Судостроение является одной из старейших отраслей промышленности Великобритании и занимает важное место в военно-экономических планах милитаристских кругов страны.

Значительная роль отводится прежде всего непрерывному развитию кораблестроения, которое способствует дальнейшему усилению военно-морского флота — главного инструмента реакционной политики английских империалистов. Командование вооружённых сил Великобритании, используя мощную судостроительную базу страны, постоянно вводит в боевой состав своего флота современные корабли, вооружённые новейшими системами оружия.

По оценке иностранных специалистов, английская экономика почти полностью зависит от импорта различных видов стратегического сырья и в значительной степени от вывоза готовой продукции в другие страны. Подавляющая же часть всех перевозок, в том числе военных, осуществляется морским путём. Поэтому большое внимание уделяется также строительству судов для торгового флота.

Современная английская судостроительная промышленность неотъемлемая часть военно-промышленного потенциала страны. Её производственная база сложилась в основном в годы второй мировой войны, когда по объёму торгового судостроения и военного кораблестроения находилась на втором месте после среди капиталистических государств.

В конце 40-х — начале 50-х годов данная отрасль английской промышленности занимала ведущее положение в мировом судостроении, однако в дальнейшем её удельный вес постоянно сокращался. Так, за десятилетие доля Великобритании в общем тоннаже ежегодно строящихся в мире судов уменьшилась с 10,9% в 1965 году до 3,6% в 1974 году, хотя объём их строительства в стране находился примерно на одном и том же уровне (1,2-1,3 млн. бр.-рег. т в год).

В течение последних пяти лет по объёму торгового судостроения Великобритания уступала Японии и Швеции, а в отдельные годы и Испании. Количество и тоннаж судов, построенных на английских верфях в 1970-1974 годах, приведены в таблице.

Объём строительства судов в Великобритании в 1970-1974 годах

Объём строительства судов в Великобритании в 1970-1974 годах

По мнению зарубежных специалистов, одной из причин ослабления позиций Великобритании в мировом судостроении явилось отсутствие достаточных капиталовложений, обеспечивающих повышение уровня технологии и организации производства на предприятиях отрасли. В результате этого страна не смогла оказать сильной конкуренции другим государствам в отношении стоимости постройки судов и сроков выполнения заказов.

В условиях острой конкурентной борьбы на мировом рынке, инфляции и быстрого роста стоимости судостроительных материалов правительство, обеспокоенное падением роли английской судостроительной промышленности, в середине 60-х годов создало специальный комитет, на который была возложена задача изучить положение в отрасли и разработать меры по повышению её конкурентоспособности. С 1966 года на основании рекомендаций указанного комитета проводятся мероприятия по реорганизации судостроения. Они предусматривают слияние частных судостроительных и судоремонтных компаний в крупные объединения, ликвидацию нерентабельных предприятий, оказание фирмам финансовой помощи со стороны правительства, увеличение правительственных капиталовложений, специализацию верфей по строительству судов и кораблей определённых типов и классов. Процесс перестройки отрасли продолжается и в настоящее время. Осуществление указанных мер привело к концентрации производственных мощностей, возрастанию значения государственного сектора в отрасли, изменению роли отдельных верфей и фирм в военном кораблестроении и торговом судостроении.

В 1974 году строительством и ремонтом военных кораблей и торговых судов в Великобритании занималось свыше 70 фирм. Однако иностранные специалисты к ведущим относят 11 крупных компаний и объединений: «Виккерс шипбилдинг груп», «Воспер Торникрофт», «Ярроу шипбилдерс», «Кэммел Лейрд шипбилдерс», «Скотт Литгау груп», «Соун Хантер шипбилдерс», «Харланд энд Вулф», «Корт шипбилдерс», «Гован шипбилдерс», «Остин энд Пигерсгилл груп», «Робб Кейлдон шипбилдерс». На долю предприятий этих фирм приходится до 90- 95% всех судостроительных и судоремонтных работ. На этих предприятиях занято около 70 тыс. человек.

По данным зарубежной прессы, 46,7% акций «Харланд энд Вулф», 50% «Кэммел Лейрд шипбилдерс» и 100% «Гован шипбилдерс» принадлежат государству. В настоящее время обсуждается вопрос о национализации в 1976 году всей судостроительной промышленности Великобритании.

В 60-х годах в строительстве боевых кораблей принимало участие до 10-11 крупных верфей, а в 70-х годах их число сократилось до шести. В частности, прекратилось строительство кораблей на верфях британского Адмиралтейства. Некоторые частные верфи, занимавшиеся ранее военным кораблестроением, были перенацелены на строительство торговых судов.

