Командование ВВС США на основании анализа опыта преступной войны в Юго-Восточной Азии и проведенных учений наметило и осуществляет программу повышения мобильности тактической авиации. Специально созданный для этой цели комитет обобщил опыт инженерно-аэродромного обеспечения боевых действий тактической авиации на различных театрах военных действий и разработал принципы обеспечения базирования частей и соединений тактической авиации, которые получили наименование концепции «необорудованного аэродрома».
Под «необорудованным» понимается аэродром, на котором имеются взлетно-посадочная полоса, пригодная для современных самолётов тактической авиации, рулёжные дорожки, места стоянки самолётов и источник водоснабжения. В печати встречается также термин «пустой аэродром».
Согласно этой концепции, авиационная эскадрилья тактической авиации в составе 18—25 истребителей или разведчиков должна в течение двух-трёх суток перебазироваться на необорудованный аэродром в любом районе земного шара, спустя 8 ч. начать боевые действия и вести их в течение 30 суток с напряжением 1,5 вылета на самолёт в сутки.
По опубликованным в печати данным американской военной информационной службы, в пределах союзных США и нейтральных стран имеется примерно 1700 аэродромов с бетонными и асфальтобетонными ВПП длиной от 1524 м. до 2440 м. и 685 аэродромов с ВПП длиной свыше 2440 м. Из них условиям упомянутой концепции, по сообщениям иностранной печати, отвечают свыше 1500 аэродромов (в их число отнесены крупнейшие западноевропейские аэропорты и совершенно необорудованные, в том числе и неиспользуемые в настоящее время аэродромы на отдаленных ТВД). Это количество аэродромов, по мнению американских специалистов, может быть увеличено еще примерно на 50% за счет включения аэродромов, подготовка которых к базированию авиации будет заключаться лишь в доставке и развёртывании средств технического обслуживания самолётов. Кроме того, в качестве необорудованных аэродромов, по их мнению, могут быть использованы и такие, на которых потребуется произвести небольшое удлинение ВПП или усиление её несущей способности, а также специально построенные или подобранные участки автомобильных дорог, удовлетворяющие по своим техническим характеристикам требованиям к ВПП для самолётов тактической авиации. По сообщениям иностранной печати, использование участков автомобильных дорог в качестве ВПП получило широкое распространение в ВВС Швеции, ФРГ и ряда других стран.
В соответствии с концепцией «необорудованный аэродром» был разработан также специальный набор оборудования и материалов, необходимых для строительства на подходящем участке местности в сжатые сроки аэродрома с целью базирования на нём самолётов тактической авиации. Такой набор, получивший наименование «ресурсы для подготовки аэродрома», включает сборно-разборное покрытие из алюминиевых плит, эластичное покрытие, а также материалы и средства для стабилизации грунта.
В основу концепции «необорудованный аэродром» положено использование сборно-разборных и надувных сооружений, мобильного аэротранспортабельного аэродромного оборудования и средств технического обслуживании самолётов, которые предусматривается доставлять на необорудованный аэродром на транспортных самолётах и развёртывать его там силами личного состава авиакрыла, не связанного с непосредственной подготовкой самолётов к полетам.
Использование комплектов мобильного оборудования военно-воздушными силами США началось в 50-е годы, когда был разработан набор, получивший наименование «Грей Игл». Он состоял из оборудования и средств технического обслуживания самолётов, а также палаток для размещения личного состава численностью до 1 тыс человек. В 60-е годы был создан комплект «Харвест Игл», который рассчитан на обеспечение боевых действий авиакрыла в течение 30 суток. Его общий вес 7407 т., стоимость 12,5 млн. долларов. Для переброски этого набора требуется 97 рейсов самолёта С-5А «Гэлэкси». Такой набор комплектов неоднократно использовался ВВС США на аэродромах в Юго-Восточной Азии и продолжает оставаться на снабжении ВВС США в настоящее время.
Опыт использования этих и подобных им комплектов, как сообщалось в иностранной печати, показал, что палатки совершенно непригодны для размещения в них пунктов технического обслуживания и мастерских для ремонта современных самолётов тактической авиации, и особенно их бортовой аппаратуры и вооружения. Кроме того, наборы «Грей Игл» и «Харвест Игл» не являются полностью аэротранспортабельными и только часть входящего в их состав оборудования может использоваться повторно.
