Для достижения агрессивных целей в империалистических государствах проводятся различные мероприятия по укреплению вооружённых сил: увеличиваются военные ассигнования, войска оснащаются новейшими образцами оружия и боевой техники, усиливается идеологическая обработка личного состава. При этом особое внимание уделяется совершенствованию системы комплектования вооружённых сил личным составом.
Военно-политическое руководство США и других стран — участниц НАТО признает, что в современных условиях применение средств вооружённой борьбы, как бы совершенны они ни были, зависит от людей, от высокой профессиональной и морально-психологической подготовки личного состава.
В связи с этим в военной печати США и других стран — участниц НАТО в последнее время стали широко обсуждаться вопросы комплектования вооружённых сил, совершенствования системы призыва и прохождения военной службы личным составом.
Необходимо отметить, что проблема комплектования личным составом вооружённых сил в странах с буржуазным общественным строем всегда была сложной, однако в современных условиях она ещё более обострилась. Это вызвано многими причинами.
С одной стороны, при отборе личного состава для вооружённых сил империалистических государств возникают серьёзные трудности в связи с увеличивающимся недовольством широких слоев населения агрессивным внешнеполитическим курсом, проводимым правящими кругами этих государств. Война во Вьетнаме и другие агрессивные акции империализма привели в США и других странах НАТО к росту антимилитаристских настроений и непопулярности военной службы среди молодёжи, являющейся основным источником пополнения вооружённых сил.
С другой стороны, решение проблемы комплектования вооружённых сил, по заявлениям буржуазных военных экспертов, усложняется в связи с продолжающимся научно-техническим прогрессом в военном деле.
Появление новых средств вооружённой борьбы и поступление их на вооружение армий стран — участниц НАТО потребовало подготовки большого числа высококвалифицированных военных специалистов для обслуживания и эксплуатации сложной боевой техники. Обучение таких специалистов требует более длительных сроков пребывания их на военной службе по сравнению с установленной в настоящее время продолжительностью действительной военной службы в большинстве стран — участниц НАТО. В связи с этим возникает необходимость продлевать сроки обязательной военной службы или решать проблему комплектования вооружённых сил и подготовки для них высококвалифицированных специалистов за счёт вербовки добровольцев по контрактам на длительные сроки.
Военные специалисты многих стран НАТО, учитывая всевозрастающую непопулярность обязательной воинской повинности среди молодёжи и других групп населения, считают, что в современных условиях наиболее подходящим принципом комплектования вооружённых сил является отбор личного состава преимущественно на добровольной основе. Это, по их мнению, даёт возможность, во-первых, устранить в определённой мере антимилитаристские настроения среди населения, во-вторых, оградить вооружённые силы от нежелательных элементов и повысить политическую благонадёжность личного состава и, в-третьих, улучшить качество профессиональной подготовки военных специалистов различных категорий и тем самым повысить боеспособность и боеготовность вооружённых сил в целом.
Наиболее показательным примером в этом отношении являются США, вооружённые силы которых с 1 июля 1973 года переведены полностью на добровольную систему комплектования.
Военно-политическое руководство США, пытаясь приостановить резкое ухудшение морального состояния личного состава вооружённых сил и падение их боеспособности в связи с недовольством преступной войной во Вьетнаме, сочло необходимым после прекращения этой войны и сокращения общей численности регулярных вооружённых сил отменить воинскую повинность.
Как известно, до этого времени вооружённые силы США имели смешанную систему комплектования, согласно которой на военную службу зачислялись как лица призывного возраста по закону о воинской повинности, так и добровольцы по контрактам.
В американской прессе, например, сообщалось, что в 1971 году сухопутные войска были укомплектованы добровольцами на 15%, а что касается ВВС и ВМС, то их потребности в личном составе удовлетворялись почти на 100% за счёт добровольцев.
Вместе с тем, по признанию американских военных экспертов, смешанная система комплектования в условиях затяжной войны во Вьетнаме оказалась недостаточно эффективной, поскольку многие призывники и частично добровольцы ввиду ускоренной подготовки не могли в надлежащей степени выполнять свои функциональные обязанности.
В связи с этим в войсках, особенно в тех частях, которые принимали участие в боевых действиях, резко снизилась воинская дисциплина, участились случаи дезертирства, уклонения от выполнения служебных обязанностей и неподчинения командирам, возросло употребление наркотиков и алкоголя.
