Военные специалисты считают, что в современных манёвренных боевых действиях, которые постоянно проигрываются на многочисленных учениях , успех сухопутных сил в значительной степени определяется наличием эффективных средств разведки. В связи с этим в Западной Германии в последнее время стали уделять большое внимание разработке совершенных разведывательных средств.

В частности, в 1960 году министерство обороны ФРГ передало фирмам, занимающимся производством боевой техники, подробные тактико-технические требования, которым должна отвечать современная боевая разведывательная машина (БРМ). Важнейшими из них, судя по сообщениям зарубежной печати, были:

  • высокая максимальная скорость, позволяющая машине быстро двигаться вперёд и также быстро выходить из зоны огневого воздействия противника (для этого БРМ должна обладать одинаковой скоростью при движении как передним, так и задним ходом);
  • хорошая проходимость вне дорог и способность преодолевать на плаву водные преграды;
  • достаточная маневренность на суше и на плаву;
  • незначительный уровень шума;
  • большой запас хода;
  • способность действовать в различных климатических условиях с перепадом температур от —40 до +50°С;
  • возможность ведения разведки при закрытых и открытых люках (визуально и с помощью приборов) в любое время года и суток.

Из экономических требований главными являлись относительно невысокая стоимость производства, простота технического обслуживания и ремонта.

Рассмотрев эти характеристики, западногерманские фирмы пришли к выводу, что в наибольшей степени им отвечает четырёхосная БРМ со всеми ведущими (8X8) и управляемыми колёсами.

В 1968 году в испытательном центре бундесвера (Трнр-Грюнберг) начались полигонные испытания двух опытных образцов такой машины. Один был создан объединённым конструкторским бюро, куда вошли представители ряда фирм, в том числе «Хеншель», МАН, «Крупп», а другой — фирмой «Даймлер-Бенц». Наряду с представителями фирм в них участвовали военные специалисты сухопутных сил.

Всесторонняя проверка первых двух моделей БРМ продолжалась более трёх лет, и к февралю 1972 года общий пробег машин составил около 200 тыс. км. В ходе испытаний проводилась доработка отдельных узлов, агрегатов и систем, а иногда и замена их более совершенными. Например, на обеих машинах пневмогидравлические тормоза были заменены гидравлическими, стали использоваться одинаковые коробки передач и шины 14X20, которые в отношении бокового скольжения показали лучшие результаты по сравнению с шинами 16X20. Опытные образцы БРМ при низких температурах испытывались в Норвегии, при высоких температурах — на горных дорогах в Италии.

При выборе образца БРМ для дальнейшей доработки и серийного производства по результатам сравнительных испытаний предпочтение было отдано машине фирмы «Даймлер-Бенц», получившей затем наименование . В отличие от конкурирующего образца она имела двигатель жидкостного охлаждения (это позволяет избегать перегрева двигателя при движении машины на плаву) и неразрезные оси (обеспечивают лучшую проходимость на пересечённой местности).

В декабре 1973 года министерство обороны ФРГ подписало контракт на поставку сухопутным силам 408 БРМ «Лукс». Машина оценивается в 845 тыс. марок, что составляет примерно 1/3 стоимости современного боевого танка. По сообщениям западногерманской прессы, до 1979 года они должны поступить на вооружение разведывательных батальонов (по 34 БРМ) 11 дивизий сухопутных сил ФРГ. Первые две серийные БРМ «Лукс» (рис. 1) были поставлены в войска в конце 1975 года. Основные тактико-технические характеристики такой машины приведены в таблице.

Боевая разведывательная машина «Лукс»
Рис. 1. Боевая разведывательная машина «Лукс» (вид сзади справа)

БРМ «Лукс» имеет жёсткий корпус, толщина, расположение и форма броневых листов которого обеспечивают защиту экипажа, боеприпасов, горючего и оборудования от огня малокалиберных пушек, стрелкового оружия, а также от осколков снарядов и мин (рис. 2). В носовой части корпуса размещено отделение управления основного водителя, в средней (и в башне) — боевое отделение, где находятся командир (слева) и наводчик, в кормовой части (перед радиатором и вентилятором) — отделение радиста, являющегося также вторым водителем (при движении БРМ задним ходом). Экипаж входит в машину через индивидуальные люки в крыше корпуса и башни или через закрываемый дверцей лаз на левом борту корпуса. Сиденья водителей, рулевые колёса и приводы механизмов управления смонтированы на подъёмных устройствах и могут фиксироваться в верхнем (при движении с открытым люком) или нижнем положении.

