В ФРГ ГО получила своё правовое оформление в октябре 1957 года, когда был принят «Первый закон о мероприятиях по защите гражданского населения». Однако осуществление мероприятий в области гражданской обороны практически началось с момента образования Федеративной Республики Германии (сентябрь 1949 года). Так, уже с 1951 года различными статьями федерального бюджета предусматривалось выделять растущие из года в год ассигнования на ГО. В июле 1955 года правительство ФРГ одобрило «Временную программу противовоздушной обороны», которая впоследствии легла в основу первого закона о гражданской обороне. Эта программа была составлена с учётом опыта второй мировой войны, новых средств вооружённой борьбы и систем ГО в других странах. В ней, в частности, отмечалось, что в основу всех мероприятий в области гражданской обороны должно быть положено прежде всего строительство достаточного количества защитных сооружений, а также хорошо организованная самозащита населения. В программу входили также подготовка населения к защите от возможного воздушного нападения вероятного противника; создание эффективной службы предупреждения и оповещения ПВО в условиях применения современных видов оружия; создание, оснащение и обучение органов вспомогательной службы ПВО; накопление запасов медикаментов для населения на случай войны.
Согласно принятому в 1957 году первому закону о ГО под гражданской обороной ФРГ принято понимать заблаговременно проводимый государством комплекс мероприятий, являющийся частью общих военных приготовлений страны. Круг задач гражданской обороны в последующем был расширен и дополнен рядом законов и постановлений с учётом современных требований. Была также определена структура системы ГО и её основные элементы.
В соответствии с положениями, опубликованными в Белой книге, на гражданскую оборону ФРГ возлагаются следующие основные задачи: обеспечение непрерывной деятельности правительственных и местных органов власти, защита гражданского населения, организация бесперебойной работы систем снабжения населения и экономики, взаимодействие с вооружёнными силами и оказание им помощи.
Задача по обеспечению непрерывной деятельности правительственных и местных органов власти предусматривает заблаговременную разработку и подготовку мероприятий на период кризисных ситуаций (война, стихийные бедствия, производственные катастрофы и т. п.), которые будут способствовать сохранению правительственными и местными органами власти своей дееспособности. Она предполагает:
поддержание внутреннего порядка и законности;
разработку планов оповещения гражданского населения;
организацию связи, позволяющей в любое время передавать информацию руководящим органам об обстановке в стране, а исполнительным органам распоряжения по защите населения от грозящей опасности или по ликвидации её последствий.
Подготовленные для этого линии и оборудование систем телефонной, телетайпной и радиосвязи используются уже в условиях мирного времени. Важным элементом, способствующим отработке всего комплекса мероприятий, является разработка и проведение учений по гражданской обороне.
Защита гражданского населения включает:
- организацию самозащиты населения;
- создание службы предупреждения и оповещения;
- возведение системы убежищ и укрытий; медицинское обеспечение населения, в том числе накопление запасов медикаментов (рис. 1) и подготовку соответствующего контингента медицинского персонала, а также мероприятия по развёртыванию дополнительных медицинских учреждений.
Рис. 1. Запасы медикаментов на одном из складов ГО ФРГ
Организация бесперебойной работы систем снабжения населения и экономики предусматривает в первую очередь удовлетворение потребностей важнейших государственных и военных органов и отраслей экономики в людских ресурсах, мероприятия по обеспечению населения продовольствием, а экономики всеми видами сырья, топлива и энергии, а кроме того, бесперебойную работу почты, транспорта и средств связи.
Важное место в системе гражданской обороны отводится вопросу взаимодействия с вооружёнными силами и оказания им необходимой помощи. По мнению западногерманских военных специалистов, вооружённые силы смогут выполнить свои задачи лишь в том случае, если органы гражданской обороны будут содействовать повышению их боеспособности и обеспечивать им оперативную свободу действий. В Белой книге прямо указывается, что «большинство мероприятии гражданской обороны проводится непосредственно в интересах вооружённых сил страны». В случае военного конфликта вооружённым силам потребуется дополнительный контингент личного состава и материально-технические средства (продовольствие, горюче-смазочные материалы, запасные части, транспортные средства и т. п.). Органы гражданской обороны, по мнению специалистов бундесвера, могут оказать помощь вооружённым силам по учёту, отбору и выделению людских ресурсов и материальных средств. В мирное время взаимодействие этих органов с вооружёнными силами страны отрабатывается в ходе совместно проводимых учений.
