, занимающая важное стратегическое положение, имеющая непосредственные морские и сухопутные границы с СССР, в планах американских империалистов и милитаристских кругов рассматривается как возможный плацдарм на случай войны против Советского Союза, социалистических государств и для борьбы против национально-освободительного движения в странах Ближнего и Среднего Востока.

12 июля 1947 года навязали турецкому правительству соглашение о «помощи» (в соответствии с так называемой «доктриной Трумэна», предусматривавшей оказание помощи, главным образом военной, Турции и Греции), по которому Турции был предоставлен заем в сумме 100 млн. долларов, из них 90 млн. предназначались на перестройку турецких вооруженных сил и строительство различных военных объектов на ее территории. В Турцию были направлены различные миссии, среди которых особое значение приобрела военная миссия, занявшаяся реорганизацией вооруженных сил Турции и подготовкой ее территории в качестве театра военных действий.

Военный бюджет Турции, составлявший в 1948 году 377 млн. лир, в 1975 году достиг 20 835 млн. лир. С 1947 по 1972 год Турция получила от США свыше 3 млрд. долларов, из которых большая часть была израсходована на военные цели, в том числе на строительство военных баз, аэродромов, стратегических дорог, морских портов и других военных объектов.

Начало строительства современных портов в Турции положено законом № 618 от 14 апреля 1922 года, в соответствии с которым было создано Турецкое акционерное общество по строительству портов в Стамбуле, Измире, Мерсине и Трабзоне. В последующем функции строительства и эксплуатации основных портов были переданы турецкому акционерному обществу Морского банка.

В настоящее время общее руководство деятельностью морских портов и их взаимодействие с другими видами транспорта возлагается на министерство общественных работ и коммуникаций (транспорта), а за их эксплуатацию отвечает Генеральная дирекция государственных железных дорог и турецкое акционерное общество Морского банка. На побережье Турции к началу 1975 года, по данным турецкой печати, имелось около 20 современных портов, восемь пунктов для стоянки судов, семь рыболовецких портов и свыше 50 каботажных портов (рис. 1).

Основные порты Турции
Рис. 1. Основные морские порты Турции

Наиболее крупными, хорошо оборудованными, способными принимать и обрабатывать современные торговые суда являются порты в Стамбуле, Измире, Трабзоне, Гересуне, которые эксплуатируются турецким акционерным обществом Морского банка, и порты Хайдарпаша, Мерсии, Искендерон и Самсун, находящиеся в ведении Генеральной дирекции государственных железных дорог.

Стамбул — крупнейший город (свыше 2,5 млн. жителей), военно-морская база, порт и промышленно-торговый центр Турции (рис. 2).

Порт Стамбул
Рис. 2. Порт Стамбул

Морская акватория порта охватывает часть пролива Босфор (южнее линии маяков Румелихисар и Анадолухисар), бухту Золотой Рог и северо-восточную часть Мраморного моря. В пределах этой акватории находятся два самостоятельных порта — Стамбул (европейская часть), подчиненный турецкому акционерному обществу Морского банка, и Хайдарпаша (азиатская часть), находящийся в ведении Генеральной дирекции государственных железных дорог.

Порт Стамбул (европейская часть) состоит из трех частей: внутренний порт (территория от Галатского моста до Каятхане) предназначен для проведения погрузочно-разгрузочных работ и ремонта судов на судостроительных верфях Хаскей, Джамиалты, Ташкызак; средний порт (пространство от Галатского моста, ограниченное, на севере линией между часовой башней Долмабахче и Кызкулеси — Леандровая башня) — для захода и обработки пассажирских и грузовых судов; внешний порт (остальная часть стамбульского порта) — для стоянки, укрытия судов от непогоды, пополнения запасов, проведения ремонта.

На территории среднего и внешнего портов расположены основные грузовые и пассажирские причалы, железнодорожная станция Сиркеджи, обеспечивающая перевалку грузов с судов на железнодорожный транспорт, пассажирский морской вокзал, а также товарные склады и грузовые площадки. В порту имеются: 450 м. причалов (глубины у стенки 3 — 5 м.) и 1120 м. (глубины 7 — 10 м.), 19 рельсовых электрокранов грузоподъемностью 2 — 10 т., 29 портальных кранов грузоподъемностью 1 — 15 т.; 28 буксиров; десять лоцманских катеров, 11 швартовых буксиров, склады площадью 88 000 кв. м., открытые складские площадки (79000 кв. м.), пять транспортеров для погрузки угля, 31 трактор и 3 транспортера. В порту занято свыше 3000 рабочих.

