Военные круги НАТО особое внимание уделяют изучению и анализу характера водных преград в Центральной Европе, обладающей развитой гидрографической сетью. Военные специалисты блока подчёркивают, что при ведении боевых действий в этом районе необходимо ориентироваться на борьбу за водные преграды и что умение сухопутных войск стран — участниц НАТО преодолевать эти преграды является важным фактором их боеспособности. В армиях блока уделяется серьёзное внимание также и организации надёжной и прочной обороны, создаваемой на водных рубежах.
При анализе заградительных свойств водной преграды как естественного препятствия специалисты НАТО прежде всего принимают во внимание её расположение по отношению к полосам обороны (Фронтальное, вдоль боевых полос или под углом к ним), её глубину и ширину, а также скорость течения, возможность колебания уровнен, профиль и характер грунтов дна, крутизну и высоту берегов и т. д.
По подсчётам западногерманских специалистов, более 80% рек Центральной Европы имеют ширину до 20 м и глубину до 1 м. Реки шириной 20—50 м составляют 16% всех водных преград, а свыше 100 м — лишь 4%. В то же время многие из этих рек имеют значительную крутизну берегов.
Западногерманские специалисты разработали так называемый «коэффициент препятствия водного рубежа», который зависит от конкретных характеристик водной преграды, сил и переправочных средств наступающих войск. Считается, что, чем выше значение этого коэффициента, тем в большей мере должны учитываться особенности ведения боя за водный рубеж. В то же время подчёркивается опасность переоценки заградительных свойств водных преград и рекомендуется учитывать их изменяемость в зависимости от погодно-климатических условий.
Специалисты бундесвера все реки, протекающие по территории ФРГ, делят на две группы.
К первой они относят реки с относительно небольшим колебанием уровня и расхода воды в течение года и устойчивым длительным низким уровнем воды в них с июня по октябрь. Максимальный расход воды в этих реках наблюдается зимой и осенью, половодье — в январе — феврале, особенно в период дождей, совпадающий с оттепелями. подъём уровня воды в таких реках в этот период в зависимости от годового количества осадков составляет 2—5 м, а на р. Рейн до 6—9 м (при интенсивности нарастания уровней 1—1,5 м/сут). К рекам этого типа относят Рейн (ниже устья р. Неккар), Дунай (от истока до устья р. Иллер) и их притоки, левые притоки р. Эльба, а также реки Везер и Эмс с притоками.
К рекам второй группы, имеющим смешанное снеголедниковое и дождевое питание, принято относить верховья Рейна, а также Дунай (от устья р. Иллер) и его правые притоки. Для рек этого типа характерен устойчивый длительный уровень воды зимой, изредка прерываемый редкими паводками во время оттепелей. Максимальные расходы и наибольшие уровни на этих реках наблюдаются летом при интенсивном таянии льда и снега, особенно в период дождей. Высота летних паводков достигает 2—4 м и более при интенсивности подъёма уровней 1,5—2 м/сут.
Устья рек (с притоками) бассейна Северного моря: Эльба (до г. Гамбург), Везер (до г. Бремен), Хунте (до г. Ольденбург), Эмс (до г. Хербрум) и другие — находятся в приливно-отливной зоне. Средняя высота приливов на них составляет 2—3 м.
Специалисты НАТО, по сведениям иностранной печати, составили подробные гидрологические описания всех рек Европейского театра войны. Они считают, что нельзя правильно планировать ведение боевых действий на водных рубежах без детального знания режима рек на этом театре.
В армиях США и ФРГ подчёркивается необходимость длительного ведения оборонительного боя перед водной преградой, чтобы предоставить инженерным войскам время и возможности для подготовки к подрыву мостов и гидротехнических сооружений, а также для уничтожения переправочных средств и устройства заграждений.
По мнению зарубежных специалистов, при отступлении мосты, плотины, тоннели и т. п. должны разрушаться полностью, чтобы в определённой полосе не оставалось ни одного мостового перехода через водную преграду. Предусматривается также разрушать или уничтожать все паромное оборудование, включая перевозные суда, механические устройства на паромных пристанях, портовые устройства и подъездные пути к ним. Мосты, гидротехнические сооружения и другое оборудование разрушается не только с ночью затруднения переправы войск, но и для исключения дальнейшей эксплуатации этих объектов противником. Командование НАТО различает две степени разрушения объектов: частичное и полное. Основным способом разрушения указанных объектов считается их подрыв с помощью табельных сосредоточенных, удлинённых и кумулятивных зарядов. Зарубежные специалисты не исключают использование и ядерных подрывных зарядов, особенно для подрыва крупных плотин и мостов, тоннелей, а также для перекрытия русел рек навалом грунта.