В авиации ВМС США был разработан и испытан во время учений и непосредственно в ходе боевых действий в Южном Вьетнаме комплект мобильного оборудования САТС (малый аэродром тактической авиации), в котором имелись в основном только мобильные средства обеспечения полетов авиации.
Разработка набора «необорудованный аэродром», по мнению иностранных специалистов, является попыткой создания полного комплекса сооружений и оборудования для использования на временных (полевых) аэродромах тактической авиации.
Созданное оборудование (всего было разработано и изготовлено около 2,7 тыс. различных образцов) было объединено в единый комплекс, получивший наименование «Харвест Беар». Этот экспериментальный набор оборудования рассчитан на обеспечение базирования авиакрыла тактической авиации в составе трёх—пяти эскадрилий и ведения боевых действии непрерывно в течение 30 суток. Все агрегаты и средства аэродромного обслуживания этого набора также рассчитаны на непрерывную работу в течение этого периода времени.
Аэродромные технические средства, а также остальные элементы комплекта сконструированы аэротранспортабельными, а часть из них также и самодвижущимися. Вес отдельного агрегата или элемента составляет не более 6810 кг. Набор рассчитан на эксплуатацию в течение пяти лет при двух перебазированиях в год. Расчетный срок хранения оборудования на складах 10 лет.
Набор комплектов «необорудованный аэродром» состоит из двух групп, имеющих различное предназначение: БАСС (BASS — Base Augmentation Support Sets) и МОСС (MOSS — Mobile Operational Support Sets).
БАСС — набор оборудования аэродромного обслуживания для обеспечения базирования авиакрыла тактической авиации, включающий сборно-разборные сооружения для размещения личного состава, технических и административных служб, мастерских, ангары для самолётов, радио- и светотехнические приборы, навигационные аэродромные средства и средства для обеспечения внутриаэродромной связи, а также системы электроснабжения, водоснабжения и канализации, склад ГСМ с оборудованием для заправки самолётов и наземной техники. Общая вместимосгь сборно-разборных сооружений первоначально планировалась на 6 тыс. человек личного состава. Стоимость их была определена в 25 млн. долларов. Однако в дальнейшем из-за перерасхода ассигнований на разработку набора комплектов «необорудованный аэродром» вместимость этой части набора комплектов была сокращена до 4,5 тыс. человек. Для размещения дополнительного контингента личного состава в комплект включены большие палатки. Набор сборно-разборных сооружений для обеспечения хозяйственно-бытового обслуживания личного состава состоит из трёх групп, обеспечивающих автономное размещение по две тысячи человек в каждой (по 500 человек из каждой группы предполагается размещать в палатках).
В состав набора БАСС включены, кроме того, машины погрузочно-разгрузочных и транспортных работ, аэродромно-уборочная (вакуумноуборочная) и поливомоечная машины, пожарный автомобиль, установка для пуска сигнальных ракет, установка для производства жидкого кислорода и азота и т. д. В дальнейшем предполагается включить специальную аэродромную ЭВМ, сопряженную с системой материально-технического обеспечения ВВС.
Общий вес набора комплектов группы БАСС составляет 2311 т. Для его переброски требуется 30 рейсов самолёта С-5А.
МОСС — набор оборудования и технических средств, необходимых для обслуживания самолётов одной авиационной эскадрильи тактической авиации. Для размещения этого набора используется 11 сборно-разборных сооружений. Имеются варианты комплектов для технического обслуживания всех основных типов самолётов тактической авиации. Общий вес одного комплекта составляет 398 т. Для его переброски требуется пять самолёто-рейсов С-5А. Стоимость комплекта для технического обслуживания самолётов F-4 «Фантом» составляет 1,16 млн. долларов, для самолётов С-130 660 тыс. долларов.
При наличии на «необорудованном аэродроме» каких-либо средств аэродромного обслуживания и жилых помещений предполагается развёртывать лишь часть оборудования.
