О том, какое внимание уделяется в Соединенных Штатах оснащёнию войск бронетанковой техникой, говорит значительный рост денежных средств, выделяемых министерству обороны на закупку танков и других боевых гусеничных машин. Как сообщает иностранная печать, если в 1973/74 финансовом году ассигнования на эти цели составляли 460 млн. долларов, то в 1974/75 они увеличились до 512 млн., а в 1975/76 достигнут примерно 1 млрд. долларов, то есть более чем в два раза превысят уровень 1973/74 года. В частности, в текущем финансовом году в счет указанной суммы предусматривается приобрести более 800 танков (в прошлом году было закуплено около 650), свыше 1300 бронетранспортёров (примерно 150), почти 360 ремонтно-эвакуационных машин и т. д.
В 1974 году военно-политическое руководство США приняло решение увеличить количество танков в американской армии более чем на 60% и существенно повысить их боевую эффективность. В связи с указанным решением были утверждены крупные программы производства, модернизации и разработок бронетанковой техники, рассчитанные на ближайшее десятилетие.
Для выполнения программ американские военно-промышленные круги планируют почти в три раза увеличить производство основных боевых танков M60A1 и довести их выпуск до 103 машин в месяц. Одновременно предполагается приступить к освоению выпуска последнего усовершенствованного варианта этого танка, получившего наименование M60АЗ, на котором будут установлены стабилизатор вооружения, лазерный дальномер, электронный баллистический вычислитель и другие приборы.
Предусматривается существенно увеличить выпуск бронетранспортёров М113А1 и специальных машин на их базе, а с 1976 года начать производство первой партии боевых машин пехоты ХМ723, разработку которых американское командование интенсивно форсирует.
Кроме того, намечается в значительной степени модернизировать ранее выпущенные танки М48, М60, М60А1 и М551 «Шеридан», чтобы их тактико-технические характеристики соответствовали современным требованиям.
Для решения всех вопросов, связанных с выполнением этих планов, Пентагон, помимо существующего в составе министерства армии управления автобронетанковой техники (Army Tank Automotive Command), создал специальное управление при штабе сухопутных войск (Tank Production Acceliration Program Office), обладающее весьма широкими полномочиями.
Американская военная промышленность начала выпуск танков M60 еще в 1959 году, а с 1960 года они начали поступать в сухопутные войска. В настоящее время эти танки (наряду с более поздней модификацией М60М) считаются основным типом машин в танковых частях и подразделениях регулярной армии.
В конце 60-ых годов была разработана еще одна модификация танка этой серии — М60А1Е2 Основное вооружение танка — 152-мм орудие-пусковая установка, позволяющая вести огонь ПТУРС «Шиллела» или 152-мм снарядами. Однако вследствие серьезных конструктивных недостатков, главным образом в системе вооружения, было запрещено поставлять эти танки в войска. Поэтому все 543 выпущенные машины оказались на базах хранения. Только после длительной доработки они (модификация М60А2) стали поступать на вооружение танковых частей. Первый батальон танков М60А2 в составе 54 штатных и пяти резервных машин был сформирован в 1973 году и направлен на укомплектование американских войск, дислоцированных на территории Европы.
В настоящее время продолжаются работы по совершенствованию конструкции танка М60А1. В частности, в текущем году планируется оснастить его стабилизатором вооружения и внести ряд других изменений. С 1976 года американская военная промышленность предполагает приступить к производству танков M60A3.
Что касается бронетранспортёров М113, то их выпуск был начат в 1960 году. С тех пор фирма «Фуд машинери энд кемикл корпорейшн» изготовила свыше 14 тыс. машин данного типа, причем большая часть их была продана за границу. В ближайшие годы министерство обороны США намерено продолжать закупки бронетранспортёров M113.
Следует учесть, что объём ассигнований не в полной мере характеризует затраты Пентагона на закупку боевых гусеничных машин. Более точным показателем в этом отношении является стоимость подписанных контрактов. По опубликованным в американской печати сведениям, министерство обороны только за три года (1972—1974) заключило с военно-промышленными фирмами контракты на производство бронетанковой и автомобильной техники почти на 2,9 млрд. долларов (1972 год — 692 млн., 1973 — 712 млн. и 1974 — 1474 млн.), причём на боевые гусеничные машины приходится около 73% этой суммы.
