Стратеги НАТО отмечают важность географического положения этой страны в связи с тем, что Иран имеет выход к Каспийскому морю, а через Персидский и Оманский заливы в Индийский океан, в районы важных международных морских коммуникаций. Как подчёркивается в иностранной печати, Иран расположен на «перекрёстке» воздушных и сухопутных коммуникаций, связывающих страны Запада и Востока.
Советское правительство постоянно стремится к дальнейшему улучшению добрососедских советско-иранских отношений. Благодаря усилиям Советского правительства между СССР и Ираном в последние годы подписан ряд соглашений об экономическом, техническом, научном и культурном сотрудничестве. Вместе с тем Иран продолжает оставаться членом СЕНТО, действует также двустороннее военное соглашение 1959 года между Ираном и США.
Географические условия Ирана
Иран расположен в юго-западной части Азии (см. рисунок). На севере по суше и по Каспийскому морю на протяжении 2675 км он граничит с СССР, на западе — с Турцией и Ираком, на востоке — с Афганистаном и Пакистаном.
Основные элементы инфраструктуры Ирана
Общая площадь территории страны составляет 1 648 тыс. кв. км. В состав Ирана входят также о-ва Персидского залива: Харк, Киш, Форур, Кешм и другие, из которых важное стратегическое значение, по оценке западных специалистов, имеет Кешм (Ормузский пролив), контролирующий вход из Оманского в Персидский залив, а с экономической точки зрения о. Харк, где находится крупнейший нефтяной порт страны.
Территория Ирана вытянута с северо-запада на юго-восток на 2200 км, а с севера на юг на 11500 км. По мнению западных специалистов, сравнительно большие размеры территории Ирана и её конфигурация являются важными факторами, благоприятствующими развитию экономики и сети коммуникаций.
Иран — страна гор и высоких нагорий. Около 4/5 территории Ирана заняты горными массивами и плоскогорьями. Горные хребты опоясывают Иран по периферии и пересекают страну с северо-запада в юго-восточном направлении. Рельеф сложный, разнообразный, с резкими перепадами высот. Северо-западную часть страны занимает Армянское нагорье, от которого к югу и востоку расходятся две ветви окраинных хребтов (Эльбурс и Загрос) с высотами 3000 — 4000 м. Между ними находится обширное Иранское плоскогорье (1000—2000 м), занятое песчаными и солончаковыми пустынями. Большая часть юго-запада страны занята огромной горной дугой Загриса и Южно-Иранских гор. На севере страны между Армянским нагорьем и Туркмено-Хорасанскими горами пристирается мощная горная система Эльбурс с высшей точкой Ирана — вершиной Демавенд высотой 5604 м. Центральную часть территории страны занимает Центрально-Иранское нагорье. Остальная часть территории занята обширными труднопроходимыми пустынями Деште-Кевир и Деште-Лут, Прикаспийской, Хузистанской и Горганской низменностями, степями и межгорными долинами.
Армянгкое нагорье состоит из четырёх проходящих с севера на юг параллельных хребтов. Ширина полосы хребтов до 250 км, высота 2000 — 3000 м. Армянское нагорье пересекается автомобильными дорогами Сенендедж — Тебриз — Джульфа и Хамадан— Решт. По сведениям иранской печати, через Курдистанский хребет (на границе с Турцией и Ираком) имеется более 20 перевалов, значительная часть которых почти непроходима в зимний период и в период дождей.
Лесистая горная система Эльбурс шириной 30—120 км с высотами 2000 — 4000 м протянулась на 900 км. Здесь проложено несколько дорог с перевалами, из которых лучшими считаются Кухинский (1600 ы), Кандеванский (3000 м), Гедукский (2235 м).
Между Эльбурсом и Каспийским морем простирается узкая, шириной до 10 км, Южно-Каспийская низменность. Прибрежная её честь местами отгорожена от моря валом песчаных дюн высотой до 10 м и шириной 400—500 м.
На протяжении более 650 км параллельно советско-иранской границе простираются Туркмено-Хорасанские горы, которые состоит из дыух горных хребтов — Копетдаг и Нишапурские горы высотой 1500—3000 м. Они имеют в основном пологие склоны и плоские гребни, долины и котловины здесь не образуют сквозных проходов на всю ширину гор.