Оперативные возможности аэродрома с развёрнутым на нём набором «необорудованный аэродром» сравнимы, по заявлению американских авиационных специалистов, с возможностями стационарного аэродрома базирования. По их мнению, эскадрилья самолётов тактической авиации после развёртывания на аэродроме необходимого оборудования и имущества, которое во время переброски помещается в 400 контейнерах, может при условии обеспечения достаточного снабжения, наличия средств эксплуатации и подготовленного личного состава автономно действовать в течение 30 суток. Считается, что уровень трудозатрат на подготовку аэродрома с использованием таких комплектов снижается примерно в два раза.
Для размещения личного состава, кухонь, столовых, санузлов, душевых, помещений для отдыха личного состава, для обработки данных, проведения предполетного инструктажа, размещения административных и хозяйственных служб, госпиталя, помещений для проведения технического обслуживания и ремонта самолётов и их бортовой аппаратуры применяются сооружения складывающейся и раздвижной конструкции.
В сложенном и подготовленном для транспортировки виде (в таком виде сооружения хранятся на складах) они имеют размеры 2,44х2,44х3,96 м, которые соответствуют по габаритам требованиям погрузочно-разгрузочнии системы 463L.
Самыми распространёнными в наборе комплектов являются сборно-разборные сооружения раздвижного типа (рис. 1) — домики малого размера для личного состава. В подготовленном к эксплуатации положении сооружение раздвижного типа имеет размеры 10,06х2,44х3,96 м. Торцовые стенки его представляют собой панели с встроенными в них дверьми и окнами. Боковые стенки изготовлены из мягкой пластмассы в виде меха гармоники. Во время транспортировки (они перевозятся в пакетах по три) или хранения на складе домик представляет собой контейнер размерами 3,96х2,44х0,91 м, весом 2 т. В случае его эксплуатации в зимних условиях боковые стенки предусматривается утеплять специальными матами, изготовленными из пористой теплонепроницаемой пластической массы.
Рис. 1. Установка сооружения раздвижного типа
Расчетная вместимость домика 11 —12 человек, однако в случае необходимости в нём может быть размещено до 20 человек. В качестве табельного имущества в комплект оборудования домика включены 11 —12 легких складывающихся коек, тумбочки, складывающиеся стопы и стулья.
Сборно-разборный домик среднего размера в подготовленном для использования виде имеет размеры 7,32х3,96х2,54 м. Площадь внутреннего помещения составляет 26,6 кв.м. Вес конструктивной части (без оборудования) составляет 2 т. Четыре человека могут подготовить такой домик для эксплуатации за 1 ч. Сооружения этого типа по своему предназначению являются многоцелевыми. В них предусматривается размещать штабы, командные пункты, узлы связи, различные административные, технические и хозяйственные службы, мастерские для технического обслуживания самолётов и наземной техники, кухни с расчётной пропускной способностью 250 обедов в час, прачечные со стиральной машиной, центрифугой и сушилкой, душевые, санузлы и т. д. При использовании этого сооружения под жильё для личного состава в нём может быть размещено 30 человек. В подготовленном для транспортировки виде домик представляет собой контейнер размерами 2,44х3,96х2,54 м. Внутреннее пространство контейнера во время транспортировки или хранения на складе используется для размещения различного имущества, станков, верстаков или другого необходимого оборудования.
Специальные большие сборно-разборные сооружения (рис. 2), включенные в состав набора комплектов, предназначены для размещения столовых, мастерских, складов, помещений для подготовки личного состава, а также для других целей Размеры такого сооружения 15,24х9.14х3,3 м. В одной из стен могут быть оборудованы двери для прохода людей или ворота для техники. Для сборки такого сооружения многоцелевого назначения команде из 8—10 человек требуется примерно 5 ч. Из панелей сборно-разборного сооружения этого типа могут собираться также ангары для самолётов.
Рис. 2. Сборно-разборное сооружение многоцелевого назначения
Для размещения госпиталя модульной конструкции на 36 коек разработан комплект из шести специальных сборно-разборных домиков (модулей) складывающегося типа, соединяемых специальными коридорами-переходами в единый госпитальный комплекс.
