В настоящее время милитаристские круги Японии, несмотря на позитивные сдвиги, которые произошли на мировой арене за последние годы, продолжают повышать ударную мощь армии, наращивать военно-экономический потенциал страны, расходуя на эти цели значительные денежные средства. Так, например, военные расходы только за 1970/71 — 1974/75 финансовые годы (в Японии финансовый год начинается с 1 апреля) увеличились почти в два раза (с 594 млрд. иен до 1093 млрд. иен). Последовательно осуществляются мероприятия по расширению и совершенствованию военно-производственной базы, которая уже сейчас почти полностью обеспечивает потребности собственных вооружённых сил в оружии и боевой технике.
В ходе строительства вооружённых сил Японии большое внимание уделяется усилению боеспособности ВМС, которым отводится важная роль в военно-стратегических планах японского и американского командования на Дальнем Востоке. Как указывается в иностранной печати, они могут использоваться для блокады проливных зон, обеспечения противолодочной и противодесантной обороны, защиты морских коммуникаций и выполнения других задач.
Корабельный состав японского флота насчитывает свыше 200 кораблей и 300 вспомогательных судов. Самыми крупными кораблями являются эскадренные миноносцы, дизельный подводные лодки и фрегаты.
Большинство кораблей, входящих в состав ВМС, построены в Японии, которая имеет в достаточной степени развитую судостроительную промышленность. В этой отрасли сейчас занято около 240 тыс. человек.
Производственная база японского судостроения начала складываться еще до второй мировой войны. С вступлением Японии в эту войну вся деятельность судостроительной промышленности находилась под непосредственным контролем военно-морского ведомства. В 1914 году, характеризовавшемся максимальным уровнем производства военно-морской техники, предприятия отрасли, на которых работало в то время более 300 тыс. человек, построили большое количество судов общим тоннажем 1730 тыс. бр/т и кораблей суммарным водоизмещением около 470 тыс. т.
В первые годы после окончания второй мировой войны, когда экономика Японии находилась в состоянии застоя, судостроительная промышленность почти полностью бездействовала. Однако в 1949—1950 годах после отмены американскими оккупационными властями ограничений, введенных в отношении производственных мощностей этой отрасли промышленности, в стране стало расширяться строительство судов для собственного флота и флотов других государств.
Большое значение для активизации работы судостроительных предприятий имели заказы, которые поступали в значительном количестве от американского командования на ремонт кораблей и судов, участвовавших в агрессивной войне в Корее.
В начале 50-х годов японские судостроительные компании, используя крупную финансовую помощь со стороны правительства, приступили к проведению широкой программы реконструкции и модернизации производственной базы. Расширялись существующие и строились новые судостроительные и судоремонтные заводы, на них устанавливалось более совершенное оборудование и внедрялась современная технология. Большое внимание уделялось практическому использованию новейших зару6ежных достижений в области судостроения.
В результате проведения этих мероприятий объём строительства судов увеличивался быстрыми темпами. С 1949 по 1955 год общий тоннаж только океанских судов, построенных для японского торгового флота, превысил 2000 тыс. бр.-т. В 1956 году Япония, опередив Великобританию, выдвинулась на первое место в мире по судостроению (в указанном году судоверфи страны спустили на воду суда суммарным тоннажем 1746 тыс. бр.-т, а предприятия Великобритании — 1383 тыс. бр.-т). В 1974 году на её долю приходилось 50,4% мирового объёма строительства судов (по тоннажу).
Япония является и крупнейшим экспортером судов. В последние годы она поставляет до 55% всех судов, строящихся на экспорт в различных странах. В 1973 году японские компании построили по иностранным заказам суда на сумму 3,8 млрд. долларов.
В общем объёме строительства судов в Японии преобладают суда, предназначенные на экспорт. На их долю в 1970 году приходилось 61,2%, в 1971-м — 60,4%, в 1972-м — 54,5%, в 1973 году — 65,8% общего тоннажа построенных судов.
По сведениям иностранной печати, в 1974 году со стапелей японских судостроительных заводов сошли суда суммарным тоннажем 16,8 млн. бр.-т. Предполагается, что в 1975 году объём строительства составит около 18,5 млн. бр.-т.
Строительством и ремонтом судов в Японии занимаются около 1300 компаний. Однако большую часть продукции выпускают семь крупных компаний: «Мицубиси дзюкогё» (рис. 1), «Исикавацима-Харима дзюкогё» (рис. 2), «Хитати дзосэн», «Мицуи дзосэн» (рис. 3), «Кавасаки дзюкогё», «Ниппон кокан» и «Суми-томо дзюкикай когё». На 30 основных предприятиях этих ведущих компаний строится более 90% всех судов.
