— крупное государство Западной Европы — принадлежит к числу капиталистических держав, располагающих атомным оружием и значительными вооружёнными силами. Франция является членом , активным участником «Общего рынка» и ряда других международных союзов и объединений.

В 1966 году страна вышла из военной организации блока НАТО, добилась ликвидации сети американских военных баз, складов и других объектов на своей территории. Вместе с тем, оставаясь в политической организации этого блока, Франция продолжает поддерживать тесные связи с остальными странами — участницами НАТО в различных областях, включая и военное сотрудничество.

Во Франции ассигнуются значительные средства на военные цели. Военный бюджет в 1976 году составил 50 млрд. франков. Существенно возрастут военные ассигнования в 1977—1982 годах. Так, в 1977 году предусматривается выделить свыше 58,4 млрд., а в 1982 году — 114 млрд. франков. Особое место в планах развития вооружённых сил отводится наращиванию ракетно-ядерного потенциала.

В настоящей статье на основе данных зарубежной печати кратко рассматриваются физико-географические условия, население и государственное устройство, промышленность, сельское хозяйство и другие элементы инфраструктуры Франции (рис. 1).

Основные элементы инфраструктуры Франции
Рис. 1. Основные элементы инфраструктуры Франции

Физико-географические условия Франции

Франция расположена в западной части Европейского континента. Ей принадлежат также крупный о. Корсика, расположенный в Средиземном море, мелкие прибрежные острова и несколько заморских департаментов и территорий. Протяжённость страны с севера на юг 960 км, с востока на запад 920—970 км. По площади (551 тыс. кв. км) Франция занимает первое место среди западноевропейских государств и превосходит Великобританию и , вместе взятые.

На севере Франция омывается водами проливов Ла-Манш и Па-де-Кале, которые отделяют её от Великобритании, на западе — водами Бискайского залива и на юге — Средиземного моря. Она имеет сухопутные границы с Бельгией, Люксембургом, ФРГ, Швейцарией, Италией и Испанией. Общая протяжённость сухопутных границ 2070 км, морских 3100 км. Значительная часть границ страны проходит по гористой местности (на востоке — Альпы, на северо-востоке — Вогезы, на юго-западе — Пиренеи).

Рельеф страны разнообразен: 60% площади приходится на равнины и низменности, около 35% — на средневысотные и низкие горы и 5% — на высокие горы — Альпы и Пиренеи.

Вдоль побережья от франко-бельгийской границы до Пиренеев широкой пологой простираются Северо-Французская, Гароннская и Луарская низменности. Они имеют холмистую поверхность, изрезанную речными долинами. Значительная по величине низменность находится также в провинции Лангедок, в прибрежной зоне французского Средиземноморья.

На северо-востоке расположены невысокие горы Вогезы и Арденны. Примерно 1/6 часть территории страны занимает Центральный Французский массив, который полого наклонен с юго-востока на северо-запад. Юго-восточный край массива круто обрывается к долине р. Рона и равнине Лангедока.

Французские Альпы, являющиеся высочайшими горами Европы, расположены к востоку от р. Рона. Северная часть их — Савойские Альпы — поднимается то высоты 3000 — 4000 м и покрыта вечными снегами и ледниками. На границе с Италией находится высшая точка Западной Европы — гора Монблан (4807 м).

Севернее р. Рона и Женевского озера по границе с Швейцарией возвышаются горы Юра. На юго-западе Франции находятся северные склоны Пиренейских гор, высота которых здесь достигает 3300 м.

Морские берега изрезаны слабо. Берега проливов Па-де-Кале и Ла-Манш невысокие, но крутые, с уступами; Бискайского залива — низменные и пологие; Средиземного моря к западу от р. Рона — низменные, к востоку — высокие и скалистые.

Франция имеет относительно густую и разветвлённую речную сеть. Многие реки берут начато в Центральном массиве. К крупнейшим рекам относятся Луара (1020 км), Рона (812 км) с притоком Сона, Сена (776 км) с основными притоками Марна и Уаза, Гаронна (647 км) и Дордонь. Большинство рек удобно для судоходства. Важное транспортное значение имеет р. Рейн. На р. Рона и её альпийские притоки приходится около 50% потенциальных запасов гидроэнергии страны.

Почвенный покров и растительность страны разнообразны. Для низменностей характерны бурые лесные почвы, для горных районов — бурые горнолесные.