Наиболее крупным сборно-разборным сооружением является ангар (рис. 3), предназначенный для размещения двух самолётов типа F-4 «Фантом» или F-111 «Аардварк». В собранном и подготовленном для эксплуатации виде ангар имеет размеры 21,95х17,70х6,4 м. Для сборки такого ангара требуется до 160 человеко-часов трудозатрат. В разобранном и подготовленном для транспортировки виде панели ангара и другие конструктивные элементы укладываются на стандартный грузовой поддон системы 463L размерами 4,78×2,74 м. В одном самолёте С-130 «Геркулес» могут перевозиться два таких ангара.
Рис. 3. Сборка ангара
Всего, по сообщениям американской печати, для обеспечения базирования одного авиакрыла самолётов тактической авиации в составе трёх авиационных эскадрилий, имеющих на вооружении 72 тактических истребителя F-4 «Фантом» и до 4—4,5 тыс. человек личного состава, включая летный, технический и обслуживающий, по расчетам американских авиационных специалистов, требуется 475 малых сборно-разборных домиков, 91 сборно-разборный домик среднего размера, 168 больших сборно-разборных сооружений, комплект для размещения госпиталя, 14 ангаров для самолётов, а также различные навесы для хранения необходимого имущества и запасов расходных материалов и средств.
Для обеспечения полётов в сложных метеорологических условиях, днем и ночью в набор комплектов «необорудованный аэродром» входит КДП, сопряженный с системой управления тактической авиацией на театре военных действий 407L, оборудование для привода самолётов в зону аэродрома и посадки по приборам в сложных метеорологических условиях, а также светотехническое оборудование. Из навигационных средств используются в основном приводные ненаправленные радиомаяки и УКВ угломерно-дальномерные маяки типа «Такан», исполненные в мобильных вариантах.
КДП со всеми необходимыми средствами связи и навигационным оборудованием размещается в сборно-разборных домиках или фургонах. Главный пункт управления полетами (рис. 4) обычно располагается в башне облегчённого типа. В застекленной кабине этой башни высотой до 2,5 м размещаются средства связи всех видов, а также звукозаписывающие устройства, пеленгационная аппаратура, метеорологические приборы, средства управления и контроля за работой светотехнического оборудования и управления сигнальными средствами.
Рис. 4. Мобильный КДП
В США разработана радиолокационная система посадки AN/TPS-19 для использования на «необорудованных аэродромах». Её предполагается включить в систему управления тактической авиацией 407L. Она включает центр управления посадкой с аппаратурой отображения обстановки на выносных индикаторах диспетчерской и посадочной радиолокационных станций, аппаратуру управления и радиосвязи. Ведутся также работы по созданию новых систем посадки по приборам, к которым относится «Талар» (дальность действия 25 — 30 км, вес наземного оборудования 26 кг, время развёртывания 5 мин). Для обеспечения посадки военных и гражданских самолётов всех типов разрабатывается универсальная система посадки по приборам в стационарном и мобильном вариантах. Мобильный вариант её предполагается использовать на временных (полевых) аэродромах тактической авиации на театрах военных действий.
Используемый в ВВС США комплект светотехнического оборудования включает огни захода на посадку, индикатор глиссады, световой аэродромный маяк, светильники большой интенсивности для освещения ВПП, полос подходов к ней, рулёжных дорожек, для обозначения начала и конца ВПП и препятствий. Система освещения рассчитана на ВПП длиной 2743 м. Весь комплект размещен на специальном прицепе, на котором оборудован также пульт управления системой.
Для обеспечения безопасности полетов в комплект оборудования ВПП включена также аварийная тормозная установка барьерного типа, представляющая собой прочную сеть, закрепленную в конце ВПП. При выкатывании самолёта за пределы ВПП она устанавливается вертикально в рабочее положение с КДП или автоматически при приближении к ней самолёта.
Комплект оборудования для снабжения самолётов и наземной техники топливом включает мобильную систему заправки, склад ГСМ из эластичных емкостей общей вместимостью 2271 тыс. л. Подобная система использована в комплекте оборудования САТС авиации ВМС США. Для ускорения заправки самолётов разрабатываются специальные топливозаправщики большой емкости, в том числе до 9462,5 л. Заправка самолётов и наземных аэродромных средств таким топливозаправщиком может производиться со скоростью до 757 л/мин.
