Иностранные военные специалисты считают, что инженерное обеспечение является одним из важные видов всестороннего обеспечения боевых действий армий НАТО, осуществляемого всеми родами войск. При этом на инженерные войска возлагается разведка обороны противника и местности. В военной печати подчёркивается, что каждый командир должен постоянно иметь достоверную информацию об инженерных мероприятиях противника и характере местности в районе боевых действий (наличии заграждений и фортификационных сооружений, состоянии дорог, мостов и т. д.). Все эти сведения и обязана своевременно добывать инженерная разведка, которая должна предшествовать массовому вводу в действие частей и подразделений инженерных войск. Она будет проводиться в тесном взаимодействии с общевойсковыми частями и подразделениями.
Для ведения инженерной разведки боевые части и соединения большинства армий стран НАТО располагают соответствующими подразделениями, а в штабах имеются офицеры, отвечающие за выполнение вышеперечисленных задач. В повседневной боевой подготовке и на учениях проводится широкий комплекс мероприятий по совершенствованию методов ведения разведки инженерными частями и подразделениями. В целях максимального облегчения выполнения задач инженерной разведки многие её элементы в различных армиях НАТО выполняются по единой схеме с использованием единых отчётных документов, отрабатываемых на стандартных, унифицированных бланках. По мнению руководства блока, это позволит проводить обмен необходимыми инженерными разведывательными данными между всеми заинтересованными штабами.
Иностранные военные специалисты считают инженерную разведку составной частью тактической разведки. В сухопутных войсках она включает разведку местности (географическую разведку), техническую разведку и разведку, проводимую в целях составления топографических карт (топогеодезическую разведку).
Основу тактической инженерной разведки составляет разведка местности, которую подразделяют на общую и специальную. Она ведётся с целью сбора данных о районе боевых действий и его особенностях.
В ходе общей инженерной разведки будут добываться сведения общего плана, необходимые для отдачи предварительных распоряжений на подготовку к боевым действиям. Как правило, на основе сведений, полученных в результате проведения общей инженерной разведки, принимается решение на проведение специальной разведки, при этом намечаются объекты разведки, маршруты движения, перечень конкретных вопросов, подлежащих освещению, а также определяются потребные силы, средства и сроки для разведки каждого объекта.
В ходе многочисленных учений и повседневной учёбы инженерных частей и подразделении армий стран НАТО ставится цель — научить весь личный состав инженерных войск вести разведку в различных вилах боя, и прежде всего в наступлении. Например, на подготовку к ведению инженерной разведки личным составом сапёрной роты танковой бригады бундесвера планируется 35 учебных часов, в том числе на разведку дорог и колонных путей — 10 ч, водных преград — 9 ч. заграждений — 11 ч.
В зависимости от характера действий войск в зарубежной печати рассматриваются две основные группы задач инженерной разведки — в наступлении и обороне. В наступлении, как считают иностранные военные специалисты, важнейшими задачами разведки местности является определение её проходимости по колонным путям, состояния дорог и мостов характера водных преград и условий их форсирования, наличия заграждений и разрушений, фортификационного оборудования позиций и полос обороны противника Инженерная техническая разведка занимается сбором тактико-технических характеристик иностранной военно-инженерной техники.
Разведка путей ставит своей цель» получение информации о наиболее целесообразных маршрутах движенья войск и путях, по которым можно организовать маневр, материально техническое снабжение и эвакуацию войск. Обычно она ведётся наземными силами и средствами, а при необходимости может дополняться воздушной разведкой. В ходе её выполнения уточняются следующие сведения:
- характер и проходимость местности, на которой предстоит действовать соединениям и частям;
- состояние дорожной сети и её основные характеристики, особенно проезжей части и верхнего покрытия существующих дорог;
- имеющиеся преграды и заграждения;
- наличие и состояние тоннелей, мостов и других искусственных сооружений.
Подразделение (группа), проводящее разведку колонного пути, должно знать, какая боевая техника будет двигаться по данному маршруту, её максимальный вес, наибольшие габарита, принятую в НАТО стандартную классификацию этой техники и количество её по отдельным видам, а также скорость и планируемую продолжительность движения.
В результате проведённой разведки должно быть составлено донесение с точными и исчерпывающими сведениями. В частности, в нем будет указываться:
- расстояние между отдельными крупными объектами (ориентирами), встреченными на маршруте;
- радиусы закруглений на дорогах менее 30 м;
- крутые подъёмы и спуски (более 7%), их протяжённость;
- характеристика существующих дорог с указанием ширины их проезжей части и протяжённость отдельных участков, которые можно использовать при прокладке колонных путей;
- высота и ширина встречающихся преград, которые могут ограничить проезд для крупногабаритной боевой техники;
- возможные объезды в районе мостов с обязательном классификацией их по трём категориям (простой, сложный, непроходимый);
- нумерация существующих дорог (гражданское или военное обозначение) и возможность движения но обочинам;
- особенности движения по выбранному маршруту;
- места нахождения мостов, бродов, паромных переправ, тоннелей и их описание.
