Следуя агрессивному курсу военно-политического блока , командование бундесвера продолжает дальнейшее наращивание вооружения. В связи с бурным развитием моторизации и механизации войск, ГСМ приобрели большое военное значение. В настоящее время потребление нефти в составляет 125—130 млн. т в год. К 1975 году импорт нефти в эту страну возрастёт до 155 млн. т, а к 1980 году — до 195 млн. т.

В публикуемом ниже сокращённом переводе статьи даётся краткая характеристика западногерманской нефтяной промышленности, обращается внимание на зависимость её развития от импорта нефти, на некоторых примерах показывается все более возрастающее значение горючего для бундесвера. Кроме того, в статье указываются меры, предпринимаемые правительством ФРГ по созданию дополнительных запасов нефти на случай войны. Автор вносит предложение о необходимости создания в министерстве обороны центрального управления по вопросам ГСМ.

В связи с развитием техники горючее приобретает не только экономическое, но и важное военное значение. В настоящее время большой интерес проявляется не к проблеме истощения мировых запасов нефти, а к вопросу о том, гарантируют ли сложившиеся в мире соотношения политических сил постоянные и непрерывные потоки нефти и не следует ли как с экономической, так и с военной точки зрения уделить этому вопросу большее внимание, чем это делалось до сих пор?

С 1914 по 1918 год моторизация армий в расчёте на одного солдата повысилась в среднем с 0,3—0,4 л. с. до 1,5—2,0 л. с. Уже к началу второй мировой войны на каждого солдата приходилось около 10 л. с., а в ходе самой войны моторизация армий увеличилась вдвое. В современных армиях на каждого солдата приходится до 40 л. с.

Значение горючего особенно остро было осознано в период второй мировой войны. Германский вермахт располагал тогда на крупных подземных складах запасами в 1,7 млн. куб. м нефтепродуктов и промышленность Германии производила около 3 млн. т горючего в год из угля на химических заводах. Но, как известно, в результате бомбардировок германские заводы по производству этого горючего, начиная с 1944 года, практически были полностью выведены из строя.

Потребление горючего после второй мировой войны непрерывно возрастало. Так, доля нефти в общем энергетическом балансе ФРГ увеличилась с 8,4% в 1955 году до 51,0% в 1969 году.
К сожалению, в настоящее время на проводимых командно-штабных и других учениях опыт прошлого и экономические факторы, касающиеся горючего, часто полностью игнорируются.
Обеспечение бундесвера горючим нельзя рассматривать изолированно от нефтяной промышленности ФРГ, а последнюю — от состояния нефтяного хозяйства Западной Европы в целом.

История нефти всегда была связана с политикой силы и войнами. Начальная стадия развития нефтяной промышленности сопровождалась борьбой за рынки сбыта. В настоящее время речь идёт уже не о сбыте нефти, а об участии в разработке нефтяных месторождений, постройке транспортных путей и переработке нефти в готовые продукты.

Для стран Западной Европы, и особенно для ФРГ, характерны высокая потребность в нефти и низкий уровень её добычи.

На Ближнем Востоке и в Северной Африке имеются страны, которые располагают богатейшими месторождениями нефти, хотя сами потребляют её в незначительных количествах. Поэтому очевидно, что именно эти районы и в дальнейшем будут в центре внимания политических кругов стран мира.

Насколько Западная Европа зависит от этих источников энергии, показал ближневосточный кризис 1967 года. Западно-европейские страны не смогли отказаться от нефти, являющейся жизненно важным сырьём для их промышленности, поэтому они были вынуждены после закрытия Суэцкого канала транспортировать нефть вокруг африканского континента. Из этого можно сделать вывод, что постоянно повторяющиеся кризисы на Ближнем Востоке связаны, видимо, ещё и с тем, что в этих районах расположены источники энергии, необходимые для промышленности Западной Европы на ближайшие десятилетия.

Западногерманская экономика также в значительной степени зависит от импорта нефти. В 1970 году потребление нефти в ФРГ достигло 125 млн. т, что удовлетворило приблизительно 51% общих потребностей (в первичных источниках энергии). Добыча собственной нефти постоянно уменьшается и составляет в настоящее время примерно 7% от общих потребностей страны. Следовательно, 93% всех нужд ФРГ в нефти должны обеспечиваться за счёт импорта. К 1975 году эти потребности составят 155 млн. т, а к 1980 году они возрастут приблизительно до 195 млн. т. За счёт нефти предполагается обеспечить примерно 55% общих потребностей страны в первичных источниках энергии.

Около 75% западногерманских потребителей нефти снабжаются крупными международными монополиями, которые располагают собственными нефтяными промыслами и значительным танкерным флотом.

Импортируется нефть в ФРГ из следующих географических районов: около 48% приходится на страны Северной Африки (Ливию и Алжир), 32,5% — на страны Ближнего Востока, остальная часть — на Западную Африку, Латинскую Америку (Венесуэлу) и некоторые другие страны.

Транспортировка нефти имеет свои трудности. Внутри Западной Европы большая часть нефти подаётся по мощным трубопроводам. Наполнение этих трубопроводов нефтью производится в пунктах её выгрузки в портах. Поэтому от портов к странам добычи нефти пролегает дорогостоящий транспортный путь, обслуживаемый танкерным флотом. Перевозка нефти с помощью танкеров подвергалась ранее и может подвергаться в будущем определённому риску.

