Зарубежные военные специалисты считают, что с появлением ракетно-ядерного оружия, обладающего огромной paзpyшительной силой и практически неограниченным радиусом действия, а также в связи с накоплением его в больших количествах создалась возможность для разрушения жизненно важных экономических районов и административно-политических центров на любой глубине территории противника. Западногерманский теоретик Хампе в книге «Стратегия гражданской обороны» по этому поводу говорит: «В войне с применением ракетно-ядерного оружия в короткие сроки могут быть опустошены обширные районы и выведены из строя на сравнительно длительное время многие крупные промышленные предприятия, в результате чего будут уничтожены жизненно важные звенья в системе производства. Полностью могут быть парализованы транспорт и энергетика».
Таким образом, экономика в современной воине становится объектом непосредственного воздействия вооруженных сил, а её уничтожение является очной из важнейших стратегических целей войны.
Острота проблемы выживания экономики, по мнению зарубежных специалистов, усугубляется тем, что в современной войне значительно возрастет зависимость хода и исхода вооруженной борьбы от состояния экономики, её способности осуществлять материально-техническое обеспечение вооруженных сил, от способности населения продолжать производственную деятельность в ходе войны. В силу этих обстоятельств обеспечение выживания экономики в современной войне приобретает значение самостоятельной стратегической задачи. Разработка мероприятий по защите экономики и подготовке необходимых сил и средств становится важнейшим элементом стратегического планирования.
Сущность проблемы обеспечения выживания экономики, как отмечается в американской печати, заключается в том, чтобы сделать её способной выстоять под массированными ядерными ударами противника и удовлетворить в военное время материальные нужды вооруженных сил и государства в целом.
Главную роль в защите экономического тыла страны американские специалисты отводят активным средствам, то есть стратегическим наступательным и оборонительным силам, которые, как они полагают, должны в значительной мере воспрепятствовать действиям противника по подрыву экономики. Вместе с тем считается, что стратегические наступательные и оборонительные силы, какими бы мощными они ни были, самостоятельно выполнить задачу по защите экономического тыла страны в современной войне не смогут. Поэтому в обеспечении выживания экономики наряду с активными средствами важная роль будет принадлежать так называемым пассивным, или невоенным средствам, и прежде всего гражданской обороне (в США официально нет термина «гражданская оборона» — в настоящее время
под ним понимается «система гражданской готовности»).
Мартин и Лэтем — авторы книги «Стратегия выживания», вышедшей в США. по этому поводу заявляют, что «при нынешней мировой ситуации военная оборона составляет важнейшую основу национальной безопасности. Однако бесспорен и тот факт, что военная сила не способна самостоятельно обеспечить, сохранение национальных ресурсов США. Стратегическое авиационное командование и противоракетная оборона являются лишь мечом, сдерживающей силой, но не являются эффективным щитом экономического потенциала США». Авторы подчеркивают, что самым надежным щитом американской экономики может быть эффективная гражданская оборона, хотя её и принято считать пассивным средством защиты.
Проблема обеспечения выживания экономики США в современной войне имеет общегосударственное значение, поэтому и решается она в США на федеральном уровне на основе законов о гражданской обороне, национальной безопасности, накоплении стратегических ресурсов и других законов.
Организацией всех мероприятий по подготовке экономики к войне в США занималось управление мобилизационной готовности, подчинявшееся непосредственно президенту. После упразднения в 1973 году этого государственного органа некоторые функции управления мобилизационной готовности были возложены на министра обороны, наделенного федеральными полномочиями по гражданской обороне, в непосредственном подчинении которого находится федеральное управление гражданской готовности.
В системе мероприятий по повышению живучести экономики особая роль отводится организации научных исследований для изыскания наиболее эффективных путей решения этой сложной проблемы. С этой целью в Национальной академии наук США создан и действует консультативный комитет по проблемам гражданской обороны. В последние годы академией наук совместно с национальным центром оценки ресурсов и национальной плановой ассоциацией проведен ряд симпозиумов, посвященных тщательному изучению вопросов обеспечения устойчивой работы наиболее важных отраслей экономики, энергетики, транспорта, сельскохозяйственного производства и других.
Научные исследования в этой области в США получили весьма широкий размах. Это видно из того, что к работе над вопросами повышения живучести отраслей экономики привлечено около 300 различных учреждений. К ним относятся институты и вычислительные центры многих университетов и колледжей, в большинстве из них созданы специальные отделы и лаборатории.
Результаты важнейшних исследований рассматриваются, оцениваются и намечаются к практическому использованию с учетом заключений Национальной академии наук США и её институтов.