Три судостроительные верфи, расположенные на территории внутреннего порта, обеспечивают ремонт кораблей до эскадренных миноносцев включительно и судов грузоподъемностью до 7 тыс. т. Корабли и суда в стамбульском порту могут получать все виды довольствия.

Грузооборот порта 3 млн. т., в нем обрабатывается около 4200 судов в год. Через него проходит около 80% импорта и до 40% экспорта страны.

В соответствии с планом реконструкции в порту ведется строительств нового причала, планируеся покупка 200-тонного плавучего крана. Всего на реконструкцию порта на 1973 — 1977 годы выделено 367 млн. турецких лир.

Стамбул постоянно используется для базирования кораблей турецких ВМС, его периодически посещают корабли 6-го флота США и других стран НАТО.

Хайдарпаша — порт в азиатском районе Стамбула, в северо-восточной части Мраморного моря, в 2,6 милях от Галатского моста. Построен путем насыпки искусственных причалов в 1952 — 1966 годах. Гавань защищена волноломами длиной 1700 м. Общая протяженность причальной линии свыше 2000 м, глубины у стенок 6 — 10 м. Площадь акватории порта 0,62 кв.кв. Здесь имеется 22 рельсовых электрических крана, десять портальных кранов, 60 погрузчиков, 11 тракторов. Площадь складов около 25 000 кв. м., площадок для открытого хранения грузов свыше 65 000 кв.м., емкость элеватора 54 000 т., емкость хранилищ ГСМ свыше 130 тыс. куб. м. Грузооборот порта 5 млн. т. в год. На его реконструкцию, которая закончится в 1976 году, выделено 158 млн. турецких лир. Планом предусматривается строительство, оборудование и зашита волноломами нового причала для контейнерных перевозок. После реконструкции порт сможет обрабатывать до 1000 судов в год.

Европейская и азиатская части стамбульского порта имеют причалы для погрузки железнодорожных вагонов па паромы. Для перевозки вагонов через пролив Босфор действуют два парома, вмещающие 18 и 20 вагонов.

Измир — военно-морская база ВМС Турции, порт и главный город вилайета Измир (521 тыс. жителей). Расположен на побережье Измирского залива в Эгейском море. Здесь находится штаб командования сухопутных войск НАТО в Юго-Восточной Европе и штаб 6 ОТАК.

Измир — узел железных и шоссейных дорог — занимает первое место в турецком экспорте и второе (после Стамбула) по импорту. Акватория военно-морской базы и порта состоит из двух гаваней общей площадью около 2 кв.км.; протяженность причальной линии свыше 4000 м., глубины у стенок 3 — 12 м.

Порт доступен для кораблей всех классов и судов водоизмещением до 20 тыс. т. Здесь имеются пять слипов для подъема судов водоизмещением до 2 тыс. т., судоремонтные мастерские, плавучий кран грузоподъемностью 50 т., десять портальных и пять автомобильных кранов грузоподъемностью 5 — 20 т. Площадь товарных складов около 39 000 кв.м., площадок для открытого хранения грузов свыше 98000 кв.м., емкость хранилищ ГСМ около 105 000 куб. м.

Для обработки судов порт располагает 11 буксирами, лоцманским катером, четырьмя швартовными буксирами, тремя лихтерами, а также 37 автопогрузчиками и 15 тракторами. Грузооборот порта свыше 3 млн. т. в год. Обрабатывается ежегодно свыше 1200 судов. В порту занято около 1500 рабочих. Корабли и суда могут получать в порту все виды довольствия.

На реконструкцию и расширение порта на 1973—1977 годы выделено 149,5 млн. турецких лир. К концу 1975 года пропускную способность порта планируется довести до 1400 судов к год.

Искендерон — город, военно-морская база и порт, расположенный на восточном берегу залива Искендерон в Средиземном море. В 1963 году порт заново реконструирован, расширен и оснащен современным оборудованием. Искендерон, являющийся транзитным портом, связан железной дорогой с Ираном. Здесь базируется часть сил и средств турецких ВМС.