Общее руководство мероприятиями по гражданской обороне и их координирование возложено на федерального министра внутренних дел. Непосредственную ответственность за ГО несёт парламентский статс-секретарь министерства внутренних дел. За отдельные вопросы деятельности этой системы отвечают федеральные министры и главы ведомств: министр внутренних дел — за организацию гражданской обороны, за обеспечение непрерывной деятельности правительственных и местных органов власти, за водоснабжение страны; министр юстиции — за осуществление правосудия и опубликование законов; министр транспорта — за обеспечение транспортом; министр почты и связи — за деятельность почтовой службы и связи; министр экономики и финансов — за удовлетворение потребностей в необходимых материалах, в том числе имеющих важное оборонное значение, за промышленное производство, снабжение электроэнергией и обеспечение ремонта технических средств гражданского сектора, финансы; министр продовольствия, сельского и лесного хозяйства — за удовлетворение потребностей в продуктах питания, за деятельность пищевой промышленности, сельского хозяйства, лесной и деревообрабатывающей промышленности; министр труда и социального обеспечения — за организацию трудовой повинности; министр по делам молодёжи, семьи и здоровья — за систему здравоохранения; министр жилищного и городского строительства — за определённые задачи по строительству в рамках гражданской обороны; глава ведомства печати и информации при федеральном правительстве — за деятельность средств информации.
Руководство органами гражданской обороны ФРГ осуществляется по административно-территориальному принципу. Практически каждая из десяти земель страны является округом ГО.
Непосредственное выполнение задач по гражданской обороне в федеральном министерстве внутренних дел возложено на управление ГО, подчинённое парламентскому статс-секретарю. Оно осуществляет общую координацию всех организуемых в стране мероприятий, в том числе и тех, которые проводятся министром внутренних дел в области защиты гражданского населения (организация самозащиты населения, строительство убежищ, служба предупреждения и оповещения, защита от стихийных бедствий, медицинское обеспечение, регулирование перемещения населения).
Министры внутренних дел земель занимаются координированием вопросов гражданской обороны между гражданскими ведомствами и согласованием планов ГО с планами военного командования и соответствующими органами административно-хозяйственного управления бундесвера. Непосредственное её выполнение возложено на отделы гражданской обороны, созданные в министерствах внутренних дел земель. Практически они выполняют роль штабов в округах гражданской обороны.
Федеральный министр внутренних дел для связи с отделами гражданской обороны в землях имеет постоянную комиссию, в которую входят представители земель. Подобные комиссии созданы также при других федеральных министерствах, отвечающих за соответствующие вопросы гражданской обороны.
Под непосредственным руководством и контролем управления гражданской обороны в ФРГ функционирует ряд организаций и добровольных обществ и союзов, самым тесным образом связанных с прямым выполнением задач по гражданской обороне. К ним прежде всего относятся: федеральное управление защиты гражданского населения, добровольная организация — техническая вспомогательная служба (ТВС), федеральный союз самозащиты, добровольное общество пожарной охраны, Общество Красного Креста и другие.
Федеральное управление защиты гражданского населения создано и подчинено федеральному министру внутренних дел в декабре 1958 года с местом пребывания в г. Бад-Годесберг (земля Северный Рейн-Вестфалия). Этот высший федеральный орган выполняет задачи по подготовке руководящих кадров для гражданской обороны; участвует в разработке единых планов по вопросам защиты гражданского населения; занимается сбором и анализом материалов по защите населения, публикуемых как внутри страны, так и за рубежом; осуществляет научно-технические исследования в области защиты населения; решает вопросы стандартизации и организует проверку пригодности технических средств, предназначенных для защиты населения; координирует службу предупреждения и оповещения.