С целью повышения боевой эффективности ранее выпущенных машин в США принята широкая программа модернизации танков серии М48 и М60. В частности, на 1210 танках серии М48 намечено установить дизельный двигатель вместо бензинового и заменить 90-мм пушку серийной 105-мм пушкой, принятой в качестве основного вооружения танка М60A1. Переоборудованные таким образом танки получат обозначение М48А5. В 1974 году заключены контракты на сумму 8 млн. долларов на производство дизельных двигателей, 105-мм пушек и другого оборудования для первой партии танков М48А5.
Модернизация танков М60А1 будет проводиться поэтапно. Конечная её цель — доведение боевых и эксплуатационных характеристик этих машин до уровня танков М60АЗ. На первом этапе модернизации 65 будут проведены работы по повышению надежности двигателя, установлены стабилизатор вооружения и усовершенствованная система электроснабжения. Фирма «Ханивейл инкорпорейшн» уже получила от министерства обороны США заказ стоимостью 24,9 млн. долларов на производство 3121 комплекта стабилизаторов, из них 1887 предназначены для обеспечения программы модернизации, а остальные будут установлены на вновь выпускаемые танки.
На последующих этапах танки М60А1 будут дооборудоваться бесподсветочными приборами ночного видения, лазерными дальномерами и электронными баллистическими вычислителями.
Модернизации подвергаются и легкие танки М551 «Шеридан». В течение нескольких лет фирма «Дженерал моторс» выпустила около 1700 указанных танков, которые в настоящее время оснащаются лазерными дальномерами.
Наряду с усовершенствованием серийных и модернизацией устаревших танков в США ведутся работы по созданию новых образцов бронетанковой техники: основного боевого танка ХМ1, боевой машины пехоты ХМ723 и боевой разведывательной машины ХМ800.
К работам по созданию нового основного боевого танка американские специалисты приступили в 1933 году, когда совместно с ФРГ была начата разработка танка МВТ-70. Как известно, ввиду значительные разногласий совместная работа вскоре прекратилась, и США продолжали создавать новый танк самостоятельно, присвоив ему наименование XM803. На программу разработки танка MBT-70 и ХМ803 было затрачено в общей сложности более 287 млн. долларов. В 1971 году конгресс США принял решение прекратить работы в связи с высокой стоимостью танка ХМ803 (примерно 1 млн. долларов). А уже в 1971/72 финансовом году было выделено 20 млн. долларов на оплату мероприятий, связанных с начальным этапом разработки нового танка, названного впоследствии XM1.
Разработка его ведется на конкурсных началах — фирмами «Крайслер корпорейшн» и «Дженерал моторс». На проектирование и изготовление опытных образцов фирме «Крайслер корпорейшн» выделено 68,1 млн. долларов, а фирме «Дженерал моторс» 87 млн. По результатам испытаний один из образцов будет выбран для окончательной отработки конструкции.
По сведениям зарубежной печати, производство танка ХМ1 планируется начать в 1979 году. Общая стоимость программы, включающей разработку и выпуск 3312 машин, превысит 6 млрд. долларов. Как утверждают американские специалисты, стоимость танка ХМ1 в серийном производстве составит 775 тыс. долларов.
Согласно опубликованным в США данным, танк ХМ1 будет весить около 54 т, мощность двигателя 1500 л. с., скорость движения 80 км/ч. В качестве основного вооружения намечается использовать 105- или 120-мм пушку, а в качестве вспомогательного — малокалиберную пушку «Бушмастер» и два пулемета калибров 12,7 и 7,62 мм. Танк будет оснащён лазерным дальномером.
Начало работ по созданию в США боевых машин пехоты относится к первой половине 60-х годов. В указанный период фирма «Пасифик кар» разработала и изготовила пять опытных образцов боевой машины пехоты XM701, использовав многие узлы и агрегаты от базы самоходных артиллерийских установок M107 и M110. Однако эта машина не соответствовала предъявляемым к ней требованиям. Поэтому в 1972 году по указанию Пентагона фирма «Фуд машинери энд кемикл корпорейшн» начала разработку новой БМП ХМ723. Первый опытный образец был изготовлен в октябре 1973 года, а к концу 1974 года фирма изготовила еще 12 образцов и представила их на испытания.
В конце 1976 — начале 1977 года американские промышленники планируют приступить к мелкосерийному производству боевой машины пехоты ХМ723, а крупносерийный их выпуск будет налажен к 1979 году. Министерство обороны намерено закупить 1186 таких машин. Как свидетельствует зарубежная печать, полная стоимость разработки и производства этой партии составит 150 млн. долларов.