В настоящее время порт с акваторией 0,36 кв.км. защищен молом и волноломами, общая длина которых превышает 1200 м. В порту имеются: причалы длиной 2370 м. (глубины у стенок до 12 м.), склады площадью 10 900 кв.м., площадки для открытого складирования грузов — около 100 000 кв. м., емкости для хранения ГСМ — 120500 куб. м., элеватор на 20 000 т., буксиров — семь, лихтеров — 16, рельсовых электрических кранов грузоподъемностью до 50 т. — десять, портальных кранов — 24, тракторов — девять, погрузочных конвейеров — один. В порту занято 550 рабочих и служащих. Его грузооборот около 5,5 млн. т. в год.

На реконструкцию порта и проведение дноуглубительных работ у причалов (до 12 м.) на 1973 — 1976 годы выделено 73,5 млн. турецких лир. После реконструкции в нем будет обрабатываться около 800 судов в год.

Мерсин расположен в Мерсинском заливе на побережье Средиземного моря (рис. 3). Строительство современного порта закончено в 1965 году. Порт с акваторией 3,13 кв. км. защищен волноломами и молами, общая длина которых 4682 м. В порту построены склады общей площадью около 12000 кв.м., площадки для открытого складирования грузов — 40000 кв. м., емкости для хранения ГСМ — 275000 куб. м., элеваторы — на 100000 т. Общая протяженность причальной линии составляет 4075 м. (глубины у стенок 6 — 12 м). Порт одновременно может обрабатывать до 15 судов, имеет специальный причал для обработки танкеров.

План порта Мерсин
Рис. 3. План порта Мерсин

Оборудование порта: плавучий кран грузоподъемностью 60 т., стационарный электрокран — 25 т., 20 рельсовых электрокранов — от 3 до 5 т., 15 автомобильных кранов — по 1,5 т., а также два лоцманских, два швартовых и один служебный катер, четыре буксира и две баржи для пресной воды емкостью до 100 т.

Общий грузооборот порта 28 млн. т. в год, в том числе 17,3 млн. т. зерна и 8,6 млн. т. ГСМ.

На реконструкцию порта, предусматривающую строительство причала и оснащение его современным оборудованием для контейнерных перевозок, на 1973 — 1976 годы выделено 109,9 млн. турецких лир. Пропускная способность порта будет увеличена на 20%.

Трабзон — центр вилайета Трабзон. Находится на побережье Черного моря в его восточной части.

Современный порт, расположенный между мысом Гюзельхисар и ущельем Дегирмендере, построен в 1949 — 1954 годах. Его акватория площадью 0,6 кв.км. защищена волноломами и молами, общая длина которых достигает 1600 м. Причалы длиной около 500 м. (глубины у стенок 7 — 10 м) оборудованы пятью рельсовыми электрическими и тремя портальными кранами грузоподъемностью 1 — 50 т. В порту имеются: складские помещения емкостью 6300 кв. м., площадки для открытого складирования грузов площадью около 120 000 кв. м., емкости для ГСМ на 15030 куб. м., элеватор на 13 000 т. Для обеспечения и обработки судов предназначены буксир, лоцманский катер, швартовый буксир и лихтер. В порту занято около 200 рабочих.

Грузооборот порта 1,1 млн. т. в год. На его реконструкцию до 1977 года, предусматривающую удлинение волноломов, увеличение количества кранов и других механизмов, выделено 26 млн. турецких лир. Пропускная способность порта будет доведена до 400 судов в год. В дальнейшем он будет превращен в перевалочную базу и будет соединен железной дорогой с Ираном.

Самсун — центр вилайета Самсун (рис. 4). До последнего времени использовался как открытая якорная стоянка. Строительство современного порта, расположенного на западном берегу Самсунского залива, закончено в 1966 году, его дальнейшее расширение и оснащение продолжалось до 1973 года. Порт с 1944 года находится в ведении Генеральной дирекции государственных железных дорог. Он является перевалочным пунктом железной руды (2,5 млн. т.) и каменного угля (1,4 млн. т. в год).

