Интенсивное восстановление авиаракетной промышленности ФРГ началось в середине 50-х годов и было тесно связано с возрождением бундесвера, и в первую очередь ВВС. В течение последних лет её производственные мощности возрастали наиболее быстрыми темпами, что, по мнению иностранных экспертов, объясняется большой финансовой помощью, которую оказывало правительство авиаракетостроительным компаниям, вполне достаточным обеспечением отрасли необходимыми видами сырья и материалов, наличием в стране развитой промышленной базы и т. д.
Как сообщает зарубежная печать, в настоящее время авиаракетная промышленность ФРГ насчитывает около 30 предприятий, занимающихся производством и ремонтом авиационной и ракетной техники, на которых работает свыше 55 тыс. человек. Уже сейчас эта отрасль на 80—85% обеспечивает национальные вооружённые силы современными образцами авиационной и ракетной техники.
По сведениям зарубежных специалистов, западногерманская авиаракетная промышленность обладает целым рядом особенностей. Прежде всего она имеет преимущественно военное направление развития. Например, более 80% мощностей отрасли занято производством продукции военного назначения. Иностранные специалисты объясняют такое положение дел в основном тем, что производственная и научно-исследовательская деятельность авиаракетной промышленности более чем на 90% финансируется государством, которое заинтересовано в создании главным образом военных образцов оружия и боевой техники.
В то же время из-за отсутствия достаточного числа военных заказов производственные мощности западногерманских авиапромышленных компаний загружены не полностью. Поэтому руководство отрасли уделяет большое внимание работам в области гражданского самолётостроения и занимается выпуском продукции для смежных отраслей промышленности.
Особенностью развития авиаракетной отрасли является также концентрация капитала и производства, осуществляемая путём поглощения большими производственными объединениями средних и малых фирм. Наиболее интенсивно этот процесс происходил в 1968—1970 годах Как считают западногерманские специалисты, укрупнение научно-исследовательской, опытно-конструкторской и производственной базы обеспечит в будущем повышение конкурентоспособности продукции отрасли на мировом рынке. В ходе концентрации производства были созданы четыре крупных концерна, которые в основном представляют всю авиаракетную промышленность страны: «Мессершмитт—Бельков—Блом», «Ферайнигте флюгтехнише верке — Фоккер», «Дорнье» и «Моторен унд турбинен унион». Первые три концерна занимаются разработкой и производством военных и гражданских самолётов, а также ракетной техники. «Моторен унд турбинен унион» специализируется на изготовлении главным образом авиационных двигателей военного назначения. Крупнейшие компании авиаракетной промышленности объединены в федеральный союз этой отрасли.
«Мессершмитт-Бельков—Бюм» относится к числу ведущих многоотраслевых промышленных объединений ФРГ. Помимо самолёто- и ракетостроения, концерн участвует в производстве других видов военной техники. На его предприятиях работают свыше 21 тыс. человек, в том числе 9 тыс. занимаются производством авиаракетной техники и около 8 тыс. — проведением НИОКР.
Концерн имеет несколько производственных отделений. Так, отделение военных самолётов (находится в г. Манхинг, рис. 1) разрабатывает и производит в настоящее время в основном авиационную технику тактического назначения. Сейчас главное внимание направлено на развёртывание серийного производства многоцелевых тактических истребителей «Торнадо» («Панавиа-200»), Этот самолёт разрабатывался по совместной программе западногерманских, английских и итальянских авиастроительных компаний. По последним данным зарубежной печати, командование бундесвера намерено закупить 324 таких истребителя (322 серийных и два предсерийных).
Рис. 1. Общий вид авиационного завода (в г. Манхинг), принадлежащего концерну «Мессершмитт—Бёльков—Блом»
К поставкам серийных самолётов для вооружённых сил страны планируется приступить в начале 1979 года, а завершить их предполагается в середине 1987 года. По оценке западногерманских специалистов, стоимость истребителя «Торнадо» (с учётом вспомогательного оборудования, запасных частей и т. д) составит примерно 48,3 млн. марок, а общая стоимость программы закупок этих машин бундесвером приблизится к 15,6 млрд марок (более 6 млрд. долларов).
Отделение транспортных самолётов (г. Гамбург, рис. 2) осуществляет окончательною сборку пассажирских самолётов «Аэробус» и «Ганза». Ранее оно принимало участие в производстве и окончательной сборке военно-транспортных самолётов С-160 «Трансалл».