В 1974 году правительство решило сконцентрировать строительство кораблей на верфях в Барроу-ин-Фернесс («Виккерс шипбнлдинг груп»), в Саутгемптон («Воспер Торникрофт») и Глазго («Ярроу шипбилдерс»). При этом верфь в Барроу-ин-Фернесс станет ведущим предприятием английского военного кораблестроения. На ней сосредоточивается строительство атомных подводных лодок и крупных надводных кораблей. Другие верфи, строящие в настоящее время корабли для английских ВМС, предполагается освободить от выполнения заказов министерства обороны Великобритании.

Ещё до принятия этого решения на указанных трёх верфях проводились значительные работы по их реконструкции для увеличения производственных возможностей по строительству и ремонту военных кораблей. С 1967 по 1971 год общие капиталовложения на эти цели составили 4,47 млн. фунтов стерлингов, которые были направлены па строительство крытых стапелей (эллингов), закупку новейшего производственного оборудования (в том числе специального оборудования для строительства атомных подводных лодок), расширение технических возможностей по достройке кораблей на плаву, создание металлообрабатывающих цехов и складов стали, отвечающих требованиям современной технологии кораблестроения.

По объёму военного кораблестроения Великобритания занимает второе место после США среди капиталистических стран. На английских верфях могут строиться корабли всех классов, включая ударные авианосцы и атомные ракетные подводные лодки. За период с 1971 по 1975 год для ВМС страны построено 12 боевых кораблей, общим водоизмещением более 35 тыс. т, в том числе четыре атомные торпедные подводные лодки, два эскадренных миноносца УРО и шесть фрегатов. По сведениям зарубежной печати, к концу 1975 года английские предприятия имели заказы на строительство четырёх атомных торпедных подводных лодок, противолодочного крейсера, семи фрегатов УРО, а также патрульных катеров и вспомогательных судов различного назначения. В 1975/76 финансовом году (начинается 1 апреля) на переоснащение ВМС ассигновано 386 млн. фунтов стерлингов. Значительная часть этой суммы предназначается на строительство указанных кораблей.

Как отмечают английские специалисты, до недавнего времени расходы на строительство собственными верфями атомной ракетной подводной лодки (типа ) составляли 37,5 — 40,2 млн. фунтов стерлингов, атомной торпедной подводной лодки (типа ) — 35 млн., эскадренного миноносца УРО (типа «Шеффилд») — 23 млн., фрегата (типа «Амазон») — 16,8 млн. фунтов стерлингов. Стоимость постройки противолодочного крейсера (планируется ввести в боевой состав флота в 1978 году) составит предположительно 65 млн. фунтов стерлингов.

В связи с финансово-экономическими трудностями большое значение для Великобритании приобретает строительство кораблей на экспорт. Так, по заказам ВМС различных государств на её верфях ведётся строительство дизельных подводных лодок, эскадренных миноносцев УРО, патрульных катеров, вспомогательных судов. По объёму экспортных заказов на постройку кораблей страна занимает одно из ведущих мест в капиталистическом мире.

Военный сектор современной английской судостроительной промышленности включает:

  • военно-морские верфи британского Адмиралтейства;
  • три частные судостроительные фирмы, на которых концентрируется военное кораблестроение страны;
  • другие крупные частные верфи, строящие корабли или имеющие большой опыт их постройки;
  • мелкие частные верфи, на которых строятся в основном военные катера различного назначения.

Британскому Адмиралтейству принадлежат четыре военно-морские верфи в городах Чатам, Портсмут, Плимут и Розайт. В годы второй мировой войны на первых трёх верфях строились крейсера и подводные лодки, а в послевоенный период — фрегаты и дизельные подводные лодки.

В настоящее время предприятия в Чатам, Портсмут и Плимут занимаются ремонтом, модернизацией, переоборудованием и техническим обслуживанием кораблей и вспомогательных судов национальных ВМС. Они имеют в своём распоряжении разнообразные судоподъёмные средства (37 сухих и пять плавучих Доков, а также другое оборудование), которые позволяют им производить доковый ремонт кораблей всех классов.

Верфь в Розайт производит капитальный ремонт и перезарядку активной зоны ядерных реакторов атомных ракетных подводных лодок английского флота. Кроме того, Адмиралтейство располагает тремя сухими ремонтными доками на военно-морской базе Гибралтар.

«Виккерс шипбилдинг груп» является филиалом одного из крупнейших в Великобритании монополистических объединений , деятельность которого в значительной степени связана с разработкой и производством современных систем вооружения. В 1972 году по обороту капитала это объединение занимало 74-е место среди английских монополий.

Судостроительная верфь этой фирмы в Барроу-ин-Фернесс — ведущее предприятие английского военного кораблестроения, специализирующееся в первую очередь на строительстве атомных подводных лодок и крупных надводных кораблей. Она имеет также опытовый бассейн в Сент-Олбанс (графство Хартфордшир).