Лесные массивы сохранились в горах восточной части страны (Вогезы, Юра, Альпы). Сосновые массивы занимают песчаные пустоши Ланд в юго-западной Франции. Дубовые и каштановые леса распространены в Альпах и Пиренеях до высоты 800 м. На Средиземноморском побережье имеются крупные массивы труднопроходимых зарослей низкорослых деревьев и кустарников (маквис и гарига) высотой до 2 м.

Климат в основном умеренно тёплый, морской, мягкий. Особенно такой климат типичен для Бретани, где изобилуют пасмурные дни с сильными ветрами; средняя температура июля +17°, января +7°. На большей части страны зимой держится плюсовая температура, снеговой покров отсутствует, реки не замерзают.

Средняя температура января в Париже около +3°. Для Альп, Пиренеев и Центрального массива характерны сильные ветры, низкие зимние температуры, длительный снеговой покров и обилие осадков. В средиземноморских районах климат субтропический, с тёплой влажной зимой и жарким сухим летом.

Среднегодовое количество осадков 600—1000 мм. На склонах гор и возвышенностей, обращённых к Атлантическому океану, выпадает до 2000 мм. Менее 600 мм осадков выпадает в междуречье Сены и Луары, в долинах рек Рейн и Рона и на Средиземноморском побережье.

Население и государственное устройство Франции

Общая численность населения страны 53,3 млн. человрк, средняя плотность около 95 человек на 1 кв. км, городское население составляет 70%.

Основная часть населения — французы (90%). На п-ове Бретань проживают бретонцы, на севере, в приграничных с Бельгией районах, — фламандцы, на юго-западе, у границы с Испанией, — баски, у восточных отрогов Пиренеев — каталонцы. Иностранцы составляют 6,6% всего населения (2,8 млн. человек).

Подавляющее большинство верующих — католики. Церковь отделена от государства.

Численность самодеятельного населения около 20,6 млн. человек, из них около 80% — лица наёмного труда, остальная часть — предприниматели, мелкие хозяева и ремесленники.

Столица страны — Париж (около 3 млн. жителей), население Большого Парижа свыше 9 млн. человек. К наиболее крупным городам относятся: Марсель (894 тыс.), Лион (535 тыс., с пригородами свыше 1 млн.), Тулуза (380 тыс.), Бордо (271 тыс.), Нант (215 тыс.), Страсбург (254 тыс.), Сен-Этьенн (210 тыс.), Гавр (201 тыс.).

В административном отношении Франция состоит из 95 департаментов, которые делятся на округа, округа — на кантоны, состоящие из коммун.

Главой республики является президент, избираемый всеобщим прямым голосованием сроком на семь лет абсолютным большинством голосов. Президент назначает премьер-министра и членов правительства без утверждения их парламентом, является верховным главнокомандующим вооружёнными силами. Он имеет право распускать Национальное собрание, назначать новые выборы и принимать в случае необходимости чрезвычайные меры. В настоящее время президентом является Валери Жискар д’Эстэн, избранный на этот пост 19 мая 1974 года.

Законодательная власть осуществляется парламентом, состоящим из двух палат: Национального собрания и сената. 490 депутатов Национального собрания избираются на пять лет по мажоритарной системе в два тура. Сенат избирается косвенным голосованием сроком на девять лет, через каждые три года его состав обновляется на 1/3.

По конституции 1958 года создан Конституционный совет для контроля за её соблюдением. В совет входят девять членов, назначенных на девять лет, и все бывшие президенты республики пожизненно.

Исполнительная власть осуществляется президентом и советом министров.

Основные политические партии:

  • Французская коммунистическая партия образована в 1920 году, самая крупная и организованная партия (150 тыс. членов), отстаивает интересы рабочего класса и всех трудящихся.
  • Социалистическая партия (140 тыс. человек) создана в 1971 году на объединённом съезде Социалистической партии с Конвентом республиканских институтов и рядом других левых организаций.
  • Объединение в поддержку республики (до декабря 1976 года — Союз демократов в защиту республики — ЮДР, 238 тыс. членов) — буржуазная партия, основана в 1962 году в результате слияния партии Союз за новую республику и Демократический союз труда.
  • Демократический центр (50 тыс. членов) — правая буржуазная партия, образована в 1960 году.
  • Движение левых радикалов (12 тыс. членов) — политическая группировка, играет незначительную роль в политической жизни страны.
  • Национальная федерация независимых — правая буржуазная партия, основана в 1966 году.
  • Объединённая социалистическая партия (ОСП, 10 тыс. членов) создана в 1960 году, пользуется некоторым влиянием среди части интеллигенции и студенчества.