Горная система Загрос занимает юго-западную часть Ирана. Общая протяжённость её 1030 км, ширина 150—300 км, высота 2500— 4500 м. Она состоит из многочисленных хребтов, которые образуют параллельные цепи, разделённые долинами и котловинами. Здесь насчитывается более 30 перевалов, расположенных на высотах 600 — 2700 м. Систему Загрос пересекает Трансиранская железная дорога и несколько шоссейных и вьючных дорог. Профиль Трансиранской магистрали весьма сложен. По сообщениям иранской печати, только на участке между станциями Доруд и Мазу протяжённостью около 200 км построено свыше 100 тоннелей длиной более 30 км.
На юге Ирана горы Мекран и Иранский Белуджистан состоят из отдельных хребтов, изрезанных долинами и котловинами. Протяжённость Южно-Иранских гор около 1000 км, ширина до 400 км и высота 1500—2000 м.
Реки Ирана преимущественно маловодны и имени временный сток. При обильных осадках реки, особенно горные, превращаются в бурные, труднопроходимые селевые потоки.
Климат Ирана на большей части территории страны субтропический, сухой, континентальный. Знойное лето сменяется относительно холодной на севере и тёплой на юге зимой. Суточные и сезонные колебания температуры достигают 30-40 градусов. Преобладающее направление ветров — северо-западное и северное, а в горах северо-западного Загроса — западное.
Оценивая оптико-географические условия Ирана, иностранные специалисты подчёркивают, что они оказывают существенное влияние как на экономическую жизнь страны вообще, так и на возможности создания сухопутных коммуникаций. Передвижение по территории Ирана вне дорог возможно лишь на отдельных изолированных направлениях. Сложной проблемой считается преодоление горных преград, даже по перевалам и проходам. В пустынных районах исключительно важна проблема водоснабжения. По климатическим условиям наиболее благоприятным периодом для экономической жизни страны является весна (апрель — май), когда прекращается распутица, нет сильной жары. Большие площади, занятые песками и солончаками, при слабом развитии автомобильных дорог отрицательно влияют на транспортные связи северных и южных районов страны. Отсутствие древесной растительности на подавляющей равнинной части территории страны усложняет обеспечение строительными материалами.
Население и государственное устройство Ирана
Численность населения Ирана к началу 1975 года составляла около 33 млн. человек. Размещено оно крайне неравномерно. Более 40% проживает на севере страны, где средняя плотность составляет 20 человек на 1 кв. км.; в пустынных районах на юго-востоке она падает до двух человек на 1 кв. км. Более 60% населения Ирана проживает в сёлах. В стране насчитывается десять крупных городов, население которых превышает 100 тыс. человек: Тегеран (3,5 млн), Тебриз, Исфахан, Абадан, Мешхед, Шираз, Керманшах, Ахваз, Решт, Кум.
Иран — многонациональное государство. Более 40% населения составляют персы, проживающие главным образом в центральных и южных районах, азербайджанцев насчитывается 20%. Прикаспийские провинции в значительной части населены гилянцами, мазендеранцами; в западных районах и в Хорасане живут курды; на юго-западе страны — луры, кашкайцы и бахгиары, ведущие полукочевой образ жизни; в юго-восточной части страны, в районах Мекрана живут белуджи, в приграничных с Афганистаном районах — афганцы; в Хорасане и Горгане — туркмены. Около 70% населения страны неграмотно. Особенно низок процент грамотности среди сельского населения и женщин. Около 98% населения исповедует ислам, главным образом шиизм.
Иран — конституционная монархия, во главе которой стоит шах. Двухпалатный парламент состоит из сената и меджлиса. Парламент избирается на 4 года. Избирательный правом пользуются женщины и мужчины, достигшие 20-летнего возраста, отвечающие требованиям цензов имущественного, оседлости и грамотности. Исполнительный орган власти — совет министров, утверждаемый шахом. Большое влияние на управление государством имеет высший духовный совет. Административно Иран разделён на провинции, называемые останами, и главные губернаторства (генерал-губернаторства).
По конституции верховным главнокомандующим вооружёнными силами является шах, при котором имеется высший военный совет. В состав этого совета в качестве постоянных членов входят: верховный главнокомандующий (председатель), начальник штаба верховного главнокомандующего, военный министр, начальники штабов сухопутных войск, ВВС, ПВО и ВМС.
Непосредственно верховному главнокомандующему подчиняются управление иностранных военных советников и особый инспектор, который по указанию шаха контролирует войсковые части, центральное управление, учебные заведения, предприятия военной промышленности и т п. Должность особого инспектора, принадлежит одному из принцев — братьев шаха. Шах определяет основные направления военной политики, а также строительство и использование вооружённых сил, а как главнокомандующий осуществляет руководство вооружёнными силами через свой штаб и военное министерство.