В НАТО планируется также создавать очаги разрушений на подходах к водным преградам.
По данным иностранной печати, важные и крупные мосты и гидротехнические сооружения на территориях стран — участниц НАТО подготовлены к подрыву заблаговременно, в мирное время. В ходе боевых действий для разрушений объектов на водных преградах и подходах к ним предусматривается вьделять специальные подрывные команды (от подразделении инженерных войск) и группы боевого обеспечения подрыва (от мотопехотных подразделений). Эти команды должны подготавливать объекты к подрыву, а группы боевого обеспечения — осуществлять охрану и оборону объектов.
В армиях стран НАТО разрушениям и заграждениям на водных преградах уделяется большое внимание, так как зарубежные специалисты считают, что многие реки Западной Европы не являются серьёзным препятствием для наступающих войск, оснащённых современными высокоманёвренными переправочно-десантными и паромно-мостовыми средствами.
Разрушения и заграждения на водных преградах и подходах к ним, по мнению военных специалистов НАТО, позволяют задержать продвижение противника на подходе к водной преграде, направить его в районы, подготовленные в качестве «огневых мешков», заставить уплотнить боевые порядки наступающих войск и создать выгодные условия для поражения их ещё на исходном берегу, принудить противника затратить время, силы и средства на разведку и преодоление заграждений и зон разрушений, нанести ему потери с помощью минно-взрывных заграждении иди огнём в момент преодоления им других видов инженерных заграждений в воде или на берегу.
По расположению относительно реки зарубежные военные специалисты различают следующие заграждения: на подходах к водной преграде и исходном (противоположном) берегу; в воде; на своём берегу (на переднем крае и в глубине обороны). По характеру воздействия на противника их принято классифицировать на минно-взрывные (в некоторых источниках — активные) и невзрывные (часто называемые фортификационными или пассивными).
Минно-взрывные заграждения непосредственно на водной преграде устраиваются в виде минных полей, групп мин и «минных поясов». Для их создания предусматривается использовать морские и речные мины (якорные, донные и плавающие) и обычные наземные противотанковые.
Речные якорные и донные мины рекомендуется устанавливать на глубинах 1,5—2 м в виде одно- и двухрядных минных полей. Они предназначены для вывода из строя боевых машин, преодолевающих водную преграду по дну или на плаву, а также для поражения переправочно-десантных и десантно-высадочных средств противника.
В качестве типового средства, используемого в этих минных полях в иностранной печати называется голландская речная донная мина, которая может устанавливаться в воде на глубинах дo 4 м.
Для минирования рек могут использоваться речные французские и английские якорные и плавающие мины. Плавающие мины предполагается устанавливать с помощью авиации. После сбрасывания с самолёта они опускаются в воду на парашютах и далее дрейфуют по течению. После того как стопорные кольца из хлористого аммония растворятся в воде, мины автоматически устанавливаются в боевое положение. Подрываются они в момент удара мины о борт десантно-переправочного средства или элемента моста. Для минирования широких водных преград американские специалисты планируют использовать морские донные неконтактные мины Мк.36, Mk.52, Мк.55, Мк.64, а также тонные мины-бомбы путём сбрасывания их с самолётов. В зарубежной военной печати отмечалось, что малые донные неконтактные мины в больших количествах применялись американской авиацией во Вьетнаме.
Для поражения боевой и транспортной техники, переправляющейся по бродам, для боевых плавающих машин и переправочно-десантных средств на участках входа в воду и выхода из неё предусматривается устраивать минные поля из обычных наземных противотанковых мин (на глубине до 1,5 м). Установка мин на больших глубинах считается нецелесообразной ввиду значительных затрат времени, сил и средств на подготовку мин и их установку.
Противотанконые мины под водой устанавливаются в один-два и более рядов в зависимости от ширины реки и характера её поперечного профиля. Передняя граница минных полей размещается, как правило, на глубинах 1—1,5 м. В зависимости от глубины минимальный шаг установки мин изменяется, однако он больше, чем на суше, так как действие взрыва в воде усиливается по сравнению с действием в воздухе.