В тесном контакте с федеральным управлением защиты гражданского населения работает техническая вспомогательная служба, созданная в соответствии с указом от 25 августа 1953 года для ведения работ по защите от катастроф и стихийных бедствий. Ее руководители одновременно являются служащими федерального управления защиты гражданского населения, а её директор — начальником отдела этой службы в управлении.
Служба комплектуется в основном из добровольцев. В землях она имеет свои отделы, а в местных органах — отделения, которых, по данным западногерманской печати, насчитывается 559. Добровольные члены ТВС объединены в подразделения — взводы и роты различного назначения. Всего, по данным иностранной печати, в составе технической вспомогательной службы (отделах земель, местных отделениях и формированиях) насчитывается около 70 тыс. человек, в том числе около 750 штатных работников.
Основная задача ТВС в мирное время состоит в оказании технической помощи при катастрофах и авариях больших масштабов, при ликвидации общественных беспорядков, в работе общественной службы здравоохранения и транспорта. В военное время, помимо указанной, на неё в первую очередь будет возлагаться задача по эвакуации и ремонту военной техники.
Федеральный союз самозащиты работает под контролем управления гражданской обороны. Он предназначен для оказания помощи местным органам власти, а также учреждениям и предприятиям в подготовке и обучении населения методам самозащиты. Кроме того, союз ведёт широкую работу среди населения по разъяснению характера современного оружия, средств и способов защиты от него.
Высшим органом федерального союза самозащиты является главное федеральное бюро в Кёльне, которому подчинены десять земельных бюро. Союз, по данным западногерманской печати, имеет 396 бюро, из них 135 возглавляются штатными работниками, остальные 261 —добровольцами-общественниками, которым оказывают помощь в работе штатные работники союза. Районные бюро самозащиты по землям распределяются следующим образом: Бавария — 75, Баден-Вюртемберг — 55, Бремен — один, Гамбург — семь, Гессен — 35, Нижняя Саксония — 52, Рейнланд-Пфальц — 27, Саар — девять, Северный Рейн-Вестфалия — 116, Шлезвиг-Гольштейн — 12.
В общинах, где нет бюро союза самозащиты, имеются уполномоченные союза. Помимо руководящего и административного персонала, в состав бюро входят общественные лекторы, консультанты и пропагандисты; имеются также консультанты по строительству укрытий на добровольных началах. Преподаватели по специальностям и руководители занятий оказывают помощь общинам в обучении и подготовке населения. Примерно на 1100 штатных служащих (чиновники, служащие, рабочие) федерального союза самозащиты приходится около 25 тыс. помощников» работающих на общественных началах.
Для подготовки высшего звена руководящих работников союза имеется федеральная школа. Кроме того, пять земельных бюро (Бавария, Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Северный Рейн-Вестфалия и Шлезвиг-Гольштейн) располагают своими школами, которые осуществляют подготовку членов союза всех земель. В распоряжении этих бюро находятся передвижные учебные пункты и школы, а также выставки по вопросам организации защиты населения.
Основной руководящий состав для системы гражданской обороны страны, включая специалистов в различных отраслях экономики, проходит подготовку в академии гражданской обороны, которая была создана федеральным министерством внутренних дел в 1966 году в г. Бад-Годесберг. Академия также участвует в разработке учебных материалов и инструкций в области ГО.
Гражданская оборона ФРГ располагает хорошо организованной и развитой системой оповещения и предупреждения. Эта система начала создаваться в 1955 году после одобрения федеральным правительством её предварительной программы и получила своё окончательное оформление в 1957 году с принятием первого закона об организации ГО. На службу оповещения и предупреждения возлагаются следующие основные задачи:
информирование федерального правительства и обмен информацией с соответствующими службами оповещения соседних стран — членов блока НАТО об обстановке;
своевременное предупреждение населения об угрозе воздушного нападения, нанесения ракетно-ядерного удара или обстрела дальнобойной артиллерией, а также об угрозе заражения радиоактивными осадками, биологическими и химическими отравляющими веществами;
периодическое ознакомление различных государственных учреждений и крупнейших жизненно важных предприятий и объектов с обстановкой и задачами по защите населения;
передача сигнала тревоги и его отмены.