Рис. 1. Судостроительный завод компании «Мицубиси дзюкогё» в Нагасаки
В последние годы в стране осуществляется создание сверхкрупных доков, рассчитанных на постройку танкеров грузоподъемностью 1 млн. т. Компании «Мицубиси дзюкогё», «Исикавадзима-Харима дзюкогё» и «Хитати дзосэн» уже закончили сооружение таких доков, а другие крупные компании ведут подготовку к их строительству.
Рис. 2. Судостроительное предприятие компании «Исикавадзима-Харима дзюкогё» в Токио
Строительство военных кораблей в Японии возобновилось в 1950 году, когда были получены отдельные заказы на сторожевые корабли для департамента по обеспечению порядка на море, выполнявшего в то время функции военно-морского ведомства.
С 1953 года постройка кораблей стала осуществляться по кораблестроительным программам ВМС, официально принимаемым на каждый финансовый год. Начиная с 1958 года эти ежегодные программы разрабатываются исходя из перспективных планов строительства вооружённых сил, которые охватывают пятилетний период.
Рис. 3. Судостроительный завод компании «Мицуи дзосэн» в Тамано (префектура Окаяма)
Всего с 1953/54 по 1975/76 финансовый год в Японии принято 23 кораблестроительные программы, по которым к настоящему времени построено и передано военно-морским силам более 160 кораблей и 200 вспомогательных судов различного назначения. Среди них:
- два противолодочных вертолётоносца («Харуна» и «Хиэй») стандартным водоизмещением по 4700 т.;
- эскадренный миноносец УРО («Амацукадзе») стандартным водоизмещением 3050 т (имеет на вооружении систему ЗУРО «Тартар»);
- 26 эскадренных миноносцев;
- 16 дизельных подводных лодок;
- 16 фрегатов.
В соответствии с выполняемым в настоящее время четвертым пятилетним планом строительства вооружённых сил для военно-морских сил предусматривается построить еще около 40 кораблей и вспомогательных судов, в том числе два противолодочных вертолётоносца (стандартным водоизмещением по 5200 т), эскадренный миноносец УРО (3900 т), пять дизельных подводных лодок. Однако, по данным зарубежной печати, в связи с ростом стоимости производства военной техники и инфляцией военное руководство испытывает затруднения в финансировании строительства кораблей. Поэтому, как считают иностранные специалисты, возможен пересмотр ранее намеченных кораблестроительных программ.
В Японии сейчас не существует государственных военно-морских арсеналов, которые служили ядром производственной базы кораблестроения до и во время второй мировой войны. Строительство кораблей осуществляется на предприятиях следующих частных компаний: «Мицубиси дзюкогё» (противолодочные вертолётоносцы, эскадренные миноносцы в Нагасаки, подводные лодки в Кобе, торпедные катера в Симоносеки), «Кавасаки дзюкогё» (подводные лодки в Кобе), «Исикавадзима-Харима дзюкогё» (противолодочные вертолётоносцы в Токио), «Сумитомо дзюкикан когё» (эскадренные миноносцы в Урага), «Мицуи дзосэн» (сторожевые корабли в Тамано), «Хитати дзосэн» (сторожевые корабли в Майдзуру, тральщики в Кавасаки), «Ниппон кокан» (тральщики в Цуруми).
Судостроительные заводы, выполняющие военные заказы, оснащены новейшим производственным оборудованием и укомплектованы необходимым научно-техническим персоналом и квалифицированными рабочими. Несмотря на то, что основной продукцией этих заводов из-за относительно небольшого объёма заказов со стороны управления обороны являются торговые суда, ими накоплен большой опыт в кораблестроении. Они специализируются на постройке кораблей только определённых классов, что способствует более эффективному освоению технологии, лучшей организации производственных процессов и совершенствованию профессионально-технической подготовки рабочих.
Значительная часть основных видов корабельного вооружения производится по иностранным (в основном американским) лицензиям на японских предприятиях или закупается у фирм США. Например, в Японии налажен выпуск системы ПЛУРО «Асрок», бомбометов «Хеджехог» и «Бофорс».
Таким образом, приведенные в статье сведения свидетельствуют о том, что японское командование использует производственную базу судостроительной промышленности для дальнейшего развития своих военно-морских сил и усиления флота.