В октябре 1971 года нескольким американским фирмам были выданы тактико-технические требования на разработку боевой разведывательной машины XM800. После поступления предложений и эскизных проработок министерство обороны остановило свой выбор на предложениях двух фирм: «Фуд машинери энд кемикл корпорейшн» и «Локхид миссайлс энд спейс компани». В 1972 году с ними были заключены контракты на разработку машины и изготовление опытных образцов общей стоимостью 26 млн. долларов.
При создании боевой разведывательной машины XM800 фирмы пошли по различным направлениям. Так, специалисты «Фуд машинери энд кемикл корпорейшн» взяли за основу гусеничный вариант, в котором движение на плаву обеспечивается за счет перематывания гусениц, а фирмы «Локхид» — колесный вариант и водометный движитель для перемещения по воде. На обоих вариантах предусматривается установить скорострельную пушку «Бушмастер», лазерный дальномер и другие приборы для ведения разведки днём и ночью.
Опытные образцы разведывательной машины ХМ800 были изготовлены в 1973 году и проходили испытания на Абердинском полигоне. Параллельно с этим велась подготовка к производству первой небольшой партии (в количестве 35 единиц на сумму 25,3 млн. долларов), которую намечалось выпустить в 1975 году. Однако в июне 1974 года представитель министерства обороны заявил, что программа создания разведывательной машины будет пересмотрена, поскольку заданные тактико-технические требования не отвечают условиям ведения разведки в современном бою. Как отмечают иностранные специалисты, к такому выводу американское военное руководство пришло на основании изучения опыта военных действий на Ближнем Востоке в 1973 году.
Пентагон форсирует создание новых высокоэффективных образцов бронетанковой техники, особенно танка ХМ1, ежегодно выделяя на эти цели значительные денежные средства.
США являются основным поставщиком бронетанковой техники своим союзникам по блоку НАТО, а также другим капиталистическим странам, хотя в последние годы в области поставок танков с ними успешно конкурирует ФРГ. Например, Турция получила в общей сложности около 1800 американских танков, ФРГ — 1300, Италия — 1000. Израилю только с начала арабо-израильской войны 1973 года было поставлено около 1000 танков. Американскими танками оснащены вооружённые силы Греции, Бельгии и других государств.
В наибольших количествах из США экспортировались бронетранспортёры M113. Так, Италия закупила 3300 машин этого типа, ФРГ — более 3000, Канада — 820. Указанные БТР закупали Дания, Греция, Турция и т. д. (всего около 40 стран).
Для обеспечения потребностей в бронетанковой технике своих вооружённых сил и армий союзников по военным блокам США имеют крупную промышленную базу по выпуску различных бронированных машин. Об этом свидетельствует тот Факт, что в годы второй мировой войны сборочные заводы 17 американских фирм выпустили примерно 88 400 танков. Причем только один танковый завод фирмы «Крайслер корпорейшн» в Детройте в 1942 году ежемесячно выпускал 896 танков. Этот завод продолжает производство танков М60А1 и в настоящее время.
К выпуску танков фирма «Крайслер корпорейшн» привлекла сейчас около 460 фирм-субподрядчиков, находящихся в 25 различных штатах страны. Корпуса и башни танков поставляет, например, завод фирмы «Блоунокс» в Ист-Чикаго, двигатели — «Континентал моторс» в Маскигон, трансмиссии — отделение «Аллисон» фирмы «Дженерал моторс» в Детройте.
В последние годы монопольное положение в производстве бронетранспортёров занимает завод фирмы «Фуд машинери энд кемикл корпорейшн» в Сан-Хосе, штат Калифорния. Кроме бронетранспортёров М113А1, это предприятие выпускает множество машин на его базе, в том числе командно-штабные машины М577А1, самоходные минометы М125A1 и М106А1, грузовые транспортеры М548, самоходные пусковые установки для ракетных комплексов «Ланс» и «Хок» и т. д.
Производство ремонтно-эвакуационных машин M578 осуществляется на заводе фирмы «Харско корпорейшн», расположенном в Йорк, штат Пенсильвания.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что в доле подготовки к войне против стран социалистического содружества американское командование придаёт большое значение разработкам, производству и модернизации бронетанковой техники.