В 70-х годах была проведена значительная реконструкция указанного предприятия. В настоящее время на нем имеется пять стапелей длиной от 130 до 327 м. Производственное оборудование позволяет строить корабли всех классов и торговые суда грузоподъёмностью до 150 тыс. т. Число занятых составляет свыше 8 тыс. человек. На верфи функционирует конструкторское бюро.

По сведениям зарубежной прессы, на конец 1975 года в Барроу-ин-Фернесс строились четыре атомные торпедные подводные лодки («Сьюперб», «Скептр», «Спартак» и «Северн»), противолодочный крейсер «Инвинсибл», эскадренный миноносец УРО «Кардифф» для собственного флота, а также на экспорт — четыре дизельные подводные лодки (одна — для ВМС Бразилии, три — для ВМС Израиля) и эскадренный миноносец УРО (для ВМС Аргентины). Для Бразилии строятся подводные лодки типа (надводным водоизмещением 2000 т), для Израиля — подводные лодки проекта 206 (420 т), разработанные фирмой «Виккерс» совместно с западногерманской фирмой «IKL». С 1963 по 1975 год на верфи построены две атомные ракетные и семь атомных торпедных подводных лодок для английского флота и две дизельные подводные лодки для ВМС Бразилии.

«Воспер Торникрофт» принадлежит крупной английской компании «Дэвид Браун корпорейшн», которая по обороту капитала в 1972 году входила в число 150 крупнейших английских монополий. Фирма занимается проектированием и строительством эскадренных миноносцев УРО, фрегатов, минно-тральных кораблей, катеров военного назначения, а также ремонтом и модернизацией торговых судов и военных кораблей, производством различного корабельного оборудования, в том числе успокоителей качки и рулевых устройств.

Судостроительные и судоремонтные предприятия фирмы, на которых занято свыше 5 тыс. человек, расположены в Саутгемптоне и Портсмуте. В Саутгемптоне находится наиболее крупная судостроительная верфь фирмы («Уолстон ярд») и мощный судоремонтный комплекс. В 70-х годах она была реконструирована: построено три крытых стапеля, из них два длиной по 137 м и один — 45 м. Сейчас она имеет четыре стапеля. Как свидетельствует иностранная печать, в 1974-1975 годах на ней построено два фрегата типа «Амазон» для ВМС Великобритании. На конец 1975 года в постройке находились фрегат «Эктив» для английского флота и четыре эскадренных миноносца УРО типа «Нитерои» для ВМС Бразилии (рис. 1).

Строительство эсминцев типа «Нитерои» на верфи «Воспер Торникрофт» в СаутгемптонеРис. 1. Строительство эсминцев типа «Нитерои» на верфи «Воспер Торникрофт» в Саутгемптоне

Судоремонтный комплекс включает три сухих ремонтных дока и два слипа грузоподъёмностью до 1500 т. Сухой док, вмещающий суда длиной до 350 м, является крупнейшим в стране ремонтным доком.

В Портсмуте сосредоточено строительство кораблей небольшого водоизмещения (минно-тральных кораблей, патрульных катеров н кораблей на воздушной подушке). Производственное оборудование включает стапели длиной до 60 м и слипы грузоподъёмностью до 400 т. В 1974 году здесь построен первый в стране тральщик с пластмассовым корпусом . По сообщениям зарубежной прессы, сейчас «Воспер Торникрофт» ведёт переговоры о строительстве серии минно-тральных кораблей нового проекта с корпусом из армированной пластмассы.

Фирме «Ярроу шипбилдерс», входящей в состав независимой частной компании «Ярроу», принадлежит крупная судостроительная верфь в Глазго. Занимается она преимущественно военным кораблестроением и изготовлением судовых котлов. Фирма выполняет крупные военные заказы ВМС Великобритании и других стран. Производственные мощности позволяют строить корабли и суда длиной до 160 м. Число занятых составляет около 5 тыс. человек.

Согласно планам военного руководства Великобритании верфь в Глазго планируется использовать главным образом для строительства эскадренных миноносцев и фрегатов. По данным английской печати, в 1974 году на ней закончено строительство двух фрегатов для ВМС , а в 1975 году — двух вспомогательных судов для ВМС Ирана и фрегата «Эмбаскейд» для национальных ВМС. На конец 1975 года она имела заказы на строительство шести фрегатов для английского флота, в том числе четырёх типа «Амазон» и двух типа «Бродсуорд». В 1975 году велись переговоры с Эквадором о заключении контракта (стоимостью 50 млн. фунтов стерлингов) на строительство двух фрегатов типа и с Грецией на постройку двух фрегатов типа «Амазон» (60 млн. фунтов стерлингов).