Все это вызвало глубокое беспокойство военно-политического руководства, которое вынуждено было принимать срочные меры по устранению явлений, разлагающих моральный дух и боеспособность вооружённых сил. Одной из основных мер в решении этой проблемы и явилось изменение ранее существовавшей системы комплектования вооружённых сил.
В соответствии с законом, принятым 21 сентября 1971 года конгрессом США, на добровольную военную службу зачисляются лица мужского пола в возрасте 17—34 лет и одинокие женщины в возрасте 18— 34 лет. При поступлении на военную службу мужчины первоначально заключают контракты сроком от трёх до шести лет, а женщины — от двух до шести. По истечении указанных сроков добровольцы могут продлевать контракты ещё на шесть лет и более. При заключении контрактов добровольцам предоставляется право выбора воинской части и места службы, а также ряд материальных льгот. Вербовка добровольцев проводится на протяжении года.
Как отмечалось в американской прессе, перевод вооружённых сил полностью на добровольную систему комплектования должен способствовать повышению уровня боевой подготовки и дисциплины личного состава, усилению поддержки военнослужащих со стороны общественных организаций и поднятию их авторитета среди гражданского населения, улучшению условий быта рядового и унтер-офицерского состава.
Первоначальными планами определялось, что при переводе на новую систему комплектования общая потребность в добровольцах для пополнения вооружённых сил с установленным уровнем численности в 2,5 млн. человек составит около 960 тыс. человек. Однако, подводя итоги первого года комплектования вооружённых сил по новому принципу, американская пресса сообщала, что командование испытывает большие трудности в наборе необходимого числа добровольцев. В частности, журнал «Ю. С. ньюс энд уорлд рипорт» отмечал, что, несмотря на большие затраты на рекламу новой системы комплектования, численность видов вооружённых сил, за исключением ВВС, упала ниже запланированного уровня.
Так, в 1974 году в сухопутные войска вместо 215 тыс. добровольцев было набрано лишь 187 тыс., в результате чего численность сухопутных войск составила 784 тыс. человек, а не 804 тыс., как было запланировано.
В ВМС для достижения в 1974 году запланированного уровня численности личного состава (566 тыс. человек) намечалось набрать около 96,3 тыс. добровольцев, однако было завербовано на 7,8 тыс. человек меньше. Вследствие этого общая численность ВМС сократилась до 550 тыс. человек.
В морскую пехоту, численность которой была установлена в пределах 196 тыс. человек, было не собрано около 6 тыс. добровольцев.
Только ВВС выполнили установленные нормы. В их состав было завербовано 89,96 тыс. человек, что более чем на 3 тыс. выше установленной нормы. Представители ВВС объясняют этот успех активной работой вербовочных органов, а также бытующим среди населения мнением о том, что в ВВС можно хорошо заработать и получить подходящую профессию на случай ухода в запас.
В целом спустя год после отмены воинской повинности, по оценке Пентагона, вооружённые силы США не добрали 5% добровольцев, что в конечном счёте привело к общему снижению запланированного уровня численности вооружённых сил.
Отрицательной стороной работы вербовочных органов было также то, что представители некоторых видов вооружённых сил, стремясь набрать требуемое количество добровольцев, порой зачисляли на военную службу лиц, не имеющих достаточного образования и необходимой квалификации.
В целях недопущения подобных явлений конгресс США вынужден был (спустя полгода после введения в действие новой системы комплектования) принять специальное решение, согласно которому среди вновь вербуемых добровольцев должно быть по меньшей мере 55% лиц со средним образованием.
Однако официальные представители видов вооружённых сил выразили недовольство этим решением конгресса, аргументируя свои возражения тем, что оно может усугубить и без того трудное положение с набором требуемого количества добровольцев. Органы, занимающиеся вербовкой добровольцев, считают, что, хотя лица со средним образованием и являются наиболее подходящими кандидатами для зачисления на военную службу, вместе с тем само это образование не всегда является главным критерием в оценке способностей военнослужащих.
С введением новой системы комплектования большую озабоченность у военного командования вызывает также непропорциональное увеличение количества среди вербуемых добровольцев представителей национальных меньшинств — негров, мексиканцев, индейцев, пуэрториканцев. По мнению Пентагона, чрезмерное «засорение» вооружённых сил неграми и представителями других национальных меньшинств таит в себе опасность возникновения расовых волнений, которые могут отрицательно влиять на боеспособность вооружённых сил.