Аэродромная система производства и распределения электроэнергии предназначена для обеспечения бесперебойной работы технических средств аэродромного обслуживания, навигационных и светотехнических средств, а также для снабжения электроэнергией сборно-разборных домиков и сооружений в жилой и служебной зонах. Для выработки тока высокого напряжения разработаны лёгкие, пригодные для перевозки на транспортных самолётах передвижные электростанции, смонтированные на специальных прицепах, с турбогенераторами, работающими как на стандартном топливе, используемом реактивными самолётами тактической авиации, так и на других видах жидкого топлива. Мощность каждого из двух турбогенераторов, входящих в комплект, составляет 750 кВт. В набор МОСС включено также 16 резервных турбогенераторов, устанавливаемых на наиболее важных аэродромных объектах и предназначенных для включения в случае выхода из строя общеаэродромной системы энергоснабжения. Эти турбогенераторы предназначены для работы в течение непродолжительного времени. Стоимость системы производства и распределения электроэнергии составляет 4,5 млн. долларов.
Система водоснабжения, специально разработанная для развёртывания на аэродромах на театрах военных действий, может обеспечить производство до 36,3 куб.м/ч обработанной и пригодной для питья воды. По сообщениям американской печати, такая система водоснабжения может быть приспособлена для использования воды практически из любого источника, в том числе и с большим содержанием солей. Для подъёма воды из источника водоснабжения используется приводимый в действие дизелем водяной насос производительностью 56,8 кубометров/ч, а также вторая такая же насосная установка, предназначенная как для увеличения в случае необходимости подачи воды в водопроводную сеть аэродрома, так и для использования в качестве резервной. Очистка воды от механических и биологических примесей производится в стандартных военных водоочистных установках производительностью около 5,7 кубометров/ч, приспособленных для переброски по воздуху. Запас обработанной и необработанной воды в системе хранится в эластичных нейлоновых емкостях объемом 18,1 кубометров (вес 138 кг) и 34 кубометра (вес 252 кг). Общая вместимость емкостей для хранения обработанной воды составляет 303 кубометра, или примерно 50% среднесуточного потребления. Вместимость емкостей для хранения неочищенной и необработанной воды, предназначенной для технических целей, составляет 151 кубомера, или 1/5 среднесуточного потребления.
Для сборки водопроводной сети имеется комплект легких труб диаметром 1,5—4 дюйма, общей протяженностью 32 км. Они обладают гибкостью, устойчивостью к коррозии и механическим повреждениям. Магистральная сеть прокладывается непосредственно по поверхности земли (при пересечении дорог — под землей) с учетом рельефа местности. Для удобства транспортировки трубы изготовлены длиной по 5,8 м.
Распределительная сеть состоит из гибких полиэтиленовых труб длиной по 15,2 м, соединяемых специальными стандартными соединительными устройствами. При использовании системы водоснабжения при отрицательных температурах предусматривается специальная дополнительная упаковка с водонагревателями, изоляцией для труб и т. п.
Система канализации «необорудованного аэродрома» включает специальные насосы, трубы и очистную установку производительностью около 2,3 кубометра/ч. Для развёртывания и ввода в эксплуатацию одной такой установки требуется 16 человеко-часов трудозатрат. Установка действует автоматически, требуя лишь 15-минутного обслуживания через каждые 5 ч непрерывной работы.
Комплект погрузочно-разгрузочных средств включает 15 грузовых автомобилей, пять вилочных погрузчиков повышенной проходимости, три погрузчика повышенной проходимости, один подъемный кран и специальные платформы, оснащённые специальными рамами и талями. Разрабатывается также транспортная машина многоцелевого назначения, представляющая собой грузовой автомобиль с безбортовой платформой, который предполагается использовать для перевозки личного состава, в качестве санитарного автомобиля или подъёмного крана (при установке на нём кранового оборудования).