Иностранные специалисты считают, что для установки в воде наземные мины не требуют специального переоборудования. Однако рекомендуют все места прокладок, предохранителен и промежуточных детонаторов покрывать водонепроницаемым материалом (солидолом, смолой и т. п.), уплотнять резьбовые соединения, применять только новые, находящиеся ещё в заводской укупорке мины. Считается, что наземные мины в реках могут сохранять свои боевые свойства в течение трёх и более месяцев.
Мины и минные поля из обычных противотанковых мин предусматривается устанавливать, как правило, вручную. На местах с илистым и вязким дном или с высокой скоростью течения считается необходимым устанавливать мины с закреплением их к якорным устройствам из металлических крестообразных опор, а также на железобетонных или деревянных подставках. На мелководье в мутной воде (например, у берега, на бродах) противотанковые мины могут ставиться прямо на дно, а в прозрачной воде — в грунт дна с маскировкой.
Противопехотные чины считается возможным устанавливать только выше уреза воды. На берегах рек в зависимости от места, занимаемого водной преградой в системе обороны, предусматривается применять минные поля всех типов (защитные, оборонительные, заградительные, беспокоящие).
Глубина минных полей на берегах водных преград, по взглядам зарубежных военных специалистов, должна быть не менее 50 м. Особое внимание уделяется минированию участков, удобных для оборудования десантных, паромных и мостовых переправ, возможных трасс переправ танков под водой, бродов и объездов в районе разрушаемых мостов, плотин, гидротехнических сооружений, пристаней и т. д. Наибольшая плотность минных заграждений создаётся на «своём» берегу и в воде, что должно затруднить противнику ведение разведки и устройство проходов в них.
В настоящее время специалисты НАТО особое внимание уделяют разработке новых способов установки минных заграждений как на подходах к водным преградам, так и на них самих.
При организации обороны на водных преградах, на подходах к реке и на её берегах противотанковые минные поля могут устанавливаться с использованием систем минирования с воздуха XM47 и ХМ56 (США), наземных систем минирования удлинёнными минами и минами «Рейнджер» (Великобритания), а также минами высокой эффективности HPD (Франция).
Для механизированной установки противодесантных заграждений на водных преградах предусматривается применять вертолёты. Например, противотанковые мины типа PzMi/2 могут разбрасываться с высот до 10 м с вертолётов над водной преградой для создания участков противодесантных заграждений.
В США разрабатывается система минирования «Пирана» для установки мин, предназначенных для вывода из строя боевых бронированных машин, преодолевающих воные преграды как по дну, так и на плаву.
Иностранные военные специалисты утверждают, что применение новых систем минирования позволит в короткие сроки подготавливать минные заграждения на водных преградах с целью внезапного и быстрого усиления их заградительных свойств для создания прочной обороны водного рубежа.
Командование НАТО планирует создавать заграждения и разрушать все мосты и паромные переправы в ходе боевых действий также и на реках, находящихся в руках противника. В реке и на обоих берегах в местах мостовых переходов противотанковые и противопехотные речные минные заграждения предполагается устанавливать с помощью авиационных и ракетно-артиллерийских средств. Считается, что для разрушения мостов, находящихся в тылу противника, могут эффективно использоваться управляемые авиационные бомбы.
Особенно высоко оценивают зарубежные военные специалисты возможности управляемых авиабомб с лазерной системой наведения для разрушения мостов, дамб, плотин и т. п.
Невзрывные противодесантные заграждения и заграждения на водных преградах предусматривается устраивать из заранее заготовленных конструкций заводского изготовления или из местных материалов (леса, камня и т. п.). К элементам заграждений такого типа относятся бетонные тетраэдры, ежи, двурогие надолбы, рогатки и т. п.
Бетонные тетраэдры (размер сторон 1,6-2,0 м, вес 2,5-5 т.) предполагается устанавливать с интервалом 1—2 м на глубине до 2-3 м.
Ежи могут выполняться из профильного металла (швеллеров, двутавровых балок, рельсов высотой сечения 15—20 см), монолитного или сборного железобетона (сечение балок не менее 15х15 см, общий вес 0,6-1,2 т.) и устанавливаться на глубинах 2,2— 2,5 м с интервалом 1,5—2,0 м.
Двурогие надолбы (высота 1,5-2,0 м и вес 2-3 т.) изготавливаются из стальных балок, закрепляемых одним концом в бетонную подушку. Они устанавливаются на глубинах 2,5-3,0 м с интервалом 1—2 м в ряду при расходе 200—400 штук на 1 км противодесантного заграждения.