«Кэммел Лейрд шипбилдерс» (число занятых около 6 тыс. человек) относится к объединению «Лейрд груп». Фирма владеет одной из крупнейших в стране верфей в Биркенхед, на которой могут строиться крупные надводные корабли, атомные подводные лодки и торговые суда грузоподъёмностью до 125 тыс. т. Сейчас осуществляется реконструкция верфи, в ходе которой переоборудуются стапели и корпусный цех, создаётся поточная линия по сборке судовых конструкций, устанавливается новейшее производственное оборудование (включая станки с программным управлением) и более мощное крановое оборудование.

В послевоенный период верфь играла важную роль в военном кораблестроении. В частности, на ней построены авианосец «Арк Ройял» (1955 год), две атомные ракетные и одна атомная торпедная подводная лодка. На конец 1975 года в постройке находились два эскадренных миноносца УРО типа «Шеффилд» («Бирмингем», «Ковентри»). Эта верфь становится ведущим предприятием рассматриваемой отрасли по строительству танкеров.

«Скотт Литгау груп» объединяет несколько судостроительных и судоремонтных фирм с предприятиями в районе городов Гринок, Глазго, Порт-Глазго, а также завод судовых двигателей в Гринок.

Судостроительная верфь фирмы «Скотт шипбилдинг» в Гринок занимается военным кораблестроением. Она располагает семью стапелями длиной до 213 м. На ней могут строиться суда грузоподъёмностью до 50 тыс. т, надводные корабли и дизельные подводные лодки. Верфь выполняет заказы на строительство подводных лодок типа «Оберон» для ВМС иностранных государств. В частности, в 1974 году было закончено строительство двух подводных лодок для ВМС Чили, а по состоянию на конец 1975 года строились две подводные лодки для ВМС Австралии.

«Суон Хантер шипбилдерс» входит в состав крупного частного объединения «Суон Хантер груп». Фирма имеет крупные судостроительные и судоремонтные верфи в Ньюкасл-апон-Тайн («Уолкср шипярд»), Уолл-сенд («Уоллсенд шипярд»), Хебберн («Хебберн шипярд»), Саут-Шилдс («Редхед ярд», «Саут-Шилдс шипярд»), Беллингхэм («Хавертон-Хилл шипярд»). Наиболее значительными производственными мощностями обладают верфи в Ньюкасл-апон-Тайн и Уоллсенд, на которых могут строиться крупнотоннажные суда и корабли большого водоизмещения.

Руководство фирмы планирует израсходовать 12 млн. фунтов стерлингов на модернизацию своих верфей. В частности, по программе модернизации предусматривается создать в Хебберн на базе существующего дока длиной 280 м крупный судостроительный комплекс, установить на верфи «Уоллсенд шипярд» два крана грузоподъёмностью по 180 т, построить ремонтную стенку на верфи «Редхед ярд» для судов грузоподъёмностью 30 тыс. т.

Военным кораблестроением занимается также верфь «Уоллсенд шипярд». Как свидетельствует иностранная печать, по состоянию на конец 1975 года на ней строились два эскадренных миноносца УРО типа «Шеффилд» («Ньюкасл» и «Глазго») для собственного флота и танкер для ВМС Ирана. Военные корабли могут строиться также на верфях «Уолкер шипярд» и «Хебберн шипярд».

Фирма «Харланд энд Вулф» владеет крупнейшей в Великобритании судостроительной верфью в Белфасте (Северная Ирландия), которая имеет большой опыт военного кораблестроения. В период второй мировой войны на ней строились авианосцы, а после её окончания — эскадренные миноносцы и фрегаты. В настоящее время она занимается постройкой только торговых судов. Верфь имеет четыре стапеля длиной до 300 м и док, в котором могут строиться танкеры грузоподъёмностью до 1 млн. т. Сейчас осуществляется модернизация верфи, стоимость которой составит 35 млн, фунтов стерлингов.

Другие крупные объединения («Остин энд Пикерсгилл груп», «Гован шипбилдерс», «Корт шипбилдерс») выполняют заказы по строительству только торговых судов.

Некоторые английские судостроительные фирмы строят военные катера различного назначения для ВМС Великобритании и других стран. К ним относятся «Брук марин» (в Лоустофт), «Джеймс Ламонт энд санз» (в Порт-Глазго), «Эйлса шипбилдинг компани» (в Трун), «Ричард Данстон» (в Гулль) и т. д.

Таким образом, несмотря на сокращение удельного веса английской судостроительной промышленности в мировом судостроении, эта отрасль обладает большими производственными мощностями, а её возможности по строительству военных кораблей и опыт в военном кораблестроении уступают только США.

Добавить комментарий