Природные ресурсы Франции

Недра Франции богаты железной рудой, бокситами, каменным углём, калийной и поваренной солью; имеются также небольшие месторождения нефти, газа и урановых руд. Крупный железорудный бассейн тянется западнее р. Мозель от г. Нанси до границы с Люксембургом. По запасам и добыче железной руды Франция стоит на первом месте в Западной Европе. Ежегодно экспортируется до 20 млн. т. железной руды (главным образом в Бельгию, ФРГ и Люксембург).

Основные месторождения каменного угля находятся в Северном бассейне, Лотарингии и Центральном массиве. Однако своего коксующегося угля не хватает, и он ввозится из Рура и Саара (ФРГ).

Добыча боксистов ведётся в департаментах Вар и Эро.

Промышленность Франции

Франция — высокоразвитая индустриально-аграрная страна, располагающая значительным военно-промышленным потенциалом.

По объёму промышленного производства, обороту внешней торговли и по вывозу капитала Франция занимает пятое место в капиталистическом мире после Японии, ФРГ и Великобритании её удельный вес в общем объёме промышленного производства капиталистических стран составляет около 5%.

В стране национализированы угольная промышленность, железные дороги и частично авиационный транспорт, автомобилестроение и авиастроение.

Ведущими отраслями промышленности являются металлургия, машиностроение, химическая, горнорудная, а также отрасли, связанные с переработкой сельскохозяйственного сырья. Свыше 80% стоимости экспорта приходится на долю промышленной продукции.

В 1974 году во Франции добыто и произведено 23 млн. т. каменного угля, 1,1 млн. т нефти, 11,1 млрд. куб. м. природного газа, 54 млн. т железной руды, 27 млн. т стали, 22,5 млн. т чугуна и 180 млрд. кВт-ч электроэнергии.

По выплавке стали и чугуна Франция занимает четвертое место в Западной Европе. Основные центры чёрной металлургии размещены в городах Агоданж, Дюнкерк, Мардик, Омон, Нёв-Чезон, Ле-Крезо, Реон, Тьонвиль и Фос-сюр-Мер.

Важнейшими отраслями являются транспортное машиностроение и электротехника. Хорошо развиты судостроение (крупные верфи в Сен-Назере, Марселе, Гавре и Бордо), химическая и текстильная промышленность.

Высокий уровень развития экономики и научно-технические достижения позволили развернуть в стране производство новейших образцов оружия и военной техники. франция занимает второе место среди западноевропейских стран по производству авиационной и ракетно-космической техники. Эта отрасль представляют национальное авиаракетно-космическое промышленное объединение «Аэроспасьяль» и государственная двигателестроительная компания CHEKMA, а также свыше 120 различных компаний, насчитывающих более 100 заводов и предприятий.

Основные предприятия объединения «Аэроспасьяль» находятся в районах городов Париж, Бурж, Марсель, Тулуза, Бордо, Сен-Назер, Нант, Мариньян и в некоторых других.

Авиадвигатели для самолётов и вертолётов, силовые установки для ракетно-космической техники выпускает также компания «Турбомека».

Компания специализируется на разработке и производстве управляемых и неуправляемых снарядов, различного оборудования для ракетной и космической техники.

Быстрыми темпами развивается атомная промышленность, основным производственным центром которой является Маркуль (департамент Гар). Крупный научно-исследовательский атомный центр создан в Сакле (15 км юго-западне Парижа). На французских заводах изготовляется различное специальное оборудование для атомных предприятий. Крупные капиталовложения направляются на строительство атомных электростанций.

Франция экспортирует машины и оборудование, самолёты, суда, автомобили, сталь, вооружение и предметы лёгкой промышленности. В страну ввозится нефть, кокс, каучук, деловая древесина, руды и концентраты цветных металлов.

Сельское хозяйство Франции

Сельское хозяйство — крупнокапиталистическое, высокомеханизированное, интенсивное, почти полностью удовлетворяет потребности страны в продовольствии. В ЕЭС Франция является ведущим экспортёром продовольственного зерна, молочных продуктов и вин.