В зависимости от условий обстановки могут использоваться и другие виды донесений. Наиболее приемлемой формой отчётной документации считается упрощённая схема, на которой посредством стандартных условных знаков наносятся характерные особенности маршрута.
В случае необходимости разведывательные донесения о колонных путях дополняются более детальными сведениями о состоянии существующих дорог, эскизами и фотографиями наиболее важных объектов и сооружений, а также крупномасштабными картами и другими документами.
Разведка существующих дорог ведётся для получения данных о классификации отдельных участков, по которым предполагается движение войсковых колонн, и для сбора сведении об изменениях, имеющихся на дорогах, в сравнении с картами и другой документацией. Впроцессе разведки выясняется состояние дороги в данный момент, её способность обеспечить пропуск боевой техники и грузов в установленное время, а также объем работ, которые необходимо выполнить для обеспечения передвижения войск. Все эти сведения добывает специально выделенное инженерное подразделение, имеющее соответствующее оснащение.
В результате проведённой разведки командир подразделения представляет донесение, выполненное на специальном бланке, в котором указывается:
- наименование и местное назначение дороги, её обозначение и привязка к карте;
- наличие преград, препятствий и разрушений или мест, где они могут возникнуть;
- состояние мостов (как правило, разведка их ведётся отдельно);
- расположение тоннелей, их длина, ширина и высота;
- участки, покрытые снегом или подверженные заносам, и вероятная толщина снежного покрова;
- местонахождение минных камер (галерей) и их размеры;
- прочие сведения, которые могут потребоваться в отдельных конкретных случаях, определяемые характером и спецификой предстоящих боевых операций.
Разведка мостов считается специалистами армий НАТО одной из важнейших задач, поскольку мосты могут оказаться наиболее серьёзной преградой для передвижения и маневра войск из-за недостаточной грузоподъёмности или в результате вывода их из строя. Обычно разведка моста ведётся одним из двух методов — ускоренным, имеющим целью определить возможность движения по нему немедленно, и заблаговременным, когда достаточно времени для использования квалифицированных специалистов, которые могут детально ознакомиться с сооружением и выполнить (если необходимо) некоторые работы по его усилению, восстановлению или подготовке к взрыву (после прописка своих войск).
Для быстрой оценки информации командир подразделения пользуется специально разработанными таблицами, по которым можно быстро п с достаточной точностью определить грузоподъёмность существующего моста. По опыту учений инженерных подразделений иностранных армий для определения возможностей постоянного моста по пропуску боевой техники требуется примерно 1 ч. В 1974 году американская военная пресса сообщала о разработке в инженерных войсках нового, более совершенного способа определения грузоподъёмности мостов с помощью шести номограмм, которые позволяют значительно сократить время для производства этих расчётов. Считается, что для получения требуемых данных необходимо определить три параметра: материал конструкций моста, сечение прогонов проезжей части и длину пролётов.
По результатам разведки командир разведывательного подразделения заполняет стандартный бланк донесения, в котором излагается следующая информация: точное месторасположение моста и присвоенный ему номер, его тип и конструкция, местная военная классификация, указывающая его грузоподъёмность и ширину проезжей части, общая длина и ширина проезжей части, высота в свету и длина надводной части, количество промежуточных опор, конструкция и состояние пролётов, наличие объездов (поиску и их оценке уделяется особенно большое внимание).
Иностранные специалисты все объезды подразделяют на простые, сложные и непроходимые. Простым считается такой, на оборудование которого требуется менее 1 ч или увеличение протяжённости маршрута не более чем на 6 км; сложным — когда необходима работа сапёрного взвода в течение 4 ч; непроходимым — если в ближайшем районе отсутствуют мосты, движение вне дорог невозможно, нет бродов, а глубина и берега водной преграды не допускают оборудование переправ и переходов.
Разведка бродов. Согласно принятой в армиях НАТО классификации броды предназначаются:
- для переправы пехоты, движущейся пешим порядком (глубина до 1 м);
- колёсных машин, не имеющих специального оборудования (0,6 м);
- лёгких, средних и тяжёлых танков (1, 1,2 и 1,8 м соответственно).
Танки, имеющие оборудование для подводного вождения, способны преодолевать водные преграды глубиной до 5 м.
В ходе разведки брода наряду с его глубиной определяются состояние грунта дна и берегов водной преграды, наличие спусков к ней и их несущая способность, ширина преграды, скорость течения, наличие препятствий в воде и на берегах.
Разведка водных преград, по мнению командования НАТО, имеет особенно важное значение, поскольку войскам, ведущим боевые действия на европейских ТВД, придётся весьма часто решать задачу форсирования водных преград различной ширины. Так, на территории Европы реки шириной 100 м и более встречаются через каждые 100—200 км, от 50 до 100 м — через 40—50 км, менее 50 м — через 20 — 30 км. Кроме того, большинство этих водных рубежей предусматривается усиливать за счёт создания различного рода заграждений.