Железобетонные или металлические рогатки (длина стороны 2-2,2 м и продольной балки 3—3,5 м, вес 1,5-2,0 т.) устанавливаются в количестве 200—250 штук на 1 км заграждения.
Надолбы свайного типа в зависимости от имеющихся материалов, времени, сит и средств механизации могут выполняться железобетонными, металлическими или деревянными. Железобетонные сваи сечением до 20х20 см и длиной 5 м (вес до 0,6 т) предполагается забивать на глубину до 2,5 м в грунт дна с помощью копрового оборудования, монтируемого на пароме или устанавливаемого на специальных площадках. Металлические надолбы весом около 0,25 т из швеллеров, тавровых балок (высота полок до 30 м), рельсов и т. п. предполагается забивать с промежутками в ряду до 2 м с использованием средств механизации при глубине свободной воды над верхом сваи около 0,3 м.
Надолбы второго ряда принято забивать на расстоянии 1,5-2 м от первого со сдвигом на половину шага (против промежутков первого ряда).
При отсутствии готовых конструкций и металла для устройства заграждений на водных преградах рекомендуется изготавливать их силами войск из местных строительных материалов. Надолбы из деревянных свай устраиваются аналогично надолбам из железобетона или металла При наличии ограниченного количества прокатного металла надолбы первого от берега ряда рекомендуется устраивать из деревянных свай, второго — из металлических. Некоторые специалисты НАТО рекомендуют усиливать надолбы второго ряда (располагаемые на большей глубине) установкой мин в целях повышения их эффективности против плавающих средств.
Боновое награждение из скрепленных с помощью тросов брёвен, притапливаемых на глубину 25-30 см от водной поверхности, рекомендуется ставить для воспрещения или затруднения противнику переправы по дну и глубоким бродам.
Подводные бревенчатые пирамиды, треноги, рогатки и т. п предлагается устраивать, забивая сваи (колья) в грунт под углом ко дну или только скрепляя их с помощью схваток и пригружая камнями. На один из выступов подводной треноги или пирамиды, обращённый в сторону противника, рекомендуется укреплять мину нажимного действия или заострять этот выступ.
Барьеры, затрудняющие переправу по дну и глубоким бродам специалисты инженерных войск стран НАТО предлагают устраивать в виде сплошного каменного вала высотой до 1 м, усиливаемого на гребне проволочной спиралью, металлическими сетками (габионами) или бревенчатыми ящиками, наполненными камнями, а также путём сталкивания в воду тяжёлой повреждённой техники (бульдозеров, бронетранспортёров, автомобилей и т. п.).
Эскарпирование берегов для увеличения их крутизны или создания обрывистости с разностью высот не менее 1,0 и предусматривается осуществить сапёрными танками, бульдозерами и т. п.
К простейшим невзрывным противопехотным заграждениям в зарубежной военной литературе относят подводные козлы, рогатки, заборы-штакетники, различные проволочные заграждения.
Рекомендуется усиливать колючей проволокой противопехотные подводные заграждения и заграждения против переправляющейся по броду или на плаву техники противника, а также с целью затруднить действия сапёров и разведчиков противника.
Считается также, что в воде будут эффективными применяемые на суше проволочные заграждения в виде проволочной сети на низких кольях, усиленного проволочного забора, проволочной спирали и т. п. При установке в воде они должны доходить почти до поверхности воды и надёжно крепиться к дну.
По сообщениям зарубежной печати, в армиях стран НАТО разрабатываются и принимаются на вооружение колючие ленты, заменяющие традиционную колючую проволоку. Она изготавливается из стальной пружинной проволоки, облачающей высокой прочностью на растяжение.
На подходах к водной преграде, помимо указанных разрушений и заграждений, рекомендуется устраивать также волчьи ямы, минные воронки, лесные завалы и т. п. Устройство ям и воронок диаметром 8—15 м на заболоченной пойме предполагается производить подрывом сосредоточенного заряда на глубине около 2 м. Ямы и воронки обычно быстро наполняются грунтовой водой, их переувлажненные откосы оплывают под давлением гусениц и колёс боевой техники, что затрудняет движение боевых и транспортных средств.
Минные воронки, располагаемые обычно в шахматном порядке, рекомендуется усиливать колючей проволокой, затоплением поймы небольшим слоем воды, завалом из деревьев. Устройство лесных завалов на подходах к водной преграде и непосредственно по её берегам, как считают зарубежные военные специалисты, может затруднить продвижение войск и развёртывание десантно-переправочных и паромно-мостовых средств.