Большой объём научных исследований по вопросам обеспечения выживания экономики проводится в системе национального центра оценки ресурсов. По данным американской печати, самим этим центром и по его заданиям была произведена оценка уязвимости систем энергетики, транспорта и связи, а также важнейших отраслей промышленности (нефтеперерабатывающей, газовой, химической, сталелитейной). Результаты этих работ используются во всех исследованиях и экономических разработках по вопросам снижения ущерба и восстановления производства в условиях военного времени.
Следует подчеркнуть, что в этой работе непосредственное участие принимает вычислительный центр управления гражданской готовности, который осуществляет обработку информационных материалов о состоянии отраслей американской экономики применительно к требованиям гражданской обороны. В результате этой работы в США созданы и постоянно совершенствуются экономические модели и программы, которые используются для изучения структуры экономики, выработки наиболее рациональных решений по развитию её отраслей с учётом требовании, вытекающих из характера современной войны, а также для выработки возможных вариантов восстановления её после ядерных ударов с наиболее эффективным использованием оставшихся ресурсов и рабочей силы.
В разработке вопросов живучести экономики участвуют также многие корпорации, фирмы и почти все министерства.
Сфера деятельности министерств по обеспечению выживания экономики определяется указаниями президента США. Так, на министерство внутренних дел США возложено руководство по вопросам повышения живучести экономики в таких отраслях, как добыча полезных ископаемых, в том числе угля, нефти, газа, а также производство электроэнергии и т. д. Министерство сельского хозяйства несёт ответственность за выполнение программы создания государственных запасов продовольствия, за устойчивую работу предприятий пищевой промышленности и по производству сельскохозяйственного оборудования и удобрений.
Министерство здравоохранения, образования и социального обеспечения ответственно за выполнение планов создания запасов медицинского имущества, а также за обеспечение бесперебойного водоснабжения в стране. Министерство торговли отвечает за устойчивую работу предприятий обрабатывающей промышленности и транспорта. На министерство труда возложена ответственность за обеспечение промышленных фирм и корпораций рабочей силой. Финансовое агентство жилищного строительства должно обеспечивать население в военное время жилым фондом.
Каждое министерство и ведомство планирует свои мероприятия по повышению устойчивости работы отрасли экономики, согласуя их с планами и мероприятиями управления гражданской готовности. Представители федеральных ведомств в штатах, округах гражданской готовности и муниципалитетах решают эти вопросы в тесном контакте со своими местными коллегами и органами гражданской готовности.
В числе практических мероприятий по обеспечению выживания экономики одним из наиболее эффективных считается рассредоточенное размещение промышленности на обширной территории, особенно наиболее крупных предприятий, имеющих важное военное значение, а также объектов энергетики, транспорта и связи. Необходимость этой меры обусловлена высокой степенью концентрации промышленного производства как в США, так и в других странах НАТО.
По данным американской печати, в США более 70% промышленных объектов и 42% населения сосредоточены в 50 крупных городах. Большая часть промышленных предприятий находится в северо-восточной части страны и в приозерном районе, где производится 80% черного металла и 2/3 электроэнергии. Основная масса авиационной промышленности располагается всею лишь в пяти районах.
Такое же положение и в странах Западной Европы; в ФРГ, например, по данным статистики, большая часть металлургической, химической и военной промышленности сконцентрирована в Рурском промышленном районе. Этот район занимает всего 7% территории ФРГ, но в нём добывается около 98% каменного угля, производится 85% стали, 84% проката и свыше 60% электроэнергии.
Столь чрезмерная концентрация производства в отдельных индустриальных районах и центрах делает, по мнению западных специалистов, экономический потенциал США и европейских стран НАТО весьма уязвимым от современных средств поражения. Так, например, правительство США уже в начале 50-х годов приступило к последовательному осуществлению мер по рассредоточению промышленности. Известно, что еще в 1948 году президент США дал указание вести промышленное строительство только в городах с населением, не превышающим 50 тыс. человек, а промышленные предприятия размещать не ближе 5—10 км одно от другого.
В 1956 году вопрос о защите промышленных предприятий был обсужден в конгрессе США. В принятых рекомендациях по этому вопросу предусматривались меры по воспрепятствованию дальнейшей концентрации промышленности и её географическому рассредоточению. На основе этих рекомендаций конгресса президент США вменил в обязанность министерствам и ведомствам способствовать размещению промышленных предприятии в малоосвоенных в хозяйственном отношении районах и вести борьбу с чрезмерной концентрацией производства в индустриально развитых районах.