Компоновка и вид сверху БРМ «Лукс»
Рис. 2. Компоновка и вид сверху БРМ «Лукс»: 1 — труба выброса пыли из фильтровентиляционной установки и воды от откачивающего насоса боевого отделения; 2 — крышка люка заправочной горловины правого (левого) топливного бака; 3 — крышка люка наводчика; 4 — заборник воздуха для двигателя и фильтровентиляционной установки; 5 — жалюзи вентилятора системы охлаждения; 6 — крышка люка второго водителя (радиста); 7 — крышка люка маслозаправочной горловины; 8 — крышка люка командира; 9 — крышка люка основного водителя

Моторное отделение расположено в средней части корпуса между боевым отделением и отделением радиста и изолировано от них герметичными перегородками. В нем смонтированы собранные в единый силовой блок (рис. 3): 10-цилиндровый V-образный многотопливный двигатель ОМ 403 VA с турбонагнетателем, развивающий при 2500 об/мин мощность 390 л. с., работая на дизельном топливе, и 360 л. с. — на бензине; четырёхскоростная коробка передач с гидротрансформатором (преобразователем крутящего момента), имеющая ручное или автоматическое управление (по выбору); генератор; стартер; масляные радиатор и фильтр; компенсационный бачок системы охлаждения; воздухофильтр с циклонным пылеуловителем и другие элементы.

Силовой блок БРМ «Лукс»Рис. 3. Силовой блок БРМ «Лукс»: 1 — масляный фильтр двигателя; 2 — охладитель поддуваемого воздуха; 3 — полик; 4 — передний левый рым; 5 — маслозаправочная горловина двигателя; 6 — маслозаправочная горловина трансмиссии; 7 — винт левой задней опоры силового блока; 8 — кронштейн воздухоочистителя; 9 — секционный топливный фильтр; 10 — ведущий фланец коробки передач; 11 — масляный фильтр коробки передач; 12 — штепсельная розетка; 13 — левая передняя опора силового блока; 14 — передний шкворень

Все трубопроводы, электрокабели и карданные передачи снабжены быстроразъёмными соединениями, причём разъёмы всех жидкостных трубопроводов обеспечивают их автоматическое перекрытие при отсоединении от агрегатов. Зарубежные специалисты отмечают, что наличие таких разъёмов и объединение нескольких агрегатов в единый силовой блок позволяют быстро, без слива охлаждающей жидкости и масла, вынимать его из машины для замены или ремонта в полевых условиях, а также проводить стендовые испытания демонтированной силовой установки, включая пробный запуск двигателя.

Тактико-технические характеристики боевой разведывательной машины «Лукс»

Тактико-технические характеристики боевой разведывательной машины «Лукс»

Как сообщала иностранная пресса, двигатель жидкостного охлаждения БРМ не только обеспечивает оптимальный температурный режим силовой установки при движении машины на плаву и в тяжёлых условиях бездорожья, но и создаёт значительно меньший шум при работе, что отвечает одному из требований, предъявляемых к разведывательной машине. Снижению уровня шумов в БРМ способствуют также хорошая изоляция моторно-трансмиссионного отделения, наличие глушителя впуска воздуха и глушителя отработавших газов большого объёма. Для того чтобы затруднить обнаружение машины тепловыми приборами, выхлопная труба выведена в кормовой отсек, где температура выходящих из глушителя газов дополнительно снижается путём смешивания их с воздухом, прогоняемым вентилятором. Считается, что движущуюся БРМ «Лукс» можно услышать лишь на расстоянии 50 м.

Крутящий момент от коробки передач силового агрегата передаётся к блокируемой раздаточной коробке, расположенной на уплотнительных прокладках в люке днища таким образом, что её ведущий вал находится внутри машины, а раздаточные валы (подводящие крутящие моменты ко всем четырём осям) — снаружи под днищем. Благодаря этому достигается водонепроницаемость и герметизация корпуса машины. Оси установлены на винтовых рессорах с прогрессивной характеристикой и снабжены гидравлическими амортизаторами двойного действия. Передние пары осей, так же как и задние, соединены между собой балансирами, распределяющими и выравнивающими нагрузки между колёсами при различном их ходе, что обеспечивает достаточное сцепление колёс с грунтом даже при прохождении рвов и траншей.

