Империалистические круги Запада придают большое значение территории этой страны, входящей в блок СЕНТО, как выгодному плацдарму для осуществления своих агрессивных замыслов.
Важнейшей и единственной водной судоходной артерией страны является река Инд. Морские перевозки осуществляются в основном через международный порт Карачи (грузооборот около 10 млн. т. в год). Порты Ормара, Пасни, Гвадар в общем грузообороте занимают незначительное место.
Основная часть грузовых и пассажирских перевозок осуществляется автомобильным и железнодорожным транспортом.
США с 1956 года оказывают Пакистану на двусторонней основе и через блок СЕНТО экономическую помощь, предназначенную для строительства и реконструкции автомобильных и железных дорог (см. схему).
В планах развития национальной экономики ежегодно выделяются значительные средства на строительство и совершенствование путей сообщения.
Более половины территории Пакистана занимают горы Гиндукуш (на севере), Гималаи (на северо-западе), Белуджистанское нагорье и Сулеймановы горы (в центре). На юго-западе и юге страны расположены Мекранский центральный и береговой хребты и хребет Киртхар. Средняя высота горных массивов 1000 — 3000 м над уровнем моря. Остальную часть территории Пакистана составляет низменная равнина реки Инд с её многочисленными притоками.
Вдоль южной границы расположен обширный участок заболоченной территории под названием Большой Качский ранн.
Горный рельеф местности, а в низменных районах водные преграды и многочисленные гидротехнические сооружения осложняют и удорожают строительство и эксплуатацию автомобильных и железных дорог, так как на всем их протяжении приходится возводить большое количество искусственных сооружении (мостов, тоннелей, галереи, карнизных участков, подпорных стенок и различных ограждений).
Железные и автомобильные дороги Пакистана, по мнению иностранных специалистов, не в полной мере удовлетворяют растущие потребности страны, что в значительной степени объясняется колониальным наследием, а также её экономической отсталостью.
Автомобильные дороги Пакистана
Все основные административно-политические и промышленные центры и порты страны связаны автомобильными коммуникациями. Наиболее развитая сеть автомобильных дорог находится в северо-восточной и центральной частях страны.
Общая протяжённость автомобильных дорог по состоянию на начало 1975 года превышала 55 тыс. км, из которых более 21 тыс. км составляли магистрали с твердым покрытием, а остальная часть приходилась на улучшенные грунтовые дороги. Средняя плотность автомобильных дорог около 6 км на 100 кв.км. Ежегодно вводятся в строй до 1000—1500 км автомобильных порог с твердым покрытием. Основная часть дорог проходит в горной местности. Они пересекают перевалы, проходят по узким ущельям, каньонам, карнизным и галерейным участкам. Длина затяжных подъёмов и спусков на отдельных участках достигает 20 — 40 км. В горах имеется большое количество дорог типа «серпантин» с малыми радиусами поворотов. Зимой дороги на перевалах часто заносятся снегом, и движение автомобилей прерывается на несколько суток, а иногда и недель. Весной они подвержены оползням и селям, а весенние паводки в горах разрушают мосты и другие дорожные сооружения.
Техническое состояние большинства автомобильных дорог, по оценке иностранных специалистов, невысокое и не соответствует международным стандартам.
Ширина полотна магистральных автомобильных дорог 10—12 м, асфальтового покрытия 6—8 м, гравийных или грунтовых обочин 1—2 м. Автомобили на таких дорогах могут развивать скорость до 100—110 км/ч. Немагистральные (второстепенные) автомобильные дороги с асфальтовым покрытием имеют ширину дорожного полотна 8—10 м, асфальтового покрытия 5—7 м. Движение грузового транспорта на них возможно со скоростью до 35—40 км/ч.
Автомобильная дорога А-1 на территории Пакистана проходит через Пешавар (афгано-пакистанская граница) — Равалпинди — Гуджрат — Лахор — Вагах (пакистано-индийская граница) и далее по индийской территории в направлении Дели — Агра — Калькутта. Общая протяжённость дороги в пределах Пакистана 526 км, ширина асфальтового покрытия 6—7 м, а на отдельных горных участках 4—6 м.
На маршруте много искусственных сооружении: мостов, тоннелей, виадуков, карнизных и галерейных участков. Наибольшее количество их приходится на горные дороги.
Участок Равалпинди — Лахор — Вагах (315 км) проходит по равнинной местности, скорость движения грузовых автомобилей здесь 40—50 км/ч, грузоподъёмность мостов до 70 т.