В целях более рассредоточенного размещения производительных сил правительственные органы США и других капиталистических стран широко практикуют экономические методы стимулирования, чтобы заинтересовать частных предпринимателей и монополии в промышленном освоении новых районов. Предусматривается, например, выдача частным предпринимателям субсидий, предоставление налоговых льгот, сокращение амортизационных сроков, оказание помощи в подготовке кадров, необходимых для вновь строящихся промышленных предприятий в осваиваемых районах. За счёт государства оплачиваются также и расходы на создание в этих районах инфраструктуры.
Несмотря на все чти мероприятия, США и другие капиталистическим государствам достигнуть сколько-нибудь ощутимых результатов в деле рассредоточения промышленности не удается. В погоне за высокими прибылями частные предприниматели и монополии весьма неохотно идут на строительство предприятий в новых, малоосвоенных районах и стремятся размещать их главным образом там, где больше возможностей для получения высоких прибылей благодаря наличию резервной рабочей силы, научно-технических кадров, потребителей готовой продукции, поставщиков сырья и материалов.
Главнейшими в обеспечении выживания экономики считаются мероприятия по сохранению рабочей силы. Мартин и Лэтем в своей книге «Стратегия выживания» прямо говорят, что без людей, которые работают на фабриках и заводах, промышленный потенциал страны равен нулю. Поэтому в планах подготовки промышленных предприятий, фирм и корпораций на случай войны особое внимание уделяется строительству противоатомных убежищ и противорадиационных укрытий для защиты персонала предприятий и сотрудников государственных учреждений.
Важной мерой повышения живучести экономики в современной воине считается дублирование производства. Западные специалисты подчеркивают, что в условиях, когда стало возможным нанесение массированных ядерных ударов, было бы непростительно ориентироваться на существование заводов-уникумов. Выход из строя некоторых таких предприятий может не только пагубно отразиться на выпуске того или иного вида продукции, но и привести к нарушению всего военного производства. Поэтому необходимо, чтобы производство важных видов продукции, особенно имеющих военное значение, велось на нескольких заводах, размещенные в разных районах страны. Для этого предусматривается заблаговременно создавать предприятия-дублеры. Тогда в случае вывода из строя одних предприятий производство важной продукции будут осуществлять другие.
Особая роль в обеспечении выживания экономики в капиталистических государствах отводится заблаговременному созданию запасов материальных ресурсов и их рациональному размещению на территории государства. Поскольку экономический потенциал любого государства стал объектом непосредственного воздействия ракетно-ядерного оружия, считается, что текущее производство в ходе войны всего необходимого для экономического обеспечения вооруженной борьбы будет связано с большими трудностями и на некоторое время будет даже невозможным. В такой обстановке возрастает значение материальных резервов. Хампе по этому поводу пишет: «Заблаговременное создание запасов издавна являлось одним из важнейших средств для преодоления кризисных ситуаций. Если не будет проявлено необходимой заботы о создании запасов, то все мероприятия гражданской обороны по обеспечению выживания экономики не будут достаточно эффективны».
Зарубежные специалисты не только подчёркивают важность и необходимость создания материальных резервов, но и проводят определенные мероприятия в этой области.
По свидетельству западной печати, в США и ФРГ программа создания запасов осуществляется с начала 50-х годов. Для обеспечения устойчивой работы промышленных предприятий и транспорта подготавливаются значительные энергетические мощности, создается крупный резерв станочного парка и оборудования. В США этот резерв на некоторых предприятиях военного значения составляет до 50% действующих мощностей. Создаются большие запасы стратегического сырья, строительных и ремонтных материалов, которые могут потребоваться для проведения восстановительных работ.
Буржуазные специалисты подчеркивают, однако, что материальные резервы должны быть надежно укрыты и сохранены. Лучше всего их размещать под землёй. В настоящее время в капиталистических странах широко ведется подземное строительство. В США, например, в последние годы проведено обследование подземных полостей для использования их в промышленных и военных целях. В результате этого обследования были выявлены и учтены все пригодные пещеры, шахты, рудники, туннели и горные выработки общей площадью около 62 млн. кв.м.
В результате обследования были сделаны выводы, что наиболее приемлемыми для подземного размещения промышленных объектов являются известковые и соляные выработки, поскольку они обычно сухие, не загазованы, имеют прочную кровлю и находятся, как правило, вблизи крупных административно-промышленных центров.