БРМ «Лукс» может управляться любым из двух водителей по приказу командира, который, перемещая специальный рычаг, передаёт (при скорости машины не более 6 км/ч) функции управления основному или второму водителю (радисту). Если скорость движения машины не превышает 50 км/ч, то управляемыми могут быть все четыре пары колёс (рис. 4), и тогда минимальный радиус поворота равен 5,75 м. При большей скорости машина становится неустойчивой, и во избежание её опрокидывания специальный автомат отключает привод управления, идущий к двум задним парам колёс, и управляемыми становятся только две передние (по ходу движения). В этом случае радиус поворота увеличивается до 9,5 м.

Радиусы поворота БРМ «Лукс»
Рис. 4. Радиусы поворота БРМ «Лукс»: а — при четырёх парах управляемых колёс; б — при двух парах

Движение и управление БРМ на плаву обеспечивается двумя четырёхлопастными гребными винтами, размещёнными с нишах кормовой части корпуса и имеющими независимый, отдельный от колёс карданный привод. Для изменения направления движения машины командир нажимает одну из кнопок («Вправо» или «Влево»), после чего включается электрогидравлический привод для синхронного поворота через червячные передачи картеров гребных винтов в соответствующую сторону. Для движения БРМ в обратном направлении винты разворачиваются на 180°. Скорость движения на плаву также задаётся командиром посредством качающегося рычага, перемещая который он подаёт водителю команду на установку необходимых оборотов основного двигателя.

Система электрооборудования (24-вольтный постоянный ток) состоит из шести 12-вольтных аккумуляторных батарей общей ёмкостью 300 А•ч, снабжённых электроподогревом, и 28-вольтного трёхфазного генератора с встроенными выпрямителями.

Основное вооружение БРМ (20-мм пушка МК20 DM5) размещено во вращающейся сварной башне TS7 (рис. 5), имеющей форму усечённого конуса, в специальном герметическом отсеке (между сиденьями командира и наводчика). Углы вертикального обстрела пушки от —17 до + 80°, что позволяет вести огонь и по воздушным целям. В башне находятся также боеукладка в двух (большом и малом) ящиках, механизм подачи боеприпасов и ящик для сбора стреляных гильз. Для определения дальности до цели и для стрельбы из пушки у командира и наводчика есть дальномер и перископический прицел PERI-Z11A1. В ночном бою вместо последнего может использоваться инфракрасный прицел, и в этом случае местность подсвечивается ИК прожектором, помещённым на левой стороне башни. Скорострельность пушки около 1000 выстр./мин, в её боекомплект входят выстрелы со снарядами двух типов: осколочно-фугасные зажигательные и бронебойно-трассирующие, имеющие эффективную дальность стрельбы по лёгкобронированным целям 600 — 800 м.

Общий вид башни БРМ «Лукс», установленной на стендеРис. 5. Общий вид башни БРМ «Лукс», установленной на стенде

На крыше башни, над люком командира, установлен 7,62-мм пулемёт MG3 (углы обстрела по вертикали от —15 до +55°). При стрельбе по воздушным целям применяется прицел с кольцами упреждения для скоростей перемещения цели 100 и 250 м/с.

На левой и правой стенках башни расположено по четыре гранатомёта для постановки дымовых завес. Для обеспечения кругового обзора при закрытых люках имеется 12 призменных блоков, из них семь у командира, а остальные у наводчика (правее прицела).

Башня оснащена электрогидравлическими механизмами для горизонтальной и вертикальной паводки пушки, а также для её первичного заряжания. Предусмотрена наводка пушки и вручную как командиром, так и наводчиком, причём, если наводку осуществляет командир, приводы наводчика автоматически отключаются.

БРМ «Лукс» будет оборудована навигационной системой FNA 4-15, состоящей из нескольких блоков и цифровой ЭВМ и обеспечивающей непрерывное определение местоположения машины. По данным зарубежной прессы, эта навигационная система пока ещё серийно не выпускается, но в корпусе и в башне БРМ уже предусмотрены места для размещения её блоков.

Для защиты экипажа от оружия массового поражения машина «Лукс» снабжена фнльтровентиляционной установкой, радиальный вентилятор которой имеет два режима работы, подавая в машину 1,5 куб. м или 3 куб. м воздуха в минуту и создавая при этом «подпор» (избыточное давление) 18 или 45 мм водяного столба.

Иностранные специалисты считают, что вооружение БРМ не позволяет вести борьбу с танками противника, и в связи с этим предлагают оснастить её 90- или 105-мм пушкой либо дополнительно вооружить ПТУРС.

Добавить комментарий