Территория ФРГ разделена на десять округов оповещения (границы округов и земель совпадают, рис. 2). Каждый округ имеет свой центр оповещения. Центры оповещения оборудованы в защитных подземных сооружениях, которые размещаются за пределами крупных населённых пунктов и других вероятных объектов — целей ядерного удара. Они снабжены необходимыми средствами жизнеобеспечения (фильтровентиляционным оборудованием, источниками электроэнергии, средствами связи), а также достаточными запасами продовольствия и медикаментов для поддержания их деятельности в автономном режиме в течение длительного времени.
Рис. 2. Округа оповещения ГО ФРГ
Работу центра оповещения обеспечивает команда в составе 30 человек (начальник центра, пять командиров подразделений самозащиты, связисты и технический персонал). Кроме того, каждый центр имеет в своём штате около 170 добровольцев на случай чрезвычайной обстановки. В мирное время они привлекаются к учениям или для ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных производственных катастроф и аварий.
Начальник центра оповещения принимает решение об объявлении тревоги на основе данных о воздушной, радиационной, биологической и химической обстановке, которые поступают из различных источников и отображаются на специальных картах в оперативной комнате центра.
Для получения данных о воздушной обстановке на многих постах ПВО блока НАТО организованы посты связи представителей службы оповещения гражданской обороны, в задачу которых входит информирование центров оповещения о воздушной обстановке по данным, получаемым с помощью средств ПВО. Сведения о воздушной обстановке с постов связи в центр оповещения передаются по телефонным каналам связи. В ближайшие годы этот процесс планируется автоматизировать.
Для оценки радиационной, биологической и химической обстановки на территории каждого округа оповещения создано четыре-пять пунктов сбора и обработки данных. Сведения на эти пункты поступают от постов наблюдения и контроля, которые размещаются по всей стране на расстоянии 10—15 км друг от друга. На каждый пункт сбора и обработки данных замкнуто 25 постов. Они оснащены средствами ведения радиационной и химической разведки. Кроме того, информация об обстановке на закреплённой за постами территории может поступать к ним и от местных органов власти.
На основе полученных данных начальник центра принимает решение, когда и где объявлять тревогу. Основным средством предупреждения населения служат сирены пневматического и электрического действия. По сведениям иностранной печати, на территории ФРГ в сети оповещения к настоящему времени установлено свыше 60 тыс. сирен (из них более 220 повышенной мощности), которые размещаются на крышах домов и специально сооружённых для них мачтах (вышках). Их общее количество планируется довести до 82 тыс., среди них около 500 повышенной мощности.
Передача сигнала на включение сирен осуществляется централизованно, с центров оповещения земель. При этом в зависимости от обстановки сирены могут быть задействованы как по всей территории округа оповещения, так и в отдельных его районах. Сигнал на их включение передается с центра оповещения по специально выделенным для этого каналам телефонных линий связи. На случай непредвиденных обстоятельств (отключение электроэнергии, отказ сирен и т. п.) предусматривается применение подвижных установок, оборудованных сиренами, а также фабрично-заводских гудков и громкоговорителей. Ответственность за поддержание в готовности аварийных средств подачи сигнала тревоги возложена на местные органы гражданской обороны. В случае крайней необходимости начальник центра оповещения для объявления тревоги может использовать радиосеть.
В системе предупреждения и оповещения приняты следующие сигналы тревоги:
— «воздушная тревога» — непрерывный звуковой сигнал высокого тона продолжительностью 1 мин;
— «угроза ядерного, биологического и химического нападения» — звуковой сигнал высокого тона продолжительностью 1 мин, дважды прерываемый и вновь повторяющийся через 30 с;
— «отбой тревоги» — непрерывный звуковой сигнал низкого тона продолжительностью 1 мин.