Иностранные военные специалисты считают, что первоначально сведения об интересующей водной преграде могут быть получены из имеющихся топографических карт, описаний, аэрофотоснимков и других документов. На основании этих данных и замысла старшего начальника командир группы принимает решение о разведке отдельных участков водной преграды, где намечается форсирование. Группа, выделяемая для этих целей, оснащается лёгкими плавсредствами (чаще надувными разведывательными лодками); приборами наблюдения и определения проходимости грунта берегов и дна, скорости течения и глубины; миноискателями и т. п. В ходе выполнения задачи разведывательная группа должна определить:
- поперечные профили преграды;
- скорость течения;
- состояние грунта берегов и дна реки;
- уклоны берегов, особенно противоположного, поскольку наиболее сложным для боевой техники является выход из воды;
- наличие естественных масок для укрытия переправляющихся и находящихся на исходном рубеже частей и подразделений;
- наличие местных материалов (в первую очередь лесоматериала и стального проката) для строительства, усиления, восстановления и ремонта постоянных мостов;
- места, пригодные для оборудования запасных и ложных переправ;
- участки местности, которые могут быть использованы для сборки и развёртывания табельных переправочных средств;
- наличие и характер препятствий и заграждений непосредственно в русле водной преграды и на её берегах.
Кроме разведки водных преград с использованием обычных средств и приборов, позволяющих получать необходимые сведения, находясь на берегу или на плавсредствах, в последнее время особое внимание стало уделяться подводной разведке. Это объясняется главным образом необходимостью получать более детальные данные о характере профиля дна, состоянии грунта и наличии там препятствий и заграждений. Потребность в таких данных возросла, по заключению зарубежных военных специалистов, в первую очередь потому, что существенно увеличилось количество боевой техники, способной самостоятельно преодолевать достаточно глубокие водные преграды без привлечения табельных переправочных средств.
Наиболее широкое использование сапёров-водолазов в ходе учений наблюдается в западногерманской и американской армиях. Так, в бундесвере сформированы отделения лёгких водолазов, организационно входящие в состав сапёрных батальонов армейских корпусов, а также отдельных инженерных речных рот. В ходе боевой подготовки эти подразделения регулярно привлекаются для решения разведывательных задач в интересах инженерных частей, обеспечивающих форсирование (см. рисунок). Так, на учении «Гамбург-74» перед наводкой наплавных мостов лёгкие водолазы разведывали р. Дунай в месте планируемой переправы. По сообщению прессы, дно реки (ширина 100 м) было разведано за 20 мин.
Подготовка водолазов к разведке дна реки
Разведка заграждений занимает одно из ведущих мест в боевой подготовке армий НАТО. Считается, что вскрывать места и характер заграждений должен уметь личный состав всех родов войск, что позволит снизить потери. Особенно много об этом писалось в американской печати, когда войска США вели агрессивную войну в Юго-Восточной Азии и несли довольно серьёзные потери от обычных мин и мин-ловушек, которые умело устанавливали воины патриотических сил.
Разведка заграждений, разрушений и препятствий имеет целью собрать такие сведения, которые позволили бы принять решение на преодоление их, а также определить силы и средства, которые для этого необходимы. Наиболее сложной задачей является вскрытие минных заграждений, в которых, помимо противотанковых, будут устанавливаться специальные и противопехотные мины, чтобы затруднить ведение разведки.
Поэтому в последнее время в иностранной печати появились высказывания о необходимости более широкого привлечения к разведке минных полей авиации, оснащённой современной разведывательной фотоаппаратурой с высокой разрешающей способностью. Как показали опыты, проводившиеся в ФРГ и США, эта фотоаппаратура позволяет достаточно надёжно обнаруживать минные поля с воздуха по следам солдат и инженерной техники, производивших минирование. Однако некоторые специалисты до настоящего времени считают наиболее надёжной, хотя и малопроизводительной, разведку минных полей наземными группами.
При ведении разведки минных заграждении группа сапёров будет иметь (как вариант) впереди одного человека со щупом, за которым движется маркировщик, обозначающий обнаружение мины и укладывающий по оси предполагаемого прохода маркировочную ленту. За ним следует командир группы, далее два солдата охранения и сапёр — специалист по обезвреживанию мни (со щупом и миноискателем). При работе ночью второй номер расчёта сигнализирует о типе обнаруженной мины количеством узлов на маркировочной ленте: один — противопехотная мина, два — противотанковая, три — с натяжной проволокой, четыре — неустановленного типа, пять — химическая.
В официальных руководящих документах говорится, что о всяком обнаружении мин противника или о предполагаемом их наличии немедленно доносится в вышестоящий штаб. В донесении указываются следующие сведения — расположение минного поля, вероятные его границы и возможные обходы, тип мин в минном поле и плотность их установки, схема минирования, характер обороны противника (расположение его огневых точек, наблюдательных пунктов и огневых средств, прикрывающих заграждение). Обнаруженное минное поле обозначается установленными в армиях НАТО стандартными знаками.
Таковы в общих чертах взгляды командования НАТО на организацию и способы ведения инженерной разведки противника и местности. Они свидетельствуют о том, что инженерная разведка в армиях этого агрессивного блока является одной из важнейших задач инженерного обеспечения, которому уделяется исключительно большое внимание.