Экономика Ирана
Иран — аграрно-промышленная страна. Ведущее место в промышленном производстве принадлежит горнодобывающей промышленности, и в первую очередь нефтяной. По разведанным запасам нефти (19 млрд. т.) Иран занимает третье место среди стран Ближнего и Среднего Востока, уступая лишь Кувейту и Саудовской Аравии. Наиболее крупные месторождения находятся в юго-западной и центральной частях страны. Наряду с нефтью имеются и месторождения природного газа, в основном на юге страны. Во многих нефтяных районах преобладает фонтанная нефть с высоким дебитом скважин. Среднесуточная добыча некоторых нефтепромыслов составляет 6—10 тыс. т. По добыче нефти Иран занимает третье место в капиталистическом мире (после США и Саудовской Аравии). Общая мощность пяти нефтеперерабатывающих заводов страны (в Абадане, Месджеде-Солеймани, Тегеране, Керманшахе и Нефтшахе) составляет около 40 млн. т.
По соглашению 1973 года между Ираном и Международным нефтяным консорциумом (МНК) добыча и переработка нефти в стране, контролировавшаяся МНК, стала производиться Иранской национальной нефтяной компанией (ИННК). Иран обязался поставлять бывшим членам МНК — американским, английским и голландским компаниям определённое количество сырой нефти. В 1973 году 60% добытой нефти было поставлено бывшим членам МНК.
Увеличение цены на нефть коренным образом изменило условия иранской экономики. Так, в 1974 году доходы от нефти увеличились в пять раз по сравнению с предыдущим годом, составив 22 млрд. долларов. Добыча нефти составила в 1974 году свыше 300 млн. т. Темпы экономического роста Ирана возросли с 12% в 1971 году до 20% в 1974 году.
В стране имеются также богатые запасы природного газа, каменного угля, обнаружены месторождения меди, свинца, цинка, марганца, хрома и других видов сырья.
Богат Иран и нерудными полезными ископаемыми, особенно серой, залежи которой расположены в пустынные районах Деште-Кевир и на юго-востоке страны. Особенно богаты месторождения Курдистана. Есть довольно крупные запасы различных строительных материалов.
Правительство Ирана придаёт большое значение развитию национальной промышленности на капиталистической основе. В последние пять лет введены в строй Тегеранский труболитейный завод, завод конструкционных профилей, сталепрокатный, трубный и тракторосборочный заводы (в Ахвазе). Радиосборочные заводы построены в Тебризе, Исфахане, Йезде, Баболе и Резайе, завод телевизоров в Тегеране. Завершается строительство металлургического и машиностроительного заводов.
В 1973—1974 годах продолжалось расширение мощностей нефтеперерабатывающей промышленности. Закончилось строительство двух нефтехимических заводов на юге страны. Первую продукцию выпустит моторостроительный завод под Тегераном, электроламповый в Казвине и ряд других.
Развернулось строительство второй очереди исфаханского металлургического комбината, общая мощность его достигнет 1,9 млн. т стали в год, продолжалось сооружение и других предприятий чёрной и цветной металлургии, машиностроения, текстильной, обувной и пищевой отраслей промышленности.
Несмотря на большие запасы природных ресурсов, современный Иван продолжает характеризоваться низким уровнем развития производительных сил.
В сельском хозяйстве занято 75% населения. Площадь обрабатываемых земель достигает 7 млн. га; Иран располагает довольно большими возможностями расширения обрабатываемых земель. Ведущая отрасль сельского хозяйства — земледелие. Однако, по оценке зарубежных специалистов, Иран не обеспечивает себя основными видами продукции и вынужден импортировать ряд продовольственных товаров. В 1974 году было закуплено за границей 2,5 млн. т пшеницы, 100 тыс. т сахара, 300 тыс. т риса, 2 млн. голов овец и т. д.
Элементы инфраструктуры Ирана
В соответствии с национальными планами и ирано-американским соглашением на территории страны проводились важные мероприятия по развитию и совершенствованию инфраструктуры. По сообщениям иностранной печати, с 1956 по 1973 год в стране построено и реконструировано свыше 30 аэродромов. В первой половине 60-х годов были сданы в эксплуатацию три крупные авиабазы (в районе Тегеран, Дизфудь, Хамадан) и ряд других аэродромов, а также завершена реконструкция значительной части аэродромной сети (Абадан, Горган, Решт, Арак, Захедан, Керман, Бушир и другие).
Недавно сдана в эксплуатацию четвёртая авиабаза ВВС Ирана, построенная в районе Бендер-Аббac. В настоящее время аэродромная сеть Ирана, по заключению иностранных специалистов, превышает истинные потребности страны.