Около 65% доходов от сельского хозяйства даёт животноводство, которое специализируется на разведении крупного рогатого скота.

Около половины пахотной площади занято зерновыми культурами, в основном пшеницей. Виноградные плантации сосредоточены на юге — в провинции Лангедок и других.

Развито морское рыболовство. В прибрежных водах ведётся лов сардин, макрели и тунца, а в Северной Атлантике — сельди и трески. Ежегодный улов рыбы и добыча морского зверя составляют около 790 тыс. т.

Аэродромная сеть Франции

Как сообщает иностранная печать, на территории Франции построено 400 аэродромов, гидроаэродромов и посадочных площадок с ВПП длиной от 500 м и более. Из этого количества для использования боевой и транспортной авиацией считаются пригодными около 100 аэродромов, имеющих ВПП свыше 1800 м и соответствующее аэронавигационное оборудование.

Аэродромы, предназначенные для базирования стратегической и тактической авиации, как правило, имеют одну капитальную BПП длиной не менее 2400 м и шириной 45 м, рулёжные дорожки, групповые и одиночные стоянки самолётов, склады боеприпасов и ГСМ, различные сооружения для личного состава и техники. Всего насчитывается около 50 таких аэродромов.

В целях повышения живучести авиации на аэродромах сооружаются специальные укрытия для защиты самолётов от авиабомб, реактивных снарядов и других средств поражения.

По сведениям французской печати, основными аэродромами базирования стратегической авиации являются Авор, Истр-ле-Тубе, Казо, Крей (Саили), Карита (Оранж), Люксви-ле-Бен, Мон-де-Марсан, Сен-Дизье и Эпинуа (Камбре).

К крупным аэродромам, которые могут быть использованы тактической и транспортной авиацией, относятся: Бельфор, Бретиньи, Бруа-ле-Нем, Дамблен, Дижон, Гренобль, Люр, Ле-Бурже, Мирекур, Мелен, Мервиль, Мец, Коньяк, Кольмар, Нанси, Сен-Симон, Страсбург, Туль-Розьер, Эвре, Этен и некоторые другие.

Морская авиация располагает шестью аэродромами: Ландивизьо, Йер, Ланн-Бигуэ, Ним-Гарон, Сен-Мандрие и Ланвеок-Пульмик.

Военно-морские базы и порты Франции

Для развёртывания и обеспечения боевой подготовки и повседневной деятельности сил флота во Франции оборудовано пять военно-морских баз: Брест (рис. 2), Лориан, Ла-Палис, Тулон и Шербур. Атомные ракетные подводные лодки базируются в пункте Иль-Лонг. Кроме того, имеется значительное количество морских портов, которые также могут быть использованы в интересах ВМС.

Военно-морская база Брест
Рис. 2. Военно-морская база Брест

Некоторые военно-морские базы и основные порты в последние годы были реконструированы: увеличен причальный фронт, модернизировано погрузочно-разгрузочное оборудовании, расширены склады ГСМ или построены новые, проведены дноуглубительные работы в гаванях и фарватерах.

По мнению иностранных военных специалистов, созданная сеть военно-морских баз и портов в основном обеспечивает потребности командования в рассредоточенном базировании сил флота.

Противовоздушная оборона Франции

Противовоздушная оборона Франции обеспечивается активными и пассивными средствами. К активным средствам относятся истребительная авиация ПВО, тактические ВВС и авианосная авиация ВМС, а также ЗУР и зенитная артиллерия сухопутных войск.

Массивные средства предназначены для обнаружения, оповещения и сбора тайных о воздушной обстановке, а также для управления наведением истребителей и зенитных средств на цель. Для повышения эффективности использования радиолокационных постов и систем управления территория страны разделена на четыре сектора ПВО: Северный, Северо-Восточный, Юго-Восточный и Юго-Западный.

В каждом секторе ПВО имеются: оперативный центр, центр управления и оповещения, посты обнаружения (за исключением Северо-Восточного).

Общее руководство всеми имеющимися средствами ПВО осуществляет штаб противовоздушной обироны страны, расположенный в Таверни (район Парижа).

Пути сообщения и транспорт Франции

Франция располагает достаточно развитой сетью наземных транспортных коммуникаций, включающей железные и автомобильные дороги, внутренние водные пути, а также трубопроводы.

Железные дороги принадлежат национальному обществу железных дорог (СНЦФ).