Порт Самсун
Рис. 4. Порт Самсун

Акватория порта, площадь которой 2,7 кв. км., защищена волноломами и молами длиной свыше 4700 м. На его территории построены склады площадью 13 500 кв. м., около 50000 кв. м. площадок для открытого складирования грузов, элеватор на 6000 т. Общая протяженность причальной линии 1000 м., глубины у стенки 6 — 11 м. Причалы оснащены конвейерным погрузчиком, десятью рельсовыми электрическими и шестью портальными кранами грузоподъемностью 1 — 50 т. Имеется также пять буксиров. Оборудование порта, общий грузооборот которого 5,25 млн. т., обеспечивает обработку более 600 судов в год.

На реконструкцию, предусматривающую к концу 1975 года строительство нового причала (глубины у стенки 12 м.), а также на строительство трех элеваторов выделено 45,4 млн. турецких лир. После завершения этих работ годовая пропускная способность порта будет доведена до 720 судов.

Эрегли — военно-морская база ВМС Турции и порт на Черном море, включает «большой» и «длинный песчаный» порты. «Большой» порт эксплуатируют в основном металлургический комбинат в Эрегли и Турецкое общество каменного угля.

«Длинный песчаный» порт начал строиться в 1961 году одновременно со вторым металлургическим комбинатом в Эрегли и в 1964 году был введен в эксплуатацию. Порт обеспечивает главным образом только потребности второго металлургического комбината.

Акватория порта, площадь которого равна 0,4 кв.км. (без учета «длинного песчаного» порта), защищена волноломами и молами длиной 825 м. Общая протяженность причальной линии (глубины у стенки 10 м.) составляет 600 м. Имеется около 5000 кв. м. складских помещений и площадок для открытого складирования грузов, конвейерный погрузчик угля, два портальных крана, а также два буксира и лоцманский катер. Занято более 200 рабочих.

Дериндже находится на северном побережье Измирского залива. Строительство современного порта завершено в 1972 году. Он принадлежит Генеральной дирекции государственных железных дорог.

В порту по состоянию на начало 1974 года было закончено строительство причала длиной около 320 м. (глубины у стенок 2 — 8 м). На причалах установлено 14 рельсовых электрических кранов, введено в действие семь портальных кранов. На территории порта построены склады общей площадью свыше 7000 кв.м., оборудовано 70000 кв.м. открытых площадок для хранения грузов, введен в строй элеватор на 5000 т.

Для обслуживания судов имеется пять буксиров, девять лихтеров и швартовый буксир. В порту занято около 500 рабочих. За последние 10 лет здесь ежегодно обрабатывалось свыше 450 судов. Годовой грузооборот порта достиг 945 тыс. т.

В течение 1973 — 1977 годов намечается построить новый причал с глубинами у стенки до 12 м., оснастить порт мощными кранами, а также приобрести другие средства механизации. На эти цели выделено 52 млн. турецких лир. Пропускная способность порта после реконструкции будет доведена до 600 судов в год.

Зонгулдак — центр вилайета Зонгулдак. Расположен на побережье Черного моря.

Строительство порта завершено в 1953 году. Его акватория составляет 0,32 кв. км. Здесь построены волноломы — 760 м., защитные молы — 410 м., причалы длиной 1200 м. (глубины у стенок 8 — 10 м.), склады площадью 10 000 кв.м., площадки для открытого хранения грузов — 2300 кв. м. Причалы оснащены тремя углепогрузочными конвейерами, двумя портальными и двумя рельсовыми кранами. Суда обслуживаются тремя буксирами, двумя лоцманскими катерами и одним лихтером. В порту занято около 500 рабочих. Его грузооборот 2,7 млн. т., пропускная способность 500 судов в год.

На оснащение порта одним 15-тонным и тремя 100-тонными кранами, которые планируется установить до конца 1975 года, выделено 34,4 млн. турецких лир.

Гиресун — порт в восточной части Черного моря, строительство которого завершено в 1966 году турецким акционерным обществом Морского банка. Подчинен он управлению порта Трабзон. Акватория порта, занимающая площадь 0,3 кв. км., защищена волноломами длиной 850 м. и молом — 340 м. Построены 1100 кв. м. складов, 50 000 кв. м. открытых площадок для складирования грузов, 650 м. причалов (глубины у стенок 3 — 8 м). По сведениям турецкой печати, порт в техническом отношении оснащен слабо, здесь имеется всего один кран. Порт обслуживают буксир, лоцманский катер и швартовый буксир. Занято около 100 рабочих.

Грузооборот порта — 225 тыс. т., пропускная способность — 200 судов в год. На реконструкцию и техническое оснащение порта до конца 1975 года планируется израсходовать 27,4 млн. турецких лир.

