Боевая подготовка частей и подразделений, по мнению специалистов Пентагона, обеспечивает поддержание войск в постоянной готовности к выполнению задач «по защите интересов » в различных районах земного шара с применением как ядерного оружия, так и обычных средств поражения На многочисленных учениях и маневрах, в которых участвуют американские войска, отрабатываются планы развязывания и ведения агрессивных воин, испытывается новая боевая техника. Раздуваемый военный психоз в первую очередь отвечает интересам наиболее реакционных кругов военно-промышленного комплекса США.

Американские военные специалисты рассматривают боевую подготовку в качестве одного из главных элементов повседневной деятельности войск в мирное время. Поэтому эффективное проведение её считается важной и ответственной функцией командиров частей и подразделений. Основное внимание в ходе боевой подготовки в соединениях армии США обращается на её тактическую сторону.

Тактическая подготовка включает:

  • обучение одиночного солдата (рис. 1) и подготовку его к действиям в составе расчёта, отделения, экипажа;
  • занятия по отработке слаженности действий подразделений;
  • полевые учения (начиная с отделения), которые считаются высшей формой тактической подготовки.

Обучение гранатометанию молодого солдата армии СШАРис. 1. Обучение гранатометанию молодого солдата армии США

В течение года в американской армии обычно проводится большое количество тактических занятий с отделением {продолжительностью до 12 ч), несколько учений (односуточные) со взводом, три-четыре (до 3 сут каждое) с ротой, два и более с батальоном.

В ходе тактических занятий и учений в зависимости от отведённого времени, кроме основных тем (наступление, оборона, отход), должны отрабатываться вопросы связи, скрытого управления, разведки, маскировки, создания фортификационных сооружений, защиты от оружия массового поражения, применения мин и фугасов, противовоздушной обороны, борьбы с воздушными десантами и партизанами, организации мер охранения, оказания первой помощи раненым, материально-технического обеспечения, тренировки по специальности и т. д.

В иностранной военной печати отмечается, что основой тактической подготовки является отработка слаженности действий мелких подразделений, главным образом роты (батареи). Батальон (дивизион) в армии США рассматривается как основная боевая единица. Считается, что боеспособность частей и соединений находится в прямой зависимости от боевой готовности этих подразделений. Поэтому свыше 30% общего учебного времени отводится на тактическую подготовку. Кроме того, мелкие подразделения выходят в подвижные лагеря, участвуют в полевых учениях и маневрах в составе бригады и дивизии. Срок пребывания в них в общий расчёт часов не включается. В результате общее время, приходящееся на тактическую подготовку, превышает 40% общего бюджета учебного времени.

Занятия и учения проводятся днем и ночью как самостоятельно (мотопехотными и бронетанковыми частями), так и совместно с другими подразделениями родов войск и авиацией. Подразделения и части выводятся в поле в полном составе со штатным вооружением. После каждого занятия рекомендуется проводить тщательный разбор, на котором отмечаются положительные стороны, а также недостатки и порядок их устранения. Особое внимание обращается на особенности современного боя, недопущение послаблений и упрощений, а также соблюдение мер безопасности.

Подготовка в составе подразделений осуществляется на:

  • тактико-строевых занятиях;
  • самостоятельных тактических учениях по различным видам боя;
  • на тактических учениях, проводимых старшим начальником с целью проверки боевой готовности подразделении.

Все занятия обычно проходят в поле и при выходе в подвижные лагеря. До этого в классах личный состав изучает требования уставов и наставлений, смотрит учебные кинофильмы.

На подготовку отделения по тактике отводится 40 ч. Первоначально (как правило, на тактико-строевых занятиях) отрабатываются отдельные элементы действий в боевых порядках, например выполнение сигналов, движение в атаку, простейшие маневры на поле боя. Затем проводятся тактические занятия по темам наступательного и оборонительного боя, ведению разведки, совершению маршей и т. д. Большое внимание уделяется действиям против диверсионно-разведывательных групп противника и партизан, вопросам защиты от оружия массового поражения, чтению карт, знакомству с боевой техникой.

В танковых подразделениях на сколачивание экипажа учебного времени не отводится. Считается, что он может быть обучен слаженным действиям на поле боя в ходе занятии по огневой подготовке при выполнении отдельных упражнений курса стрельб из танка. Учебное время (40 ч), выделенное пехотным подразделениям на подготовку отделения, в танковых экипажах используется для изучения:

  • противотанковых препятствий (обнаружение, обозначение и преодоление);
  • требований, предъявляемых к дисциплине на марше и в районах сбора по тревоге;
  • способов маскировки;
  • методов борьбы с партизанами и диверсионно-разведывательными группами противника.

Типовые программы по боевой подготовке взводов и рот включают: тактико-строевые занятия, самостоятельные тактические учения по темам видов боя и комплексные двусторонние тактические учения.

Тактико-строевые занятия проходят, как правило, на штатной материальной части. На этих занятиях отрабатываются вопросы слаженности действий в боевых порядках, управления, связи, порядка движения по пересеченной местности и другие.

Самостоятельные тактические учения со взводом и ротой проводятся в основном по трём темам: взвод (рота) в наступлении, в обороне и при отходе. В наступлении отрабатываются действия подразделений во время атаки, вопросы сочетания огня и движения, управления (рис. 2), согласования действий по рубежам и объектам, в обороне — выбор, организация и занятие оборонительной позиции, отражение атак противника; при отходе — выбор, организация и занятие промежуточных рубежей и отход на исходные позиции. Свыше 50% всех учений со взводом и с ротой проигрываются ночью и в условиях ограниченной видимости.