По сообщению американской прессы, число негров, желающих служить в вооружённых силах, неуклонно растёт. Если в 1971 году военнослужащие-негры составляли 11% общей численности вооружённых сил, то в 1973 году уже 15%. Тенденция увеличения притока негров в ряды вооружённых сил продолжается. В 1974 году в сухопутных войсках их служило 20%, в морской пехоте — 16, в ВВС — 13 и в ВМС — 7,7%.
Основной причиной увеличения числа негров на военной службе является безработица и нищета, которая охватывает в первую очередь те слои населения, которые состоят из представителей «низших рас». Поэтому для многих из них служба в вооружённых силах — это чуть ли не единственный источник существования.
Отмечая отрицательные явления и трудности, возникшие после введения добровольной системы комплектования, официальные представители Пентагона вместе с тем заявляют, что она имеет и ряд преимуществ. Так, например, по заявлению бывшего министра армии США Кэллауэя, заметно улучшилась подготовка личного состава. Она стала проводиться на более высоком профессиональном уровне, поскольку добровольцы в настоящее время подписывают контракты для службы в армии на более длительные сроки по сравнению с ранее существовавшим двухгодичным призывом на основе воинской повинности. Если призывники 1971 года после прохождения первоначальной военной подготовки находились непосредственно на военной службе в среднем 21 месяц, то сейчас примерно 90% добровольцев, зачисленных в пехоту, артиллерию и бронетанковые войска, будут служить в боевых частях в течение 33 месяцев. Это даст ежегодную экономию около 100 млн. долларов.
Военные специалисты считают, что трудности, возникшие в течение первого года действия новой системы комплектования, не являются вескими причинами для возврата к воинской повинности в условиях мирного времени. По свидетельству американской прессы, концепция полностью добровольческой армии находит все большее признание не только среди военного руководства, но и государственных и общественных организаций.
Следуя примеру США, их партнёры по блоку НATO — западноевропейские страны за последние годы также внесли ряд изменений в систему комплектования своих вооружённых сил и в порядок прохождения военной службы.
Правящие круги этих стран, за исключением Великобритании, хотя и не полностью отказались от воинской повинности, однако, учитывая недовольство ею широких слоев населения, преимущественно молодёжи, вынуждены были пойти на некоторое сокращение продолжительности сроков действительной военной службы для военнообязанных. Стремясь обеспечить достаточную численность личного состава для вооружённых сил и удовлетворить их потребности в квалифицированных специалистах, они наряду с обязательным призывом новобранцев широко практикуют вербовку добровольцев.
Так, в соответствии с принятым в июле 1972 года бундестагом ФРГ законом с 1 января 1973 года продолжительность действительной военной службы для лиц призывного возраста бундесвера сокращена с 18 до 15 месяцев. На действительную военною службу призываются лица мужского пола 18—32 лет.
С целью уменьшения текучести личного состава и укрепления кадров западногерманских вооружённых сил поощряется вербовка добровольцев по контрактам. Добровольцами могут быть солдаты и унтер-офицеры, отслужившие установленные сроки действительной военной службы и изъявившие желание остаться в вооружённых силах по контрактам ещё на 3—15 лет. Первый контракт заключается не менее чем на три года, а затем он может продлеваться до 15 лет. После истечения указанного срока добровольцы могут перейти в кадровые военнослужащие или уволиться в запас.
По сообщению западногерманской прессы, в настоящее время численность кадровых военнослужащих и добровольцев по контрактам составляет примерно 52% общей численности бундесвера. Командование бундесвера стремится в нижайшие годы довести её до 60%.
При вербовке добровольцев тщательно соблюдается принцип классового отбора, особенно при комплектовании младшего командного и офицерского состава. Унтер-офицерский состав бундесвера укомплектовывается преимущественно добровольцами — выходцами из мелкобуржуазных и зажиточных слоев населения. Каждый четвёртый унтер-офицер заключил контракт на пожизненную службу в армии. Особое место среди унтер-офицеров занимают добровольцы—бывшие военнослужащие вермахта. Хотя их численность сравнительно невелика, но именно они являются костяком младшего командного состава и опорой офицеров при обучении и воспитании солдат.
Офицеры бундестага на 80% выходцы из буржуазных классов. Многие из них начинали военную службу в вермахте, поэтому они заражены духом реваншизма и выступают против разрядки напряжённости.
Командование бундесвера в целях улучшения качества офицерского состава наряду с подготовкой молодых кадровых офицеров проводит широкую вербовочную работу по возвращению в армию офицеров запаса 1945 года рождения и моложе. Офицеры запаса заключают контракты на 8—12 лет с перспективой зачисления их в офицерский корпус. Им предоставляется ряд льгот в продвижении по службе.