Таким образом, в США и других развитых капиталистических странах уделяется большое внимание подземному размещению предприятий и материальных резервов как эффективному способу обеспечения живучести экономики. В США, ФРГ и Великобритании строятся подземные заводы, электростанции, резервуары для хранения нефтепродуктов и воды, склады для стратегических материалов и продовольствия, железные дороги. Западные специалисты считают, что под землёй наиболее целесообразно размещать предприятия точного и среднего машиностроения, электростанции, химические заводы, склады сырья и готовой продукции. Что же касается заводов тяжелого машиностроения и предприятий металлургической промышленности, то строить их под землей считается нецелесообразным ввиду чрезвычайно высокой стоимости.
Подземные газохранилища сооружаются преимущественно в соляных породах, а нефтехранилища — в гранитных, известковых и сланцевых с пролетами сооружений в 15—25 м. Анализируя опыт строительства, специалисты считают, что в скальных породах можно возводить подземные нефтехранилища емкостью свыше 20 000 кубометров без облицовки стен, поэтому стоимость их сооружения и эксплуатации в этих условиях значительно меньше, чем в наземных.
Выше уже говорилось, что в США в последнее время тщательно исследуются возможные последствия воздействия ядерного оружия на основные отрасли экономики и ведутся интенсивные работы по изысканию наиболее эффективных мер в целях повышения их устойчивости. К основным отраслям экономики американские специалисты относят нефтегазовую, металлургическую и пищевую, а также электроэнергетические системы, транспорт и связь.
Нефтегазовая промышленность относится к числу наиболее уязвимых. Это обусловлено рядом причин, и прежде всего высокой концентрацией предприятий этой отрасли. В США насчитывается свыше 300 нефтеперерабатывающих предприятии производительностью более 2 млн. т. нефтепродуктов в сутки. Большая часть их расположена в 10-12 районах, что создает угрозу быстрого вывода из строя в случае ядерной войны. Основные 105 нефтеперерабатывающих предприятий, на долю которых приходится почти 80% переработанной нефти, принадлежат 16 американским компаниям. Высокая уязвимость нефтегазовой промышленности объясняется также размещением её объектов вблизи крупнейших административно-промышленных центров, открытым расположением важнейших установок, агрегатов, трубопроводов и сложностью технологического процесса переработки, требующего поддержания определённого температурного режима.
Способность экономики обеспечить потребности современной войны во многом зависит от того, в каком состоянии после ядерных ударов окажется энергетика. При нынешнем уровне энерговооруженности промышленных объектов экономики и хозяйства страны в целом при нарушении энергоснабжения могут быть парализованы целые отрасли экономики, прекратят работу многие виды транспорта, нарушится связь и водоснабжение. Поэтому при проведении мероприятии по повышению устойчивости работы отраслей экономики в США, ФРГ и других индустриально развитых капиталистических странах особое внимание обращается на обеспечение выживания энергетики.
Так, в составе министерства внутренних дел США было создано специальное управление. Оно исследует уязвимость систем энергоснабжения страны, разрабатывает мероприятия по повышению их устойчивости, создаёт и распределяет запасы важнейшего оборудования, уникальной аппаратуры и материалов, необходимых для обеспечения деятельности и восстановления энергосистем после нанесения по ним ударов противника.
В капиталистических странах решающая роль в обеспечении выживания экономики в целом отводится транспорту. Живучесть его особенно важна в период после нападения, когда может потребоваться манёвр сохранившимися ресурсами для использования их в различных районах страны. Считается, что для оперативного и централизованного руководства транспортом в военное время над всеми его видами должен осуществляться полный государственный контроль.
В США с этой целью была даже изменена организационная структура органов управления транспортом на военное время. По решению правительства были созданы министерство транспорта и межштатная транспортная комиссия, которым было поручено заниматься подготовкой транспорта для работы в условиях войны.
Эти федеральные органы разработали планы защиты и восстановления средств транспорта, складского хозяйства, погрузочно-разгрузочных станции, портов, причалов, аэродромов и других транспортных объектов, а также подготовлены руководства по обеспечению непрерывности управления транспортом, защите важнейшей документации, рассредоточении транспорта, организации взаимодействия между различными транспортными компаниями.
Необходимым условием обеспечения живучести всех отраслей экономики является организация надежного управления экономикой в военное время. С этой целью в США, ФРГ и других капиталистических странах подготавливаются дублирующие органы и резервы кадров, предусматривается преемственность и автономность управления, создаются подземные пункты управления, обеспеченные связью.
Таким образом, в индустриально развитых капиталистических государствах в последние годы заметно повысилось внимание к вопросам повышения устойчивости экономики в современной войне. Этот фактор рассматривается в западных странах как одно из важнейших условий осуществления агрессивных замыслов империализма.