Осложнения в международной обстановке заставляют в первую очередь позаботиться об обеспечении горючим вооружённых сил. Из этого следует, что в военном деле данному вопросу нужно уделять самое большое внимание. Было бы неправильным приравнивать горючее по своему значению к одному из многочисленных предметов ежедневного потребления войсками. Сотрудники же службы тыла до сих пор одинаково относятся как к вопросам обеспечения боеприпасами, продовольствием, обмундированием, так и горючим.

Достаточное обеспечение войск боеприпасами имеет большое значение. Важными предметами ежедневного потребления являются также продовольствие и обмундирование, но их недостача не так ощутима. Складирование, транспортировка и распределение продовольствия и обмундирования по сравнению с горючим не представляют особых трудностей. Нехватку продовольствия или обмундирования на определённом участке фронта можно восполнить за счёт местных ресурсов.

Иначе обстоит дело с горючим, которое зависит от импорта сырой нефти, её переработки на нефтеперерабатывающих заводах, складирования нефтепродуктов, их транспортировки по трубопроводам, в вагонах-цистернах и автоцистернах. Горючее — огнеопасно. Склады горючего, трубопроводы и различные транспортные средства могут быть выведены из строя в результате диверсий. Горючее для двигателей нельзя заменить каким-либо другим первичным источником энергии.

Даже в мирное время горючее занимает особое место в системе снабжения. В каждой армии производится складирование вооружения и военных материалов, но использование их незначительно. С другой стороны, в мирное время именно горючее используется в больших количествах для боевой подготовки войск. Так, например, военно-воздушные силы на боевую подготовку частей расходуют больше горючего, чем в некоторых оборонительных операциях военного времени. Но, к сожалению, не везде ещё признано, что горючее в количественном отношении стало важнейшим материально-техническим средством каждой современной армии, в том числе и бундесвера. Отсутствие горючего приведёт к парализации армии.

Утверждение о том, что армия, проводящая оборонительные операции, меньше нуждается в горючем, чем та, которая ведёт наступательные действия, не основательно. Горючее необходимо самолётам, танкам и кораблям. Кроме того, нужно учитывать, что в настоящее время почти все современные системы оружия питаются электрической энергией, которую вырабатывают агрегаты. И если такие источники энергии выйдут из строя, то будет бездействовать и вся электронная техника.

По оценке американских специалистов, на горючее будет приходиться до 60% запасов материальных средств. Во Вьетнаме, хотя эта война имеет ярко выраженный воздушный характер, на горючее приходится 70% всех материально-технических средств американских сухопутных войск.

Из вышесказанного можно прийти к выводу о необходимости создания в системе службы материально-технического обеспечения мощной, чётко действующей организации, которая занималась бы исключительно вопросами горючего. Однако в западногерманском бундесвере до сих пор нет такого центрального органа. В министерстве обороны имеется восемь секций, которые в той или иной степени занимаются вопросами обеспечения горючим. По мнению руководящих лиц, в бундесвере необходимо учредить центральное управление, которое отвечало бы за обеспечение горючим так, как это делается в армиях других стран—участниц НАТО.

В главном штабе вооружённых сил создана специальная секция, которая занимается разработкой основных положений материально-технического обеспечения горючим, а также координирует снабжение бундесвера горючим.

В бундесвере на случай войны имеются запасы горючего, которых будет достаточно для ведения боевых действий в течение нескольких суток. Учитывая трудности, возникшие при закупке горючего во время ближневосточного кризиса 1967 года, военное командование решило создать дополнительные запасы горючего, предназначенные специально для обеспечения боевой подготовки в мирное время.

Горючее распределяется по видам вооружённых сил.

В 1970 году потребление горючего распределялось следующим образом: ВВС — 59%, сухопутные силы — 28%, ВМС — 15%. Но, исходя из различия боевых заданий, потребность в горючем при некоторых обстоятельствах определяется главным штабом вооружённых сил.

Правительство ФРГ направляет усилия на пополнение запасов горючего на случай возникновения кризисов невоенного характера (на случай войны запасы горючего создаются на основании специального закона) путём создания дополнительных запасов сырой нефти в бывших соляных копях. Мероприятия такого рода следовало бы проводить параллельно по линии бундесвера. Намечается создать в бывших соляных копях государственные запасы готовых нефтепродуктов или сырой нефти, которые находились бы в ведении высшего военного командования.

Необходимо подготовить дополнительные мероприятия по обеспечению западногерманского бундесвера горючим на тот период, когда запасы его будут исчерпаны. В этой связи важнейшее значение приобретают системы трубопроводов НАТО, предназначенные для транспортировки готовых нефтепродуктов для вооружённых сил НАТО.

Система западногерманских нефтепроводов включает шесть нефтепроводов: Вильгельмсхафен—Кёльн (северо-западный), Роттердам — Рейн, Рейн — Дунай, Лавера—Карлсруэ (южно-европейский), Генуя—Ингольштадт (центрально-европейский) и Триест—Ингольштадт (трансальпийский).

Итак, важной задачей командования является обеспечение бундесвера горючим в достаточном количестве на случай войны. Но создание в определённом районе слишком больших запасов горючего, которыми в чрезвычайной обстановке невозможно будет маневрировать, опасно и неразумно.

Добавить комментарий