Пo опубликованным в иностранной печати данным, общая протяжённость эксплуатируемых железнодорожных линии составляет 34 830 км (ширина колеи 1435 мм), из которых 9330 км электрифицировано. На основных магистралях уложены двухпутные (около 16 тыс. км), а при подходе к Парижскому узлу — многопутные линии.

Сеть железных дорог распределена по всей территории страны. Наибольшая плотность их в Парижском районе, северной и северо-восточной частях территории страны. Главные железнодорожные магистрали: Брест — Ренн — Ле-Ман — Париж; Шербур — Париж; Гавр — Руан — Париж; Париж — Амьен — Кале; Париж — Сен-Кантен — Мобеж — Моне (); Париж — Реймс — Нанси — Страсбург; Париж — Дижон — Лозанна (Швейцария); Париж — Орлеан — Лимож — Тулуза — Нарбон; Париж — Тур — Бордо — Байонна; Дижон — Лион — Марсель — Ницца и далее в Италию.

Железнодорожная сеть Франции хорошо связана с железными дорогами соседних стран.

Иностранные специалисты считают, что французские железные дороги по своему техническому состоянию находятся на достаточно высоком уровне. Максимальная нагрузка на ось подвижного состава 23 т, скорости движения пассажирских поездов до 160 км/ч. В качестве балласта используется щебень, галька и песок. Рельсы применяются двух типов: 46—50 кг/пог. м и 60 кг/пог. м стандартной длиной 24 м; широкое распространение получили сварные рельсы длиной до 800 м. Ведутся работы, направленные на дальнейшее увеличение пропускной способности железных дорог, повышение скорости движения пассажирских поездов до 200 км/ч (на направлениях Париж — Лион и Париж — Бордо).

На французских железных дорогах внедрены системы диспетчерской централизации, ЭВМ и другие счётно-решающие устройства.

Подвижной состав насчитывает около 2300 электровозов, 3500 тепловозов, 100 паровозов и 300 тыс. вагонов.

Автомобильные дороги Франции

Вопросам технического состояния, развития и совершенствования автодорожной сети придаётся важное значение.

В настоящее время общая протяжённость автодорожной сети страны составляет почти 1.5 млн. км. По существующей в стране классификации автомобильные дороги подразделяются на скоростные автомагистрали (3000 км), государственные или национальные (около 89 000 км), департаментские (свыше 280 000 км) и коммунальные (более 400 000 км). Для каждой категории дорог приняты свои обозначение и номер.

Автомагистрали отвечают международным стандартам и обеспечивают двухрядное двустороннее движение (ширина полотна 30—34 м), имеют разделительную полосу и полосы безопасности; в чертах пересечений оборудованы виадуки и съезды; скорость движения транспорта по автомагистралям достигает 150 км/ч.

Основные скоростные автомагистрали: Париж — Лилль — Дюнкерк; Париж — Руан; Париж — Тур; Париж — Лион — Оранж — Марсель; Лион — Шамбери; Марсель — Ницца.

Национальные дороги имеют ширину проезжей части 7, 10 и 12 м и расчётную пропускную способность 5 000 — 14 000 автомобилей в сутки.

Осуществляется перспективный план (на 1971—1985 годы) развития дорог этой категории. Предусматривается построить 25 000 км национальных дорог, усовершенствовать магистрали, связывающие Париж с промышленными и сельскохозяйственными центрами, а также с сопредельными странами.

Наиболее крупными узлами автомобильных дорог являются: Париж, Лилль, Бордо, Лион, Тулуза, Нанси, Реймс, Лимож, Орлеан.

По мнению зарубежных специалистов, французские автомобильные дороги, несмотря на их разветвлённость, не в полной мере отвечают современным требованиям, по степени оборудования и техническому состоянию уступают дорогам таких стран, как ФРГ и .

Автомобильный парк страны в 1975 году насчитывал: легковых автомобилей — около 16 млн., автобусов — 50 тыс., грузовых и специальных автомобилей — 2,1 млн., автотягачей и тракторов — 90 тыс., прицепов — 388 тыс., полуприцепов — 121 тыс. Общая грузоподъёмность грузовых автомобилем составляет 7,0 млн. т. На 1000 жителей приходится 300 автомобилей.