Иранское командование осуществляет целый комплекс мероприятий по совершенствованию системы военно-морского базирования. На иранском побережье Персидского залива находятся военно-морские базы Бендер-Аббас, Хорремшехр, Бушир и Харк. На Каспийском море — Пехлеви.
В последние гиды Бендер-Аббас превращён в основную военно-морскую базу, предназначенную для «охраны» входа в Персидский залив через Ормузский пролив. Туда предполагается переместить главный штаб ВМС Ирана. Новую военно-морскую базу планируется построить в Чахбехаре, в 300 милях восточнее Бендер-Аббас. На Чахбехар, занимающий важное положение в Оманском заливе, как утверждают иностранные военно-морские специалисты, будут базироваться корабли и подводные лодки.
Морской транспорт занимает главное место во внешнеторговых грузоперевозках Ирана. Основные коммерческие порты страны — Хорремшехр (грузооборот свыше 50 млн. т) и Бендер-Шахпур, через них проходит до 85% внешнеторговых грузов. Другие важные порты: на юге — Бендер-Аббас и Бушир, на севере — Пехлеви.
Главные нефтяные порты Ирана — Харк, Бендер-Мечиур и Абадан. Основная масса сырой нефти вывозится через порт на о. Харк (один из крупнейших в мире нефтепогрузочных портов). Здесь могут обрабатываться танкеры дедвейтом до 500 тыс. т. Погрузка нефти на суда в порту полностью автоматизирована. Ежесуточно с о. Харк отгружается свыше 600 тыс. т нефти. Нефтехранилищу включающее 26 крупных резервуаров, имеет общую ёмкость свыше 2 млн. т. Бендер-Махшахр — старейший нефтяной порт Ирана (в последние годы отгрузка сырой нефти из этого порта прекращена). В порту имеется шесть причалов и 82 резервуара общей ёмкостью свыше 0,8 млн. т.
Значительное наращивание экономического потенциала страны способствует дальнейшему совершенствованию всех видов коммуникаций и средств транспорта На территории Ирана ведётся усиленное дорожное строительство. Большое внимание уделяется постройке новых и реконструкции старых железных дорог.
Общая протяжённость железнодорожной сети Ирана превысила 4,5 тыс. км. Колея иранских железных дорог (европейский стандарт) — 1 135 мм. Центральная магистраль железнодорожной сети страны — Трансиранская железная дорога общей протяжённостью 1140 км связывает Тегеран с портами Хорремшехр, Бендер-Шахпур и Абадан на побережье Персидского залива и с портом Бендер-Шах на Каспийском море.
Важное значение имеют и две другие железнодорожные линии (ответвления Трансиранской магистрали): Тегеран — Мешхед (925 км) и Тегеран — Тебриз (751 км). В последние годы было завершено строительство новых участков дорог (Исфахан — Йезд — Керман и Шерефхане — Котур). Завершается строительство железнодорожной линии Зарандж — Керман — Бендер-Аббас (730 км).
Автомобильный транспорт играет основную роль во внутренних грузоперевозках. На его долю приходится почти 80% всех грузоперевозок страны. Общая протяжённость автомобильных дорог составляет около 46 тыс. км, из них асфальтированных свыше 13 тыс. км.
В результате широкого автодорожного строительства в последние 20 лет страна покрылась сетью дорог, связывающих между собой все крупные города и экономические районы.
Через территорию Ирана проходят близкие к завершению строительства трансазиатские стратегические автомагистрали (А-1, А-2). Трасса первой из них, пролегающей от Турции до Индийского п-ова, в Иране проходит по маршруту Базарган — Тегеран — Мешхед — ирано-афганская граница (2142 км). Трасса второй тянется от Ливана до Сингапура и пересекает Иран от Касре-Ширина (на границе с Ираком) через Тегеран — Исфахан — Керман — Захедан до иранско-пакистанской границы. По мнению иностранных специалистом, создание этих автострад будет способствовать усилению роли иранской территории в транзитных связях между Азией и Европой.
Система трубопроводов Ирана обеспечивает транспортировку нефти, нефтепродуктов и природного газа как для внутренних погрешностей, так и на экспорт. Наиболее густая сеть трубопроводов проложена в юго-западной части страны, где расположены основные нефтяные месторождения, и на побережье Персидского залива, где находятся нефтеэкспортные порты. Пять основных магистральных трубопроводов имеют общую протяжённость около 1 тыс. км. Вступил в строй крупнейший на Среднем Востоке трансиранский газопровод Бид — Боланд — Астара протяжённостью свыше 1100 км.