Рис. 2. Постановка задач и организация взаимодействия командиром подразделенияРис. 2. Постановка задач и организация взаимодействия командиром подразделения

На тактических учениях подразделении других родов войск (артиллерийских, саперных и т. п.), кроме отработки специальных вопросов, большое внимание уделяется взаимодействию с пехотой и танками, слаженным действиям на открытой или пересеченной местности, совершению марша, обеспечению переправ, фортификационному оборудованию позиций и т. д. Планами учений для них предусматривается также обслуживание боевой техники, ведение радиационной и химической разведки, организация защиты от оружия массового поражения, оказание первой помощи и эвакуация раненых.

Для проведении тактического учения обычно назначаются руководитель учения, помощники руководителя по имитации применения оружия массового поражения и защиты от него (он же начальник штаба руководства), а также помощники по действиям «противника», тылу, технической части, связи и вооружению, посредники на каждый взвод, в том числе и действующий за «противника». Для организации связи создаются три радиосети: руководства, командира роты и подразделений, действующих за «противника».

С целью морально-психологической подготовки солдат к ведению агрессивных войн и выработки у личного состава жестокости американское командование много внимания уделяет специальному оборудованию учебных полей. На них помещаются муляжи трупов, устанавливаются подбитые танки, разбитые автоколонны, сбитые самолёты, создаются разрушенные населённые пункты, выведенные из строя мосты. В наставлениях говорится, что «учебные поля должны иметь устрашающий вид и производить соответствующее впечатление на готовящихся к войне людей».

Для проведения учения разрабатываются замысел и план его проведения, даётся общая и частная обстановка, а также действия посредников и сторон по этапам учения. Дополнительно в виде приложений составляются планы по разведке, работе посредников, материально-техническому обеспечению, а также общие указания подыгрывающей стороне и карта с графическим отображением хода учения.

Командование армии США большое значение придаёт оценке результатов подготовки мелких подразделений. Так, но окончании отработки основных тем в масштабе подразделений командир батальона или другой старший начальник проводит зачётное, как правило, двустороннее тактическое учение по комплексной теме продолжительностью до 2 сут. Батальон обычно усиливается подразделениями других родов войск. Цель проверки — определить степень готовности личного состава к выполнению боевых задач, выявить недостатки и слабые места для последующего их устранения, обобщить положительный опыт в обучении.

На учении проверяется способность роты действовать в различных видах боевых действий в сложной обстановке, умение командиров организовывать и вести разведку, обученность ведению борьбы с партизанами и диверсионно-разведывательными группами «противника», навыки командиров рот и взводов в управлении своими подразделениями при резких изменениях боевой обстановки. Кроме этих вопросов, на некоторых этапах учения может проводиться боевая стрельба, в ходе которой выявляется также и огневая выучка.

До 1976 года для оценки учений и действий подразделений выставлялись очки по определённым разделам: готовность материальной части к занятиям, действия командиров и их подразделений по этапам учения, действия приданных подразделений проверяемой роты (батальона), количество поражённых целей (если проводилась боевая стрельба) и т. д.

Американские военные специалисты неоднократно подчёркивали, что существующая методика проверки и оценки результатов тактических учений ещё довольно сложна. Внимание в ней акцептируется на проверке формы действий подразделении, а не их содержания. В целях устранения этих недостатков командование армии США в 1976 году изменило систему оценки действий личного состава и в целом подразделений на тактических учениях. В основе новой системы лежат оценки «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Перед тактическим учением готовятся бланки листов оценки результатов учений роты и батальона. В бланке имеются разделы: оцениваемые действия подразделения, оценка и замечания по каждому элементу боя. В роте оцениваются действия взводов, а в батальоне — рот. Например, в роте для оценки могут быть взяты действия её подразделений при движении в атаку, действия в глубине обороны противника, отражение контратаки противника, закрепление захваченного объекта, действия ночью и другие вопросы. Оценку выводит посредник при роте по результатам действии её подразделений (взводов), указывая, сколько подразделений принимало участие в выполнении той или иной задачи, и выставляет общую оценку по результатам решения данной задачи. Так, если на каком-то этапе боя принимало участие три взвода и два из них задачу выполнили успешно, то по данному действию рота получает удовлетворительную оценку. Кроме того, по каждому элементу боя посредник в листе оценок делает свои отдельные замечания.

После выставления роте общей оценки посредник при ней. если в этом возникает необходимость, обосновывает ту или иную частную оценку и даёт рекомендации по устранению недостатков, влияющих на боевую готовность роты.

Лист оценок батальона заполняется старшим посредником. В нем оцениваются действии рот и батальона в целом. Форма листа оценок батальона в основном такая же, как и в роте, но в нем отдельно отмечаются действия батальона и конкретно каждой роты.

В листе оценок указывается количество подразделений, принимавших участие в тех или иных действиях батальона. При выставлении оценки руководствуются следующим принципом: если с задачей справилось не менее 2/3 подчинённых подразделений, то вышестоящее подразделение получает оценку «удовлетворительно».

В заключение старший посредник к листу оценок батальона прилагает мотивировку своих замечаний (оценок) и даёт необходимые рекомендации, касающиеся подготовки личного состава по предметам обучения, предусмотренным учебными программами.

В иностранной военной печати высказывается мнение, что данная система проверки повышает ответственность старших командиров за подготовку подчинённых подразделений. Одновременно отмечается, что и эта система имеет определённые недостатки, так как она содержит элементы субъективизма и поэтому нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Добавить комментарий