Все военнослужащие, завербовавшиеся в бундесвер по контрактам, особенно на длительные сроки, имеют возможность повысить свою общеобразовательную подготовку и получить или улучшить свою квалификацию по какой-либо гражданской специальности. Предусмотрен также ряд мер по повышению материальной заинтересованности военнослужащих.
В связи с некоторым сокращением срока обязательной военной службы командование бундесвера во избежание снижения боевой готовности войск стремится организовать ускоренное обучение призывников. С этой целью срок их первоначальной общевойсковой подготовки в учебных подразделениях сокращён до трёх месяцев. Последующее их обучение по специальностям в течение 12 месяцев проводится непосредственно в боевых частях и подразделениях.
В соответствии с новым порядком прохождения службы военнослужащие, отслужившие свой срок в бундесвере и не изъявившие желания завербоваться по контрактам в течение 12 месяцев после увольнения, зачисляются в резерв постоянной готовности. В течение этих 12 месяцев они обязаны постоянно сообщать в часть о любых изменениях своего местожительства и в случае необходимости в течение 24 часов должны явиться в свою часть.
Тенденция к переходу комплектования вооружённых сил преимущественно на добровольной основе проявляется и в других странах — участницах НАТО: Бельгии, Нидерландах, Дании и Италии.
Стремясь обеспечить необходимый профессиональный уровень подготовки личного состава и его политическую благонадёжность, правящие круги этих стран наряду с тщательным отбором военнообязанных призывного возраста усиленно вербуют добровольцев в ряды вооружённых сил.
По сообщению зарубежной прессы, наёмники в большинстве армий этих стран составляют в среднем 20—50% общей численности вооружённых сил. Их прослойка особенно значительна в ВВС и ВМС, которые укомплектовываются почти на 100% за счёт добровольцев.
В большинстве своём солдаты и унтер-офицеры вооружённых сил стран — участниц НАТО, заключающие длительные контракты на добровольную военную службу, являются выходцами из мелкобуржуазных и деклассированных слоев населения. Многие из них идут в армию из чувства наживы, поддаваясь соблазнам буржуазной пропаганды о приобретении высокооплачиваемой профессии и получении других заманчивых привилегий и льгот.
Основная масса наёмников ревностно выполняет волю правящих кругов, настроена в духе приверженности к буржуазному образу жизни и поддерживает идеи «атлантической солидарности».
Офицерский состав представляет собой замкнутую привилегированную касту и почти целиком состоит из представителей имущих классов. Многие офицеры враждебно настроены к странам социализма, являются активными проводниками идей антикоммунизма и выступают против разрядки напряжённости.
Вместе с тем, несмотря на рекламирование военной службы и усиленную идеологическую обработку личного состава, правящим кругам стран—участниц не удаётся в должной мере оградить свои вооружённые силы от влияния прогрессивных идей и проникновения антимилитаристских настроений. Многие солдаты срочной службы, являющиеся выходцами из рабочих и других трудовых слоев населения, не разделяют домыслы буржуазной пропаганды о «военной угрозе с Востока». Учащаются случаи прямого отказа солдат от военной службы. Так, только в бундесвере в 1973 году было зарегистрировано более 3 тыс. уклонений от исполнения воинской обязанности, а среди призывников число отказавшихся служить в армии составляет 34 тыс. человек. Несмотря на принятые меры, число дисциплинарных проступков не сокращается. Отдельные солдаты срочной службы в знак протеста против бесчеловечного обращения с ними кончают жизнь самоубийством. Так, министерство обороны ФРГ под давлением общественности вынуждено было публично признать, что число попыток к самоубийству в 1974 году в бундесвере достигло 815, что в полтора раза больше, чем в 1970 году.
Не снижается также количество случаев дезертирства, самовольных отлучек, случаев неповиновения командирам, потери боевого оружия, употребления алкоголя и наркотиков, а также других дисциплинарных проступков.
Все это вызывает большую озабоченность у правящих кругов империалистических государств и у военного командования НАТО.
Поэтому не случайно в странах — участницах этого агрессивного блока в последние годы предпринимаются различные меры по укреплению своих вооружённых сил, в том числе и по совершенствованию системы их комплектования личным составом. Иностранные специалисты считают, что решение этой проблемы во многом будет способствовать повышению морального состояния и боеспособности вооружённых сил НАТО в целом.