчитывающую 30 таких летательных аппаратов. Рекомендуется, чтобы указанные подразделения были и в составе частей армейской авиации.
По мнению зарубежных военных специалистов, вертолеты могут использоваться также для создания минных полей. Например, в составе западногерманской вертолетной противотанковой бригады предполагается иметь как вертолеты, вооруженные ПТУРС, так и вертолеты — постановщики минных заграждении. Основной задачей последних будет оперативная доставка в требуемый район личного состава, а также мин для быстрого и скрытого минирования возможных путей движения танков противника с последующим возвращением в район базирования.
В США в конце 1973 года на вооружение сухопутных войск принята вертолетная система М56, предназначенная для минирования местности ускоренным способом (вразброс) с вертолетов армейской авиации UH-1H «Ирокез». На каждом вертолете устанавливаются 2 авиационные кассетные установки с 40 цилиндрическими контейнерами в каждой. В контейнер помещены две противотанковые мины, имеющие полуцилиндрический корпус и четыре раскрывающихся в полете стабилизатора, которые обеспечивают правильное падение мины на грунт. Через 1—2 мин после падения на землю взрыватель мины с помощью специального механизма переводится в боевое положение. Каждая мина весит 2,7 кг и содержит около 1,4 кг ВВ.
Создание противотанковых кассетных боевых частей
Работы по созданию кассетных противотанковых боеприпасов ведутся за рубежом очень активно. В ФРГ, например, уже отработано несколько типов противотанковых кассетных боевых частей (КБЧ) для снаряжения 110-мм НУPC «Ларс», артиллерийских выстрелов и самолетных кассетных установок. 110-мм НУРС весит 37 кг, из них боевая часть — 15 кг. КБЧ «Медуза» содержит пять противоднищевых мин, а «Пандора» — восемь противогусеничных мин. Несмотря на небольшие размеры этих мин, их кумулятивные заряды способны пробить днище боевой машины, разрушить направляющее или ведущее колено, перебить гусеницу.
Западногерманские специалисты считают, что для затруднения работ по разминированию следует среди прочих использовать КБЧ с «выпрыгивающими» осколочными минами для поражения неукрытой живой силы. В 110-мм НУРС «Ларс» помещается 50 осколочных мин, каждая из них поражает цели в радиусе 7,5 м. Для поражения живой силы на площади 60 тыс. м2 достаточно четырех НУРС с такой боевой частью.
В ФРГ КБЧ типа «Медуза» и «Пандора» созданы также для боеприпасов 155-мм самоходной гаубицы М109 (максимальная дальность стрельбы 18 км). Западногерманские фирмы разрабатывают снаряд кассетного типа с противотанковыми кумулятивными минами и для 155-мм гаубиц FH70 (буксируемая) и SPz70 (самоходная), создаваемых совместно фирмами Великобритании, Италии и ФРГ. Максимальная дальность стрельбы снаряда с такой кассетной боевой частью составляет 24 км, а при использовании активно-реактивного снаряда — 30 км.
Для получения высокой вероятности поражения танков на дальностях несколько десятков километров за рубежом ведутся работы по обеспечению самонаведения боевых частей противотанковых средств на конечном участке траектории. Для поражения танков и других малоразмерных целей могут использоваться системы самонаведения самых различных типов. Однако, по мнению иностранных специалистов, наибольшее применение найдут ракеты с телевизионными, инфракрасными и лазерными системами.
Инфракрасную систему самонаведения американские специалисты предполагают использовать с кассетной противотанковой головной частью, разрабатываемой с 1969 года для оперативно-тактической ракеты «Ланс». По сообщениям иностранной печати, боевая часть ракеты «Ланс» будет снаряжаться 6—9 противотанковыми боеголовками — снарядами, которые при подлете ракеты к району целей отделяются от нее и осуществляют поиск, захват и самонаведение на танки противника. Каждый такой снаряд имеет длину 70 см, диаметр 15 см и вес около 14 кг. Он несет кумулятивный заряд весом 7 кг и инфракрасную головку самонаведения, которая может выделять среди местных предметов цель (танк) по тепловому излучению его моторного отделения или выхлопных газов двигателя. Как указывалось в американской печати, летные испытания ракеты «Ланс» с противотанковой кассетной головной частью планировалось начать весной 1974 года.
Зарубежные специалисты считают, что лазерные головки самонаведения целесообразно применять прежде всего в авиационных управляемых ракетах (в основном в полуактивном варианте), предназначенных для борьбы с бронированными целями. В этим случае облучение цели лазером осуществляется с самолета (обычно не носителя) или с земли. Последнее делается при борьбе с танками, появившимися в прифронтовой полосе. В настоящее время на вооружении ВВС США имеются бомбы с лазерными головками самонаведения и проходит испытания ПТУРС «Хеллфайр» с такой же головкой. Эту ракету предполагается использовать преимущественно против танков и вертолетов. Создан также портативный лазер для облучения целей, переносимый одним человеком.
Иностранная печать сообщала, что в последнее время ведутся активные работы по созданию полуактивных лазерных систем наведения и для артиллерийских снарядов полевой артиллерии. Специалисты считают, что лазерные головки самонаведения позволяют вести обстрел цели с очень высокой точностью. Однако в связи с тем, что в неблагоприятных погодных условиях эффективность работы лазерных систем самонаведении резко снижается, в США создаются также ракеты и снаряды с системами наведение других типов.