Внутренние водные пути Франции

Франция располагает довольно густой и разветвлённой сетью внутренних водных путей. И общая протяжённость около 8600 км (на каналы приходится 4700 км, на реки — 3900 км). В последние годы произведены значительные работы по модернизации и улучшению судоходства на реках и каналах, по реконструкции речных портов и обновлению парка судов.

Основные водные пути проходят по рекам Сена, Шельда, Маас, Сона, Рона, Рейн, Марна, Уaзa, каналам Сен-Сактен, Северный, Дель-Эст, Марна-Рейн, а также по Мозельскому канализированному пути.

На внутренних водных путях имеется значительное количество инженерно-технических сооружений: мостов, плотин (рис. 3), шлюзов (рис. 4, 5).

Плотина в Бужеваль на р. Сена
Рис. 3. Плотина в Бужеваль на р. Сена

В стадии проектирования находится водный путь, который соединит Северное и Средиземное моря. Значительная часть его планируется проложить по уже существующим водным магистралям.

Состав речного транспорта разнообразен — от малых самоходных и несамоходных барж, которые строились для старой системы каналов, до современных судов. Всего в стране насчитывается до 4900 различных плавучих средств.

Шлюз ТионвильРис. 4. Шлюз Тионвиль

По внутренним водным путям перевозятся строительные материалы, топливо, минеральные удобрения, сельскохозяйственные продукты, транспортные средства и другие грузы.

В общем объёме грузовых перевозок внутренние водные пути играют незначительную роль: на их долю приходится около 6% внутреннего грузооборота.

Трубопроводы Франции

В соответствии с планами НАТО на территории Франции, начиная с 1953 года, построена значительная часть системы военных трубопроводов, по которой транспортируется горючее для реактивных самолётов, автомобильный бензин и дизельное топливо. Это горючее подаётся как национальным потребителям, так и на территорию ФРГ, где сосредоточена основная группировка вооружённых сил блока.

Шлюз АпашРис. 5. Шлюз Апаш

Главные магистральные трубопроводы: Лавера — Лион — Лангр — Страсбург; Гавр — Каморе и Дюнкерк — Камбре — Лангр — Бельфор.

Кроме того, имеется трубопровод Донж — Нанси, являющийся собственностью США. Он эксплуатируется на основе двустороннего американо-французского соглашения в интересах вооружённых сил (ША в Европе.

Магистральные трубопроводы имеют трубы диаметром 102—305 мм, которые укладываются в траншею глубиной (0,6—1,0 м). На начальных участках, идущих от пунктов выгрузки горючего, укладываются трубы диаметром 305 и 254 мм.

Сеть гражданских продуктопроводов и нефтепроводов развита достаточно хорошо. Первый продуктопровод в Западной Европе был проложен во Франции в начале 60-х годов и получил наименование «Трапил». Затем он был расширен за счёт укладки параллельных и дополнительных линий. Протяжённость основной магистрали Гавр — Париж 248 км, на ней уложены три нити труб диаметром 508, 305 и 254 мм; её пропускная способность достигает 12 млн. т в год.

Вторым крупным продуктопроводом общеевропейского значения является продуктопровод Марсель — Лион — Гренобль — Женева (Швейцария). Его длина около 560 км, на трассе уложены трубы диаметром 406, 305, 251 мм; пропускная способность 1—6 млн. т в год. Остальные продуктопроводы — местного значения и используются частными фирмами.

Нефтепроводы предназначены для подачи нефти из пунктов выгрузки в морских портах к нефтеперерабатывающим заводам. Максимальный диаметр труб достигает 1016 мм; пропускная способность до 65 млн. т сырой нефти в год.

Основной международный нефтепровод Лавера (Марсель) — Лион — Страсбург — Карлсруэ (ФРГ) имеет четыре нити труб на начальном участке.

К национальным магистральным нефтепроводам относятся: Гавр — Валансьенн; Гавр — Гран-Пюн (юго-восточнее Парижа); Гавр — Пти-Куронн; Донж — Верн; Парантис — Амбес и другие.

Если по военным трубопроводам перекачивается в основном три вида топлива, то гражданские трубопроводы обеспечивают транспортировку гораздо большего ассортимента продуктов и в больших объёмах.

В целом трубопроводы считаются наиболее экономичным, аффективным и надёжным средством доставки ГСМ различным военным и гражданским потребителям.

Таковы основные аспекты, характеризующие Францию — одну из самых мощных и экономически развитых капиталистических стран Западной Европы.

Добавить комментарий