Одна из основных задач службы предупреждения и оповещения состоит в информировании об обстановке предприятий, учреждений и других объектов, имеющих важное значение для обеспечения жизнедеятельности населения. К ним, в частности, относятся местные штабы гражданской обороны, полицейские участки, станции водо- и газоснабжения, электростанции, предприятия по производству продуктов питания, транспортные учреждения и т. п. На этих объектах созданы свои посты оповещения, связанные с центрами оповещения земель. Они оснащены специальной телефонной аппаратурой с громкоговорителями. В ближайшие годы предусматривается передавать информацию с центров оповещения на эти посты, используя специально создаваемую УКВ радиосеть. Всего, по данным иностранной печати, па территории ФРГ функционирует в настоящее время 13 тыс. постов, а общее их число планируется довести до 20 тыс. единиц.
Каждые полгода проверяется работа всех элементов системы предупреждения и оповещения, включая сирены. Ежемесячно в течение нескольких дней проводятся тренировки личного состава и добровольцев, обслуживающих эту систему. Кроме того, отработка вопросов оповещения населения ежегодно осуществляется в ходе учений, которые организуются в масштабе как страны, так и блока НАТО.
По данным Белой книги, только правительственные ассигнования на службу предупреждения и оповещения в системе гражданской обороны страны за период с 1950 по 1970 год составили в целом 786 млн. западногерманских марок. В последующие годы планировалось израсходовать ещё 200 млн. марок главным образом на техническое переоснащение службы оповещения (закупка современной измерительной аппаратуры, счётно-решающей и другой техники) и строительство защитных сооружений для постов наблюдения и контроля за радиационной, биологической и химической обстановкой.
Основным средством защиты населения в системе гражданской обороны считаются противорадиационные укрытия и убежища с «усиленной степенью защиты». Любые другие мероприятия, как отмечается в Белой книге, не смогут заменить этих защитных мер по сокращению людских потерь.
Создание системы защитных сооружений для населения осуществляется по двум направлениям: строительство частных укрытий и сооружение общественных убежищ. Основным документом, регламентирующим создание системы убежищ для населения, является закон о строительстве защитных сооружений от 9 сентября 1965 года, дополненный в последующем рядом новых положений. В соответствии с ним предусматривается обязательное создание противорадиационных укрытий во всех строящихся зданиях, строительство общественных и частных противорадиационных укрытий двойного назначения и реконструкция бомбоубежищ периода второй мировой войны.
Возведение убежищ с полной степенью защиты, по мнению западногерманских специалистов, является нецелесообразным прежде всего по финансовым соображениям, поскольку для их строительства требуются значительные средства. Убежища с так называемой «усиленной степенью защиты» обеспечивают, по их мнению, выживание населения даже в районах, удалённых от эпицентра взрыва атомной бомбы на относительно небольшое расстояние.
Строительство частных общественных сооружений стимулируется федеральным правительством в основном путём оказания финансовой помощи домовладельцам. Первоначально правительственные субсидии выделялись в размере 180—220 марок на одно место в защитном сооружении. Однако, как показала практика, они оказались недостаточными и, начиная с 1970 года, были увеличены до 336—700 марок (в зависимости от количества мест). Ежегодные субсидии, начиная с 1971 года, составляют около 5 млн. марок. Кроме того, в качестве поощрения строительства частных укрытий разница между их полной стоимостью и субсидией освобождается от обложения налогом.
Укрытия в жилых домах, по мнению специалистов гражданской обороны ФРГ, имеют два существенных преимущества по сравнению с большими общественными укрытиями: они сооружаются значительно быстрее и требуют при этом меньших расходов.
Так называемые сооружения двойного назначения — соответствующим образом оборудованные подземные гаражи (рис. 3), станции метрополитена и другие подобные сооружения — в мирное время используются по своему прямому назначению, а в военное время будут служить укрытиями для гражданского населения. Все расходы по оборудованию таких многоцелевых сооружений оплачивает федеральное правительство. После введения в строй они передаются общинам и в дальнейшем эксплуатируются за их счёт.
Рис. 3. Убежище для населения (в мирное время используется о качестве гаража)
Начиная с 1972 года федеральное правительство приступило к финансированию работ по строительству укрытий в школах и других учебных заведениях. Наиболее широкие мероприятия по сооружению убежищ в общественных зданиях осуществляются в землях Баден-Вюртемберг, Гамбург, Северный Рейн-Вестфалия и Саар. По заявлению министра экономики и финансов, на государственных новостройках планируется сооружение убежищ с «усиленной степенью защиты». Стоимость одного места в убежищах этого типа оценивается в среднем в 1000 марок. Расходы на их возведение предусматривается покрывать за счёт ассигнований на общее строительство.