При проведении операции по перебазированию вначале предусматривается перебрасывать передовую команду, в которую входят подразделения для охраны и обороны аэродрома, специалисты инженерно-аэродромной службы и по средствам связи, а также представители от каждой авиационно-технической службы. Перед этой командой ставится задача определить состояние основных аэродромных сооружений: ВПП, рулёжной дорожки, мест стоянки, источника водоснабжения, а также выявить местные ресурсы и сооружения. Передовая команда определяет в соответствии со схемой типового генерального плана аэродрома положение на местности всех аэродромных объектов, а также размечает необходимую сеть внутриаэродромных дорог.
Вслед за этим доставляются инженерные машины и другая техника. Специальная команда приступает в случае необходимости к выравниванию летной зоны и местности в служебной и жилой зонах, прокладке дорог к местам, намеченным для размещения аэродромных объектов, производит выгрузку самолётов и транспортировку оборудования к намеченным передовой командой местам, распаковывает контейнеры, развёртывает сборно-разборные сооружения и подключает их к общеаэродромным сетям электроснабжения, водоснабжения, канализации и телефонной сети.
Возможности набора комплектов «необорудованный аэродром» и обоснованность расчётов всей концепции проверялись на учениях «Коронет бэар» в октябре 1969 года и «Хэви бэар» в ноябре 1970 года. Во время учения «Хэви бэар» аэродром Норт-Филд (штат Южная Каролина), который до этого не использовался для базирования авиации и не имел никакого оборудования, был условно принят в качестве «необорудованного аэродрома». В течение 5 суток были проведены все необходимые мероприятия по его превращению в полностью оборудованный аэродром для обеспечения базирования и ведения боевых действий эскадрильи тактических истребителей в составе 24 самолётов типа F-4 «Фантом». При этом в ходе учения, уже на вторые сутки после начала работы по развёртыванию оборудования, на аэродром совершили посадку самолёты F-4 «Фантом» из состава 336 й авиаэскадрильи ТАК ВВС США, базирующейся на аэродроме Сеймор-Джонсон, которые начали совершать полеты с этого аэродрома еще до окончания работ по развёртыванию на нём всего оборудования. Для доставки необходимого набора комплектов «необорудованный аэродром» весом более 4200 т и 1600 человек личного состава для его развёртывания потребовалось, по сообщениям печати, 300 самолёто-рейсов транспортных самолётов.
Всего на аэродроме было развернуто 361 сборно-разборное сооружение для размещения средств технического обслуживания и 260 сборно-разборных сооружений для личного состава.
Оборудование набора комплектов «необорудованный аэродром» применялось во время агрессивных действий США в Юго-Восточной Азии. В 1972 году эскадрилья тактических истребителей из состава континентального командования ВВС США была переброшена в Таиланд на аэродром Удон. Все необходимое оборудование для размещения личного состава этой авиаэскадрильи было переброшено на транспортных самолётах и развернуто на аэродроме за 18 ч.
В своих заявлениях официальные представители ВВС США подчеркивают, что они не стремятся обеспечить каждую авиаэскадрилью ТАК набором комплектов «необорудованный аэродром», однако наличие таких наборов комплектов, по их мнению, может обеспечить командованию ТАК выполнение задачи по развёртыванию в сжатые сроки аэродромов базирования тактической авиации в любом районе земного шара. По сообщениям печати, ВВС США располагают в настоящее время двумя наборами комплектов БАСС для обеспечения базирования двух авиакрыльев тактической авиации и 16 наборами комплектов МОСС для технического обслуживания 16 авиаэскадрилий тактической авиации (тактических истребительный, тактических разведчиков и тактических транспортных самолётов), которые предназначены как для обеспечения перебазирования авиации «в любой район земного шара», так и для освоения и дальнейшей модернизации всего набора комплектов «необорудованный аэродром», его составных частей и отдельных образцов оборудования.
Проводимые в ВВС США мероприятия по повышению мобильности тактической авиации представляют собой лишь часть программы повышения мобильности вооружённых сил. Агрессивная сущность этих мероприятий подтверждается министром обороны США Дж. Шлесинджером, выступившим с новой, опасной для дела мира теорией о «возможности нанесения первого ядерного удара, ограниченной ядерной войны с обменом высокоточными ударами». Вопросам мобильности вооружённых сил в этой теории он придаст большое значение.