На дороге А-1 проводятся работы по спрямлению отдельных участков и расширению проезжей части, что позволит увеличить её пропускную и провозную способность. Иностранные специалисты отмечают важное экономическое и военное значение этой дороги.
Автомобильная дорога А-2 (1893 км) от иранской границы (Мирджава) проходит через населенные пункты Далбандин — Кветта — Сиби — Джакобабад — Суккур — Рохри — Мультан — Лахор, доходит до государственной границы с Индией и далее через Дели выходит к Непалу.
Как сообщает иностранная печать, большая часть этой дороги не соответствует международным стандартам и нуждается в реконструкции. По состоянию на начало 1975 года на участке Мирджава — Далбандин имелось лишь гравийное покрытие, а далее везде асфальтовое покрытие шириной 3—11 м.
Дорога Карачи — Хайдарабад — Суккур (511 км) на всем своем протяжении имеет твердое покрытие (асфальтобетон) шириной 5—7 м. В районе Хайдарабад движение через р. Инд осуществляется по однопутному мосту малой грузоподъёмности. Движение транспорта здесь возможно только в одном направлении со скоростью не больше 30 км/ч.
Наиболее благоприятным для движения автомобилей считается участок Карачи—Хайдарабад (205 км), который обеспечивает движение транспорта со скоростью до 100—110 км/ч. Ожидается, что интенсивность движения на этом участке в будущем резко возрастёт, поэтому в 1977—1980 годах предполагается начать строительство параллельной двухполосной дороги Карачи—Хайдарабад на удалении 18,5 км от ныне существующей. Дорога связывает южную и центральную части Пакистана и обслуживает главные земледельческие районы страны. Она проходит параллельно железной дороге и соперничает с ней в перевозках пшеницы, риса, хлопка.
Дорога Чаман — Кветта — Хиндубаг — Лоралай — Музаффаргарх связывает западные районы страны с центром Пакистана. На всем протяжении магистраль имеет асфальтовое покрытие шириной 7-9 м, что обеспечивает высокие скорости движения автомобилей любой грузоподъёмности. Переправа транспорта через р. Инд в районе Дерагазихан осуществляется с помощью парома. Усиленно ведется строительство дороги Утхал — Бела — Кхоздар — Калат — Кветта. Она свяжет южный Пакистан с районами, прилегающими к афганской границе. По сообщению иностранной печати, правительство Пакистана принимает меры по развитию автодорожной сети в северных пограничных с Индией и Китаем районах.
Дорога Равалпинди — Музаффарабад — Ури (218 км) связывает столицу с г. Музаффарабад (центр Кашмира). Участок Равалпинди — Мурри (62 км) проходят в горах, ширина асфальтового покрытия 5—6 м. Движение здесь возможно со скоростью до 20 км/ч. Дорога от Мурри до Музаффарабад (95 км, ширина асфальтового покрытия 4 м) сначала проходит в горах, а затем по долине р. Джелам. Ширина проезжей части на участке Музаффарабад — Ури 6-7 м, асфальтового покрытия 3—4 м.
Как сообщается в иностранной печати, на дороге постоянно ведутся работы по поддержанию её в хорошем состоянии.
Дорога Равалпинди — Мансехра — Чилас (395 км) проходит в северных районах страны. На участке Равалпинди — Лансехра (110 км) имеется асфатьтовое покрытие шириной 7 м для двухпутного движения.
От Мансехра до Чилас дорога переходит в однопутную грунтовую с проезжей частью шириной до 4 м. По ней возможно движение автомобилей повышенной проходимости только в сухое время года. Трасса изобилует обвалами и оползнями.
Дорога Чилас — Гилгит — Балтит — Пасу — Моркхун — перевал Минтака (300 км) пересекает северные пограничные районы страны и связывает Пакистан с Китаем (провинция Синьцзян). Эксплуатируется она с 1969 года.
Участок Чилас — Гилгит (145 км) проходит по долинам рек Инд и Гилгит. Покрытие гравийное, ширина проезжей части до 4 м. На участке Гилгит — Балтит много искусственных сооружений (тоннелей, галерей, подпорных стенок, дренажей и лотков для стока воды). По участку Гилгит — Пасу возможно одностороннее движение автомобилей повышенной проходимости. Участок Пасу — перевал Митака (4700 м над уровнем моря) сложен даже для автомобилей высокой проходимости.
Дорога Гилгит — Скарду (215 км) асфальтированная, проходит в горной местности, в долине р. Инд (ширина проезжей части 4 м). Она сдана в эксплуатацию в 1968 году. Здесь возможно круглогодичное движение грузовых автомобилей со скоростью до 20 км/ч.