Реконструкция бомбоубежищ, оставшихся после второй мировой войны, осуществляется на средства, выделяемые федеральным правительством. По данным западногерманской печати, их насчитывается около 1200.
Подготовка населения страны по вопросам самозащиты осуществляется согласно «Закону о самозащите гражданского населения», вступившему в силу 1 января 1966 года. В соответствии с ним к обязательной службе самозащиты привлекаются все граждане ФРГ и другие лица, проживающие на её территории, в возрасте от 16 до 65 лет.
Закон обязывает всех лиц, привлекаемых к службе самозащиты, строго выполнять требования по вопросам обучения и подготовки населения к действиям в условиях применения оружия массового поражения. Главы семей обязаны приобретать и держать в постоянной готовности необходимые средства защиты от оружия массового поражения, медикаменты и 14-дневные запасы продовольствия и воды для себя и членов своих семей. На владельцев домов возлагается обязанность приобретать и поддерживать в постоянной готовности батарейные приёмники для приёма сигналов службы оповещения, а также необходимый инвентарь для борьбы с пожарами и для спасения жителей, оказавшихся в завалах. Владельцы движимого и недвижимого имущества обязаны осуществлять затемнение всех помещений и средств транспорта.
Организация службы самозащиты в жилых районах, включая мероприятия по обучению населения, возложена на старших административных чиновников общин (бургомистров, обербургомистров и других лиц). В общинах с населением более 10 тыс. человек создаются районы службы самозащиты, а более 1000 человек — участки службы самозащиты, объединяющие по 500 человек. В этих случаях назначаются руководители службы самозащиты районов (участков), которые подчиняются старшему административному чиновнику общины и несут ответственность за самозащиту населения в своих районах (участках). На каждое крупное жилое здание или группу мелких жилых зданий назначается ответственный за самозащиту. Он подчиняется руководителю службы самозащиты района (участка), а в его отсутствие — старшему административному чиновнику общины и несёт ответственность за организацию самозащиты в своём доме или группе домов. В жилых районах с населением 5000 человек и на особо важных предприятиях создаются специальные формирования — взводы самозащиты, которые подчиняются старшему административному чиновнику общины и выполняют его задания по оказанию помощи населению.
Закон обязывает владельцев предприятий, рабочих и служащих принимать меры коллективной самозащиты на предприятиях. Руководителем службы самозащиты на них является владелец предприятия или его заместитель, который несёт ответственность за организацию службы самозащиты и обучение рабочих и служащих вопросам самозащиты. Он отвечает также за обеспечение всего персонала предприятия необходимыми средствами защиты от оружия массового поражения, продовольствием, медикаментами и водой.
Законом предусматривается обязательное обучение всех лиц, участвующих в службе самозащиты: в жилых районах при начальном обучении — 10 ч, при повторном (через три года) — по 5 ч в год; на предприятиях дополнительно — 10 ч; для подразделений самозащиты — до 50 ч. Кроме того, в жилых районах и на предприятиях в нерабочее время проводятся учения по самозащите (5 ч в год). Лица, принимающие участие в мероприятиях по самозащите, освобождаются на этот период от работы (службы) с полным сохранением зарплаты по месту работы.
В пропаганде гражданской обороны среди населения ведущее место отводится прессе, радио и телевидению. В западногерманских газетах подробно освещается деятельность организаций и союзов в системе гражданской обороны, публикуются статьи и выступления представителей федерального правительства и местных властей, печатаются объявления о проведении различных выставок и семинаров по вопросам гражданской обороны.
Таким образом, в планах военно-политического руководства ФРГ по подготовке страны к войне с применением ракетно-ядерного оружия и других средств массового поражения в соответствии с агрессивными замыслами руководящих кругов НАТО важное место отводится мероприятиям по совершенствованию системы гражданской обороны.