Воздушный транспорт заметное развитие получил в последнее десятилетие. В каждом крупном и во многих средних городах страны имеются аэродромы или взлётно-посадочные площадки. В Тегеране, Абадане и Захедане функционируют международные аэропорты, в стране действуют также более 20 других аэропортов.
Иран облачает разветвлённой системой телеграфно-телефонной связи, которая охватывает практически все города и районы страны. Тегеран и ряд других крупных городов Ирана связаны телеграфно-телефонными линиями со многими зарубежными странами.
По сведениям иностранной печати, через Иран проходит радиорелейная линия связи СЕНТО, соединяющая Тегеран с Анкарой и Карачи. На территории страны расположено 45 ретрансляционных станций этой линии. Значительное развитие получили за последние годы радио и телевидение, радиостанции имеются в большинстве крупных городов Ирана.
Наряду с наращиванием инфраструктуры в Иране продолжают осуществляться мероприятия по освоению территории страны как части вероятного театра военных действий. К этим мероприятиям иностранные военные специалисты прежде всего относят проводимые ежегодно объединённые учения сухопутных войск, ВВС, ПВО и ВМС стран — участниц СЕНТО. Интенсивность проводимых учений (до трёх учений в год) свидетельствует о большой заинтересованности империалистических кругов в освоении территории Ирана.
По оценке зарубежных специалистов, Иран в последние годы интенсивно наращивает свой военный потенциал. Окою трети бюджета страны расходуется на вооружённые силы. В 1975 году расходы на «оборону» составляли 10 млрд. долларов, т. е. почти вдвое больше, чем в предыдущем. В Тегеране заявляют, что Иран теперь является пятоий военной державой мира.
В ежегодном докладе Пентагона за 1974 год сообщалось, что Иран заказал в США крупные партии современного вооружения. В докладе отмечалось также, что США намерены послать в Иран американских специалистов для «оказания помощи» в освоении новой военной техники и обучения вооружённых сил. Ещё в 1972 году президент Никсон во время визита в Иран дал от имени Соединённых Штатов обязательство «предоставить столько технических специалистов, сколько потребуется, чтобы помочь Ирану усовершенствовать свои вооружённые силы». В настоящее время в стране находится свыше 700 американских военных инструкторов, которые осуществляют обучение «управлению, содержанию и применению оружия». Американские военные советники и техники содержат в иранской столице собственную радио- и телевизионную станцию. Большая часть тегеранского аэродрома Мехрабат отведена под американскую военно-воздушную базу.
Кроме американских советников, более 200 английских военных специалистов принимают участие в развитии иранских вооружённых сил. Как сообщала английская печать, Иран разместил в Великобритании заказы на поставку крупных партий современного оружия.
Иностранные специалисты занимаются и другими работами. Так, по заявлениям западных военных специалистов, Иран заключил с американской компанией «Рокуэлл интернешнл» контракт на строительство на территории страны базы радиоразведки, которая смогла бы перехватывать все военные и гражданские радиосообщения в районе Персидского залива. Эта иранская база (кодовое название «Ибекс») будет стоить приблизительно 500 млн. долларов. Программа строительства средств связи согласуется с проводимой Ираном кампанией по созданию современных и мощных вооружённых сил.
Вооружённые силы Ирана комплектуются на основе закона о всеобщей воинской повинности Прохождение военной службы рядовым, унтер-офицерским, офицерским и генеральским составом определяется законом о прохождении военной службы. Срок военной службы определяется в 25 лет и делится на действительную военную службу и нахождение в резерве и запасе. Действительная военная служба: в сухопутных войсках, военно-воздушных силах и ПВО — 2 года, в ВМС — 28 месяцев, нахождение в резерве — 4 года, в запасе первой очереди — 14 лет, а в запасе второй очереди — 5 лет. В период нахождения в резерве и запасе военнообязанные привлекаются на переподготовку. Но закону о всеобщей воинской повинности призыву в ряды вооружённых сил подлежат мужчины иранского подданства, достигшие 19 лет. Призыв в армию установлен в три очереди: в мае, сентябре и январе. Офицерский состав комплектуется на основе строгого классового отбора.
Иранское правительство придаёт большое значение повышению военной мощи страны. Затраты на военные цели поглощают 28—30% годового бюджета. Закупается огромное количество самого современного вооружения. Претендуя на роль ведущей державы Персидского залива, Иран стремится не допустить в районе залива развития национально-освободительных движений.