Анталья — порт на Средиземноморском побережье Турции. Построен в течение 1964 — 1972 годов. Акватория порта площадью 0,58 кв.км. защищена двумя волноломами общей длиной 2100 м. Протяженность причальной линии 1400 м., глубина у стенок 4 — 10 м. На строительство порта уже израсходовано 95 млн. турецких лир, на его техническое оснащение, которое планируется завершить в 1976 году, выделено 34,9 млн. турецких лир. Кроме нового порта в Анталье, имеется небольшой старый порт.

Бандырма — порт на восточном берегу Мраморного моря. Построен в течение 1964 — 1974 годов. Акватория порта, занимающая площадь 0,7 кв.км., защищена двумя волноломами, общая длина которых равна 1500 м. Протяженность причалов с глубинами 4 — 12 м составляет 2840 м.

На техническое оснащение порта, которое включает установку одного 15-тонного и четырех 5-тонных подвижных кранов, строительство складов, железной дороги, подъездных путей и других сооружений, а также приобретение двух буксиров к израсходованным уже 120 млн. турецких лир, до конца 1976 года выделено еще 79 млн.

Хопа — порт в восточной части Черного моря, построен в течение 1964 — 1971 годов. Его акватория, занимающая площадь 0,54 кв. км., защищена двумя волноломами общей длиной 2120 м. Протяженность причальной линии 2000 м., глубина у стенок 4 — 10 м.

На строительство складов, водопровода, а также техническое оснащение и приобретение четырех буксиров (в том числе двух швартовых) на 1973 — 1976 годы дополнительно к уже израсходованным 75 млн. турецких лир ассигновано еще 13,9 млн.

Паяс — порт, строящийся для третьего металлургического комбината в Искендероне, расположен в заливе Искендерон. Его акватория 1,31 кв.км. Планировалось завершить его строительство к концу 1974 года. Проектом предусматривается соорудить два волнолома общей длиной 2700 м., причал длиной 1100 м., глубина у стенок 4 — 12 м. Строительство и оснащение порта ведется на средства частного сектора.

Тузла — порт, строящийся в Измитском заливе Мраморного моря. Его планировалось ввести в действие в 1974 году. По проекту предусматривалось построить два волнолома общей длиной 1250 м., причал протяженностью 1000 м. (глубины у стенок 3 — 10 м). Площадь акватории 1,58 кв.км. После завершения строительства, которое ведет частный сектор, в порту будет обеспечена разгрузка и погрузка судов непосредственно с причала и на якорной стоянке.

По сообщению иностранной печати, общим недостатком всех портов Турции является отсутствие оборудования для контейнерных перевозок, недостаточное количество насосных установок для разгрузки и погрузки жидкого топлива и емкостей для его хранения. Разгрузка и погрузка сыпучих грузов (зерна) не обеспечивается конвейерными погрузчиками.
На побережье Турции имеется также большое количество пунктов стоянки: Амасра, Бодрум, Эджеабат, Кефкен, Синоп, Эрдек, Гемлик, Ялова; каботажных портов: в Черном море — Акчакоджа, Аянджик, Буланджак, Джиде, Чайели, Фатса, Фындыклы, Гелемен, Герзе, Гереле, Хопа, Орду, Пазар, Першембе, Ризе, Унье; в Мраморном море — Армутлу, Чанаккале, Чардак (р-н Ляпсеки), Эрдек, Гелиболу, Гемлик, Измит, Карабига, Картал, Ляпсеки, Малтепе (р-н Стамбула), Мармара-Эреглиси, Муданья, Мюрефте, Силиври, Синанкёй, Шаркёй, Текирдаг, Зейтин-бурну; в Эгейском и Средиземном морях — Акчай (Эдремит), Аланья, Алнага, Анамур, Чемше, Дикили, Фетхие, Гюллюк, Кушадасы, Мармарис, Пиргос (о. Имроз), Ташуджу, Урла; рыболовецких портов: Фатса, Мармара адасы, Шиле, Игнеада, Имроз, Финике, Кумкапы (р-н Стамбула).

В целом Турция, по мнению иностранных специалистов, облагает достаточно развитой сетью современных морских портов, которая полностью обеспечивает потребности флота и экономики страны.

Добавить комментарий