Дорога Пасу — Моркхун — перевал Хунджераб (160 км) сдана в эксплуатацию в 1971 году, построена с помощью китайских военно-строительных частей. Трасса проложена в горах на высоте 2500 — 3000 м над уровнем моря. Ширина полотна 8—10 м, покрытие гравийное, обработанное битумом.
На дороге много тоннелей, мостов и других искусственных сооружений, на всем её протяжении оборудованы заправочные станции и автомобильные стационарные мастерские. На ней обеспечивается двустороннее движение транспорта в течение всего года.
В 1968 году принята шестилетняя программа реконструкции существующих и строительства новых автомобильных дорог. В соответствии с этой программой в 1974 году начато строительство автомагистрали «север — юг», которая должна связать Карачи с пограничной провинцией Пешаваром (протяжённость 1300 км). Она пройдет по правобережной стороне реки Инд и сократит существующий автомобильный путь между Пешаваром и Карачи почти на 500 км.
Железные дороги Пакистана
Железнодорожный транспорт занимает первое место по объёму перевозок в стране.
С Индией Пакистан связывают пять железнодорожных маршрутов: Сиалкот — Джамму, Паровал — Амритсар, Лахор — Амритсар, Касур — Фирзапур и Хайдарабад — Мунабао, а с Ираном один: Мирджава — Захедан.
Средняя плотность железных дорог на 100 кв.км. составляет 1,07 км. Размещены они неравномерно. Наиболее густая железнодорожная сеть создана в Пенджабе, а в Белуджистане имеется только одна железнодорожная линия.
Общая протяжённость железных дорог Пакистана по состоянию на 1 января 1976 года около 8600 км, из них с колеей 1676 мм — 7500 км, 1000 мм — 445 км и 762 мм — 612 км.
В эксплуатации находится 720 паровозов, 410 тепловозов, 32 электровоза, более 33 100 пассажирских и багажных вагонов и 38 000 товарных вагонов и платформ. В стране более 850 железнодорожных станций.
Железные дороги в сутки пропускают более 400 пассажирских поездов. Пропускная способность железнодорожных направлении, по оценке иностранных специалистов, низкая и составляет на однопутных участках 12—20 пар поездов и на двухпутных 30—50 пар.
По сведениям иностранной печати, пропускная способность железных дорог сдерживается паромными переправами, особенно на крупных водных преградах, а также значительным количеством искусственных сооружений (мосты, тоннели, акведуки и т д.), требующих ремонта. Частые наводнения, ураганные ветры и высокая влажность воздуха нередко вызывают разрушения и повреждения земляного полотна и верхнего строения пути. Наибольший вес поезда на линиях с широкой колеей 1500 — 2000 т, нагрузка от оси вагона на рельс 21,5 т.
Дороги в основном однопутные, за исключением двухпутного участка Карачи — Лодхран (900 км) и небольших участков в районе Лахор, Равалпинди и Чаман. Электрифицирован только участок Лахор — Ханевал длиной 285 км.
Железная дорога Ланди — Котал — Пешавар — Равалпинди — Лахор — Мультан — Рохри — Карачи (около 1800 км) соединяет афгано-пакистанскую границу на севере с южным портом и военно-морской базой Карачи. Она имеет широкую колею (1676 мм), участок Лодхран -Рохри — Котри — Карачи двухпутный.
Железная дорога Чаман — Кветта — Джакобабад — Шахдадкот — Даду — Котри (850 км) связывает афгано-пакистанскую границу с узловой станцией Котри, расположенной на основной магистрали страчы (Ланди — Котал — Карачи). Ширина колеи 1676 мм.
Железная дорога Спезанд — Далбандин — Мирджава — Захедан (690 км) ширококолейная, проходит вдоль афганской границы и выходит на границу с Ираном (станция Мирджава).
Железная дорога Хайдарабад — Мунабао (Индия) протяжённостью 200 км связывает южные районы страны с Индией. Ширина колеи 1000 мм. Ведётся строительство железнодорожной линии Кашмор — Дерагазихан. К началу 1974 года построен участок дороги Дерагазихан — Раджан длиной 114 км. С завершением строительства линии Кашмор — Дерагазихан Пакистан получит вторую магистральную железную дорогу, которая соединит побережье Аравийского моря с Равалпинди.
В настоящее время на территории Ирана строится железная дорога от Керман до Захедан, которая позволит связать железные дороги Пакистана и Турции через Иран. Таким образом, три страны военного блока СЕНТО (Турция, Иран и Пакистан) будут иметь единую железнодорожную систему, что должно, по мнению руководства блока, укрепить его в экономическом, политическом и особенно в военном отношении.