Рис. 2. Общий вид авиационного завода (в г. Гамбург), принадлежащего концерну «Мессершмитт—Бёльков—Блом»
Отделение военной техники на заводах, расположенных в городах Набери и Шробенхаузен, занимается в основном разработкой и производством ПТУРС, ЗУР и УР класса «воздух—земля». В настояние время эти предприятия выпускают зенитные ракетные комплексы ближнего действия: Роланд» 2 и ПТУРС «Милан», созданные совместно с французским авиаракетно-космическим объединением «Аэроспасьяль». Первый заказ (на сумму 2,7 млрд. марок), по которому предусматривается изготовить 143 ЗРК «Роланд» 2 и 5320 ракет к ним, был получен от бундесвера в конце 1975 года. На указанных заводах ведётся также серийное производство ПТУРС «Хот» и УР «Корморан» класса «воздух — корабль» (имеется контракт стоимостью примерно 510 млн. марок на поставку 350 таких ракет для ВМС страны).
Вертолётостроительное отделение объединяет производственные мощности предприятий, находящихся в городах Оттобрунн, Аугсбург и Манхинг. На него возложена задача по созданию и строительству вертолётов военного и гражданского назначения. В своё время отделение занималось сборкой вертолётов CH-53G и UH-1D (по американским лицензиям), которые сейчас находятся на вооружении сухопутных войск бундесвера. С 1970 года налажен серийный выпуск вертолётов ВО 105. Командование сухопутных сил ФРГ планирует использовать его для связи, наблюдения и борьбы с танками. В настоящее время намечается закупить около 230 связных и разведывательных вертолётов на сумму около 600 млн. марок. Кроме того, предусматривается приобрести 212 таких вертолётов в противотанковом варианте (каждый будет вооружён шестью ПТУРС «Хот»).
Одним из крупных объединений авиаракетной отрасли промышленности является также концерн «Ферайнигте флюгтехнише верке — Фоккер». В 1975 году на его предприятиях было занято 24 тыс. человек.
По сведениям зарубежной прессы, в настоящее время основные производственные усилия концерна направлены на завершение программы серийного строительства по американской лицензии средних военно-транспортных вертолётов CH-53U для армейской авиации бундесвера. На его заводах разработан и построек опытный образец тактического истребителя VAK-191, серийно выпускаются пассажирские самолёты VFW-614, F-27 и F-28. Предприятия концерна принимают также участие в строительстве пассажирских самолётов «Аэробус». Кроме того, по заказу министерства обороны страны исследуются возможности сознания транспортных самолётов с вертикальным взлётом и посадкой.
Производственная, научно-исследовательская и опытно-конструкторская база этого концерна сосредоточена в городах Бремен, Мюнхен, Варел, Эйнсверден, Шпейер, Хойкенкамп и других.
Видное место в рассматриваемой отрасли военной промышленности занимает авиаракетная компания «Дорнье». В 1975 году на её предприятиях было занято более 7 тыс. человек. Компания разрабатывает и производит самолёты и вертолёты военного и гражданского назначения, а также авиационное оборудование. В частности, она построила для сухопутных войск бундесвера 352 лёгких вертолёта UH-1D (по американской лицензии). Окончательная их сборка проводилась на заводе в Мюнхен — Нейаубинг. В 1969 году «Дорнье» получила заказ на изготовление для бундесвера 127 самолётов Do-28D (используются в качество самолётов связи, учебно-тренировочных и лёгких пассажирских машин). Кроме того, эта компания совместно с фирмой «Дассо-Бреге» (Франция) разработала и приступила к серийному производству лёгкого штурмовика «Альфа Джет». Сейчас военное руководство ФРГ предусматривает приобрести 175 таких машин (ранее планировалось закупить 200 самолётов) на общую сумму 2,9 млрд. марок. Поступление первых серийных образцов на вооружение ВВС страны намечается на октябрь 1978 года, а завершение поставок указанных самолётов — на середину 1982 года.
Разработка и производство авиационных двигателей в ФРГ сосредоточены в основном на крупной авиадвигателестроительнон фирме «Моторен унд турбинен унион». В 1975 году на её заводах насчитывалось более 5 тыс. человек. Производственная, научно-исследовательская и опытно-конструкторская база фирмы находится в городах Мюнхен-Аллах, Фридрихсхафен и Пейсенберг.
По данным зарубежной прессы, эта фирма выпускает по лицензиям других стран авиационные двигатели для многоцелевых истребителей «Торнадо», самолётов «Альфа Джет», военно-транспортных самолётов С-160 «Трансалл» и Бреге 1150 «Атлантик», истребителей-бомбардировщиков F-104G и F-4F, вертолётов CH-53 и т. д.
Таким образом, западногерманская авиаракетная промышленность, как отмечается в иностранной печати, располагает развёрнутым комплексом промышленных предприятий и научно-исследовательских центров, способных обеспечить самостоятельную разработку и производство современных образцов авиационной и ракетной техники.